Правовая охрана земель в процессе хозяйственной деятельности

Аграрная отрасль занимает исключительно важное место в экономике государства. Повышение эффективности сельскохозяйственного производства относится к одному из важнейших приоритетов государственной политики Республики Беларусь. С одной стороны, аграрная отрасль весьма специфична. По существу она является жизнеобеспечивающей сферой деятельности человека, в значительной мере определяющей богатство нации, социальную и политическую стабильность в обществе. С другой стороны, сельское хозяйство – это сфера наиболее активного взаимодействия общества и природы, в которой естественные экосистемы преобразуются в качественно новые агрозооэкосистемы. Диалектика этого процесса такова, что в условиях современной системы развития агропромышленного комплекса выделены два основных направления природоохранной деятельности: охрана окружающей среды от негативного воздействия сельскохозяйственного производства и охрана непосредственно сельского хозяйства от негативного антропогенного воздействия.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» при осуществлении хозяйственной деятельности, в той или иной степени оказывающей влияние на состояние окружающей среды, юридические и физические лица обязаны руководствоваться принципами соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, научно обоснованным сочетанием экологических и экономических интересов общества, рациональным использованием природных ресурсов с учётом возможностей окружающей среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей среды и здоровья человека.

При неправильной организации ведения сельскохозяйственного производства может быть нанесён существенный урон функционированию экологических систем. В этой связи физические и юридические лица, ведущие сельское хозяйство, обязаны выполнять комплекс мер по проведению обязательных мероприятий, направленных на охрану земель, водоёмов, растительного и животного мира от побочных последствий применения интенсивных технологий, системы машин, химических средств, мелиоративных работ и других факторов, ухудшающих состояние окружающей среды и причиняющих вред здоровью человека. Так, Кодекс Республики Беларусь о земле (статья 89) обязывает хозяйствующих на земле субъектов осуществлять комплекс организационных, экономических и других мероприятий, направленных на рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту их от вредных антропогенных воздействий, а также на воспроизводство и повышение плодородия почв.

Оценка влияния на состояние земель и эффективность защитных мероприятий производится по результатам государственной санитарно-гигиенической и экологической экспертизы в соответствии со статьёй 10 Закона Республики Беларусь от 23 ноября 1993 г. «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» (с измен. и дополн.) [Ведомости Верховн. Совета Респ. Беларусь. – 1993. – № 36. – Ст. 451; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2010. – № 5. – 2/1630] и статьёй 11 Закона Республики Беларусь от 9 ноября 2009 г. «О государственной экологической экспертизе» (с измен. и дополн.) [Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2009. – № 276. – 2/1606; 2011. – № 82. – 2/1845]. Эти виды экспертизы являются обязательным элементом планирования, проектирования и принятия решений планируемой хозяйственной деятельности, в том числе в земледелии. Без положительного заключения экспертизы запрещается осуществление мероприятий по строительству (реконструкции) предприятий, объектов, мелиоративных систем и т.п. В агропромышленном комплексе – это сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия, животноводческие комплексы и фермы, мелиоративные системы и гидрологические объекты, складские и подсобные помещения, очистные сооружения, жилые постройки и т.п.

Действующее законодательство содержит обширные экологические требования, соблюдение которых обязательно в процессе сельскохозяйственного производства. Помимо указанных выше обязанностей землепользователей, закреплённых статьёй 89 Кодекса Республики Беларусь о земле, в статьях 32–54 Закона «Об охране окружающей среды» сформулированы экологические и санитарно-гигиенические требования к размещению, проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию новых и реконструируемых объектов, строений и сооружений, а также внедрению новых технологий, отрицательно влияющих на состояние земель. В них предусмотрены меры, которые должны осуществляться по охране земель.

При строительстве животноводческих комплексов, ферм и перерабатывающих предприятий агропромышленного комплекса требуется соблюдение установленных правил по обеспечению вводимых объектов очистными сооружениями, исключающими загрязнение сточными водами и другими отходами земель, водоёмов, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха. При размещении животноводческих построек должны предусматриваться соответствующие санитарно-защитные зоны.

