Участники вооруженных конфликтов. Международно-правовая защита раненых, больных, военнопленных
Современное международное право устанавливает, что в случае, если война стала фактом, она должна вестись только между вооруженными силами соответствующих государств и не должна начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, которое имеет форму мотивированного объявления войны, или форму ультиматума с условным объявлением войны.
Третья Гаагская конвенция 1907 г. “об открытии военных действий” указывает на два обстоятельства, почему необходимо объявлять войну:
во-первых, “для обеспечения мирных отношений важно, чтобы военные действия не начинались без предварительного предупреждения”;
во-вторых, “чтобы состояние войны было без замедления оповещено нейтральным державам”.
Эта норма об объявлении войны не утратила своей значимости и в настоящее время, когда международное право запрещает агрессивные войны. Согласно определения агрессии 1974 г., сам факт официального объявления войны не превращает войну противоправную в войну законную. Начало же агрессивной войны без объявления представляет собой отягчающее обстоятельство, повышающее ответственность агрессора.
Объявление войны входит в компетенцию высших органов государственной власти, что определяется Конституцией страны.
Так, согласно п.2 ст.87 Конституции РФ, “в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии РФ Президент РФ вводит на территории РФ или отдельных местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе”.
Объявление войны, даже если оно не сопровождается военными действиями, порождает юридическое состояние войны, влечет за собой определенные юридические последствия.
Юридические последствия начала войны. Начало войны означает конец мирных отношений между воюющими государствами, что влечет за собой разрыв дипломатических, консульских и иных отношений. Персонал посольства и консульств отзывается. Защита интересов воюющего государства и его граждан может быть вверена какому-либо третьему государству (обычно нейтральному). Так, например, в годы Второй Мировой войны интересы Германии на территории СССР защищала Швеция. Она же представляла интересы СССР в Германии.
Прекращают свое действие политические, экономические и иные договоры, рассчитанные на мирные отношения, и вступают в силу договоры, регламентирующие законы и обычаи войны.
Согласно Женевской конвенции 1949 г. «О защите гражданского населения во время войны», государство имеет право применить к неприятельским гражданам интернирование или принудительное поселение в определенном месте.
Участники вооруженных конфликтов. По смыслу Гаагской конвенции 1907 г. “о законах и обычаях сухопутной войны” и Женевской конвенции 1949 г. “об обращении с военнопленными”, вооруженные силы составляют как регулярные (сухопутные, морские и воздушные силы), так и нерегулярные вооруженные силы (ополчение, партизаны и восставшее население).
Вооруженные силы воюющих сторон делятся на комбатантов и некомбатантов.
Комбатанты – это сражающиеся, то есть лица, входящие в состав вооруженных сил и непосредственно ведущие с оружием в руках боевые действия против неприятеля.
К комбатантам относится весь строевой состав вооруженных сил.
Только за комбатантами
признается право применять военную силу;
к ним самим на войне применяется высшая мера насилия, то есть физическое уничтожение;
попав в руки противника, комбатант имеет право на обращение с ним, как с военнопленным.
Некомбатанты – это лица, которые принадлежат к составу вооруженных сил, оказывают помощь этим вооруженным силам но сами непосредственно в боевых действиях участия не принимают.
Это медицинский, интендантский персонал, военные юристы, корреспонденты газет, репортеры, духовенство.
К некомбатантам не должно применяться оружие до тех пор, пока они сами пользуются этим оружием только для самозащиты или для защиты вверенного им имущества. В случае же непосредственного военного их участия в боевых действиях они ничем не отличаются от остальных комбатантов. В случае захвата неприятелем некомбатанты пользуются правами военного плена.
Партизаны. Рассматривая вопрос о комбатантах следует специально выделить участников партизанской войны.
Под партизанами понимаются лица, организованные в отряды и сражающиеся преимущественно в тылу неприятеля, в процессе справедливой войны против иноземных захватчиков и опирающиеся на сочувствие и поддержку народа.
Международное право, в частности Приложение 4-ой Гаагской Конвенции “о законах и обычаях сухопутной войны”, ставит участников партизанского движения под защиту. Так, ст.1 Приложения к этой Конвенции гласит: “Военные законы, права и обязанности применяются не только к армии, но также и к ополчению и добровольческим отрядам, если они удовлетворяют нижеследующим условиям:
имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных;
имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак;
открыто носят оружие;
соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны”.
Население незанятой территории, которое при приближении неприятеля добровольно возьмется за оружие для борьбы с вторгающимися войсками противника и которое не имело времени устроиться согласно ст.1, будет признаваться в качестве воюющего, если будет открыто носить оружие и будет соблюдать законы и обычаи войны. Все это означало, что с принятием Гаагских конвенций партизаны объявлялись законными комбатантами, поставленных под защиту международного права.
Во время войны нередко встает вопрос о разграничении понятия военного шпиона и военного разведчика.
Шпион или лазутчик. Согласно ст.29 Приложения к 4-ой Гаагской Конвенции 1907 г., это такое лицо, “которое, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирает или старается собрать сведения о районе действия одного из воюющих с намерением сообщить таковые противной стороне”.
Итак, основное, что характеризует военного шпиона, это то, что он действует “тайным образом” или “под ложными предлогами”.
