Особенности возникновения государства у различных народов

Первые известные человечеству государства возникли от 6 до 2 тысяч лет назад в различных географических регионах независимо друг от друга. Такими государствами были Древний Египет, Асси­рия, Вавилон, Древний Китай, Древний Рим и др. По-видимому, процесс возникновения государств сам по себе сложный и длитель­ный и его трудно детально изучать в силу его исторической удален­ности. Вместе с тем в юридической литературе выделяют в основ­ном два пути возникновения государства — восточный (азиатский) и западный.

Восточный (азиатский) путь возникновения государства характе­рен для самых древних государств, которые возникли 5 тысяч лет назад в долинах таких крупных рек, как Нил, Ганг, Янцзы и др., т. е. в зонах поливного земледелия, которое позволило резко повысить производительность труда. Поливное земледелие требовало огром­ных усилий по объему работ — устройства каналов, дамб и других ирригационных сооружений. Данная объективная ситуация опре­деляла прежде всего необходимость объединения общин под еди­ным началом и централизованного управления. Однако это превы­шало возможности отдельных родоплеменных образований и соот­ветственно определяло необходимость их объединения под единым началом централизованной власти в масштабе общества.

Вместе с тем сохранились сельскохозяйственные общины, а сле­довательно, и общественная форма собственности на основное средство производства — землю. На основании получаемой прибы­ли от существующей собственности появилась материальная воз­можность содержать ничего не производящий, но необходимый для успешного развития общества аппарат управления, состоящий из представителей родоплеменной знати. Иными словами, внутри об­щины выделилась особая группа должностных лиц, выполняющих функции общинных администраторов, казначеев, контролеров и т. п. Общинное «чиновничество» постепенно превращалось в при­вилегированную социальную прослойку — важнейший элемент складывающегося аппарата государственной власти. Таким обра­зом, одной из главных предпосылок образования государства и классов по восточному типу было использование властвующими слоями и группами сложившегося аппарата управления. Этот аппа­рат был необходим для организации поливного земледелия, осуще­ствления различных форм контроля над появляющимися экономи­ческими и политическими процессами, решения иных задач.

Восточные государства в некоторых своих чертах существенно различались. Однако им свойственны общие, характерные причи­ны их появления, а именно:

потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ в связи с развитием поливного земледелия;

необходимость объединения в этих целях значительных масс людей больших территорий;

стремление к единому, централизованному руководству эти­ми массами.

Примечательно следующее: все восточные государства были аб­солютными монархиями, обладали мощным чиновничьим аппара­том; в основе их экономики лежала государственная собственность на основные средства производства, а частная собственность имела второстепенное значение. Следует заметить, что восточный путь Л возникновения государства представлял собой плавный переход, перерастание первобытного, родоплеменного общества в государство.

Западный путь возникновения государства. Ведущим государствообразующим фактором на территории Европы было классовое разделение общества. В наиболее чистом виде это можно наблюдать на примере Древней Греции. По мере развития частной собствен­ности возрастает экономическое неравенство; в обществе растет влияние экономически сильной группы. Постепенно формируемая частная собственность становится базой, фундаментом для утверж­дения экономического господства имущих слоев. Именно эта тен­денция позволила овладеть экономически влиятельному слою инс­титутами государственной власти, использовать их прежде всего для защиты своих интересов. Следовательно, наиболее богатые соб­ственники и начали занимать ответственные государственные должности — господство родовой знати было постепенно ликвиди­ровано.

В связи с изменением социальной структуры общества, в целях подавления возможного сопротивления новым властителям, обес­печения порядка, сборов налогов создается система государствен­ных органов, в совокупности составляющих механизм государства. Как видим, внутренние противоречия собственности, расслоение общества, необходимость совершенствования управления общест­вом в конечном счете привели к созданию в Афинах государства — особой политической организации для поддержания господства, за­щиты собственности и установления правопорядка.

Римское государство также возникло в результате естественного разложения первобытно-общинного строя и последующего соци­ально-экономического развития общества. Вместе с тем длившаяся 200 лет в этом обществе борьба между патрициями и плебеями уско­рила процесс формирования государства. Именно это централизо­ванное, опирающееся на силу образование могло снять остроту противоречий враждующих социальных групп, ввести их в рамки общего порядка, способствовать стабильности общества.

Древнее германское государство возникло на той социально- экономической основе, о которой говорилось выше (появление прибавочного продукта, частная собственность, расслоение обще­ства и др.). Вместе с тем завоевание германскими племенами об­щинных территорий Римской империи ускорило образование гер­манских государств. Очевидно, существовавшая у этих племен организация власти не обеспечивала управление покоренными народа­ми, что явилось дополнительным импульсом к созданию герман­ского государства.

Государственно-организованное общество восточных славян формируется в результате тех же социально-экономических про­цессов, которые привели к возникновению государства у других на­родов. Вместе с тем здесь существенное значение имела необходи­мость защиты восточных земель от постоянных разрушительных набегов кочевых племен.

Происхождение права

Необходимое условие существования любого общества — нор­мативное регулирование свойственных ему отношений. В догосударственном обществе основными регуляторами поведения людей были обычаи. По сути, обычаи — это древнейшие источники регу­лирования отношений, органически связанные с моральными и ре­лигиозными нормами.

