По теме «Методология теоретических правовых исследований»
Основные вопросы для обсуждения
1. Методы теоретического познания сущности права, закономерностей его возникновения, функционирования и развития.
2. Методы теоретического познания и интуиция исследователя.
3. Восхождение от абстрактного к конкретному как метод теоретического познания предмета общей теории права, предмета отдельной отрасли науки.
4. Особенности изложения результатов теоретических исследований.
5. Обоснованность теоретических знаний.
Темы докладов
1. Понятие теоретико-правовых исследований. Их роль в познании объекта и предмета правой науки.
2. Связь теоретико-правовых исследований с догматическими, сравнительными правовыми, социальными правовыми исследованиями.
Вопросы и задания для самостоятельной подготовки
1. Раскройте понятие «абстракции» как формы мышления в узком и широком смыслах.
2. Изучите процедуры процесса восхождения от конкретного к абстрактному.
3. Посредством проведения каких исследовательских процедур достигаются цели системно-структурного анализа?
4. Приведите примеры синтетического и иерархического типов структурной связи.
5. Какова роль прогнозов в правовой науке?
6. Изучите исследовательские процедуры процесса составления прогнозов в сфере общей теории права.
7. Методические указания для обучающихся
по освоению дисциплины
Самостоятельная работа студента является важным элементом изучения дисциплины «История и методология юридической науки». Усвоение материала дисциплины на лекциях, семинарах и в результате самостоятельной подготовки и изучения отдельных вопросов дисциплины, позволят студенту подойти к промежуточному и итоговому контролю подготовленным, и потребует лишь повторения ранее пройденного материала. Знания, накапливаемые постепенно в различных ракурсах, с использованием противоположных мнений и взглядов на ту или иную правовую проблему являются глубокими и качественными, и позволяют формировать соответствующие компетенции как итог образовательного процесса.
Для систематизации знаний по дисциплине первоначальное внимание студенту следует обратить на рабочую программу курса, которая включает в себя разделы и основные проблемы дисциплины, в раках которых и формируются вопросы для контроля. Поэтому студент, заранее ознакомившись с программой курса, может лучше сориентироваться в последовательности освоения курса с позиций организации самостоятельной работы.
Организация деятельности студента по видам учебных занятий
вид учебный занятий | Организация деятельности студента |
Лекция | Работа на лекции является очень важным видом студенческой деятельности для изучения дисциплины «История и методология юридической науки». Лектор ориентирует студентов в учебном материале. Краткие записи лекций (конспектирование) помогает усвоить материал. Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. или подчеркивать красной ручкой. Целесообразно разработать собственную символику, сокращения слов, что позволит сконцентрировать внимание студента на важных сведения. Прослушивание и запись лекции можно производить при помощи современных устройств (диктофон, ноутбук, нетбук и т.п.). Работая над конспектом лекций, всегда следует использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор, в том числе нормативно-правовые акты соответствующей направленности. По результатам работы с конспектом лекции следует обозначить вопросы, термины, материал, который вызывают трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на практическом занятии. Лекционный материал является базовым, с которого необходимо начать освоение соответствующего раздела или темы. |
Практические (семинарские) занятия | Проработка рабочей программы дисциплины, уделяя особое внимание целям и задачам, структуре и содержанию дисциплины. Ознакомление с темами и планами практических (семинарских) занятий. Анализ основной нормативно-правовой и учебной литературы, после чего работа с рекомендованной дополнительной литературой. Конспектирование источников. Подготовка ответов к контрольным вопросам, просмотр рекомендуемой литературы, работа с текстами нормативно-правовых актов. Прослушивание аудио- и видеозаписей по заданной теме, решение задач. Устные выступления студентов по контрольным вопросам семинарского занятия. Выступление на семинаре должно быть компактным и вразумительным, без неоправданных отступлений и рассуждений. Студент должен излагать (не читать) материал выступления свободно. Необходимо концентрировать свое внимание на том, что выступление должно быть обращено к аудитории, а не к преподавателю, т.к. это значимый аспект профессиональных компетенций юриста. По окончании семинарского занятия студенту следует повторить выводы, сконструированные на семинаре, проследив логику их построения, отметив положения, лежащие в их основе. Для этого студенту в течение семинара следует делать пометки. Более того в случае неточностей и (или) непонимания какого-либо вопроса пройденного материала студенту следует обратиться к преподавателю для получения необходимой консультации и разъяснения возникшей ситуации. |
