Определение типа организационной структуры организации
Под организационной структурой или структурой управления организаций понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. Элементами структуры являются отдельные работники, службы и другие звенья аппарата управления, а отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи - это связи подчинения, и необходимость в них возникает при наличии нескольких уровней управления. Кроме того, связи в структуре управления могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между так называемыми линейными руководителями, т.е. лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. К функциональнымотносятся такие связи, по которым не передаются управленческие решения, а осуществляется техническое, консультативное и т.п. содействие (планирование, нормирование, учет, методические рекомендации и др.) нижестоящему руководителю для принятия им соответствующих управленческих решений. Поэтому функциональные связи не являются второй командной ветвью.
Линейная подчиненность на схемах изображается прямыми линиями, функциональная - пунктирными.
В зависимости от содержания и характера взаимоотношений отдельных структурных элементов организации различаются типы соответствующих им организационных структур управления.
Наиболее известными (распространенными) являются:
1. Линейная
2. Функциональная
3. Линейно-функциональная (построение по вертикали)
4. Линейно-штабная
5. Матричная или программно-целевая (образуется путем наложения программно-целевого управления на линейно-функциональное)
или:
6. Дивизиональная (на обороте)
Результаты желательно представить в табличном виде, где обозначенные на рис. 1 признаки описания «места» помешаются в левой графе, а соответствующая им информация - справа.
1. Обозначение «места» | - название должности; - рабочие условия (график работы, отпуск, командировки); - условия найма и труда, вид контракта; - основные документы (информация) на «входе»; - техническая оснащенность «места»; - откуда поступает работа; - куда направляется сделанная работа. |
2. Расположение «места» в структуре организации | - название отдела и функциональной подсистемы организации, в которую он входит; - непосредственный руководитель; - непосредственные подчиненные, их обязанности; - перечень подразделений организации, других организаций и частных лиц, с которыми требуется контактировать и повод для установления соответствующего контакта. |
3. Описание полномочий и ответственности | - на основании должностной инструкции. |
4. Описание определённых обязанностей (задач) | - основные обязанности по каждому виду деятельности; - как работа, выполняемая на «месте», согласуется с деятельностью всего подразделения (отдела). |
5. Особые полномочия | - право подписки на специальную и периодическую литературу и др. |
6. Квалификационные требования | - должен быть … - должен знать … - должен иметь … - должен владеть … - должен иметь ясное представление … |
7. Порядок замещения работника | - в случае отпуска; - в случае болезни; - в иных предусмотренных организационными документами ситуациях |
8. Порядок оценки и оплаты труда | - по количеству замечаний и дополнений от руководителя и др. - … |
Особо следует отметить не регламентированные в организационной документации виды работ, выполняемые на исследуемом «вместе». В таблице для их обозначения рекомендуется использовать «*».
Приложение № 1