Динамика уровня жизни в Республике Беларусь
Важнейшим направлением государственной политики в нашей стране является дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения. Государство в своей деятельности ориентировано, прежде всего, на обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, на преодоление малообеспеченности, на недопущение проявлений социальной несправедливости и социального напряжения в обществе. Для анализа уровня жизни в Республике Беларусь необходимо изучить динамику его показателей.
Первый показатель, который широко используется на общемировом уровне – это объём ВВП на душу населения. Он отображает обеспеченность граждан благами и услугами.(приложение А, рисунок А.1)
ВВП – один из важнейших показателей экономического развития страны, но анализировать причины его роста следует довольно внимательно, так как вариантов появления положительной динамики довольно много. В нашей стране рост ВВП обеспечивается в основном высокими темпами инфляции.
С 2004 по 2008 года наблюдались довольно высокие темпы роста показателя – среднегодовые темпы прироста ВВП составили 9,9%. В 2009 году был серьезный спад темпов роста ВВП и в результате его прирост по отношению к предыдущему году составил всего 0,2%. Причиной этого резкого спада является мировой финансово-экономический кризис, который оказал отрицательное влияние на социально-экономическое развития страны, обусловив замедление темпов роста ВВП и заработной платы населения. К концу 2009 года удалось приостановить кризисные процессы и в целом по экономике обеспечить прирост ВВП.
Согласно программе социально-экономического развития на пятилетку (2011–2015 гг.), рост ВВП прогнозировался на уровне 62-68%, в том числе средний ежегодный рост – более чем на 10%. Однако фактические темпы оказались намного ниже. Так, в 2011 году ВВП Беларуси вырос на 5,5%, в 2012 – на 1,7%, а в 2013 и 2014 годах рост ВВП Беларуси был зафиксирован на уровне 0,9%.
Также следует помнить об основных предназначениях ВВП – для конечного потребления, накопления и чистого экспорта. Несмотря на положительный рост ВВП за последние 10 лет, следует учесть, что работа «на слад» чревата тем, что через некоторое время товар придется распродавать, понижая цены. И получится, что в краткосрочной перспективе ВВП вырос, а в долгосрочной – будет убыток.
Доходы играют очень важную роль в жизни каждого человека, потому что являются непосредственным источником удовлетворения его неограниченных потребностей. Заработная плата – их основной источник. Но нередко её величина не достаточна для соблюдения даже самых необходимых условий существования людей. Поэтому возникает необходимость для государства регулировать заработную плату, а для населения искать другие источники доходов.
Нередко доходы большей части населения бывают очень низкими по сравнению с доходами незначительной части населения. В связи с этим возникает социальная напряжённость в обществе, о преодолении которой также приходится заботиться государству. Чем больше доходы, тем выше спрос на продукцию и услуги, производимые различными отраслями, тем выше качество продукции (так как возникает мотив для достижения лучших конечных результатов), её конкурентоспособность, выше эффективность производства, значит, лучше экономическая ситуация в стране. Таким образом, доходы населения и источники их формирования заслуживают пристального внимания, а все проблемы, с ними связанные, требуют скорейшего разрешения.
Денежные доходы населения включают оплату труда, доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии и другие трансферты населению), доходы от собственности (проценты по депозитам, дивиденды и прочие доходы от собственности), прочие доходы (поступления от продажи продукции сельского хозяйства и прочие поступления).
Чтобы оценить уровень доходов в экономике применяют понятия номинального, располагаемого и реального доходов.
Номинальный доход – это вся сумма денежного дохода, не зависящая от налогообложения и уровня цен.
Располагаемый доход – это номинальный доход за вычетом налогов и других обязательных платежей, то есть средства, используемые населением на потребление и сбережение.
Реальный доход – это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на располагаемый доход.
Реальный доход населения можно определить как разницу между номинальным доходом и всеми налоговыми и обязательными платежами, скорректированную на индекс потребительских цен за определенный анализируемый период.