Контрольная работа | Контрольная работа выполняется с целью закрепления знаний, полученных студентом в ходе лекционных и семинарских занятий и приобретения навыков самостоятельного понимания и применения нормативно-правовых актов и специальной литературой. Написание контрольной работы призвано оперативно установить степень усвоения студентами учебного материала дисциплины и формирования соответствующих компетенций. Контрольная работа может включать знакомство с основной, дополнительной и нормативной литературой, включая справочные издания, зарубежные источники, конспект основных положений, терминов, сведений, требующих для запоминания и являющихся основополагающими в теме и (или) составление аннотаций к прочитанным литературным источникам, решение конкретных правовых вопросов, задач и юридических казусов. Содержание подготовленного студентом ответа на поставленные вопросы контрольной работы должно показать знание студентом теории вопроса и практического ее разрешения. Контрольная работа выполняется студентом, в срок установленный преподавателем в письменном (печатном или рукописном) виде. Перед написанием работы необходимо внимательно ознакомиться с содержанием вопросов (или задачи) по лекции, учебнику, изучить действующее законодательство и рекомендуемую литературу, действующее законодательство и в необходимых случаях - судебную и правоприменительную практику. Ответы на контрольные вопросы должны быть полными, обстоятельно изложены и в целом раскрывающими содержание вопроса. Используя нормативный материал, нужно давать точные и конкретные ссылки на соответствующие нормативные акты: указать их название, кем и когда они приняты, где опубликованы. При этом очень важно обращаться непосредственно к самим актам, точно излагать содержание, а не воспроизводить их положения на основании учебной литературы или популярной литературы. Инструкция по выполнению требований к оформлению контрольной работы находится в методических материалах. |
Доклад | Студент вправе избрать для доклада любую тему в пределах программы учебной дисциплины. Важно при этом учитывать ее актуальность, научную разработанность, возможность нахождения необходимых источников для изучения темы доклада, имеющиеся у студента начальные знания и личный интерес к выбору данной темы. После выбора темы доклада составляется перечень источников (монографий, научных статей, законодательных и иных нормативных правовых актов, справочной литературы, содержащей комментарии, статистические данные, результаты социологических исследований и т.п.). Особое внимание следует обратить на использование законов, иных нормативно-правовых актов, действующих в последней редакции. Доклад - это самостоятельная учебно-исследовательская работа студента, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала носит проблемно-поисковый характер. Примерные этапы работы над докладом: формулирование темы (тема должна быть актуальной, оригинальной и интересной по содержанию); подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 10); составление библиографии; обработка и систематизация информации; разработка плана; написание доклада; публичное выступление с результатами исследования (на семинаре, на заседании предметного кружка, на студенческой научно-практической конференции, на консультации). Доклад должен отражать: знание современного состояния проблемы; обоснование выбранной темы; использование известных результатов и фактов; полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой; актуальность поставленной проблемы; материал, подтверждающий научное, либо практическое значение в настоящее время. Выступление с докладом продолжается в течение 5-7 минут по плану. Выступающему студенту, по окончании представления доклада, могут быть заданы вопросы. Рекомендуемый объем доклада – 2-3 страницы. |
Эссе | Эссе представляет собой небольшую, свободного изложения творческую работу, выражающую мнение автора о сущности проблемы. Эссе может быть подготовлено в устной или письменной форме. В устной форме подготовленный материал излагается на семинарском занятии. В письменном виде объем эссе, как правило, не превышает 5 страниц текста и представляется для проверки и оценки преподавателю, который в данной группе проводит семинарские занятия. Тема эссе может быть выбрана студентом как из предлагаемого и рекомендованного преподавателем перечня, так и самостоятельно. Тема эссе может быть предложена студентом, исходя из его желания и научного интереса. Новая тема эссе либо освещение новых аспектов одной из предлагаемых кафедрой тем, может быть выбрана студентом также и по согласованию с преподавателем. Написание эссе осуществляется самостоятельно путем творческого изложения изученных научных материалов и нормативных источников. |
Тест | Тест это система стандартизированных вопросов (заданий) позволяющих автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающихся. Тесты могут быть аудиторными и внеаудиторными. О проведении теста, его формы, а также раздел (темы) дисциплины, выносимые на тестирование, доводит до сведения студентов преподаватель, ведущий семинарские занятия. |
Собеседование | Собеседование это средство контроля, организованное как специальная беседа преподавателя со студентом на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, и рассчитанное на выявление объема знаний студента по определенному разделу, теме, проблеме и т.п. Проблематика, выносимая на собеседование определена в заданиях для самостоятельной работы студента, а также может определяться преподавателем, ведущим семинарские занятия. Во время проведения собеседования студент должен уметь обсудить с преподавателем соответствующую проблематику на уровне диалога. |
Групповая дискуссия | Групповая дискуссия это средство, которое позволяет определить уровень сформированности общекультурных компетенций в условиях максимально приближенных к профессиональной среде. Для проведения групповой дискуссии лектор или преподаватель, ведущий семинарские занятия, предлагают наиболее актуальную тему из реальной общественно-политической обстановки, и ставят перед аудиторией проблемные аспекты, на которые студент должен обратить особое внимание, сформировать свою правовую позицию, обосновать ее и подготовится к участию в дискуссии. Проведение групповой дискуссии предполагает увидеть сформированность у студента соответствующих компетенций, в том числе умение ставить проблему, обосновывать пути ее возможного разрешения, умение вести цивилизованный диалог, отстаивать свою точку зрения, аргументировано отвечать на правовые позиции иных участников групповой дискуссии. |
