Манор (поместье) - это феодальное автономное сообщество, где существует привилегированное положение сеньора (помещика), который им управляет
1. Предмет манориального (крепостного) права. Строго говоря, предметом манориального права в основном являются отношения, существовавшие между помещиками и крестьянами. Складывались же они в основном по поводу производства сельскохозяйственной продукции. Однако жизнь поместья этим, конечно же, не ограничивалась. Возникало множество сопутствующих сельскохозяйственному производству отношений, таких как, например, отношения по человеческому воспроизводству (заключение подданными браков) и др. Одним словом, предметом манориального права являлась многогранная внутренняя жизнь поместья в целом.
2. Содержание манориального (крепостного) права. Его средоточием было правовое положение сервов (крепостных), на плечах которых практически и держалось все сельскохозяйственное производство. Правовое положение крепостных, т.е. система их прав и обязанностей, представляло собой нечто среднее между рабом и свободным крестьянином. Это означало, что крепостные:
- 1) полностью не принадлежали хозяину и их нельзя было ни продать, ни купить. В России такое их положение установилось только в XIX в.;
- 2) могли заключать законные браки;
- 3) должны были обеспечивать себя едой и одеждой;
- 4) имели определенные права на дом, имущество, землю;
- 5) не могли покинуть землю без разрешения помещика, а отходили вместе с ней при ее передаче, так как существовало жесткое прикрепление крепостных к земле;
- 6) должны были обрабатывать барщину в пользу помещика;
- 7) не могли передавать землю после смерти родственника, она оставалась за помещиком.
Одним словом, помещик, осуществляя экономические, фискальные, полицейские и судебные права над крепостными в своих наделах, рассматривал таких крестьян как своих подданных. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что существовали разные степени свободы крестьян.
Вообще же правовая свобода крестьян - величина непостоянная. Она зависела от многих факторов:
- а) от общей обстановки в стране;
- б) от других корпоративных правовых систем, соотносимых друг с другом как сообщающиеся сосуды, в особенности от феодального права. Так, если в России землевладельцы считались холопами царя, то, следовательно, правовое положение крестьян приближалось к правовому положению рабов;
- в) от экономики (переселение крестьян на новые земли, применение открытий в области сельскохозяйственного производства и в связи с этим рост продуктов сельского хозяйства, развитие торговли, рост городов и интенсивное общение между городом и деревней - все это вело к постепенному подъему самосознания крестьян, как решающему фактору в борьбе за улучшение их правового положения и в конечном счете к увеличению степени их свободы);
- г) от наличия или отсутствия военных нападений;
- д) от позиции церкви, которая давала возможность уравнять крестьян в правах путем вступления их в духовное сословие, а также путем сманивания крестьян на свои земли предложением более выгодных условий труда. Бегство крестьян заставляло помещиков идти на уступки. Кроме того, церковь весьма недвусмысленно выступала против рабства (холопства).
Правовое положение крестьян выражалось в наличии у них определенных прав и обязанностей. Поскольку при этом упор делался на обязанности, постольку и рассмотрение правового положения крестьян начнем с их обязанностей.
Обязанности крестьян:
- - сев во владениях помещика;
- - сенокос;
- - уборка урожая;
- - лесоповал;
- - вывоз навоза на поля;
- - починка дорог;
- - барщина (отработка определенных дней в году в поместье господина);
- - подготовка определенного числа рекрутов для службы в армии;
- - транспортные услуги (доставка необходимых предметов в дом помещика);
- - выполнение финансовых обязательств (уплата поголовной подати, земельной ренты, разовых податей и др.);
- - запрет жениться без разрешения своего господина;
- - запрет покидать манор (поместье);
Права крестьян:
- - право содержать землю, принадлежащую своему господину и переданную крестьянам для обработки на определенных условиях. В принципе, разделение земель (на господские и крестьянские или общинные) служило хорошим стимулом к повышению производительности труда;
- - право получать от хозяина земли защиту и покровительство;
- - право пользоваться общинными землями деревни, включая пастбища, луга, леса;
- - право на свободную крестьянскую землю (в отдельных местностях);
- - право платить определенную ренту, подати, нести оговоренные заранее службы и другие повинности (их нельзя было повышать и множить, что регулировалось обычаем, традицией и принципом справедливости).