Чтобы оценить благосостояние населения используют данные о совокупных доходах всего населения, семьи, отдельного человека. Рост совокупных доходов при неизменных ценах и налогах указывает на тот факт, что возможности населения для удовлетворения своих потребностей возросли.
Динамика реального дохода населения Республики Беларусь за 2005–2014гг. в процентах по отношению к предыдущему году представлена в приложении А, рисунок А.2.
В 2009 году реальные денежные доходы населения Беларуси возросли на 3,7% по отношению к предыдущему году, тогда как в 2008 они возросли на 11, 8%. Такой спад в уровне денежных доходов не мог не отразиться на покупательной способности населения и уровне заработной платы. Следует также отметить, что в 2007–2008 годах произошёл рост темпов инфляции в Беларуси, а в 2009–2010 годах наблюдалось снова снижение.
В 2010 году в целом наблюдалось некоторое восстановление экономики после кризиса и увеличение реальных денежных доходов населения. Рост заработной платы на фоне снижения ставки рефинансирования (с 13,5% до 10,5%) в 2010 году привел к опережающему росту внутреннего потребления, который в 2010 году стал главным фактором высоких темпов экономического роста Республики Беларусь.
В 2011 году наблюдался фактически спад уровня доходов населения Республики Беларусь (на 1,1%). Страна пережила валютный кризис и почти трехкратную девальвацию белорусского рубля. На протяжении года были проведены две официальные девальвации курса – в мае и в сентябре. В результате кризиса реальные доходы населения сократились из-за высоких темпов инфляции.
В 2012 году в республике сохранены позитивные тенденции: по сравнению с 2011 годом отмечен рост денежных доходов населения на 21,5. Инфляция в Беларуси в 2012 году вписалась в запланированные властями прогнозные показатели, согласно которым цены в стране не должны были превысить 22%–по итогам года инфляция составила 21,8%.
И 2014 годы Беларусь завершила стабильно. Удалось главное – повысить благосостояние граждан. Реальные располагаемые денежные доходы населения выросли, продолжился рост заработной платы в стране. Однако нужно отметить, что на сегодняшний день политика государства в области повышения заработных плат основывается приоритетно на превышении темпов роста производительности труда над темпами роста заработной платы.
Потребительские расходы – это часть национального продукта; общие расходы домохозяйств на потребительские услуги и товары длительного и кратковременного пользования, произведенные внутри страны и импортированные из-за границы.
Значительную часть в общем числе расходов населения составляют расходы на питание (39,9%–46%) и непродовольственные товары (29,8%–38,9%). Отметим, что на оплату услуг население выделяет почти пятую часть своих расходов, а на алкогольную продукцию – от 2,2% до 2,6%.
По мере роста доходов расходы на питание в абсолютной величине увеличиваются, но уменьшается их удельный вес. Это не означает, что более обеспеченные люди едят больше (ведь существуют физиологические границы), они просто питаются лучше (больше мяса, рыбы, фруктов), приобретают более качественные товары. Более или менее постоянные расходы на жилье, расходы на одежду, отдых, развлечения растут быстрее роста доходов, их удельный вес быстро увеличивается.
В реальной жизни нет ни отдельных людей, ни семей, которые тратили бы свои деньги одинаковым образом, поэтому в экономической теории используется так называемая качественная модель поведения – это усредненная модель расходов людей с различными уровнями доходов, построенная на основе исследований бюджетов семей. Эти модели называются законами Энгеля, по имени немецкого статистика Эрнста Энгеля (1821-1896).
Факт снижения в структуре расходов населения удельного веса расходов на питание свидетельствует о повышении уровня жизни населения Беларуси. Эту закономерность подтверждает закон Энгеля, согласно которому поведение потребителей связано с размером получаемого ими дохода, и по мере роста доходов потребление населением благ возрастает непропорционально. Расходы на питание возрастают в меньшей степени, чем расходы на предметы длительного пользования, путешествия или сбережения. А структура потребления продуктов питания изменяется в сторону более качественных продуктов. Рост доходов приводит к увеличению доли сбережений и потреблению высококачественных товаров и услуг при сокращении низкокачественных.
