Сущность реформирования уголовно-исполнительной системы

На сегодняшний день в рамках развития правого государства происходит реформирование и либерализация уголовно-исполнительной системы России.[8] Уголовно-исполнительная система Российской Федерации является составной частью правоохранительных органов России и представляет собой совокупность учреждений и органов, которые исполняют уголовные наказания и прочие меры уголовно-правового характера, а также обеспечивающих содержание под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений. УИС является многофункциональной, потому что она исполняет наказания в виде лишения свободы или без изоляции от общества и организует работу заключенных, осуществляет профессиональную и общую подготовку специалистов, проводит лечение осужденных и санитарно-профилактическую работу, занимается оперативно-разыскной деятельностью, принимает участие в социальной работе с осужденными и контролирует их поведение.

Проводимые реформы уголовно-исполнительной системы укрепили правопорядок в местах лишения свободы, достигли динамичного снижения количества нарушений режима в исправительных учреждениях и уровня преступности, уменьшили традиционную конфронтацию между персоналом УИС и осужденными, улучшили микроклимат в коллективах сотрудников. Так же благодаря многим реформам улучшилось пребывание заключенных в учреждениях исполнения наказания.

Далее мы хотим подробнее рассказать о некоторых программах, форумах, которые направлены на гуманизацию и повышение эффективности работы учреждений исполнения наказания.

Федеральная целевая программа "реформирование уголовно-исполнительной системы Министерства Юстиции РФ на 2002-2006 годы".

Основными разработчиками программы являлись: Министерство юстиции Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов РФ, территориальные органы уголовно-исполнительной системы.

Цели и задачи программы: 1)устойчивое функционирование промышленного сектора уголовно-исполнительной системы в условиях рыночной экономики для самообеспечения уголовно-исполнительной системы продуктами питания, вещевым имуществом и иной продукцией;

2) создание необходимых условий для обеспечения трудовой занятости осужденных и улучшение экономических показателей их трудовой деятельности;

3) приведение условий содержания лиц, заключенных под стражу, в соответствие с требованиями минимальных стандартных правил обращения с заключенными и положениями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, повышение социальной защищенности персонала следственных изоляторов и тюрем, исправительных учреждений.[5]

Перечень подпрограмм: 1) "Строительство и реконструкция следственных изоляторов и тюрем Министерства юстиции Российской Федерации, а также строительство жилья для персонала указанных учреждений на 2002-2006 годы";

2) подпрограмма "Реформирование промышленного сектора уголовно-исполнительной системы и содействие трудовой занятости осужденных на 2002-2006 годы"

Конечными ожидаемыми результатами реализации программы являлись: привлечение к труду неработающих заключенных; ежегодный прирост объемов промышленного производства на 5-7 %; самообеспечение потребности УИС в вещевом имуществе, продуктах питания , строительных материалах.

Федеральная целевая программа "Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)".

Государственным заказчиком является Федеральная служба исполнения наказаний. Цель программы: приведение условий содержания подследственных в следственных изоляторах и осужденных в исправительных учреждениях в соответствие с законодательством Российской Федерации для перехода к международным стандартам содержания подследственных в следственных изоляторах.

Задачи Программы: реконструкция и строительство следственных изоляторов, в которых условия содержания подследственных будут соответствовать законодательству РФ.[3]

Конечными ожидаемыми результатами реализации программы и показателями социально-экономической эффективности будут являться: к 2017 году условия содержания подследственных и осужденных исправительных учреждений будут приведены в соответствие с законодательством Российской Федерации. Это всё позволит уменьшить количество жалоб на условия содержания, улучшить санитарно-эпидемиологическую обстановку в учреждениях УИС.

Также 5-6 декабря 2013 года на базе академии ФСИН России состоялся Международный пенитенциарный форум "Преступление, наказание, исправление".

На этом форуме обсуждались основные направления повышения эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания; зарубежного пенитенциарного опыта; вопросы совершенствования межгосударственного сотрудничества в части реализации уголовных наказаний; организационно-правовые, материально-технические, психолого-педагогические условия развития уголовно-исполнительной системы; оптимизация подготовки персонала пенитенциарных служб.

Цели проведения форума:1)привлечение внимания международного и отечественного сообщества к вопросам деятельности пенитенциарных служб;

2)поиск и использование новых методов и форм исправительного воздействия на осужденных;

3)расширение контактов с пенитенциарными системами иностранных государств, международными неправительственными организациями.

Участниками форума являлись: руководство и представители ФСИН России, пенитенциарных служб и образовательных учреждений зарубежных стран, образовательных и научных учреждений ФСИН России, представители Совета Европы, ООН, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, общественных организаций, образовательных и научных учреждений МВД, Генпрокуратуры и Минобрнауки России, ведущие ученые-пенитенциаристы России и иностранных государств. [11]

На форуме в ФСИН присутствовало 500 человек. Порядок проведения форума 5 декабря 2013 г. (см. приложение 9).