Говоря о содержании манориального (крепостного) права, нельзя не отметить особенную черту, отличавшую его от феодального права. Если феодальное право регулировало отношения внутри одного класса, то крепостное право упорядочивало отношения между классами, интересы которых были прямо противоположными. И поэтому нет ничего удивительного в том, что отношения между помещиками и крестьянами были в определенной степени напряженными. Более того, нередко эта напряженность достигала такого размера, что выливалась в форму вооруженных крестьянских восстаний (например, восстания под руководством Пугачева, Болотникова и др.).
Однако при всем при этом, внутри поместья существовала и взаимозависимость между помещиками и крестьянами. Помещик не был простым сборщиком налогов. Он надзирал за поместьем (сам или через управляющего) и всецело зависел от эффективности ведения в нем дел, т.е. он был политическим правителем поместья, отвечал за поддержание в нем порядка, за защиту его извне, что соответствовало интересам всех проживавших в поместье.
В содержание манориального (крепостного) права включались и нормы, регулирующие отношения между крестьянами. Они отличались высокой степенью кооперации. Неслучайно деревню называли общиной не только в России, но и в Западной Европе, хотя там положение дел обстояло несколько иначе. Раскорчеванные и превратившиеся в пахотные земли в виде длинных узких полос были разбросаны среди разных крестьянских семей. Для эффективного их использования кооперация действий крестьян становилась просто жизненно необходимой и осуществлялась для:
- - использования скота для обработки смежной земли;
- - согласования времени сева, обработки посевов и сбора урожая;
- - использования общих пастбищ, лесов и лугов;
- - применения севооборота;
- - ограждения участков с посевами от повреждений скотом и другими.
Неслучайно очень серьезными проступками крестьян считались такие, как:
- а) уклонение от помощи членам общины в уборке урожая;
- б) порча пахотных быков;
- в) нежелание удобрять пахотную землю;
- г) невыполнение обещаний, например, построить кому-либо сарай;
- д) клевета и оскорбление другого;
- е) нежелание платить за купленные товары;
- ж) другие.
3. Форма манориального (крепостного) права. В отличие от феодального права здесь царствовал в основном обычай. Какого-либо договора между помещиком и крестьянином, конечно же, не было. Слабая объективация крепостного права являлась следствием того, что отношения внутри поместья по своей природе являются неформальными, личными, всепроникающими и урегулированию точными нормами, как правило, не поддаются.
Однако постепенно под влиянием коллективного давления крестьян с целью установления более благоприятных условий труда повинности начали регулироваться точнее и стали иметь пределы. Например, барщина ограничивалась определенным числом дней в году, платежи определенной суммой, решение жениться вне домена могло быть заменено уплатой пошлины. Затем брак без согласия господина стал признаваться действительным. Формальное закрепление получили прежде всего условия прикрепления к земле, условия выкупа и его порядок (выдавалась грамота в обмен на уплату суммы денег), замена повинностей денежными платежами и др.
Одним словом, воля помещика - вот что составляло суть крепостного права. Удивительно то, что она со временем в процессе развития общества стала приобретать хоть какое-то объективированное выражение. Узаконение воли помещика нужно было прежде всего крестьянам, и они порой этого добивались своей кровью. Вообще же манориальное (крепостное) право - это показатель распределения сил между резко противоположными социальными силами.