Этой позитивной тенденции в изменении структуры потребительских расходов – снижению доли затрат на питание – способствовал «опережающий рост денежных доходов по сравнению с ростом цен на основные продовольственные товары».
Очень важное значение в рамках социально ориентированной рыночной экономики Республики Беларусь имеет поддержание приемлемого уровня жизни таких малообеспеченных и социально незащищенных групп населения, как пенсионеры, студенты, инвалиды, женщины, находящиеся в отпусках по уходу за детьми и другим гражданам. Система налогообложения позволяет государству сосредоточить в своих руках финансовые средства и направить их на решение социальных задач.
Социальное обеспечение – форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.
Социальные трансферты – это денежные или натуральные (в виде услуг или товаров) выплаты, осуществляемые обществом без получения какого-либо эквивалента взамен.
Цель выплаты социальных трансфертов – социальная защита и повышение качества жизни населения, а также развития человеческого потенциала страны.
Типичными примерами являются пенсии, пособия, стипендии, другие выплаты и услуги из средств социальных фондов или иных источников.
Источниками средств для выплаты социальных трансфертов являются республиканский и местный бюджеты, внебюджетные фонды социального страхования, средства общественных организаций.
В философии существуют сферы производства вещей и идей, т.е. материальная и духовная сферы общества. Эти сферы наполняют нашу жизнь комфортом, удовольствиями, делают ее гармоничной в условиях стабильно развивающейся общественной системы. Или же, наоборот: в условиях падения уровня экономики, инфляции и безработицы делают ее малопривлекательной для большинства людей. Кроме этих сфер жизни общества мы говорим и о социальной. Социальная сфера жизни общества связана с удовлетворением потребностей человека в жилье, пище, одежде, образовании, поддержании здоровья (медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение). Человек должен удовлетворять 5 видов потребностей. А. Маслоу выделил 5 категорий потребностей человека. К этому числу социальных потребностей также можно отнести защиту от опасных для жизни природных явлений: землетрясений, наводнений, пожаров, бурь и др. Социальная сфера теснейшим образом связана с благосостоянием общества и личности.
Социальная политика государства представляет собой комплекс мер, направленных на обеспечение условий для удовлетворения потребностей, повышение благосостояния и создание системы социальных гарантий. Поскольку в любом обществе конечной целью производства является удовлетворение потребностей людей, обеспечение определенного уровня потребления населения — основная цель социальной политики. Следует учитывать, что в обществе есть люди, нуждающиеся в поддержке государства, т.е. те, кто не имеет факторов производства (нетрудоспособные — дети, люди преклонного возраста, инвалиды и неимущие) и не может применять свой труд (безработные).
В период с 2005 по 2010 года в республике был обеспечен положительный рост трансфертных выплат. Особенно активно увеличивались выплаты в 2006 и 2010 годах. Их рост в эти периоды в реальном выражении составлял более 20% и 60% соответственно. (приложение А, рисунок А.3)
Социальные выплаты составляют существенную долю в структуре доходов населения Беларуси, они занимают в основном около 20% всей суммы дохода.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что одной из самых важных задач государства в Республике Беларусь является развитие социальной сферы и надежное и стабильное обеспечение безопасности граждан.
В настоящее время в стране действует эффективная система мер экономической поддержки семей, воспитывающих детей. Во многом благодаря ей достигнуты самые высокие показатели рождаемости за последние 20 лет. Так, если в 1995 году родилось 101,1 тыс. детей, то в 2014 году – 118 тыс. детей. Суммарный коэффициент рождаемости вырос с 1,38 в 1995 году до 1,67 в 2014 году. При этом более половины рожденных (52,6 процента) – это вторые и последующие дети.