Во время проведения форума была организована выставка, где можно было увидеть современные технологии охраны и безопасности, макеты исправительных учреждений нового типа, изделия, изготовленных руками осуждённых, образцы новой формы для заключенных. Федеральная служба исполнения наказаний к 2015 году намеревается переодеть всех заключенных РФ в новую, современную форму одежды. Одежда и обувь станут комфортными, удобными и заметными, так как на робы нашьют светящиеся полоски, которые будут различимы даже ночью. Также, новая форма одежды должна будет, по мнению ФСИН, повысить дисциплину. На одежде больше не будет карманов, вследствие чего прятать запрещенные предметы осужденным будет практически невозможно (см. приложение 8) В четырех регионах страны, с разными климатическими условиями идет проверка новой формы. По ее результатам к концу года будет подготовлен приказ Минюста, который утвердит новые нормы вещественного довольствия осужденных.

Итоговый документ форума: рекомендации, направленные на повышение эффективности деятельности пенитенциарных служб, совершенствование подготовки кадров для пенитенциарных служб, законодательства и уголовно-исполнительной практики, проекты соответствующих нормативно-правовых актов.

3. Организация социальной работы в пенитенциарных учреждениях.

(при подготовке заключенных к освобождению)

Отбывание наказания в виде лишения свободы связано с рядом негативных факторов, которые затрудняют социальную адаптацию лиц, освобождаемых из исправительного учреждения. Ослабление семейных, родственных связей, потеря навыков рационального использования материальных ресурсов и принятия адекватных решений в различных жизненных ситуациях выдвигают задачу подготовки осужденных к жизни на свободе в ранг приоритетных направлений деятельности социального работника в исправительном учреждении.

В литературе нет единого понятия подготовки осужденных к освобождению. Отдельные авторы определяют понятие подготовки осужденных к освобождению, как комплекс мер, проводимых в период отбывания наказания и направленных на облегчение адаптации осужденных в условиях жизни на свободе в целях предупреждения с их стороны новых преступлений и приобщения к честной трудовой жизни. Другие включают этап нравственной, психологической и организационной подготовки осужденных в исправительном учреждении к жизни на свободе.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ определяет социальную адаптацию осужденных как одну из основных задач исполнения уголовных наказаний (ст. 1 УИК РФ). В сложившейся системе социальной работы по подготовке осужденных к освобождению выделяется две группы мероприятий, различающихся в зависимости от места их проведения.

Первая группа – это мероприятия, проводимые непосредственно в исправительном учреждении (социальная работа и психологическая подготовка освобождаемых к жизни на свободе). Вторая группа включает в себя мероприятия, проводимые по предполагаемому месту жительства освобождаемых.

Важное место в социальной работе с осужденными в системе их подготовки к освобождению занимает их психологическая подготовка, основное содержание которой направлено на активное участие осужденных в социально полезной деятельности, на строгое соблюдение правовых норм, на развитие положительных качеств личности.

Подавляющее большинство осужденных освобождается из исправительного учреждения по отбытию срока наказания, либо условно-досрочно. Они из условий лишения свободы сразу попадают в условия полной свободы. Такой резкий переход оказывает на психику освобожденных экстремальное воздействие. Для того чтобы облегчить осужденному переход из условий в специфической среде преступников в исправительном учреждении к жизни на свободе, его необходимо постепенно физически, организационно, экономически и психологически готовить как к самому факту освобождения, так и к решению тех вопросов, с которыми ему придется встречаться.

Социальная работа по подготовке осужденных к жизни на свободе включает в себя проблемы нравственной, психологической и практической подготовки, которая составляет ее содержание.

Нравственная подготовка включает в себя работу сотрудников исправительного учреждения по активизации таких нравственных качеств осужденного, которые необходимы ему для жизни в семье и в трудовом коллективе. Она должна быть направлена на «приведение в готовность» положительных нравственных убеждений, чувств и привычек освобождаемого.

Психологическая подготовка заключается в активизации способностей осужденного, в формировании у него знаний, умений и навыков готовности жить и действовать в соответствии с правовыми нормами. Ее главная задача – оказать помощь осужденному быстрее включиться в ритм жизни в обществе.

Практическая подготовка включает в себя приобретение осужденным профессиональных знаний, практических навыков, умений в определенной специальности.

Успешность социальной адаптации осужденных после освобождения, прямо связанна с возможностью включения освобожденного в трудовые отношения, с возможностью обучения бывшего осужденного по востребованным на рынке труда специальностям, с перспективой восстановления либо создания здоровых семейных отношений, с включением его в правопослушную социальную среду.