4. Правосудие. Его осуществлял сам помещик. Получалось, что правосудие строилось по принципу: "Хочу казню, хочу милую". Самостоятельно помещиком определялись виды и размеры санкций. Так, по свидетельству очевидцев, современников помещицы Арсеньевой, бабушки М.Ю. Лермонтова, она, будучи владелицей имения Тарханы Пензенской области, очень любила применять за серьезные проступки, совершенные ее крестьянами, публичное битье их плетьми, а менее серьезные карались ею выщипываем прилюдно волос из бороды - у мужчин и из головы - у женщин. За всем этим наблюдал маленький Миша, который, как вспоминали те же очевидцы, стал также приобретать вкус к наказанию виновных крестьян. Поступив в университет и проникнувшись демократическим духом, он начал открыто осуждать бабушку. Вот почему она, поджидая Мишеньку в гости на каникулы, прятала орудия пыток.
В судебной деятельности принимали участие и другие должностные лица (управляющий, который осуществлял общий надзор в поместье, лицо, ответственное за хозяйские посевы, лицо, сторожившее леса, сборщик податей и др.), которые часто выступали в роли обвинителей. Мы видим, что судебная деятельность еще пока была слита с деятельностью административной. Конечно, были и губернские (сеньориальные) суды, но возможно ли было туда добраться забитому крестьянину?
В России, которая больше примыкала к странам азиатского способа производства, чиновничий аппарат стал мало-помалу формулировать и упорядочивать нормы крепостного права. Но даже и при наличии законов, упорядочивавших отношения между
помещиками и крестьянами, а также предусматривавших наказания за проступки, помещики часто своевольничали. Всем известна хрестоматийная фраза, с которой помещик в процессе суда над крестьянином обращался к нему: "Как тебя, братец, судить, по закону или по совести?" И он в ответ чаще всего получал: "По совести, батюшка, по совести!"
В странах Западной Европы каждая сеньория имела собственный суд, состоявший из собрания всех свободных, - курию, где председательствовал хозяин манора или по его поручению стюарт. Манориальное правосудие - это прерогатива хозяина манора и неудивительно, что при решении вопросов правосудия голосование, как правило, было единогласным. Курия не только разрешала споры и осуществляла правосудие (причем судила как свободных, так и сервов), но также издавала инструкции и правила по управлению хозяйством. Сначала они были неписаными, а потом стали оформляться в виде ордонансов, которые регулировали использование общих полей, пастбищ, сбор зерновых, поддержание в порядке изгородей и ворот, спутывание лошадей и скота, сезонный переход от одного типа использования земли к другому, а также другие вопросы общинного хозяйства. Получается, что и здесь правосудие пока было слито с законодательной и административной деятельностью. И это неслучайно: законодательство ковалось в процессе разрешения спорных ситуаций. Главной же задачей суда была организация работы манора, ну и, конечно, защита прав помещиков.
Постепенно развитие феодального общества привело к тому, что система манорального (крепостного) права стала обнаруживать свою неэффективность. Об этом свидетельствовали такие меры защиты, применявшиеся со стороны крестьян, как:
- - участившиеся случаи бегства крестьян от помещиков;
- - отказ от верной службы своему помещику в ответ на его нежелание делать уступки;
- - выдвижение крестьянами коллективных требований;
- - требование дать "вольную";
- - забастовки;
- - восстания крестьян;
- - другие.
Однако по разным путям пошло развитие манориального права в европейских странах и крепостного права в России. В Европе произошло постепенное превращение крестьян в арендаторов земли, а самого манора - в сельскохозяйственное предприятие. В России же попытка Столыпина перейти к фермерскому хозяйству не удалась. Нерешенность крестьянского вопроса стала одной из главных причин того, что Россия оказалась в пучине Октябрьской революции, отбросившей ее назад в развитии.