Уровень потребления членов общества определяется такими факторами, как размер семьи, соотношение количества работающих и иждивенцев в семье, состояние здоровья, географические и климатические условия и т.д. При этом в условиях рыночной экономики инфляция, кризисы ведут к увеличению безработицы и падению уровня жизни населения. Целями социальной политики являются нейтрализация негативных последствий рыночной экономики и обеспечение благоприятных условий жизни для всех членов общества. На обеспечение эффективной занятости населения, повышение трудоспособным населением своего благосостояния за счет труда, регулирование доходов должна быть направлена деятельность государства. Государство создает условия и для роста уровня жизни, повышения доходов малоимущих членов общества, пособий по безработице и многодетным семьям.
Социальное обеспечение оказывает также решающее воздействие на состояние и перспективы медицины, защиту экономики от возможного кризиса и является важным средством повышения благосостояния нации. Повышение качества жизни способно отсрочить и сократить необходимые расходы на здравоохранение за счет вложения средств в очистку воздуха, воды, продуктов, создание удобных режимов труда.
Жилищный фонд – совокупность всех жилых помещений Республики Беларусь независимо от форм собственности, расположенных на определенной территории, включающая жилые помещения общего типа, помещения социального пользования, служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения специального служебного жилищного фонда, специальные жилые помещения, жилые помещения коммерческого использования и другие жилые помещения. В состав жилищного фонда не включаются: дачные и садовые дома; номера в санаториях, профилакториях, домах отдыха, кемпингах, гостиницах; помещения, предназначенные для проживания, но не завершенные строительством; передвижные объекты.
Жилищный фонд состоит из государственного и частного жилищных фондов.
Государственный жилищный фонд включает в себя:
- республиканский жилищный фонд – часть жилищного фонда, находящуюся в республиканской собственности (собственность Республики Беларусь);
- коммунальный жилищный фонд – часть жилищного фонда, находящуюся в коммунальной собственности (собственность административно-территориальных единиц).
Частный жилищный фонд включает в себя:
- жилищный фонд граждан – часть жилищного фонда, находящуюся в
- собственности граждан;
- жилищный фонд организаций негосударственной формы собственности – часть жилищного фонда, находящуюся в собственности организаций негосударственной формы собственности;
- смешанный жилищный фонд – часть жилищного фонда, находящуюся в собственности организаций смешанной формы собственности без иностранного и с иностранным участием.
Важной государственной задачей является обеспечение сохранности жилищного фонда, увеличение срока его службы, повышение уровня благоустройства жилых домов. В решении этой задачи активное участие принимают общественные организации и граждане.Жилищно-эксплуатационные организации обеспечивают сохранностьжилищного фонда и надлежащее его использование, высокий уровень обслуживания граждан, а также контролируют соблюдение гражданами правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома придомовой территории.Жилищный фонд Беларуси растет из года в год. Так, по состоянию на 2014 год по сравнению с 2004 годом он увеличился на 11,7% и превысил 247 миллиона квадратных метров общей площади. (приложение А, рисунок А.4).
Что касается обслуживания жилфонда, то в настоящее время в Беларуси существует государственная монополия на управление жилищным фондом.
При этом в переходный к рыночной экономике период, вследствие снижения финансирования расходов на капитальный ремонт и реконструкцию состояние жилищного фонда, в республике планируется довести долю жилфонда, обслуживаемого на конкурсной основе, до 100% путем создания частных компаний. С этой целью в Беларуси будут активно создаваться товарищества собственников, а также специализированные расчетные центры для сбора платежей за оказываемые жилищно-коммунальные услуги. К 2016 году также планируется завершить в основном перевод жилищно-коммунального хозяйства Беларуси на режим безубыточной работы с учетом перехода на полную оплату населением затрат на содержание и ремонт жилых помещений.
Ввод в эксплуатацию общей площади жилых домов включает общую площадь квартир жилых домов, общежитий и жилых помещений в других строениях, предназначенных для проживания граждан и подлежащих включению в состав жилищного фонда после приемки их в эксплуатацию. (приложение А, рисунок А.5)
Для более точного определения уровня благосостояния населения необходимо учитывать не только финансовые поступления гражданам в виде заработной платы или социальных выплат, но и предоставление им ряда льгот, а также субсидирование государством некоторых расходов населения. К таким субсидиям относятся: частичное покрытие стоимости поездки на общественном транспорте, стоимости услуг ЖКХ (население оплачивало около 30%), льготное кредитование в сфере жилищного строительства, регулирование цен на некоторые виды социально-значимых товаров и другие.