Военные разведчики. Лица, которые проникают в расположение противника для разведывательных целей и действуют в своей военной форме, не являясь лазутчиками (военными шпионами).
Таким образом, военный шпион – это человек, скрывающий свое настоящее лицо и свою деятельность, в то время как военный разведчик, который собирает в расположении противника те же сведения, которые собирал шпион, в случае его пленения, не подвергается никакому наказанию, так как он действовал открыто, в военной форме, не скрывая своей принадлежности к вооруженным силам противника.
Лазутчик, пойманный на месте, не может быть наказан без предварительного суда. Лазутчик, возвратившийся в свою армию и уже после этого попавший в руки неприятеля, признается военнопленным и не подлежит никакой ответственности за прежние свои действия, как лазутчик (ст.31).
Наемники. В последнее время остро встал вопрос о международно-правовом положении наемников. Понятие “наемник” раскрывается в ст.47 Дополнительного протокола №1: наемник – это лицо, которое:
специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;
фактически непосредственно принимает участие в военных действиях;
принимает участие в военных действиях, главным образом руководствуясь желанием получить личную выгоду и которому обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, значительно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам того же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;
не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом постоянно проживающем на территории контролируемой стороной, находящейся в конфликте;
не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;
не послано государством, которое не является стороной в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.
От наемников следует отличать военных советников, не принимающих непосредственного участия в военных действиях и направленных на службу в иностранную армию по соглашению между государствами.
В резолюции ГА ООН содержится призыв ко всем странам принять законы, объявляющие вербовку, финансирование и обучение наемников на их территориях преступлением, а также запретить своим гражданам поступать на службу в качестве наемников.
Добровольцы. В отличие от наемников участие добровольцев в военных действиях на стороне одного из воюющих правомерно. Общие принципы такого участия определены в Гаагских конвенциях 1907 г. Так, в Конвенции “о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны” устанавливается, что “ответственность нейтральной державы не возникает вследствие того, что частные лица отдельно переходят границу, чтобы поступить на службу одного их воюющих”.
При разграничении статуса наемника и добровольца определяющим служит факт включения добровольца в личный состав вооруженных сил. Это делает его законным комбатантом, и воюющая сторона, включившая его в состав вооруженных сил, тем самым берет на себя ответственность за его действия. 4-ая Гаагская конвенция 1907 г. содержит норму о том, что воюющая сторона “ответственна за все действия совершенные лицами из состава ее вооруженных сил” (ст.3).
Меры защиты прав раненых и больных из числа военнослужащих:
Во-первых, в отношении них запрещаются следующие действия: посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности, всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания; взятие заложников; посягательство на человеческое достоинство, в частности, оскорбительное и унижающее обращение; осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий.
Во-вторых, раненых и больных должны подбирать и оказывать им помощь. Беспристрастная гуманитарная организация, такая как Международный комитет Красного Креста, может предлагать свои услуги сторонам, находящимся в конфликте.
В-третьих, сторона, находящаяся в конфликте, во власти которой окажутся раненые и больные, должна обеспечить им гуманное обращение и уход без какой-либо дискриминации по таким причинам, как пол, раса, национальность, религия, политические убеждения или другие аналогичные критерии. Строго запрещается каким-либо образом посягать на их жизнь и личность, подвергать их пыткам, проводить над ними биологические опыты, преднамеренно оставлять их без медицинской помощи или ухода, предумышленно создавать условия для их заражения болезнями.
В-четвертых, конфликтующие стороны, когда это позволяют обстоятельства, должны заключать соглашения о перемирии или о прекращении огня или же местные соглашения, чтобы позволить подобрать раненых, оставшихся на поле боя, транспортировать их, а также произвести обмен ими. Равным образом между сторонами, находящимися в конфликте, могут быть заключены местные соглашения об эвакуации раненых и больных из осажденной или окруженной зоны, об обмене ими и о пропуске в эту зону направляющегося туда санитарного и духовного персонала и имущества.
В-пятых, военные власти должны разрешать населению и благотворительным обществам, даже в районах вторжения или оккупированных районах, по собственному почину подбирать раненых и больных, независимо от их национальности, и ухаживать за ними. Гражданское население должно относиться с уважением к этим больным и раненым. Никто не должен подвергаться преследованию или быть осужденным за то, что он ухаживал за ранеными и больными.
В-шестых, постоянные санитарные учреждения и подвижные санитарные формирования медицинской службы не должны ни при каких обстоятельствах быть подвергнуты нападению: находящиеся в конфликте стороны обязаны принять их под свое покровительство и обеспечить им охрану. Попав в руки противной стороны, они могут продолжать функционировать до тех пор, пока захватившая их держава не обеспечит необходимого ухода за ранеными и больными, находящимися в этих учреждениях.
В-седьмых, госпитальные суда, находящиеся под покровительством Женевских конвенций 1949 г. об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море, не должны подвергаться нападению с суши.
В-восьмых, санитарные летательные аппараты, т.е. аппараты, применяющиеся исключительно для эвакуации раненых и больных и для перевозки санитарного и личного состава и имущества, следующие на высоте, во время и по маршрутам, специально предусмотренным соглашением между воюющими сторонами, не должны подвергаться нападению.