8.5. Городское (полицейское) право
Причины возникновения городского права. Появление городов в Европе приходится на VII-IX вв. В Древней Руси аналогичный процесс начался в IX - XII вв., но затем прервался и был возобновлен уже при создании Российского государства. Возникновение городов положило начало созданию городского права. Однако связь здесь не такая прямая и жесткая. Кроме того, городское право в Западной Европе существенно отличалось от городского права в России. Если право западноевропейских городов выражало свободу горожан, то городское право в России было его зеркальным отражением и выражало свободу государства (в лице великих князей, а потом царей), считавшегося единственным и безраздельным собственником земли. В России, где дух свободы подавлялся изначально, городское право было, по сути, прежде всего правом полицейским, т.е. такой системой правил поведения, которая была направлена на установление общественного порядка, угодного высшей государственной власти. Российские города не имели той свободы, которую имели западноевропейские. И тем не менее все же можно говорить о такой, хотя и не столь жесткой, связи городов и городского права.
Собственно причины появления городского права те же, что и причины возникновения городов. К числу общих причин относятся следующие.
- Повышение производительности труда крестьян и появление избытка сельскохозяйственного продукта. Рост благосостояния сельского населения был необходимой предпосылкой снабжения городов продовольствием и сырьем, а также сбыта их продукции.
- Возрождение торговли. Закономерностью общественной жизни является специализация труда, имеющая место буквально во всех сферах жизни общества. Естественно, что производителям сельскохозяйственной продукции неэффективно было самим реализовывать излишки своего труда. Появляется слой купцов, торговцев, взявших на себя эту роль. Сначала рынок располагался вокруг замка, епископского или княжеского дворца, а затем начал поглощать и всю его территорию. Но именно пригород стал ядром нового города.
- Рост сословия мастеровых и ремесленников, а также производителей другой промышленной продукции. Многие ученые считают, что это главная причина урбанизации. Собственно ремесленники - это вышедшие из деревни крестьяне. Исход же их стал возможен лишь при увеличении производительности труда крестьян и соответственно объема сельскохозяйственной продукции, делавшей прикрепление и удержание их у земли не столь необходимыми и жесткими. Покидали землю далеко не худшие представители сельского населения. Люди умные, энергичные, непоседливые, жаждущие перемен, желавшие перейти из одного сословия в другое и готовые преодолевать препятствия на своем пути - вот кто такие горожане. Представление о городе как о месте больших возможностей, где можно продвинуться по социально-экономической лестнице, владело умами многих людей. Недавние крестьяне закреплялись в городе в качестве подмастерий, подмастерья выбивались в мастера, удачливые ремесленники становились предпринимателями... Такая перспектива манила многих, начиная с крестьян и кончая землевладельцами.
- Повышение обороноспособности. Города создавались на чьей-то земле. Она могла принадлежать королю (князю), герцогам или нижестоящим сеньориальным правителям, а также представителям духовенства (епископам). Города становились форпостами или мощными опорными пунктами для защиты своей земли. Вообще города были куда эффективнее для защиты земли, нежели замки (на Руси - кремли). Если ранее функцию защиты выполняло рыцарское сословие (дружина князя), которому за военную службу надо было к тому же платить, то сейчас для обороны города призыву на всеобщую военную службу подлежали все горожане. Их только надо было обеспечить оружием. Таким образом, все горожане стали солдатами, а все города - военными единицами. Это было весьма выгодно землевладельцам.
- Увеличение богатства землевладельцев. Предоставляя свою землю для создания городов, землевладельцы преследовали и экономическую выгоду. И не случайно. Города давали правителям существенное увеличение экономических ресурсов, уплачивая пошлины, рыночные налоги и ренты, а также поставляя промышленные товары.
К специфическим причинам возникновения городского права как неизбежного спутника появления городов относятся следующие.
- Феодальные сеньоры, имея большую заинтересованность в образовании городов, отнюдь не желали того, чтобы их села и деревни полностью оголились в результате переселения в города их подданных. Вот почему они стали устанавливать такие правила поведения, которые были направлены на предотвращение этого процесса, например устанавливалось, что горожанином признается не тот, кто поселился в городе, а тот, кто в городе прожил год и один день. В России слуги царя также зорко следили, нет ли в городе "незаконных пришельцев".