Проведение такой социальной политики, с одной стороны, создавало дополнительную нагрузку на бюджет и торговый баланс, а с другой – стимулировало рост инвестиций и потребления. Так, например, в 2014 году по отношению к 2005 объемы ввода в действие жилых домов возросли в 1,46 раза.
Активное строительство жилья было возможно как за счет роста доходов населения, так и в результате привлечения льготных кредитов. Доля льготных кредитов на строительство жилья в общем объеме таких кредитов в последние годы превышала 80%.
Не последнюю роль играют и непосредственные условия проживания. Люди имеют потребность не только в самом месте проживания, но также в том, чтобы это место было комфортным. Что касается благоустроенности жилья, то в городах практически полная обеспеченность всем необходимым: водопроводом, электричеством, газом, отоплением, телефонной связью. Что же касается сельских населенных пунктов, то единственное, чего там, действительно, в достатке – это газ. Газом в 2011 году было обеспечено 92% сельских домов и ещё 4% были обеспечены напольными электроплитами. Но при этом центральное отопление имеется лишь в 58% жилых домов, водопровод в 72%, горячее водоснабжение в 42%, ванные в 59%, телефоны в 73 домах из ста, в то время как в городах на сто семей приходится 105 телефонов. Если ещё добавить плохое сообщение с городами, плохие дороги, отсутствие магазинов, культурных заведений и низкие доходы, то причины миграции сельских жителей в города будут очевидны.
Оценку уровню жизни через качество населения можно дать также с помощью показателей уровня образования. Уже давно бытует мнение, что советское образование было самым лучшим в мире. Но даже после распада этой империи, отдельные её республики продолжают поддерживать этот уровень. Беларусь имеет развитую систему образования, которая обеспечивает подготовку широкого круга специалистов, готовых эффективно работать в современном мире. Уровень грамотности населения в Беларуси один из самых высоких в мире и составляет 99,7% среди взрослого населения и 99,8% - среди молодежи.
Повышение уровня образования существенно влияет на качество человеческого капитала – основного фактора приумножения богатства общества, определяя рост общественной производительности труда. Уровень образования характеризует накопленный образовательный, трудовой, научный, интеллектуальный и творческий потенциал, составляя фонд совокупных знаний и умений, т.е. «духовное богатство» общества. Это качество передается от поколения к поколению и представляет собой важную предпосылку как развития самого человека, так и роста эффективности воспроизводственного процесса в целом.
Высшее образование – уровень основного образования, направленный на
развитие личности студента, курсанта, слушателя, их интеллектуальных и творческих способностей, получение ими специальной теоретической и практической подготовки, завершающийся присвоением квалификации специалиста с высшим образованием, степени магистра.
Высшее образование подразделяется на две ступени. На первой ступени высшего образования обеспечивается подготовка специалистов, обладающих фундаментальными и специальными знаниями, умениями и навыками, с присвоением квалификации специалиста с высшим образованием, на второй (магистратура) – обеспечиваются углубленная подготовка специалиста, формирование знаний, умений и навыков научно-педагогической и научно-исследовательской работы с присвоением степени магистра.
Численность студентов – численность лиц, осваивающих образовательные программы высшего образования I ступени. Численность лиц, осваивающих образовательные программы высшего образования II ступени (магистратура), в общую численность студентов не включена.
В Беларуси соотношение студентов к общей численности населения одно из самых высоких в Европе. Высшее образование в республике является престижным и доступным. Профессиональную и научную подготовку студентов осуществляют как государственные, так и частные высшие учебные заведения различных типов.
Поступая в высшее учебное заведение, будущий студент выбирает форму обучения, которая может быть дневной, вечерней либо заочной.
