Оптимизация товарной структуры российского импорта - задача общенационального значения

Мировой и российский экспорт имеют разные структуры. В его составе примерно одинаковую долю занимает продукция химической промышленности, но наполнение этой товарной группы разное. Россия экспортирует в основном минеральные удобрения, а другие страны - широкий ассортимент продукции этой отрасли. По доле в экспорте топлива, металлов и драгоценных камней Россия превосходит среднемировые показатели более чем в 5 раз, а по доле машин и оборудования уступает им в 3,5 раза.

Российский импорт по своей структуре также существенно отличается от импорта как развитых, так и развивающихся стран. Россия в большей мере ориентирована на ввоз продовольствия и сырья. Значительное превышение экспорта над импортом не свидетельствует однозначно только о положительном вкладе внешней торговли в развитие национальной экономики. Способствуя поддержанию производства и занятости в экспортоориентированных отраслях, в то же время внешняя торговля служит каналом оттока ресурсов из страны[3].

Проанализируем структуру импорта в апреле 2013 года.

По предварительным данным таможенной статистики, в январе – апреле 2013 года импорт товаров из стран дальнего зарубежья в стоимостном выражении составил 85 259,8 млн. долларов США и по сравнению с аналогичным периодом 2012 года увеличился на 6,6 процента.

В апреле 2013 года стоимостной объем импорта товаров из стран дальнего зарубежья составил 23 389,3 млн. долларов США и по сравнению с мартом 2013 года увеличился на 0,2 процента.

При этом импорт химической продукции вырос на 3,2 процента до 3 972,9 млн. долларов США, машиностроительной продукции – на 1,2 процента до 12 151,4 млн. долларов США, продовольственных товаров и сырья для их производства – на 0,7 процента до 3 143,4 млн. долларов США, а ввоз текстильных изделий и обуви сократился на 26,2 процента до 1 071,1 млн. долларов США.

В группе продовольственных товаров и сырья для их производства увеличился импорт масла растительного на 24,8 процента, мяса и субпродуктов – на 22,4 процента, овощей – на 16,3 процента, алкогольной и безалкогольной продукции – на 13,3 процента, зерновых культур – на 7,6 процента, сахара – на 0,7 процента. Стоимостной объем ввоза фруктов в апреле 2013 года по сравнению с аналогичным показателем за март 2013 года сократился на 18,0 процентов, рыбы – на 6,5 процента, табака – на 5,4 процента, молочных продуктов – на 4,9 процента.

Импорт товаров химической промышленности увеличился за счет роста закупок продуктов органической и неорганической химии на 11,5 процента, мыла и синтетических моющих средств – на 5,6 процента, полимеров и каучука – на 3,1 процента. При этом ввоз парфюмерно-косметических товаров сократился на 1,6 процента, фармацевтической продукции – на 0,8 процента.

Среди текстильных изделий и обуви сократились закупки обуви на 46,9 процента, текстильной одежды – на 21,5 процента, трикотажной одежды – на 20,4 процента, текстильных материалов – на 9,1 процента, готовых текстильных изделий – на 5,2 процента, хлопка – на 1,8 процента, химических волокон – на 1,1 процента, тогда как ввоз трикотажного полотна вырос на 7,7 процента, химических нитей – на 1,9 процента.

В импорте машиностроительной продукции увеличились закупки судов и плавучих средств в 2,7 раза, летательных аппаратов – на 64,6 процента, частей железнодорожных локомотивов – на 8,6 процента, механического оборудования – на 2,1 процента, тогда как ввоз электрооборудования сократился на 9,6 процента, средств наземного транспорта – на 2,8 процента, инструментов и аппаратов оптических – на 0,6 процента.

В апреле 2013 года относительно апреля 2012 года импорт из стран дальнего зарубежья увеличился на 8,1 процента.

При этом наблюдался рост закупок химической продукции на 11,9 процента, продовольственных товаров – на 9,2 процента, текстильных изделий и обуви – на 7,4 процента, продукции машиностроения – на 5,9 процента.

В импорте продовольственных товаров увеличились закупки табака на 53,5 процента, зерновых культур – на 35,8 процента, сахара – на 20,6 процента, овощей – на 19,5 процента, молочных продуктов – на 17,5 процента, алкогольной и безалкогольной продукции – на 16,3 процента, растительного масла – на 9,9 процента, фруктов – на 6,5 процента, рыбы – на 3,3 процента. При этом ввоз мяса и субпродуктов сократился на 5,5 процента.

Среди товаров химической промышленности увеличился импорт фармацевтической продукции на 21,2 процента, мыла и синтетических моющих средств – на 17,5 процента, парфюмерно-косметических товаров – на 9,5 процента, полимеров и каучука – на 9,3 процента, продуктов органической и неорганической химии – на 0,8 процента.