- Горожане опасались, что землевладельцы могут в любой момент, если не уничтожить, то с легкостью приуменьшить или лишить их того, что ими создано, и тем самым поставить горожан в жесткую зависимость. Вот почему в Западной Европе очень часто создание города ознаменовалось пожалованием и провозглашением городской хартии. Она являла собой своего рода свод вольностей горожан. Иначе, суть хартии состояла в том, что она представляла ограничение прав сеньора (короля, епископа и т.п.). Например, в хартиях устанавливался максимальный размер ренты на землю и дом, уменьшались военные повинности, ограничивались штрафы, наказания, пошлины, сборы и т.д., устанавливалось, что жители города являются экономически свободными и др.
- Со стороны владельцев городских земель существовало опасение, что они могут потерять контроль над горожанами. Но они отнюдь не склонны были уступать свою политическую власть новым городским образованиям. Вот почему они были прямо заинтересованы в том, чтобы в хартию вольностей включить такие статьи, которые обеспечивали бы им постоянный контроль над городами.
- Город постепенно стал представлять единое сообщество, где каждый его житель занимал определенную, более подходившую для него "нишу". Каждый, занимаясь своим делом, обменивал свои услуги и пользовался в связи с этим услугами других. Для координации взаимных усилий постепенно создавались органы управления и появлялись правила поведения, нормы городского права, упорядочивавшие жизнь городского сообщества и делавшие ее более или менее приемлемой.
Суть городского права, по крайней мере в Западной Европе (ориентир в характеристике городского права делается именно на Западную Европу, поскольку в России возникло весьма специфическое городское право, что дало многим исследователям возможность говорить об отсутствии там всякого городского права), состояла в закреплении правового положения экономически свободных людей, определенных их прав и свобод, принципа равенства людей, составлявших городское население, участия их в законотворчестве, представительном правлении и др.
Предмет городского права. Его составляют отношения между людьми, жителями города, а также между жителями города и владельцами городских земель (сеньорами, князьми, епископами и др.). Все отношения, входящие в предмет городского права, можно разделить на три группы:
- а) отношения между жителями города и владельцами городских земель. Эти отношения изначально могли носить, а в большинстве случаев в Западной Европе носили, договорный характер. Однако города могли также появляться в процессе эволюционного развития, что и было, например, в России. Но даже в этом случае постфактум формирующиеся нормы городского права согласовывались, утверждались высшей властью. Договорный характер, думается, косвенно присутствует и в этом случае, хотя и не столь выражено;
- б) отношения между городскими жителями, основанные на началах равенства (в России - "равенство в холопстве"). Однако это, пожалуй, была только заявка, причем сделанная лишь в хартиях западноевропейских городов. На практике же городское население делилось на сословия: пэров, т.е. глав наиболее знатных семей, торговцев, ремесленников, духовенство и т.д. По крайней мере невооруженным взглядом везде было видно деление городского общества на бедных и богатых. Не существовало равенства всех городских жителей и в нормах городского права: в них за разными сословиями закреплялись разные права и обязанности. Можно назвать лишь одно, в чем проявлялось всеобщее равенство городских жителей: все индивиды были свободны в своей мобильности.
Первоначально в жизни города большую роль играли купцы. Они были ведущим сословием. И это не случайно: города своим образованием были обязаны в большей мере купеческому сословию, торговым гильдиям. В дальнейшем по мере развития ремесла купцам пришлось поделиться властью с цехами ремесленников, князьями, королями, епископами, аббатами и др.;
- в) отношения внутри взаимосвязанного, интегрированного сообщества (город еще иногда называли коммуной). По крайней мере городское население представляло собой корпорацию, т.е. совокупность людей, объединенных общими проблемами и делами и действовавших как единое целое.
Содержание городского права состояло из совокупности правовых норм, регулирующих отношения, включенные в предмет городского права. В нем соответственно можно выделить, пожалуй, три равновеликие части:
А. Нормы, упорядочивающие организацию городской жизни или регулирующие управление городом. Многие западноевропейские города с самого начала их создания провозглашали принципом своей организации принцип самоуправления, которое осуществляется выборными должностными лицами. Вспомним, что и в Древней Руси такие города, как Псков и Новгород, существовали на основе данного принципа. Эти города также упорно отстаивали начала самоуправления, что называется, не щадя живота своего, и в процессе создания Российского государства.