Программа подготовки в высших учебных заведениях республики рассчитана в основном на 5 лет. Студенты дневной формы обучения, которые занимаются успешно, получают стипендию. Все выпускники высших учебных заведений различных форм собственности получают диплом государственного образца.
В Беларуси все учреждения высшего образования, как государственные, так и частные, подчиняются Министерству образования.
Таким образом, (приложение А, рисунок А.6) мы видим, что численность студентов на 10 тысяч населения, обучающихся в высших учебных заведениях, находится на достаточно высоком уровне.
В 2012/13 учебном году в стране насчитывалось 54 высших учебных заведения (45 государственных и 9 частных), где обучалось 428,4 тыс. студентов, в том числе 209,3 тыс. на дневной форме обучения, 0,9 тыс. на вечерней и 218,3 тыс. на заочной. Более половины (30) вузов находится в Минске; в столице обучается и более половины студентов (223,9 тыс.).
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении – число лет, которое в среднем предстоит прожить одному человеку из поколения родившихся при условии, что на протяжении всей жизни этого поколения уровень смертности в каждом возрасте останется таким, как в данный период времени.
Ожидаемая продолжительность жизни является наиболее адекватной обобщающей характеристикой современного уровня смертности во всех возрастах. Показатель ожидаемой продолжительности жизни получается на основании таблиц смертности (дожития), которые представляют собой упорядоченную последовательность величин, показывающих, как некоторое поколение родившихся постепенно уменьшалось бы при переходе от младших возрастов к старшим под влиянием существующего уровня смертности. (приложение А, рисунок А.7).
В 2014 году по сравнению с 2005 годом продолжительность жизни населения Беларуси возросла на 4,4 года, что составило 6%, в том числе у женщин соответственно на 3,3 года и 4%, у мужчин – на 4,9 года и 7%.
В Беларуси в 2014 году ожидаемая продолжительность жизни увеличилась по сравнению с 2013 годом на 0,6 года и составила 73,2 года.
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в Беларуси совпадает со среднемировым значением, но значительно уступает среднеевропейским показателям.
Беларусь относится к группе стран со средним уровнем развития. В Республике Беларусь последовательно проводится социально ориентированная экономическая политика, главной целью которой является рост уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики. Наблюдаются высокие темпы роста денежных доходов населения. Уровень безработицы в Республике Беларусь самый низкий на постсоветском пространстве, наблюдается снижение уровня малообеспеченности. Наблюдается снижение материнской и младенческой смертности. Динамика основных показателей, характеризующих уровень жизни населения, является положительной, и это говорит о последовательном повышении уровня его жизни.
Благодаря своевременно принятым антикризисным мерам и применению гибкого государственного регулирования экономики темпы падения производства были меньшими, чем в других странах СНГ. К концу 2009 года удалось приостановить кризисные процессы и в целом по экономике обеспечить прирост ВВП.
Совокупность высоких результатов по итогам первых трех лет пятилетки и успешный посткризисный рост белорусской экономики позволили выполнить большинство из основных показателей Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы.
Однако повышение доходов населения стимулировало рост потребления, который частично обеспечивался притоком импорта. В последние две пятилетки средний рост розничного товарооборота опережал увеличение производства потребительских товаров более чем в два раза.
Активный рост заработной платы населения сопровождался увеличением других доходов, таких как социальные выплаты, доходы от предпринимательской деятельности и т. д.
Можно отметить, что вплоть до 2011 г. реальный рост заработной платы был положительным.
Однако быстрый рост заработной платы не сопровождался соответствующим увеличением других макропоказателей. В экономической теории считается, что повышение доходов работников, не подкрепленное соответствующим ростом производительности труда, может привести к росту цен и увеличению импорта. Именно это и произошло в Беларуси, в результате того, что на протяжении ряда лет белорусы больше потребляли, чем производили. Одним из основных негативных последствий валютного кризиса в 2011 Беларуси стало снижение материального благосостояния населения.