Дальнейшее развитие социально-экономической действитель­ности привело к усложнению социальных связей и в конечном ито­е—к формированию права — принципиально нового регулято­ра общественных отношений. Право, как особая система юриди­ческих норм, возникает в истории общества в силу тех же причин и условий, которые свойственны государству. Имеются в виду глу­бинные процессы, происходящие в экономической, социальной, управленческой сферах догосударственного общества, вызвавшие расслоение общества, его дифференциацию. Это привело не только к усложнению социальных связей, но и к возникновению новых ин­тересов и противоречий различных слоев общества. Обычаи родо­вого строя с регулированием таких отношений (обостряющиеся противоречия и др.) справлялись все меньше и меньше. Значимость обычаев с практической стороны становилась нерезультативной, они перестали выполнять роль универсального регулятора, не мог­ли способствовать тому, чтобы условия производства, распределе­ния и обмена товаров были обязательными для всех. Появилась объективная необходимость в принципиально новом регуляторе со­циальных отношений. Отношения раннего классового общества требовали особой формы правового регулирования — в виде обяза­тельных норм, установленных и охраняемых государством, отража­ющих, обеспечивающих новое состояние общества. Система таких норм, исходящих от государства, есть право — новый регулятор об­щественных отношений.

Следовательно, параллельно с возникновением публичной (го­сударственной) власти формируется новая нормативная система — право. С появлением права возник своеобразный водораздел меж­ду доправовой и правовой организацией общества. Государст­во. опираясь на право, решает качественно новые проблемы: раз­рабатывает и принимает законы, содержащие общеобязатель­ные правила поведения — нормы права, наказывает нарушителей предписаний правовых норм и т. д. Начинают действовать судеб­ные органы, реализующие наказание в отношении правонару­шителей. Деятельность названных и иных профессионалов-управ- ленпев также нуждается в правовом упорядочении и регулиро­вании.

Становление права — принципиально нового регулятора обще­ственных отношений — процесс сложный и длительный. В числе на­иболее существенных предпосылок возникновения права назовем прежде всего следующие две. Во-первых, это экономические пред­посылки. Рост производства, товарное обращение нуждались во всеобщих и определенных правилах, нормах. «На известной, весьма ранней ступени развития общества, — отмечал Ф. Энгельс, — возни­кает потребность охватить общим правилом повторяющиеся из дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинился общим условиям производства и обмена».

Действительно, для того, чтобы продавать и покупать, продавцу и покупателю, заказчику и подрядчику и т. п. для осуществления своих функций необходимы определенные юридические правила (нормы права), предусматривающие права, обязанности участни­ков отношений, юридическую ответственность.

Во-вторых, существование политического фактора. Имеется в виду, что возникшее государство — новый политический фено­мен — нуждалось в придании своей воле свойства общеобязатель­ности на территории страны. А как этого достичь? Наиболее опти­мальный вариант следующий: свою волю, свои решения государ­ство выражает в праве, т. е. в общих правилах поведения, закреплен­ных в законе, обеспечиваемых специальными санкциями.

Право как особая разновидность социальных норм существенно отличается от обычаев первобытно-общинного строя:

- обычаи создавались всем обществом, а право формирует, ся непосредственно государством, точнее, его компетентными ор­ганами;

- обычаи выражали общую волю и защищали общественный интерес, право является выражением воли прежде всего социаль­ных групп, приобщенных к государственной власти;

- обычаям не свойственна письменная, фиксированная форма, право получает определенное внешнее выражение в виде законов, прецедентов, правовых обычаев и т. д.;

- обычаи охранялись от нарушений родовой общиной, исполь­зовавшей общественное мнение и др. Право обеспечивается специ­ально созданными государственными органами (правоохранитель­ными и др.);

- нормы права, в сравнении с обычаями первобытного общест­ва, намного сложнее, многообразнее и в качественном, и в количе­ственном отношении, поскольку они регулируют организацию сложного противоречивого общества.

Сказанное позволяет заключить, что отличие права от предыду­щих обычаев (мононорм) можно провести по ряду следующих ас­пектов: по способам формирования; по содержанию; по формам выражения; по способам регулирования; по способам обеспечения (санкциям).

В юридической литературе выделяют три относительно само­стоятельных способа образования права.

1. Исторически сложилось так, что формировавшийся государ­ственный аппарат, представлявший интересы экономически гос­подствующего класса, стал применять некоторые угодные ему обы­чаи, сложившиеся в период родового строя, в качестве обязатель­ных и осуществлять меры принуждения к лицам, их нарушающим. Так возникали правовые обычаи, которые, в отличие от родовых обычаев, санкционировались государством.

2. Важную роль в трансформации первобытных обычаев играли суды, которые приспосабливали их путем толкования к новым условиям. Иными словами, судьи признавали те или иные обычаи действующими и выносили их на основе решения. Постепенно обычаи начинают систематизироваться, обретать письменную форму. Как видим, первое возникающее вместе с государством право было обычным правом. Нередко его основой являлись судебные и административные решения. Такие решения становились прецедентом, т. е. правилом поведения, обязательным для всех подобных случаев, которые возникали в будущем.

3. С дальнейшим развитием общества и государства обычаи перестают быть достаточными для регулирования общественных отношений в силу их косности, негибкости. Государство начинает само заниматься правотворческой деятельностью, которая выража­ется в принятии различных нормативных правовых актов (законов, указов, постановлений и т. д.). Предписания, установленные госу­дарством, обязательны к исполнению, при необходимости их реа­лизация обеспечивается принудительной силой государства.

Таким образом, процесс возникновения права носит объектив­ный характер. Новая организация производственной деятельности (управленческих функций) и возникающая на этой основе иная социальная дифференциация общества, становление раннеклассо­вой структуры ведут к появлению новой регулятивной системы — права. Оно отличается особым содержанием, способами регулиро­вания, формами выражения, процедурами, средствами обеспече­ния — санкциями и др.

Итак, с развитием и усложнением общества право с необходи­мостью приходит на смену обычаям, регулирующим поведение лю­дей в догосударственном обществе.

Наши рекомендации