Экономических и социальных отношениях в России
На протяжении многих веков в России специфическую роль играла крестьянская община. Она не только выполняла роль коллективного землепользователя и регулятора внутриобщинных экономических отношений, но и была в определенной мере демократической организацией местного самоуправления.
Суровые климатические условия, низкая урожайность, зависимость результатов труда от погодных условий обусловили чрезвычайную устойчивость в России крестьянской общины, являющейся определенным социальным гарантом выживаемости основной массы населения. «Многовековой опыт общинного сожительства крестьян-землевладельцев помимо чисто производственных функций выработал целый комплекс мер для подъема хозяйств, по тем или иным причинам впавших в разорение. Земельные переделы и поравнения, различного рода крестьянские «помочи» сохранились в России вплоть до 1917 года. Общинные уравнительные традиции сохранились и после первой мировой войны, они существовали и в 20-е годы вплоть до коллективизации».
Традиции взаимопомощи создали определенный менталитет, стереотип поведения широких слоев российского крестьянства – менталитет, содержащий в себе элементы коллективизма, готовности к взаимопомощи, вплоть до самопожертвования.[1] (Российские славянофилы связывали общинные отношения в российском крестьянстве с идеей «соборности» в русском народе, то есть с идеей своеобразного коллективизма. Виднейший русский философ Н.А. Бердяев писал: «Русскому народу присущ своеобразный коллективизм, который нужно понять не социологически. У нас совсем не было индивидуализма, характерного для европейской истории и европейского гуманизма».
Итак, под влиянием постоянных факторов, и, прежде всего, природно-климатического и геополитического в России сложилась специфическая социальная организация общества, отличающаяся от западноевропейской. Ее основные элементы следующие. Во-первых, первичная хозяйственно-социальная ячейка – община, а не частно-собственническое образование, как на Западе. Во-вторых, государство – не надстройка над гражданским обществом, как в западных странах, а становой хребет. В-третьих, - государство, общество, личность не разделены, не автономны, как на Западе, а переплетены между собой. В-четвертых, - в России сформировался особый тип государственности – служилое государство, его стержнем стала служилая знать. Регулирование социальных отношений осуществлялось сверху донизу с помощью аппарата управления, который был поставлен в особые условия, так как возможности социального контроля власти были ограничены. Данная социальная организация общества с одной стороны отличалась чрезвычайной устойчивостью, с другой – создавала условия для утверждения абсолютистской власти в стране.
Основные термины:
Община – форма социальной организации. Первобытная (родовая) община характеризуется коллективным трудом и потреблением, кровным родством. Более поздняя форма – соседская (территориальная) община сочетает индивидуальное и общинное владение. Община обладает полным или частичным самоуправлением.
Обычное право– совокупность неписаных правил поведения (обычаев), сложившихся в обществе в результате их неоднократного традиционного применения и санкционированных государством.
Сословие – социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями
Вопросы для обсуждения:
1. Географическое положение и природно-климатические условия влияют на формирование хозяйственных типов. А влияют ли они на формирование национального характера?
2. Что общее и отличное в функционировании сословного строя в России и странах Западной Европы?
3. Институты социального контроля в России и странах Западной Европы: общее и особенное.
4. Русская община: основные черты, общее и особенное в сравнении с восточной общиной и европейской маркой.
5. Каковы особенности российского исторического процесса?
6. Почему в российском историческом процессе огромную роль играло государство?
Проблемные задачи:
Прочитайте документы и ответьте на вопросы
Русские историки о роли истории:
1. Н.М. Карамзин. История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая, зерцало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и правил, завет предков к потомству, дополнение, изъяснение настоящего в пример будущего.
Правители, законодатели действуют по указаниям истории и смотрят на ея листы, как мореплаватели на чертежи морей…
Но и простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках; утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали еще ужаснейшие и государство не разрушалось; она питает нравственные чувства, и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества.
2. В.О. Ключевский. «Человеческая личность, людское общество и природа страны – вот те три основные исторические силы, которые строят людское общежитие».
3. В.О. Ключевский. «Не цветы виноваты в том, что слепой их не видит. История учит даже тех, кто у нее не учится. Она проучивает их за невежество и пренебрежение».
Об особенностях русского исторического процесса:
Ф.И. Тютчев.
Умом – Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
5. Л.В. Милов. В течение по крайней мере четырех столетий русский крестьянин находился в ситуации, когда худородные почвы требовали тщательной обработки, а времени на нее у него просто не хватало, как и на заготовку кормов для скота… Находясь в столь жестком цейтноте, пользуясь довольно примитивными орудиями труда, крестьянин мог лишь с минимальной интенсивностью обработать свою пашню, и его жизнь чаще всего напрямую зависела только от плодородия почвы и капризов природы…
Крестьянину на западе Европы ни в Средневековье, ни в Новом времени такого напряжения сил не требовалось, ибо сезон работ был там гораздо дольше.