Субъекты хозяйствования, использующие в процессе производства минеральные удобрения, пестициды, стимуляторы роста растений и биологические средства защиты растений, обязаны выполнять требования инструкций по технике безопасности при хранении, транспортировке и применении указанных средств, а также санитарные правила по хранению, транспортировке и применению их в сельском хозяйстве. Согласно действующим нормативным документам, хранение пестицидов и минеральных удобрений должно осуществляться в специально построенных для этого складских помещениях.

Кроме того, строительство животноводческих ферм и комплексов, складов для хранения химических средств должно учитывать наветренную или подветренную сторону по отношению к населённому пункту, земельным угодьям, а также наличие водоохранных зон малых рек и рыбохозяйственных водоёмов. В частности, согласно статье 77 Водного кодекса Республики Беларусь, в границах водоохранных зон запрещается: применение химических средств защиты растений, внесение минеральных удобрений авиационным методом; размещение складов для хранения химических средств защиты растений, минеральных удобрений, площадок для заправки аппаратуры химическими средствами защиты растений, размещение объектов хранения нефти и нефтепродуктов (за исключением складов нефтепродуктов), организация летних лагерей для сельскохозяйственных животных, размещение животноводческих ферм и комплексов, накопителей сточных вод, полей орошения сточными водами, кладбищ, скотомогильников, а также других объектов, способных вызывать химическое или биологическое загрязнение объектов окружающей среды, создающих угрозу для жизни и здоровья населения, нарушающих требования экологической безопасности [Ведомости Нац. собрания Респ. Беларусь. – 1998. – № 33. – Ст. 473; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 82. – 2/1845].

Не допускается размещение сельскохозяйственных объектов, предприятий перерабатывающей промышленности и т.п. на землях заповедников, национальных парков и других заповедных зон.

Наряду с указанными требованиями законодательством ужесточаются требования по охране природных объектов, в том числе земель, от вреда, наносимого в результате сельскохозяйственной деятельности. Так, в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 июля 2003 г. № 963 «О некоторых вопросах государственного контроля в области охраны окружающей среды, осуществляемого Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальными органами» [Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2003. – № 82. – 5/12801; 2010. – № 118. – 5/31768] должностные лица Минприроды и его органов в соответствии с основными задачами государственного контроля за использованием и охраной земель в пределах их компетенции осуществляют контроль за выполнением мероприятий по предотвращению и ликвидации процессов, вызывающих деградацию и загрязнение земель, а также по охране почв. Они имеют право в пределах своей компетенции приостанавливать агротехнические работы, осуществляемые с нарушением действующих норм и правил, что может привести к развитию эрозии, засолению, заболачиванию и другим процессам, снижающим плодородие почв.

Кроме того, права сельскохозяйственных предприятий и других землепользователей могут быть ограничены, если их производство наносит вред землям других землепользователей. Так, в силу статьи 89 Кодекса о земле юридические лица и индивидуальные предприниматели, хозяйственная и иная деятельность которых непосредственно связана с использованием земель или вредным воздействием на них, осуществляют мероприятия по охране земель в соответствии с утверждёнными ими планами, согласованными с территориальными органами Минприроды.

В целом действующим законодательством предусмотрены следующие экологические требования к объектам агропромышленного комплекса: экологическая безопасность самих объектов; максимальная экологизированность технологий и приёмов сельскохозяйственного производства; безопасность для человека производимой сельскохозяйственной продукции.

Действующее законодательство предусматривает комплекс правовых мер и по охране агропромышленного комплекса от вредного антропогенного воздействия – негативных воздействий предприятий промышленности, строительства, транспорта и т.п. Так, в соответствии с Водным кодексом Республики Беларусь (статья 96) лица, виновные в загрязнении или засорении вод, нарушении водоохранного режима, вызвавшем водную эрозию почв и другие негативные явления, несут административную, уголовную или иную ответственность в соответствии с законодательными актами. Статья 89 Кодекса о земле предусматривает обязанность субъектов хозяйствования, деятельность которых связана с нарушением почвенного покрова, снимать, сохранять и использовать плодородный слой почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель. В соответствии со статьёй 269 УК Республики Беларусь уничтожение плодородного слоя почвы, иные незаконные повреждения земель, совершённые в течение года после наложения административного взыскания за такие нарушения, наказываются штрафом или арестом на срок до трёх месяцев или ограничением свободы на срок до двух лет.

Наши рекомендации