Число позиций регулирования напряжения

Рациональная компоновка схемы регулирования напряжения трансформатора возможна только при определенных значениях числа позиций, определяемых по формуле

Число позиций регулирования напряжения - student2.ru , (3.8)

где Число позиций регулирования напряжения - student2.ru – количество секций в регулируемой части обмотки трансформатора (при простом регулировании определяют без учета секции, питающей выпрямитель на первой позиции);

Число позиций регулирования напряжения - student2.ru – коэффициент, учитывающий схему соединения обмоток трансформатора; для простого регулирования Число позиций регулирования напряжения - student2.ru , для встречно-согласного Число позиций регулирования напряжения - student2.ru ;

Число позиций регулирования напряжения - student2.ru – коэффициент, учитывающий способ переключения секций трансформатора; для вентильного перехода Число позиций регулирования напряжения - student2.ru , с переходным реактором Число позиций регулирования напряжения - student2.ru ;

Число позиций регулирования напряжения - student2.ru - коэффициент, учитывающий соотношение амплитуд выпрямленного напряжения в соседних полупериодах. Если предусмотрены позиции с разными амплитудами напряжения в соседних полупериодах, то Число позиций регулирования напряжения - student2.ru , если нет, то Число позиций регулирования напряжения - student2.ru .

После уточнения числа позиций определяют величину ступени регулирования выпрямленного напряжения

Характеристики ЭПС

Расчет характеристик ЭПС выполняется на ЭВМ в дисплейном классе кафедры «Электрическая тяга», как указано в п. 4.4. Подготовлены исходные данные по таблицам 4.3, 4.4. В п.п. 4.1 – 4.3 поясняются принципы расчета. П.п. 4.5 – 4.7 выполняются независимо от расчета на ЭВМ.

4.1. О расчете скоростных характеристик ЭПС переменного тока и внешних характеристик выпрямителя.

Скоростные характеристики ЭПС – это зависимости скорости движения ЭПС от тока тягового двигателя для всех позиций регулирования напряжения.

Внешние характеристики выпрямителя – это зависимости среднего выпрямленного напряжения на тяговых двигателях от тока двигателей для всех ступеней регулирования напряжения.

Скорость ЭПС на позиции Число позиций регулирования напряжения - student2.ru при токе Число позиций регулирования напряжения - student2.ru рассчитывают по формуле

Число позиций регулирования напряжения - student2.ru , (4.1)

где Число позиций регулирования напряжения - student2.ru – скорость тягового двигателя при номинальном напряжении Число позиций регулирования напряжения - student2.ru и токе Число позиций регулирования напряжения - student2.ru , определяемая по кривой Число позиций регулирования напряжения - student2.ru ;

Число позиций регулирования напряжения - student2.ru – среднее выпрямленное напряжение холостого хода на позиции Число позиций регулирования напряжения - student2.ru ;

Число позиций регулирования напряжения - student2.ru – эквивалентное сопротивление выпрямителя на позиции Число позиций регулирования напряжения - student2.ru ;

Число позиций регулирования напряжения - student2.ru – расчетное значение тока двигателей.

Характеристика Число позиций регулирования напряжения - student2.ru для каждой позиции должна быть рассчитана не менее чем по пяти точкам. Для расчета характеристики задаются несколькими расчетными значениями тока двигателя. Наибольшее значение тока принимают равным Число позиций регулирования напряжения - student2.ru (см. формулу 2.8). Наименьшее значение тока выбирают равным Число позиций регулирования напряжения - student2.ru . Для проверки правильности расчетов одно из промежуточных значений тока должно быть равно Число позиций регулирования напряжения - student2.ru . Остальные значения тока выбирают с приблизительно равными интервалами. Для облегчения построения графиков эти значения удобно выразить круглыми числами.