6. В.О. Ключевский. История России есть история страны, которая колонизируется.
Вопросы и задания к документам:
1. Прочитав документ 1, ответьте, что такое история по Карамзину?
2. Какая, по мнению В.О. Ключевского, историческая сила доминировала в русской истории в IX-XIV вв., а какая – охватывала XV-XX века нашей истории?
3. Прокомментируйте строки Ф.И.Тютчева о России. Согласны ли Вы с утверждением поэта? Означают ли слова первой строки непредсказуемость России и непроявленность ее истории
4. О какой функции исторической науки идет речь в высказывании В.О. Ключевского? (документ 3).
5. О каких особенностях русского исторического процесса говорится в документах 5,6 ? Как вы думаете, присущи ли эти особенности современной России?.
Дополнительная литература:
1. Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. – М.: «Аграф», 1998.
2. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта: (социокультурная динамика России). – Новосибирск: Сибирский хронограф. Т.1. От прошлого к будущему. – 2-е изд., 1997.
3. Вернадский Г.В. Русская историография. – М.: «Аграф», 1998.
4. Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности русского исторического процесса. – М.: РОССПЭН, 1998.
5. Образ России: Россия и русские в восприятии Запада и Востока. – СПб, 1993.
6. Шмурло Е.Ф. История России (IX-XX вв.). – М.: «Аграф», 1999.
7. Размышления о России и Русских: Штрихи к истории русского национального характера (сост.С.К.Иванов).-М.: Прогресс, культура,1994.
8. Мир русской истории: Энциклопедический справочник.- М.: Вече, 1998.
Приложение i
Документ 1.
СОЛОВЬЕВ С.М. ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН[2]
Том I, глава I
Задолго до нашего летоисчисления знаменитый грек, которого зовут "отцом истории", посетил северные берега Черного моря; верным взглядом взглянул он на страну, на племена, в ней жившие, и записал в своей бессмертной книге, что племена эти ведут образ жизни, какой указала им природа страны. Прошло много веков, несколько раз племена сменялись одни другими, образовалось могущественное государство, но явление, замеченное Геродотом, остается по-прежнему в силе: ход событий постоянно подчиняется природным условиям.
Перед нами обширная равнина: на огромном расстоянии от Белого моря до Черного и Каспийского путешественник не встретит никаких сколько-нибудь значительных возвышений, не заметит ни в чем резких переходов. Однообразие природных форм исключает областные привязанности, ведет народонаселение к однообразным занятиям; однообразность занятий производит однообразие в обычаях, нравах, верованиях; одинаковость нравов, обычаев и верований исключает враждебные столкновения; одинакие потребности указывают одинакие средства к их удовлетворению; и равнина, как бы она ни была обширна, как бы ни было вначале разноплеменно ее население, рано или поздно станет областью одного государства: отсюда понятна обширность Русской государственной области, однообразие частей и крепкая связь между ними.
Великая равнина открыта на юго-востоке, соприкасается непосредственно со степями Средней Азии; толпы кочевых народов с незапамятных пор проходят в широкие ворота между Уральским хребтом и Каспийским морем и занимают привольные для них страны в низовьях Волги, Дона и Днепра; древняя история видит их здесь постоянно господствующими; Геродот свойствами страны объясняет причины этого господства, но тот же Геродот замечает, что берега Днепра по своему необыкновенному плодородию способны питать и земледельческое народонаселение; и вот предания говорят о народных движениях с Запада навстречу кочевым ордам; на берегах Днепра и его притоков, на востоке и западе, селятся племена земледельческие с характером европейским; они движутся все далее и далее на Восток, но кочевники не скоро уступят им свои привольные степи. Азия не перестает высылать хищные орды, которые хотят жить на счет оседлого народонаселения; ясно, что в истории последнего одним из главных явлений будет постоянная борьба со степными варварами.
Периоды этой борьбы так обозначаются в русской истории: от половины IX века до сороковых годов XIII нет резкого перевеса ни на стороне кочевников, ни на стороне славянских племен, объединенных под именем Руси; печенеги, а за ними и половцы наносят иногда сильные опустошения Приднепровью, но зато иногда и русские князья входят в глубь степей их, за Дон, и пленят их вежи.