Какие же органы управления создавались в городе?
В разных городах этот вопрос решался по-разному.
Так, в английских городах избирались два человека в качестве управляющих, два - решали судебные дела, четыре - отвечали за сбор налогов, два - выполняли функции полицейских, один - назначался тюремщиком (содержателем тюрьмы), три-четыре - были держателями печати, пять - руководили купеческой гильдией.
Иначе управленческие вопросы решались в городах Италии. Там существовал более общий и вместе с тем более профессиональный подход к формированию органов управления, возможно, по причине сохранения некоторого опыта Римской империи. В итальянских городах существовала городская община, городской магистрат, состоящий их консулов, избирались особые консулы - судьи. Система управления не оставалась неизменной. Впоследствии городская власть стала концентрироваться в руках подесты. Так называлась должность профессионального управляющего городом, которая была выборной. Помимо этого, создавался большой совет, меньшие советы, а также специальные комиссии.
Социальным достижением, которого добились средневековые города, было введение принципа представительного правления. Это открытие, конечно, было сделано неслучайно: ведь признавалось, что все жители города равны и, следовательно, могут участвовать в управлении его делами. Правда, мы знаем, что легче провозгласить принцип, нежели претворить его в жизнь. Представительному правлению еще предстояло с той поры пройти долгий путь, прежде чем воплотиться в действительности.
Еще одно важное социальное открытие было сделано средневековым городом как социальным явлением. Это установление сроков пребывания в политической должности (в Италии, например, он был равен 1 году). Таким образом, устанавливался преходящий характер светского правления. Нельзя сказать, что это открытие было абсолютным. В античности мы найдем много тому примеров. Однако в период Средневековья это было новым явлением.
Горожане в Западной Европе добились права практически полностью регулировать свою жизнь. Они создавали органы для осуществления власти и законодательной, и исполнительной, и судебной. Но в процессе развития городов обнаруживается следующая тенденция: постепенно полномочия представительных органов уменьшаются. Сначала наблюдается тенденция к замене большого совета малым, затем происходит концентрация исполнительной власти и, наконец, власть во многих местах становится пожизненной. Происходило это постепенно. При этом использовались разные методы. Вот один из них. Чтобы сделать собрание (совет) управляемым и послушным, стали вводить ощутимое наказание за нарушение хода собрания выкриками.
Для эффективного управления городом были необходимы и другие правомочия, которые горожане отстояли. К их числу относятся следующие права:
- - устанавливать налоги;
- - чеканить деньги и иметь свой монетный двор;
- - определять систему мер и весов;
- - устанавливать правила продажи продовольствия и других товаров, а также определять наказания за нарушение этих правил;
- - собирать войско и вести войну;
- - заключать союзы;
- - организовывать пожарную охрану города, для чего на всех горожан возлагалась обязанность держать около жилища кадку с водой на случай возникновения пожара;
- - другие.
Б. Нормы, определяющие права и свободы жителей города. Признавалось, что жители города имеют право:
- - участвовать в законотворческой деятельности. Поначалу так оно и было. В дальнейшем это право если и не сводится на нет, то по крайней мере существенно ограничивается;
- - всем гражданам гарантировались мир и спокойствие;
- - граждане освобождались от феодальных налогов и повинностей;
- - они имели право на пользование пастбищем, лесами, рекой и другими водными объектами;
- - гражданам разрешалось свою землю продавать;
- - другие объекты недвижимости, т.е. любое городское держание, дозволялось передавать по завещанию, продавать, закладывать, сдавать в аренду и т.п.