В соответствии с рис. 3.2 зависимость Число позиций регулирования напряжения - student2.ru имеет вид:

Число позиций регулирования напряжения - student2.ru , (4.2)

где Число позиций регулирования напряжения - student2.ru – безразмерные коэффициенты, значения которых приведены в табл. 4.1

Таблица 4.1Способ регулирования напряжения Коэффициенты
Число позиций регулирования напряжения - student2.ru Число позиций регулирования напряжения - student2.ru Число позиций регулирования напряжения - student2.ru
Встречно-согласный со стороны НН 1,3 -2,9 2,6
Простой со стороны НН, с учетом токоограничивающих реакторов 0,25 0,25 0,5

Исходными данными для расчета служат: характеристика тягового двигателя при номинальном напряжении Число позиций регулирования напряжения - student2.ru , среднее выпрямленное напряжение холостого хода на последней позиции регулирования Число позиций регулирования напряжения - student2.ru , ступень регулирования выпрямленного напряжения Число позиций регулирования напряжения - student2.ru , эквивалентное сопротивление выпрямителя Число позиций регулирования напряжения - student2.ru , сопротивление обмоток тягового электродвигателя Число позиций регулирования напряжения - student2.ru и число последовательно и параллельно включенных тяговых электродвигателей Число позиций регулирования напряжения - student2.ru и Число позиций регулирования напряжения - student2.ru .

Расчет начинают с последней позиции регулирования напряжения, которой соответствует напряжение холостого хода Число позиций регулирования напряжения - student2.ru , определяемое по формуле (2.17).

По формуле (4.1) определяют значения скорости на этой позиции для выбранных расчетных значений тока Число позиций регулирования напряжения - student2.ru .

После этого находят среднее выпрямленное напряжение холостого хода на предыдущей позиции

Число позиций регулирования напряжения - student2.ru . (4.3)

Вычисляют значение эквивалентного сопротивления выпрямителя по формуле (4.2) и с учетом этого рассчитывают Число позиций регулирования напряжения - student2.ru для выбранных значений Число позиций регулирования напряжения - student2.ru . Расчет производят для всех позиций регулирования напряжения.

Для построения семейства внешних характеристик для каждой позиции рассчитывают среднее выпрямленное напряжение Число позиций регулирования напряжения - student2.ru при токе Число позиций регулирования напряжения - student2.ru .

Число позиций регулирования напряжения - student2.ru . (4.4)

По полученным данным строят графики внешних характеристик выпрямителя Число позиций регулирования напряжения - student2.ru и скоростных характеристик Число позиций регулирования напряжения - student2.ru для всех позиций регулирования напряжения. Образец характеристик приведен на рис. 4.1.

Отрицательные значения Число позиций регулирования напряжения - student2.ru на график не наносят.

На полученной сетке скоростных характеристик проводят линии колебания пускового тока с таким расчетом, чтобы минимальные значения пускового тока на всех позициях были одинаковы, а максимальные не выходили за ограничения по сцеплению и по току.

Для контроля на графике скоростных характеристик дополнительно строят зависимость Число позиций регулирования напряжения - student2.ru , рассчитанную по таблице 2.3. При правильном расчете кривая Число позиций регулирования напряжения - student2.ru пересекается с характеристикой последней позиции при токе Число позиций регулирования напряжения - student2.ru .

Число позиций регулирования напряжения - student2.ru Рис. 4.1

4.2. О расчете ступеней ослабления возбуждения

Количество ступеней ослабления возбуждения определяется значением минимального коэффициента ослабления возбуждения Число позиций регулирования напряжения - student2.ru и допустимыми колебаниями пускового тока. Коэффициент неравномерности пуска для ступеней регулирования возбуждения Число позиций регулирования напряжения - student2.ru для электровозов принимается равным: Число позиций регулирования напряжения - student2.ru .

При переходе со ступени ослабления возбуждения Число позиций регулирования напряжения - student2.ru на ступень Число позиций регулирования напряжения - student2.ru ток якоря возрастает от Число позиций регулирования напряжения - student2.ru до Число позиций регулирования напряжения - student2.ru (рис. 4.2,а). Величина тока Число позиций регулирования напряжения - student2.ru определена ранее (по формуле 2.8); значение Число позиций регулирования напряжения - student2.ru рассчитывается по формуле (2.12) в соответствии с выбранным коэффициентом Число позиций регулирования напряжения - student2.ru .

Число позиций регулирования напряжения - student2.ru

Рис. 4.2

Ступени ослабления возбуждения рассчитывают на компьютере.