Самостоятельная работа | Самостоятельная работа проводится с целью: систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся; углубления и расширения теоретических знаний студентов; формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию, учебную и специальную литературу; развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности; формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации; формирования общекультурных компетенций; развитию исследовательских умений студентов. Формы и виды самостоятельной работы студентов: чтение основной и дополнительной литературы – самостоятельное изучение материала по рекомендуемым литературным источникам; работа с библиотечным каталогом, самостоятельный подбор необходимой литературы; работа со словарем, справочником; поиск необходимой информации в сети Интернет; конспектирование источников; реферирование источников; составление аннотаций к прочитанным литературным источникам; составление рецензий и отзывов на прочитанный материал; составление обзора публикаций по теме; составление и разработка терминологического словаря; составление хронологической таблицы; составление библиографии (библиографической картотеки); подготовка к различным формам текущей и промежуточной аттестации (к тестированию, контрольной работе, экзамену); выполнение домашних контрольных работ; самостоятельное выполнение практических заданий репродуктивного типа (ответы на вопросы, задачи, тесты; выполнение творческих заданий). Технология организации самостоятельной работы обучающихся включает использование информационных и материально-технических ресурсов образовательного учреждения: библиотеку с читальным залом, укомплектованную в соответствии с существующими нормами; учебно-методическую базу учебных кабинетов, лабораторий и зала кодификации; компьютерные классы с возможностью работы в Интернет; аудитории (классы) для консультационной деятельности; учебную и учебно-методическую литературу, разработанную с учетом увеличения доли самостоятельной работы студентов, и иные методические материалы. Перед выполнением обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит консультирование по выполнению задания, который включает цель задания, его содержания, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. Во время выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы и при необходимости преподаватель может проводить индивидуальные и групповые консультации. Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами обучающихся в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений обучающихся. Контроль самостоятельной работы студентов предусматривает: соотнесение содержания контроля с целями обучения; объективность контроля; валидность контроля (соответствие предъявляемых заданий тому, что предполагается проверить); дифференциацию контрольно-измерительных материалов. Формы контроля самостоятельной работы: просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем; организация самопроверки, взаимопроверки выполненного задания в группе; обсуждение результатов выполненной работы на занятии; проведение письменного опроса; проведение устного опроса; организация и проведение индивидуального собеседования; организация и проведение собеседования с группой; защита отчетов о проделанной работе. |
Подготовка к экзамену | При подготовке к экзамену необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, нормативную, учебную и рекомендуемую литературу. Основное в подготовке к сдаче экзамена - это повторение всего материала дисциплины. При подготовке к сдаче экзамена студент весь объем работы должен распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки к зачету, контролировать каждый день выполнение намеченной работы. В период подготовки к экзамену студент вновь обращается к уже изученному (пройденному) учебному материалу. Подготовка студента к экзамену включает в себя три этапа: самостоятельная работа в течение семестра; непосредственная подготовка в дни, предшествующие зачету по темам курса; подготовка к ответу на задания, содержащиеся в билетах (тестах) зачета. Экзамен проводится по билетам (тестам), охватывающим весь пройденный материал дисциплины, включая вопросы, отведенные для самостоятельного изучения. Для успешной сдачи экзамена по дисциплине «История и методология юридической науки» студенты должны принимать во внимание, что: все основные категории дисциплины, которые указаны в рабочей программе, нужно знать, понимать их смысл и уметь его разъяснить; указанные в рабочей программе формируемые общекультурные компетенции в результате освоения дисциплины должны быть продемонстрированы студентом; семинарские занятия способствуют получению более высокого уровня знаний и, как следствие, более высокой оценке на экзамене; готовиться к экзамену необходимо начинать с первой лекции и первого семинара. |
8. Литература
Основные электронные учебные издания, научная литература, размещенные в электронно-библиотечной системе
(ЭБС «ИНФРА-М» - www.znanium.com)
Актуальные проблемы современной российской теории права: Монография / В.М. Шамаров. - М.: Альфа-М, 2015. - 192 с.: 60x90 1/16. - (Ligitimitate legem et ordinem). (переплет) ISBN 978-5-98281-420-3. Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=491518.