В. Нормы, устанавливающие обязанности горожан. Без них обойтись было совершенно невозможно, ведь город представлял коммуну, т.е. единое сообщество людей. Соответственно, живя в обществе, нельзя было быть свободным от общества. Необходимо было поступиться некоторой частью своей свободы во имя достижения общих интересов.
К числу обязанностей жителей города относились такие:
- - платить налоги (в частности, на содержание стражи города);
- - уплачивать пошлины и сборы за помол зерна, выпечку хлеба, пивоварение, винокурение и др.;
- - соблюдать правила купли-продажи товаров;
- - соблюдать общественный порядок;
- - выполнять санитарно-гигиенические правила (например, не выбрасывать помои через окна своего дома);
- - другие.
С развитием общества объем обязанностей горожан все более увеличивается, что находится в русле общей закономерности.
Форма городского права. Нормы городского права возникали и совершенствовались постепенно.
Особый разговор о хартиях. Ведь именно с их принятия зачастую начиналась жизнь города. По своему содержанию хартии первых городов были довольно простыми. Необходимо было при их принятии заявить о создании города, хотя бы в самом общем виде определить то, как город будет управляться, а также обозначить наиболее важные льготы (права и свободы), даруемые городу господином или владельцем земли. Гораздо важнее было при их принятии засвидетельствовать сам факт провозглашения хартии. Одним словом, в данном случае форма явно превалировала над содержанием, именно она имела более важное значение. Какая же форма хартии использовалась? Разумеется, применялась письменная форма для закрепления ее положений. Однако хартии первоначально подтверждались еще и религиозными присягами. Причем такие присяги носили коллективный характер.
Другие же нормы городского права в основном развивались эволюционно.
Сначала они существовали в виде решений, принимаемых городским советом в отношении того или иного частного случая. Например, если имело место возгорание строения из-за оплошности соседа, то, взыскивая с виновника ущерб и стремясь на будущее предотвратить подобные случаи, городской совет в своем решении указывал, что возгорание соседского строения можно было предотвратить, если бы виновный имел около своего дома необходимые средства для тушения пожара, например кадку с водой.
В дальнейшем решения по поводу рассмотрения частных случаев стали записываться в протокол (городскую книгу). Для чего это было нужно? Для того, чтобы аналогичным образом разрешать подобные споры. Данные решения являлись прецедентами.
Когда накапливалось достаточное количество аналогичных споров, то появлялась возможность, абстрагируясь от конкретики, проанализировать их, выделить то, что есть в них общего и зафиксировать это. В нашем примере можно было в виде одной фразы сформулировать норму: каждый владелец строения обязан держать около жилища кадку с водой на случай пожара. Такие нормы уже записывались в виде отдельного установления. Их фиксации посвящался отдельный документ, который мог называться законом или как-либо иначе (статут, постановление, указ и т.п.).
Количество законов по мере их формирования все увеличивалось. Хранились они в городской управе. Но ведь целью их создания было урегулирование поведения людей, а для этого необходимо, чтобы содержание городских законов знало как можно большее количество людей. Публичное оглашение даже при большом скоплении народа не совсем позволяло полностью достигнуть данной цели. Все же на провозглашении законов могло присутствовать ограниченное количество народа. Даже торговая площадь не могла вместить всех жителей города. Вот почему со временем законы стали публиковать.
Очень часто встречалось заимствование городских законов. И в этом нельзя усмотреть ничего противоестественного. Напротив, все живое развивается по принципу экономии энергии. Нормы городского права заимствовались у городов, дальше всего продвинувшихся в их создании, таких, например, как Любек, Магдебург и др. Нормы этих городов заимствовались не только потому, что они были более богатыми по своему содержанию, но и потому, что по форме они выгодно отличались, а именно они, помимо письменной формы выражения в виде законов, были еще и систематизированы. Во времена Средневековья это было поистине большой редкостью. Так, Магдебургское право в XIV в. было систематизировано в пяти книгах: 1-я - трактовала вопросы выборов и введения в должность городских советников, их права и обязанности, публичности и законности их действий; 2-я - была посвящена вопросам судебной организации и процедуры выбора судей и других заседателей, их вознаграждения, времени и места заседаний, юрисдикции различных судов, требований по судебным взносам, наложения ареста на имущество и др.; 3-я - систематизировала жалобы и определяла их типы (жалобы о телесных повреждениях и убийствах, растрате, клятвопреступлении, ростовщичестве, обмане, фальшивомонетничестве и др.); 4-я - содержала нормы семейного права, включая значительное количество статей о правах членов семьи на наследуемое имущество, а также касалась вопросов приданого, женитьбы и договоров наследования, прав главы дома, жены и детей по распоряжению различными видами семейной собственности; 5-я - включала неоднородные нормы и решения, которые не подходили под рубрики первых четырех книг1.