4.3. О расчете характеристик ЭПС при ослабленном возбуждении (ОВ)

Скоростные характеристики для ослабленного возбуждения рассчитывают с учетом изменения напряжения на тяговых двигателях по внешней характеристике выпрямителя Число позиций регулирования напряжения - student2.ru :

Число позиций регулирования напряжения - student2.ru , (4.13)

где Число позиций регулирования напряжения - student2.ru – скорость при коэффициенте ослабления поля Число позиций регулирования напряжения - student2.ru и токе Число позиций регулирования напряжения - student2.ru ;

Число позиций регулирования напряжения - student2.ru – выпрямленное напряжение холостого тока на последней позиции регулирования;

Число позиций регулирования напряжения - student2.ru – магнитный поток двигателя, Число позиций регулирования напряжения - student2.ru , при токе возбуждения

Число позиций регулирования напряжения - student2.ru . (4.14)

Расчет характеристик производят для каждого значения Число позиций регулирования напряжения - student2.ru . Расчет выполняют на компьютере.

Кривые Число позиций регулирования напряжения - student2.ru вычерчивают на общем графике Число позиций регулирования напряжения - student2.ru (см. рис. 4.1) и отмечают броски тока при включении ступеней ОВ. Кривые Число позиций регулирования напряжения - student2.ru для всех ступеней ОВ наносят на график с характеристиками тягового двигателя (см. рис. 2.3).

4.4. Программа для расчета характеристик ЭПС

На кафедре «Электрическая тяга» имеется программа для расчета характеристик ЭПС переменного тока.

4.4.1. Назначение программы.

Программа предназначена для:расчета скоростных характеристик ЭПС и внешних характеристик преобразовательной установки для режима полного возбуждения ТЭД;

· определения коэффициентов регулирования возбуждения ТЭД и расчета электротяговых характеристик для режима ослабленного возбуждения.

Предусмотрена возможность выполнять расчет только скоростных и внешних характеристик для режима полного возбуждения ТЭД. Это определяет пользователь в процессе выполнения программы.

4.4.2. Исходные данные для расчета характеристик ЭПС.

Для расчета внешних и скоростных характеристик для режима полного возбуждения ТЭД необходимы следующие исходные данные (таблица 4.3).

Таблица 4.3

Наименование исходных данных Условное обозначение Численное значение
в программе расчета В методических указаниях
Номинальное напряжение ТЭД (по заданию) Uдн Uдн 1200 В
Сопротивление обмоток ТЭД (ф-ла (2.4)) Rд rдн 0,074 А
Число параллельных ветвей ТЭД Ад=4 ад 4
Число ТЭД в параллельной ветви Мд=1 mд 1
Число позиций регулирования напряжения (ф-ла (3.8)) n n 33
Число расчетных токов якоря J=7 j 6
Среднее выпрямленное напряжение холостого хода на высшей позиции регулирования (ф-лы (2.17), (2.18)) Udоn Udоn 1312
Эквивалентное сопротивление преобразователя на высшей позиции регулирования (ф-ла (2.24)) Rэн rэн 0,04 Ом
Суммарное пороговое падение напряжения в полупроводниковых приборах выпрямителя sUv=5 ∆Uv 5 В
Максимальный пусковой ток (ф-ла (2.8)) Iмах Iмах 871 А
Скоростная характеристика для номинального режима работы ТЭД (табл. 2.3) Vuнj(Ij) Vuн(I) 17.2 м/с

Для расчета коэффициентов регулирования возбуждения ТЭД и электротяговых характеристик для режима ослабленного возбуждения необходимы следующие исходные данные (таблица 4.4).

Таблица 4.4

Наименование исходных данных Условное обозначение   Численное значение
в программе расчета В методических указаниях
3 4
Коэффициенты регулирования возбуждения: Постоянный минимальный   Вmax Bmin βo βmin 0,96 0,39
Сопротивление обмотки главных полюсов ТЭД (Табл. 2.2) Rгп rгп 0,019 Ом
Коэффициент неравномерности пуска по току Кнi=0,08-0,1 кнi 0,1
Номинальный ток ТЭД (ф-ла (2.1)) Iн Iн 670 А
Скорость движения ЭПС в номинальном режиме, м/с (по заданию, перевести в м/с) Vн Vн 17,2 м/с
КПД ТЭД в номинальном режиме КПД=0,94 ηдн 0,93

4.4.3. Требования к исходным данным.