В группе текстильных изделий и обуви в апреле 2013 года по сравнению с соответствующим месяцем прошлого года увеличились закупки текстильной одежды на 22,2 процента, трикотажной одежды – на 21,5 процента, хлопка – на 16,8 процента, трикотажного полотна – на 14,0 процентов, химических нитей – на 6,0 процентов, тогда как стоимостной объем ввоза текстильных материалов сократился на 14,8 процента, химических волокон – на 13,6 процента, готовых текстильных изделий – на 3,5 процента, обуви – на 0,4 процента.

В импорте машиностроительной продукции увеличились закупки судов и плавучих средств в 2,2 раза, частей железнодорожных локомотивов – на 96,9 процента, летательных аппаратов – на 67,4 процента, инструментов и аппаратов оптических – на 13,1 процента, электрооборудования – на 7,3 процента, механического оборудования – на 2,0 процента. Вместе с тем сократились поставки средств наземного транспорта на 3,0 процента[4].

Оптимизация импорта требует более рационального использования валютных средств на закупку продукции, имеющей важное значение для страны, и последовательное сокращение ввоза продукции, производство которой может быть организовано в РФ.

В настоящее время РФ остро нуждается в техническом перевооружении на современном уровне промышленного производства, с/х, транспорта и т.д., в привлечении современных технологий для структурной перестройки общества.

* По мере улучшения финансового положения предприятий и оживления производства структура закупок будет расширяться, приобретая социальную направленность.

* По мере восстановления сельскохозяйственного производства будет происходить постепенное сокращение импорта многих видов продовольствия, по которым природные и организационные условия РФ дают возможность выйти на уровень самообеспеченности.

* Огромная доля продовольствия и сельскохозяйственного сырья в структуре российского импорта обусловлена лишь глубоким кризисом в АПК, который можно преодолеть на основе соответствующей экономической политики государства. Должен быть сокращен чрезмерно расширившийся импорт промышленных товаров народного потребления через восстановление производства почти полностью выведенной из строя легкой и текстильной промышленности РФ.

* Главной задачей в сфере импорта должна быть оптимизация импортных поставок через строгую селекцию по значимости, объемам и качественным параметрам с целью предотвращения ввоза товаров не первой необходимости и предметов роскоши, а также защиты национального производства от иностранной торговой экспансии.

* Оптимизация импорта невозможна без принятия государством целого комплекса защитных мер во внешнеэкономической сфере, вполне допустимых международной практикой, а также в рамках требований, норм и правил ВТО:

Оптимизация товарной структуры российского импорта - задача общенационального значения - student2.ru

В российском импорте в последние годы упрочились позиции потребительских изделий при одновременном снижении удельного веса инвестиционных товаров.

Необходимо развёртывание целенаправленной поддержки производства и продвижения на международные рынки конкурентоспособной готовой продукции. Таким образом, у России как у великой торгующей державы, еще есть шанс, однако, для этого развитие экспорта и импорта необходимо рассматривать как задачу общенационального значения, что подразумевает включение в эту работу органов федеральной и местной власти, предпринимательских союзов и общественных организаций, непосредственно экспортеров. Общими усилиями Россия сумеет занять достойное место в международном разделении труда, способствуя тем самым прогрессу всего мирового хозяйства.

Задача 9

Исходные данные:

D1 = 2000000 долл. – дивиденды

D2 = 30000000 долл. – доходы от фрахта

D3 = 1000000 долл. – доходы от банковской деятельности

D4 = 500000 долл. – остальные доходы

N1 = 15% - ставка налога на дивиденды (включая доходы от распределения в пользу иностранного участника прибыли созданного в России предприятия с иностранными инвестициями)

N2 = 6% - ставка налога на доходы от фрахта, выплачиваемого в связи с осуществлением морских, воздушных, железнодорожных, автомобильных и иных международных перевозок

N3 = 18% - ставка налога на доходы банков

N4 = 20% - ставка налога на прочие доходы (в том числе от использования авторских прав, лицензий и аренды).

Рассчитать налог с доходов, получаемых из источников в России и не связанных с деятельностью в России через постоянные представительства.

Решение

На основании исходных данных определим, налог с доходов, получаемых из источников в России и не связанных с деятельностью в России через постоянные представительства, по формуле:

Нd = D1* N1/100+ D2* N2/100+ D3* N3/100+ D4* N4/100

Размер налога составит:

Нd = 2 000 000*15/100+ 30000000*6/100+ 1000000*18/100+ 500000*20/100= 2380 000 долл.

Ситуационная задача 9

Какая таможенная процедура возникает в случае транспортировки автомобильным транспортом товара, произведенного в Германии, через Белоруссию в Россию? Каков порядок уплаты таможенных платежей в данной ситуации?

Решение

Рассмотрим данную ситуацию.