История государства и права зарубежных стран. В 2-х т. Т. 2. Современная эпоха: Учебник / Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2015. - 816 с.: 60x90 1/16. (п) ISBN 978-5-91768-593-9. Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=509330.
История государства и права зарубежных стран. В 2-х т. Т. 1. Древний мир и Средние века: Учеб. / Отв. ред. Н.А.Крашенинникова и др. - 3 изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2013 - 720 с.: 60x90 1/16. (п) ISBN 978-5-91768-354-6. Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=375856.
История государства и права России. В 2-х т. Т. 2.: Учебник / В.М. Сырых; Под общ. ред. В.М. Сырых; ФГБОУ ВПО "Российская академия правосудия". - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 400 с.: 60x90 1/16. (п) ISBN 978-5-91768-429-1. Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=426403.
История государства и права России: Учебник / И.А. Исаев. - 4-e изд., стер. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 800 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-91768-378-2. Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=405424.
История и методология юридической науки: Учебник / В.М. Сырых. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2012. - 464 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-91768-299-0. Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=319423.
История и методология юридической науки: Учебник по программам магистерской ступени образования / В.М. Сырых. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 464 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-91768-299-0. Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=450860.
История и философия науки [Электронный ресурс] : Учебное пособие для аспирантов юридических специальностей / Под ред. С.С. Антюшина. - М.: РАП, 2013. - 392 с. - ISBN 978-5-93916-391-0. Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=517342.
История и философия науки: Учебное пособие / Э.В. Островский. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 328 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-9558-0283-1. Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=369300.
Кравцова, Е. Д. Логика и методология научных исследований [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Е. Д. Кравцова, А. Н. Городищева. – Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2014. – 168 с. - ISBN 978-5-7638-2946-4 – 1. Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=507377
Методология науки и инновационная деятельность: Пособие для аспир., магистр. и соискат.../ В.П.Старжинский, В.В.Цепкало - М.: НИЦ Инфра-М; Мн.: Нов. знание, 2013 - 327с.: ил.; 60x90 1/16 - (Высш. обр.: Магистр.). (п) ISBN 978-5-16-006464-2. Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=391614.
Методология научного исследования: Учебник / А.О. Овчаров, Т.Н. Овчарова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 304 с.: 60x90 1/16 + ( Доп. мат. znanium.com). - (Высшее образование: Магистратура). (переплет) ISBN 978-5-16-009204-1. Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=427047.
Общая теория права и государства: Учебник для вузов / В.С. Нерсесянц. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 560 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-91768-238-9. Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=492842.
Онтология права: (критическое исследование юридического концепта действительности): Монография / Г.А. Гаджиев; Междисциплинарный центр философии права. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2013. - 320 с.: 60x90 1/16. (п) ISBN 978-5-91768-331-7. Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=376695.
Основы научных исследований: Учебное пособие/Герасимов Б. И., Дробышева В. В., Злобина Н. В., Нижегородов Е. В., Терехова Г. И. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 272 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование) (Обложка) ISBN 978-5-00091-085-6. Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=509723.
Правовое государство и правосудие: проблемы теории и практики [Электронный ресурс] / Отв. ред. В.М. Сырых, В.Н. Власенко. - М.: РАП, 2014. - 660 с. - ISBN 978-5-93916-416-1. Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=517749.
Проблемы правовой неопределенности: Курс лекций / Н.А. Власенко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 176 с.: 60x90 1/16. - (ИЗиСП) (Переплёт) ISBN 978-5-16-011136-0. Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=514451.
Разумность и определенность в правовом регулировании: Монография / Н.А. Власенко. - М.: НИЦ ИНФРА-М: ИЗиСП, 2014. - 157 с.: 60x90 1/16. (обложка) ISBN 978-5-16-010271-9. Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=480599.
Светлов, В. А. Философия и методология науки. Ч. 1 [Электронный ресурс] : Учеб. пособие / В. А. Светлов, И. А. Пфаненштиль. - Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2011. - 768 с. - ISBN 978-5-7638-2394-3. Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=441947.
Система административного права (методология, наука, регламентация): Монография / Д.В. Осинцев. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 229 с.: 60x88 1/16. - (Научная мысль; Право). (обложка) ISBN 978-5-16-009289-8. Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=430174.