Подготовка осужденных к освобождению предполагает всестороннее изучение их личности, возможно более полный учет различных факторов исправительного воздействия на правонарушителей, оказывающих влияние на формирования свойств и качеств личности. Знание особенностей личности, содержания интересов, уровня развития нравственно-психологических качеств, мотивации поведения освобождаемого - все это позволяет проводить дифференциацию их состава с учетом вида исправительного учреждения, обоснованно прогнозировать поведение каждого из них после отбытия ими срока наказания.

В настоящее время принципы индивидуальной социальной работы получают все большее признание и выражение в рамках реформирования законодательства уголовно-исполнительной системы. Прежде всего, учитываются возрастные особенности осужденных, которые влияют на процесс социальной адаптации освобождаемых после отбытия наказания. В процессе подготовки осужденных к освобождению важное значение имеет учет их семейного положения, степени устойчивости семейных и родственных связей. При подготовке к освобождению необходимо принимать во внимание наличие у них трудового стажа.

Подготовка к освобождению включает в себя:

- проведение беседы с каждым осужденным, в процессе которой выясняется, где эти лица намерены проживать, работать или учится после освобождения из мест лишения свободы;

- разъяснение освобождаемым законодательства РФ о порядке оказания им содействия в трудовом и бытовом устройстве, выдачи паспортов и оформления регистрации. Одновременно им разъясняется целесообразность возвращения в места постоянного проживания и на те предприятия, где они работали до осуждения;

- разъяснение основных положений Закона РФ «О занятости населения в РФ», в т.ч. по следующим вопросам: порядок постановки на учет в службе занятости населения; права и обязанности граждан при поиске работы с помощью службы занятости; перечень и порядок представления услуг и дополнительных гарантий, устанавливаемых Законом РФ «О занятости населения в РФ» для данной категории граждан, в т.ч. по профессиональной ориентации, организации профессионального обучения по специальным программам в соответствии с потребностями регионального и местного рынков труда;

- получение от освобождаемых письменных заявлений на имя начальника исправительного учреждения с просьбой об оказании им помощи в трудовом и бытовом устройстве по избранному месту жительства;

- рассмотрение заявлений руководителем исправительного учреждения и принятие соответствующих решений по оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве конкретным лицам.

Действенность системы трудоустройства различных групп населения, как впервые выбирающих род занятий, так и утративших работу в силу различных причин, существенно сказывается на криминологической ситуации в целом. Сказанное в полной мере относится и к лицам, нарушившим закон и отбывавшим за это наказание в местах лишения свободы.

Вопросы трудового и бытового устройства лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, регулирует уголовно-исполнительный кодекс РФ, а также ведомственные нормативные акты.

Обязанность по проведению подготовительных мероприятий, связанных с трудовым и бытовым устройством освобождаемых, в исправительном учреждении возложена на сотрудников группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных, на начальников отрядов и других должностных лиц. При этом они тесно взаимодействуют с территориальными службами занятости населения.

Лица, освобожденные от отбывания наказания, могут реализовать свое право на труд, обратившись, как и иные граждане, либо в службу занятости, либо непосредственно на предприятие, в организацию, учреждение, к другим работодателям. При этом на них распространяются все гарантии по обеспечению указанного права, закрепленные в Трудовом кодексе РФ, в том числе касающиеся запрещения необоснованного отказа от заключения трудового договора.

Вместе с тем достаточно быстро устроиться на работу судимым лицам удается редко. Сказывается низкий уровень квалификации большинства освобождаемых, негативное отношение администрации к приему на работу лиц, имеющих судимость. Но наибольшее внимание на трудоустройство освобожденных оказывает жилищная проблема, поскольку прием на работу этих лиц во многом зависит от наличия жилья и прописки.

Несмотря на отсутствие имевшихся ранее ограничений в прописке лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, по мотивам их судимости, вернуться к прежнему месту жительства бывает сложно даже тем, кто до ареста имел жилую площадь. В случае, если в жилом помещении прописаны и проживают члены семьи осужденного, для его прописки на ранее занимаемую жилплощадь после освобождения необходимо согласие всех совершеннолетних членов семьи. Многие освобожденные в силу различных причин не могут получить такое согласие.

Администрация предприятий при обращении освобожденных по вопросам трудоустройства часто пользуется фактом отсутствия у кандидатов жилья и возможностей его предоставления как повод для отказа в заключение трудового договора, который сложно опровергнуть.

Во многих случаях своевременный прием на работу освобожденных бывает затруднен из-за утраты в период отбывания наказания документов, необходимых для трудоустройства.

Таким образом, помимо правоограничений в выборе вида деятельности освобождаемым от наказания, имеется и ряд фактических ограничений возможностей реализации прав освобожденного на труд. Иногда подобные фактические ограничения рассматриваются в литературе как своеобразный элемент их правового положения.