От сороковых годов XIII века до исхода XIV берут перевес азиаты в лице монголов; с конца XIV века пересиливает Европа в лице России; северо-западная, европейская часть Великой равнины начинает распространяться на счет юго-восточной, азиатской. Но природа страны условила еще другую борьбу для государства, кроме борьбы с кочевниками: когда государство граничит не с другим государством и не с морем, но соприкасается со степью, широкою и вместе привольною для житья, то для людей, которые по разным причинам не хотят оставаться в обществе или принуждены оставить его, открывается путь к выходу из государства и приятная будущность - свободная, разгульная жизнь в степи. Вследствие этого южные степные страны России по течению больших рек издавна населялись казацкими толпами, которые, с одной стороны, служили пограничною стражею для государства против кочевых хищников, а с другой - признавая только на словах зависимость от государства, нередко враждовали с ним, иногда были для него опаснее самих кочевых орд. Так, Россия вследствие своего географического положения должна была вести борьбу с жителями степей, с кочевыми азиатскими народами и с казаками, пока не окрепла в своем государственном организме и не превратила степи в убежище для гражданственности.
Составляя восточную часть Европы, отличаясь климатом суровым, представляя на юго-востоке степь, населенную кочевыми племенами, сменявшими друг друга, в постоянном стремлении из Азии, на северо-западе - страну, покрытую девственными лесами, наполненную реками, озерами, болотами, среди которых кое-где блуждали орды звероловов, Великая равнина не могла получить скоро многочисленного народонаселения.
Племена славянские раскинулись на огромных пространствах, по берегам больших рек; при движении с юга на север они должны были встретиться с племенами финскими, но о враждебных столкновениях между ними не сохранилось преданий; легко можно предположить, что племена не очень ссорились за землю, которой было так много, по которой можно было так просторно расселиться без обиды друг другу. В начале нашей истории мы видим, что славяне и финны действуют заодно; каким образом ославянились финские племена - меря, мурома, каким образом Двинская область получила Русское народонаселение и стала владением Великого Новгорода? - все это произошло тихо, незаметно для истории, потому что здесь, собственно, было не завоевание одного народа другим, но мирное занятие земли, никому не принадлежащей.
Распространение русских владений в Сибири, о котором можно иметь ясное понятие по дошедшим до нас памятникам, дает лучшее объяснение тому, как распространялись русские владения и по ту сторону Уральского хребта: здесь также могли иметь место стычки с туземцами, которые приходили иногда разорять новые поселения, отказывались платить ясак; но здесь один народ, государство не было завоевано другим народом, государством в том смысле, в каком обыкновенно принимается в истории завоевание, одним словом, и там и здесь преимущественно происходило население, колонизация страны.
Что сказано о Севере России, то может быть сказано и о других областях: мы видим с самого начала, что князья наши преимущественно заботятся о построении городов, о населении пустынных пространств; известно, как и после Московское государство расширяло свои пределы на восток и юго-восток, занимая и населяя пустынные пространства; известно, наконец, население южных и юго-восточных областей, происходившее недавно, уже во времена империи. Малонаселенность страны, постоянное стремление владельцев увеличивать население своих земель с ущербом государственному интересу вызывали меры, имевшие целью удержать народонаселение на прежде занятых им пространствах. Таким образом, в русской истории мы замечаем то главное явление, что государство при расширении своих владений занимает обширные пустые пространства и населяет их; государственная область расширяется преимущественно посредством колонизации: господствующее племя – славянское – выводит поселения свои все далее и далее вглубь Востока. Всем племенам Европы завещано историею высылать поселения в другие части света, распространять в них христианство и гражданственность; западным европейским племенам суждено завершать это дело морским, восточному племени, славянскому, - сухим путем.
Однообразна природа Великой восточной равнины, не поразит она путешественника чудесами; одно только поразило в ней наблюдательного Геродота. "В Скифии, - говорит он, - нет ничего удивительного, кроме рек, ее орошающих: они велики и многочисленны".
В самом деле, обширному пространству древней Скифии соответствуют исполинские системы рек, которые почти переплетаются между собою и составляют, таким образом, по всей стране водную сеть, из которой народонаселению трудно было высвободиться для особенной жизни; как везде, так и у нас реки служили проводниками первому народонаселению, по ним сели племена, на них явились первые города; так как самые большие из них текут на восток или юго-восток, то этим условилось и преимущественное распространение Русской государственной области в означенную сторону; реки много содействовали единству народному и государственному, и при всем том особые речные системы определяли вначале особые системы областей, княжеств. Так, по четырем главным речным системам Русская земля разделялась в древности на четыре главные части: первую составляла озерная область Новгородская, вторую – область Западной Двины, т.е. область Кривская, или Полоцкая, третью – область Днепра, т.е. область древней собственной Руси, четвертую – область Верхней Волги, область Ростовская.