Философия и методология социальных наук / К.М. Оганян - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 166 с.: 60x90 1/16 ISBN 978-5-16-103594-8. Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=522020.
Философия права и юридическая герменевтика: Монография / И.П. Малинова. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 176 с.: 84x108 1/32. (обложка) ISBN 978-5-91768-449-9 . Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=439072. Философия и методология науки [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Ч.С. Кирвель [и др.]; под ред. Ч.С. Кирвеля. - Минск: Выш. шк., 2012. - 639 с. - ISBN 978-985-06-2119-1. Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=508496. Философия права: Учебник для вузов / В.С. Нерсесянц. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2013. - 848 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-91768-028-6. Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=392279. Юридическое образование в России: история, современность, перспективы развития/А.В.Борисов, А.В.Корнев, Л.А.Петручак - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 208 с.: 60x90 1/16 (Обложка) ISBN 978-5-91768-622-6. Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=510583. Основная учебная и научная литература |
Аннерс Э. История европейского права. М., 1994.
Бачинин В.А. История философии и социологии права. СПб., 2001.
Вернадский Г.В. История права. СПб, 1999.
Гадамер Р. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.
Девятова, С. В. Философия и методология науки. М. Аспект Пресс, 1996.
История государственно-правовых учений: Учебник / Отв. ред. В.В. Лазарев. М., 2006.
История политических и правовых учений / Под общ.ред. О.В. Мартышина. М., 2006.
Казимирчук В.П. Право и методы его изучения. М., 1965.
Козлов В.А. Проблемы предмета и методологии общей теории права. Л., 1989.
Керимов Д.А. Методология права. Предмет, функции, проблемы философии права. М., 2000.
Кохановский, В. П. Философия и методология науки. Ростов н/Д Феникс, 1999.
Лукич Р. Методология права. М., 1981.
Методология науки: Проблемы и история. М., 2003.
Методология юридической науки: состояние, проблемы, перспективы. М., 2006.
Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. М., 2009.
Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1998.
Никифоров В. Е. Логика и методология научных исследований. Балтийский рус.ин-т, 2005.
Папковская, П. Я. Методология научных исследований. Информпресс, 2006.
Современные методы исследования в правоведении / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – Саратов: СЮИ МВД России, 2007.
Сырых В.М. Метод правовой науки (основные элементы, структура). М., 1980.
Сырых В.М. История и методология юридической науки: учебник – М.: Норма, 2012.
Тарасов Н.Н. Методологические проблемы юридической науки. Екатеринбург, 2001.
Теория и методы в социальных науках. Учебник для студентов гуманитарных факультетов первого года обучения / Под ред. С.У. Ларсена. М., 2004.
Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: учебник. – М.: КНОРУС, 2011.
Ушаков А. А. Общее понятие методологии // Методология советского правоведения. Свердловск, 1978.
Честнов И.Л. Методология и методика юридического исследования. Учебное пособие. СПб, 2004.
Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М., 1997.
Дополнительная научная литература
Герлох А. О методах познания права // Правоведение. 1983. № 1.
Ильин В.В. Критерии научности знания. М., 1989.
Историческое и логическое в познании государства и права/ Под ред. Королева А.И. Л., 1988.
Кнапп В., Герлох А. Логика в правовом познании. М., 1987.
Куайн У.В.О. Слово и объект. М., 2000.
Лакатос И. Доказательства и опровержения. М., 1967.
Лапаева В.В. Конкретно-социологические исследования в праве. М., 1987.
Леванский В.А. Моделирование в социально-правовых исследованиях. М., 1986.
Методологические проблемы правоведения. М., 1994.
Объяснение и понимание в научном познании. М., 1983.
Овчинникова З.Л. Философские проблемы государства и права. М., 1989.
Очерки сравнительного права. М., 1981.
Поппер К.Р. Объективное знание. Эволюционный подход. М., 2002.
Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М., 1972.
Рациональность как предмет философского исследования. М., 1995.
Сартр Ж.-П. Проблемы метода. М., 1993.
Синтез современного научного знания. М., 1973.
Субъект, познание, деятельность. М., 2002.
Тарасов Н.Н. Методологические проблемы юридической науки. Екатеринбург, 2001.
Тилле А.А., Швеков Г.В. Сравнительный метод в юридических дисциплинах. М., 1978.
Эффективность закона: Методология и конкретные исследования / Под ред. В.М.Сырых и Ю.А.Тихомирова. М., 1997.
Юзвишин И.И. Информациология. М., 1996.
Юридическая социология. М., 2000.
Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине