Советское наследие, попытки заключения федеративного договора
На этапе 1991 — 1993 гг., уже после распада СССР для России была характерна частичная конфедерализация. Подписание 31 марта 1992 г. Федеративного договора во многом зафиксировало асимметричную ситуацию.
В 1991 — 1993 гг. складывается статусное неравенство между самими республиками.
•Чечня, где к власти в результате президентских выборов 1991 г. пришел националистический режим Д. Дудаева, фактически оказывается за рамками российского правового пространства и пытается построить независимое государство. Власти республики никак не участвуют в общероссийских политических процессах. В ноябре 1991 г. власти Чечни провозглашают независимость, в декабре того же года они проводят референдум о независимости.
•Татарстан, как и Чечня, не подписал в 1992 г. Федеративный договор. В марте 1992 г. проведен референдум о государственном статусе Татарстана (о независимости от РФ). В ноябре 1992 г. принята конституция Республики Татарстан (РФ и Татарстан одно государство, но с равными правами). В январе 1993 г. республика получила уступки в ряде экономических вопросов (Татарстан остаётся в составе РФ).
•Башкирия подписала Федеративный договор, но сделала это с оговорками, предполагающими особые отношения с центром: одноканальный бюджет, право на создание независимой судебно-правовой системы, самостоятельность во внешнеэкономической деятельности, важные уступки в вопросе о республиканской собственности.
• Прочие республики подписали Федеративный договор, но также развивали собственное законодательство.
Одним из крайних примеров стала Тува, которая приняла свою конституцию на всенародном референдуме, проведенном одновременно с парламентскими выборами12 декабря 1993 г.,которая фактически получала права союзной республики.
Асимметрия Российской Федерации была фактически признана на том этапе федеральным центром. Об этом свидетельствует формат Федеративного договора, подписанного 31 марта 1992 г. Он представляет собой три различных договора, что. по сути, поделило федерацию на субъекты с тремя статусными уровнями:
Отдельный договор был подписан с республиками, которые в договоре официально названы суверенными республиками.
Второй договор заключен с краями, областями, городами федерального значения.
Третий договор подписали с автономной областью и автономными округами.
Федеративный договор признаёт республики в качестве государства, но тут же ограничивает их права и по сути создаётся система конфедерации: «государства в государстве».
В 1990 г. начался процесс "республиканизации" субъектов федерации, которые хотели получить больше автономии в силу своих национальных или экономических показателей, но эти попытки провалились.
Так, в октябре 1990 г. областной совет провозгласил государственный суверенитет Горно-Алтайской АССР; так же республиками провозглашали себя Корякский, Чукотский, Ямало-Ненецкий АО; в1991—1993 гг. на базе Свердловской области пытались создать Уральскую республику (в составе Свердловской, Тюменской, Курганской, Пермской, Оренбургской и Челябинской областей). Аналогичный проект был с Тюменской республикой. Челябинская область провозглашала себя Южно-Уральской республикой. Схожие тенденции отмечались в Приморском крае (была принята декларация краевого совета). В Красноярском крае существовала идея создания Енисейской республики с включением территорий автономных округов. Вапреле 1993 г. проходилреферендум по повышению статуса Вологодской области. В июле 1991 г. Съезд карачаевцев принял решение о создании Черкесской республики и Абазинской республики. Кроме того, представители казаков провозглашали на территории Карачаево-Черкесии свои республики — Баталпа-шинскую и Урупско-Зеленчукскую. В Кабардино-Балкарии съезд балкарского народа принял в 1991 г. решение о создании Балкарской республики.
Принятие Конституции РФ 1993 года и дальнейшее развитие российского федерализма.
Проблема статусной асимметрии была частично разрешена после принятия российской Конституции 1993 г. Эта Конституция ввела принцип равенства (равноправия) субъектов федерации, хотя и оставила за республиками ряд особых полномочий. В соответствии с Конституцией суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Конституция 1993 г. была принята на всенародном референдуме, который, однако, не проводился на территории Чечни и Татарстана. В связи с принятием этой Конституции можно говорить об изменении статуса республик в сторону снижения. Начался переход от фактической конфедерализации к асимметричной рефедерализации — закреплению республик в составе федерации, но с признаками особого, более высокого статуса.
Особым типом субъектов федерации в России являются сложносоставные субъекты федерации (еще их называют "матрешечными"). Это — края и области, в состав которых входят автономные округа. Парадоксальная с правовой точки зрения ситуация возникла после принятия Конституции 1993 г.,которая уравняла в правах внутрирегиональные автономии со своими краями (областями). Однако из состава краев (областей) автономные округа не вышли. Поэтому использование принципа равноправия в этой ситуации отнюдь не решило проблему статусной асимметрии. Автономные округа столкнулись с дилеммой — бороться за непосредственное вхождение в состав федерации или пойти на самоликвидацию.
Заключение двусторонних договоров между Центром и субъектами федерации, роль региональных и федеральных выборов.
В 1993—2000 гг. республики сохраняли свой сравнительно высокий статус в составе федерации. Их отношения с центром в ряде случаев строились на индивидуальных договорах о разграничении полномочий (15 февраля 1994 г. первый такой договор был подписан с Татарстаном). В некоторых случаях эти договора наделяли республики полномочиями, закрепленными за федеральным центром. Татарстан в соответствии с договором определялся как государство, объединенное с Россией, т.е. его особый статус был официально подтвержден российскими властями. Были сохранены в прежнем виде республиканские конституции, принятые на волне суверенизации. Федеральный центр не уделял должного внимания проблеме несоответствия республиканского законодательства федеральному. Республики в соответствии с договорами имели большие экономические полномочия (особый режим финансово-бюджетных отношений действовал в Татарстане, Башкирии, Якутии и Карелии, которые с согласия центра зачисляли основную часть налоговых поступлений в свои бюджеты).
Пример Башкирии интересен тем, что для подтверждения суверенитета и консолидации избирателей вокруг этой идеи там провели два местных референдума. 25 апреля 1993 г. и в декабре 1995 г. по вопросу о расширении экономической самостоятельности республики.