Максимальное число позиций регулирования напряжения n = 40.

Скоростная характеристика для номинального режима работы тяговых двигателей вводится в память машины в виде нескольких табличных значений токов Ij и соответствующих им значений скорости Vuнj (таблица 4.5).

Таблица 4.5

Расчетный ток Ij, А
Скорость Vuнj, км/ч

Число позиций регулирования напряжения - student2.ru

При выборе расчетных значений тока руководствуются следующим. Рекомендуемое число расчетных значений тока якоря j = 7. Первое расчетное значение тока целесообразно принять равным I1= (0,3 ÷ 0,4) Iн. Одно из расчетных значений принимают равным значению номинального тока двигателя Iн. Последнее расчетное значение тока Ij – значению максимального пускового тока двигателя Imax. Для удобства построения пусковой диаграммы одно из расчетных значений тока целесообразно принять равным значению минимального пускового тока Imin. Другие расчетные значения токов целесообразно выразить круглыми числами, кратными 50 или 100 с приблизительно равными интервалами между ними. Скорости движения при расчетных значениях тока якоря определяют, используя график скоростной характеристики Vuн(I) для номинального режима работы ТЭД (рис. 2.3).

Коэффициент неравномерности пуска Кнi для ступеней регулирования возбуждения для электровозов выбирается из диапазона от 0,08 до 0,1.

4.4.4. Выполнение расчетов.

Расчет осуществлялся в программе с именем «S_UPR_KP.EXE»

В программу были введены исходные данные, указанные в таблицах 4.3 и 4.4.. Файлу расчета присвоен номер в соответствии с вариантом №20.

Ниже представлены результаты расчета по исходным данным (содержимое файла 02ETB20).

Характеристики ЭПС (содержимое файла 02ETB20)