Область Новгородская, составляя продолжение Финляндской озерной области, в отношении географическом и историческом посредничает между Западною Европою и Россиею. Здесь славянское племя сталкивается с скандинаво-германским; здесь шел великий водный путь из Северо-Западной Европы в Юго-Восточную и в Азию, из Варяг в Греки, путь, по которому издавна спускались северные дружины на юг для опустошения брегов Империи, этим же путем производилась торговля между севером и югом Европы…
Из летописных свидетельств мы знаем, что относительно продовольствия Новгородская область была в зависимости от Низовой земли: князь последней, пересекши подвоз съестных припасов, мог заморить Новгород голодом; с другой стороны, и относительно торговли Новгород зависел вполне от Востока, потому что торговое значение Новгорода состояло в доставке северо-восточных товаров в Европу; отсюда понятно, что когда на востоке явилось могущественное владение - государство Московское, то Новгород, находясь в полной зависимости от Востока, необходимо должен был примкнуть к этому государству, таким образом, сама природа не позволяла Новгороду быть долго независимым от Восточной Руси. То же самое должно сказать и о Пскове: его область имеет также тощую почву, которая должна была заставить народонаселение обратиться к другого рода промышленности – к торговле, ремеслам; псковичи славились мастерствами, особенно строительными; новгородцев в насмешку называли плотниками - указание на их промышленный характер< . . . >
Юго-Западная древняя, собственная Русь (княжества Киевское, Переяславское, Черниговское, Волынское, Смоленское, Туровское) есть области Днепра, главной реки водного пути из Варяг в Греки; этому пути, следственно Днепру преимущественно, Русь была обязана своим соединением с Северо-Западною и Юго-Восточною Европою: из первой явились князья, от второй получено христианство; Днепру преимущественно Русь была обязана и своим материальным благосостоянием: по этой реке шли со своими дружинами князья, которые сосредоточили прибрежные славянские племена, жившие рассеянно; по Днепру же шел и торговый путь из нижних стран в верхние.
И Днепр же в историческом отношении разделял судьбу других рек русских: его устье хотя с незапамятных пор и покрывалось русскими лодками, однако собственно не находилось в русских владениях до времен Екатерины II, потому что русская государственная область распространялась естественным образом изнутри, из ядра своего, вниз по рекам до естественных пределов своих, т.е. до устьев этих рек, берущих начало в ее сердце, а это сердце - Великая Россия, Московское государство, справедливо называемое страною источников: отсюда берут свое начало все те большие реки, вниз по которым распространялась государственная область.
Несмотря на то, что Юго-Западная Русь, преимущественно Киевская область, была главною сценою древней нашей истории, пограничность ее, близость к полю или степи, жилищу диких народов, делила ее неспособною стать государственным зерном для России, для чего именно природа приготовила Московскую область; отсюда Киевская область (Русь в самом тесном смысле) вначале и после носит характер пограничного военного поселения, остается страною казаков до полного государственного развития, начавшегося в Северной Руси, в стране источников.
Но если по причинам естественным Юго-Западная Русь не могла стать государственным ядром, то природа же страны объясняет нам, почему она была главною сценою действия в начальной нашей истории: области древних княжеств Киевского, Волынского, Переяславского и собственно Черниговского составляют самую благословенную часть областей русских относительно климата и качества почвы. Древнюю Русь в самом тесном смысле этого слова составляла страна около Киева, на западном берегу Днепра, земля полян…
Наконец, природа страны имеет важное значения в истории по тому влиянию, какое оказывает она на характер народный. Природа роскошная, с лихвою вознаграждающая и слабый труд человека, усыпляет деятельность последнего, как телесную, так и умственную. Пробужденный раз вспышкой страсти, он может показывать чудеса, особенно в подвигах силы физической, но такое напряжение сил не бывает продолжительно.
Природа, более скупая на свои дары, требующая постоянного и нелегкого труда со стороны человека, держит последнего всегда в возбужденном состоянии: его деятельность не порывиста, но постоянна; постоянно работает он умом, неуклонно стремится к своей цели; понятно, что народонаселение с таким характером в высшей степени способно положить среди себя крепкие основы государственного быта, подчинить своему влиянию племена с характером противоположным.
С другой стороны, роскошная, щедрая природа, богатая растительность, приятный климат развивают в народе чувство красоты, стремление к искусствам, поэзии, к общественным увеселениям, что могущественно действует на отношения двух полов: в народе, в котором развито чувство красоты, господствует стремление к искусству, общественным увеселениям, – в таком народе женщина не может быть исключена из сообщества мужчин.
Но среди природы, относительно небогатой, однообразной и потому невеселой, в климате относительно суровом, среди народа, постоянно деятельного, занятого, практического, чувство изящного не может развиваться с успехом; при таких обстоятельствах характер народа является более суровым, склонным более к полезному, чем к приятному; стремление к искусству, к украшению жизни слабее, общественные удовольствия материальнее, а все это вместе, без других посторонних влияний, действует на исключения женщины из общества мужчин, что, разумеется, в свою очередь приводит еще к большей суровости нравов. Все сказанное прилагается в известной мере к историческому различию в характере южного и северного народонаселения Руси.
Документ 2.
Ключевский В.О. Курс русской истории[3]
Из Лекции II