В данном случае, транспортировка автомобильным транспортом товара, произведенного в Германии, через Белоруссию в Россию налицо факт транзита товара через территорию Таможенного союза. Оплата таможенных платежей может быть произведена как по месту отправления товара, так и по месту его назначения. Если транспортировку осуществляет перевозчик, то перевозчик может перевозить транзитом товары под таможенным контролем без таможенного сопровождения и обеспечения уплаты таможенных платежей.

Исходя из ст. 2 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 29.06.2007 "О транзите товаров, перемещаемых между таможенными органами Российской Федерации и таможенными органами Республики Беларусь" (далее - Соглашение от 29.06.2007) транзит - перемещение между таможенными органами Российской Федерации и таможенными органами Республики Беларусь товаров из третьих государств на территорию государства одной Договаривающейся Стороны через территорию государства другой Договаривающейся Стороны[5].

Таким образом, перемещение товаров между таможенными органами РФ и Республики Беларусь с территории третьего государства на территорию государства является транзитом.

В силу норм ст. 10 Соглашения от 29.06.2007 обеспечение уплаты таможенных платежей может быть представлено как таможенному органу государства Договаривающейся Стороны, который выдает разрешение на транзит, так и таможенному органу государства другой Договаривающейся Стороны.

Данная норма указывает на тот факт, что обеспечение уплаты таможенных платежей осуществляется таможенными органами РФ или Республики Беларусь по договоренности.

Как устанавливают нормы ст. 8 Соглашения от 29.06.2007, обеспечение уплаты таможенных платежей предоставляется в случаях и порядке, которые установлены законодательством государства Договаривающейся Стороны, таможенным органом которого принимается обеспечение уплаты таможенных платежей с учетом положений настоящего Соглашения.

Основываясь на нормах абз. 1 ст. 9 Соглашения от 29.06.2007, таможенный перевозчик может перевозить транзитом товары под таможенным контролем без таможенного сопровождения и обеспечения уплаты таможенных платежей.

Следовательно, если организация является таможенным перевозчиком, то она освобождается от уплаты таможенных платежей. Исходя из норм ст. 2 Соглашения от 29.06.2007 таможенный перевозчик - юридическое лицо РФ либо Республики Беларусь, созданное и осуществляющее деятельность в качестве таможенного перевозчика в соответствии с законодательством государства Договаривающейся Стороны.

Нормами п. 5 ст. 85 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов может быть предоставлено таможенному органу отправления либо таможенному органу назначения, если иной таможенный орган, которому может быть предоставлено генеральное обеспечение, не определен законодательством государства - члена Таможенного союза[6].

Таким образом, при процедуре таможенного транзита оплата таможенных платежей может производиться как по месту отправления, так и по месту назначения на территории Таможенного союза.

Принимая во внимание все приведенное выше, можно сделать вывод, что в данном случае имеет место процедура таможенного транзита по территории Таможенного союза. Оплата таможенных платежей может осуществляться как по месту отправления товара, так и по месту его назначения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). // "Российская газета" - 2009. - N 7.

2.Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27.11.2010 № 311-ФЗ - Доступ из справ. - правовой системы "КонсультантПлюс"

3.Федеральный закон "О таможенном тарифе" от 21.05.1993г. №5003-1 - Доступ из справ. - правовой системы "КонсультантПлюс"

4.Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 29.06.2007 "О транзите товаров, перемещаемых между таможенными органами Российской Федерации и таможенными органами Республики Беларусь"

5.Общая характеристика Таможенного кодекса таможенного союза [Электронный ресурс] -- Режим доступа: http://gtk.gov.by/

6.Таможенный кодекс таможенного союза [Электронный ресурс] -- Режим доступа: http://gtk.gov.by/

7.Баринов В.А. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник / В.А. Баринов. - ИНФРА - М, 2006. - 365 с.

8.Внешнеэкономическая стратегия России в условиях глобализации // Мировая экономика и международные отношения. - 2008. - №3. - С.24-39

9.Корниенко О. Международная экономика / О. Корниенко. - Феникс, 2008. - 289 с.

10.Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации - www.customs.ru

[1] Федеральный закон "О таможенном тарифе" от 21.05.1993г. №5003-1

[2] Баринов В.А. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник / В.А. Баринов. - ИНФРА - М, 2006. - 365 с.

[3] Внешнеэкономическая стратегия России в условиях глобализации // Мировая экономика и международные отношения. - 2008. - №3. - С.24-39

[4] Статистические данные об экспорте и импорте товаров ФТС России за апрель 2013гг. по данным Официального сайт Федеральной таможенной службы России - www.customs.ru

[5] Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 29.06.2007 "О транзите товаров, перемещаемых между таможенными органами Российской Федерации и таможенными органами Республики Беларусь"

[6] Таможенный кодекс таможенного союза

Наши рекомендации