CKOPOCTHЫЕ и BHEШHИE XAPAKTEPИCTИK

ЭПС ПEPEMEHHOГO TOKA

Пoзиция| Udoi| Udi|*************C K O P O C T Ь*************

------------------------------------------------------------

K=33 1312 1173 100.4 80.9 67.1 62.0 59.7 55.4

K=32 1272 1138 97.3 78.4 65.0 60.1 57.9 53.6

K=31 1232 1103 94.2 75.9 62.9 58.1 56.0 51.9

K=30 1193 1069 91.1 73.4 60.8 56.2 54.1 50.2

K=29 1153 1034 88.1 70.9 58.7 54.3 52.3 48.4

K=28 1113 999 85.0 68.4 56.6 52.3 50.4 46.6

K=27 1073 963 81.9 65.9 54.5 50.4 48.5 44.9

K=26 1034 928 78.8 63.4 52.4 48.4 46.6 43.1

K=25 994 893 75.7 60.8 50.3 46.4 44.7 41.3

K=24 954 857 72.6 58.3 48.1 44.5 42.8 39.5

K=23 914 821 69.5 55.8 46.0 42.5 40.9 37.8

K=22 875 786 66.4 53.3 43.9 40.5 39.0 36.0

K=21 835 750 63.3 50.7 41.7 38.5 37.1 34.2

K=20 795 714 60.2 48.2 39.6 36.5 35.2 32.3

K=19 755 677 57.0 45.6 37.4 34.5 33.2 30.5

K=18 716 641 53.9 43.1 35.3 32.5 31.3 28.7

K=17 676 605 50.8 40.6 33.1 30.5 29.4 26.9

K=16 636 568 47.7 38.0 30.9 28.5 27.4 25.0

K=15 596 531 44.6 35.4 28.7 26.5 25.5 23.2

K=14 557 494 41.4 32.9 26.5 24.5 23.5 21.3

K=13 517 457 38.3 30.3 24.3 22.5 21.5 19.5

K=12 477 420 35.2 27.8 22.2 20.4 19.6 17.6

K=11 437 383 32.0 25.2 19.9 18.4 17.6 15.8

K=10 398 346 28.9 22.6 17.7 16.3 15.6 13.9

K= 9 358 308 25.7 20.0 15.5 14.3 13.7 12.0

K= 8 318 271 22.6 17.4 13.3 12.2 11.7 10.1

K= 7 278 233 19.4 14.9 11.1 10.2 9.7 8.2

K= 6 239 195 16.3 12.3 8.9 8.1 7.7 6.3

K= 5 199 157 13.1 9.7 6.6 6.0 5.7 4.4

K= 4 159 119 10.0 7.1 4.4 4.0 3.7 2.5

K= 3 119 81 6.8 4.5 2.1 1.9 1.6 0.6

K= 2 80 42 3.6 1.9 -0.1 -0.2 -0.4 -1.4

K= 1 40 4 0.5 -0.8 -2.4 -2.3 -2.4 -3.3

P E Ж И M O C Л A Б Л E H H O Г O B O З Б У Ж Д E H И Я

Число ступеней регулирования возбуждения K= 4

Коэффициенты регулирования возбуждения :

B1=0.69 B2=0.52 B3=0.39 B4=0.30

Э Л E K T P O T Я Г О B Ы E X A P A K T E P И C T И K И

Для режима ослабленного возбуждения

( cкорость Vi,j-[км/ч],ток Ij-[A],cила тяги Fi,j-[kH] )

********************************************************

BЄ * Ij | 250 400 657 670 700 870

------**************************************************

* Vi,j | 137.1 96.0 71.1 70.4 68.8 61.6

0.69 *-------------------------------------------------

* Fi,j | 7.758 17.241 36.391 37.405 39.755 53.269

------*-------------------------------------------------

* Vi,j | 174.6 116.8 81.6 80.6 78.3 68.6

0.52 *-------------------------------------------------

* Fi,j | 6.096 14.191 31.776 32.736 34.968 47.962

------*-------------------------------------------------

* Vi,j | 222.4 144.0 95.6 94.2 91.2 78.0

0.39 *-------------------------------------------------

* Fi,j | 4.789 11.521 27.158 28.040 30.099 42.289

------*-------------------------------------------------

* Vi,j | 282.9 179.1 114.2 112.3 108.2 90.5

0.30 *-------------------------------------------------

* Fi,j | 3.767 9.265 22.755 23.540 25.381 36.483

Результаты расчета представляются в виде двух таблиц. Первая таблица – внешние характеристики преобразователя Ud(Id) и скоростные характеристики ЭПС Vkj(Ij) для режима полного возбуждения для всех ступеней регулирования напряжения. Позиции регулирования напряжения в первой таблице обозначены буквой «к». Внешние характеристики представлены двумя значениями выходного напряжения преобразователя:

Udoi –среднее выпрямленное напряжение при токе двигателя, равном нулю;

Udi - среднее выпрямленное напряжение при максимальном пусковом токе Imax.

Значения скоростей движения для каждой ступени регулирования напряжения рассчитаны при расчетных значениях тока двигателя

Вторая таблица – электротяговые характеристики для режима ослабленного возбуждения:

скоростные Vij(Ij) – зависимости скорости движения от тока двигателя;

электротяговые Fij(Ij) – зависимости силы тяги на ободе движущей колесной пары от тока двигателя.

Электротяговые характеристики рассчитываются для всех коэффициентов регулирования возбуждения, полученных для выбранного значения коэффициента неравномерности пуска Кнi. Перед второй таблицей указываются полученное число ступеней регулирования возбуждения и значения коэффициентов регулирования возбуждения.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ротанов Н. А., Захарченко Д. Д., Плакс А. В., Некрасов В. И., Иньков Ю. М. Проектирование систем управления электроподвижным составом.-М. : Транспорт, 1986.
  2. Чебовский О. Г., Моисеев Л. Г., Недошивин Р. П. Силовые полупроводниковые приборы. Справочник, 2-е изд. – М. : Энергоатомиздат, 1985.
  3. Плакс А. В. Системы управления электрическим подвижным составом. – М.: Маршрут, 2005. – 360с.
  4. Плакс А. В., Сидоров Н. Н. Электрооборудование электрического подвижного состава. – Л. : ЛИИЖТ, 1969.

Наши рекомендации