Вообще же по мере развития общества и права как социального явления вопросам формы права придается все большее и большее значение. Постепенно приходит понимание, что от формы права во многом зависит эффективность самого права. В частности, систематизация права не только упрощает и облегчает пользование правом, но и обеспечивает дальнейшее развитие его содержания. Однако систематизация норм права - довольно трудное дело. Вот почему в некоторых городах сложилась практика запирать кодификаторов в каком-нибудь здании до тех пор, пока они не закончат работы, чтобы исключить внешнее, возможно, имеющее субъективный характер влияние. В других городах, напротив, кодификаторов заставляли "ходить в народ" и выяснять мнение людей для того, чтобы законы получились более объективными.
Как бы то ни было, развитие и обогащение формы городского права свидетельствовало о развитии права как социального явления в целом.
Правосудие. В отличие от предыдущего периода развития права (архаичного права), особенностью которого было, в частности, использование немыслимых способов доказывания (например, погружение голых рук и ног в кипяток), на этапе правового развития, о котором идет речь, в процессе правосудия стали использоваться рациональные и объективные судебные процедуры. Ушел в прошлое поединок. Судебное испытание также не применялось.
Однако пока не произошел переход к осуществлению правосудия профессиональными судьями. Обязанности судей выполняли люди, выбранные из числа законопослушных и особо доверенных граждан.
Прочно установилось правило, что жителей города нельзя судить вне города, за исключением случаев, когда граждане подавали жалобу королю.
Всем гражданам гарантировалось правосудие. Более того, теоретически признавалось, что бедные и богатые граждане должны быть судимы на равных условиях. На практике же это правило далеко не всегда соблюдалось.
В принципе, не допускались без судебного разбирательства и аресты.
Обозреть компетенцию судебных органов в рассматриваемый период правового развития довольно трудно. Дело в том, что суд как государственный орган вырос из органа исполнительного. Общеизвестно, что поначалу судебные функции исполнялись исполнительным органом. Но даже будучи сформированным как самостоятельный орган, суд сначала исполнял и некоторые функции городского совета, например, в Магдебурге суды планировали и утверждали расширение городских стен, приносили городские земли в дар, на благотворительные цели, управляли городской собственностью, заключали договоры с другими городами, предоставляли некоторые права купцам и др. В некоторых городах именно на суды возлагали регистрацию передачи права на землю и земельные залоги, т.е. составление реестра данных сделок. Как видим, процесс создания судов как специализированных и самостоятельных государственных органов еще далеко не закончен, не говоря уже об осуществлении правосудия профессиональными юристами. Ну и конечно, говоря о компетенции судебных органов, следует указать на две главные стороны их деятельности или две основные категории судебных дел: дела о спорах по поводу права собственности и уголовные дела.
И еще один момент, подтверждающий незаконченность процесса формирования судебной власти в качестве профессиональной, специфической и самостоятельной. Апелляции и жалобы на судебные решения, например в западноевропейских городах, подавались не в вышестоящий суд (такового еще не существовало), а полному собранию гильдии магистратов. Это подтверждает сделанный ранее вывод относительно отсутствия пока единой системы органов судебной власти.
1Берман Г. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1994. С. 355.
8.6. Торговое (купеческое) право