В целях создания наиболее благоприятных условий для преодоления указанных трудностей лицами, освобожденными от наказания, ведомственными нормативными актами установлен определенный порядок оказания содействия в трудоустройстве с последующей социальной адаптацией со стороны учреждений и органов внутренних дел.

Список источников и литературы

"Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 13.07.2015)

1.Конституция Российской Федерации: [офиц. текст: с учетом поправок, внесенных законами РФ от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ ]. - М. : глава1, статья 2.

2.Об опеке и попечительстве: Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ: (Принят ГД ФС РФ 11.04. 2008 ) : (ред. от 02.07.2013).

3.Постановление Правительства РФ от 5 сентября 2006 г. № 540 “О федеральной целевой программе "Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 - 2016 годы)".

4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации:[офиц.текст: от 08.01.1997 № 1-ФЗ].- М. : Гл.16.

5.Уголовно-исполнительный кодекс РФ:[офиц.текст: с учетом поправок, внесенных законами РФ От 11.06.2003 и от 08.01.1997 г. N 1-ФЗ].-М.

Литература

6.Алексеев В.И. Тюремно-благотворительная деятельность в связи с историей учреждения Общества попечительного о тюрьмах (1819-1879 гг.) [Текст] / Алексеев В.И. // История государства и права. – 2012.-№4.-с.5-8.

7. «Ведомости», словарь юридических терминов.

8.Гусарова Т.О. Уголовно-исполнительная система Республики Бурятия (1923-1991 гг.) : монография / Т.О. Гусарова, Л.В. Курас, С.П. Суш; отв. ред Ю.И. Калинин. Улан-Удэ : Изд-полигр. Комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2009. С. 5.

9.Захаров Д.П. Михаил Николаевич Гернет, 1874—1953. // Правоведение. — 1978. — № 5. — С. 97-108.

10.Концепция Международного пенитенциарного форума «преступление, наказание, исправление» 5–6 декабря 2013 г., г. Рязань, академия ФСИН России.

11.Куликов, В. Вор должен сидеть дома. — «Российская газета», № 3405, 13 февраля 2004 года.

12.Материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы. — «Российская газета», 1 ноября 2007 года

13. История законодательства СССР и РСФСР по уголовному процессу. 1955–1991 гг.: Сб. правовых актов / Под ред. Р.Х. Якупова. М., 1997, с. 13-16.

14.Панченко А.М., Б.А. Успенский. Иван Грозный и Петр Великий: Концепции первого монарха // Из истории русской культуры. Т.II. Кн.1. Киевская и Московская Русь. - М., 2002, с. 457-478

15.Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1. Спб., 1830 (далее - ПСЗ). Т. 16, № 11667.

16.Полонский Д. От Грозного до Керенского. — «Власть», № 17 (620), 2 мая 2005 года.

17.Проект Устава о тюрьмах // Русская старина. 1873. Июль. С. 60-86. Ст. 1, 2.

18.Российское законодательство X-XX вв. Т. 5: Законодательство периода расцвета абсолютизма. М., 1987. С. 324-387. Ч. 3. Ст. 229.

19.Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. Т.4. Законодательство периода становления абсолютизма. Отв. ред. А.Г.Маньков. М., Юридическая литература, 1986. С.323

20.Российское законодательство Х-ХХ вв.: В 9 т. М., 1984-1994. Т. 3: Акты земских соборов. М., 1985. Гл. 3. Ст. 1, 9.

21.СИЗО для «новичков» оборудуют интернетом. — «Газета Неделя», 28 января 2010 года.

22.Синайский В.И. Русское гражданское право. - М. Статут. 2002. - С. 538.

23.Универсальный энциклопедический словарь. М., 2002. С. 969.

24.Федеральная Служба Исполнения Наказаний управление по ярославской области закон и порядок (к 130-летию уголовно-исполнительной системы).- Ярославль.-2009.-С.12-20.

25.Фойницкий И.Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. М., 2000. С. 285.

26.Шапарь В.Б. От сумы и от тюрьмы не зарекайся. Обычаи и психология преступного мира. Ростов-на-Дону, 2004. С. 309.

27.Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права. - Тула. Витязь. 2001. - С. 602-603.

Электронные ресурсы

28. Склярова Т.В. Проблемы церковного попечения о детях-сиротах [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rondtb.msk.ru/info/ru/orphans_ru.htm (дата обращения: 07.11.2013).

29. Федеральная Служба Исполнения Наказания [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://fsin.su/fsin/status/ (дата обращения: 13.11.2013).

30. УФСИН России по Республике Дагестан [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.05.фсин.рф/statistics/index.php (дата обращения: 11.12.2013).

31. Колосова, Вера. Детский дом : общественно-аналитический ежеквартальный журнал [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://lib.mgppu.ru/OpacUnicode/index.php?url=/notices/index/IdNotice:38885/Source:default (дата обращения: 19.11.2013).

Наши рекомендации