Система и структура органов прокуратуры Российской Федерации

Введение

Конституция Российской Федерации - Основной Закон нашего государства, в главе 2 не только законодательно закрепляет права и свободы человека и гражданина, но и определяет, что их защита является обязанностью государства. Это общее правило обязывает государство различными правовыми средствами обеспечивать защиту конституционных прав и свобод. Гарантом прав и свобод выступает Президент России. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства Российской Федерации. Эта функция составляет главное назначение судебной системы, то есть в гарантировании прав и свобод участвует весь механизм государства, все органы государственной власти. Проведение этой много аспектной деятельности требует наличия в государстве определенных структур, органов, которые осуществляли бы постоянный контроль и надзор за исполнением законов, иных нормативных актов, а также соблюдением Конституции РФ. Одним из таких правозащитных для российской правовой системы механизмов (органов) была и остается прокуратура, осуществляющая надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на ее территории.

Правовое государство немыслимо без полного признания прав человека и становления эффективной системы гарантий их защиты. Содержание и смысл взаимоотношений индивида и государства определяются не только объемом прав и свобод, но и уровнем их обеспечения и защиты.

Поэтому одной из основных проблем является совершенствование системы защиты прав и свобод человека и гражданина, а также отдельных ее элементов.

Безусловно, значительное место в системе защиты прав и свобод человека и гражданина занимает судебная защита, тем не менее, государственная защита прав граждан включает в себя функционирование и внесудебного правозащитного механизма, в котором существенную роль играет прокуратура Российской Федерации.

Ежегодно в органы прокуратуры Российской Федерации с жалобами обращается около 2 млн. граждан и в каждом пятом случае по ним принимаются меры прокурорского реагирования.[1]

Таким образом, развитие системы защиты прав и свобод человека и гражданина предполагает совершенствование правозащитной деятельности составных элементов данной системы, в т.ч. российской прокуратуры.

Целью курсовой работы является исследование конституционно-правового статуса прокуратуры современной России, выявление проблем и путей их решения. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучение учебной литературы, рассмотреть систему и основные принципы организации и деятельности прокуратуры, проанализировать основные функции современной прокуратуры Российской Федерации, исследовать основные проблемы конституционно-правового статуса прокуратуры в Российской Федерации и представить пути их решения.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности органов прокуратуры Российской Федерации.

Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность прокуратуры Российской Федерации.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения.

Глава 1. Роль прокуратуры Российской Федерации в обеспечении законности

Система и структура органов прокуратуры Российской Федерации

В соответствии со ст. 129 Конституции РФ и Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, действующих на территории страны, а также выполняющих иные функции, установленные федеральным законом.

Как и любая система органов, система органов прокуратуры представляет собой совокупность взаимосвязанных между собой органов и составляющих целостное единство. При этом для системы прокуратуры характерны связи между элементами структуры как по вертикали, для внутреннего управления системой по подчиненности, так и по горизонтали, для взаимодействия равнозначных органов и подразделений внутри системы и с другими органами и системами.[2]
Согласно ст. 11 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" систему российской прокуратуры составляют - Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

В основе построения системы территориальных прокурорских органов лежит административное и национально-государственное устройство, установленное Конституцией РФ. Наименование прокуратур может отличаться своеобразием, вытекающим из особенностей территориального деления некоторых субъектов Российской Федерации. Так, в Республике Бурятия имеются прокуратуры улусов, а не районов.

Специфику имеет и организация органов прокуратуры в Москве. В соответствии с Уставом города созданы муниципальные районы и административные округа. С учетом этого в столице действуют межрайонные прокуратуры, обеспечивающие надзор на территории ряда муниципальных районов, и прокуратуры административных округов, имеющие статус прокуратур городов с районным делением. Прокуроры административных округов осуществляют руководство межрайонными прокурорами и непосредственно надзирают за исполнением законов на подведомственной территории. Все эти прокуроры подчинены прокурору Москвы.

Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ.

В Генеральной прокуратуре на правах структурного подразделения образуется Главная военная прокуратура во главе с заместителем Генерального прокурора - Главным военным прокурором, а также управления Генеральной прокуратуры в семи федеральных округах, возглавляемые заместителями Генерального прокурора.

Структура аппарата Генеральной прокуратуры включает управления и отделы[3]: по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью в органах внутренних дел; по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов; за законностью исполнения уголовных наказаний; по делам несовершеннолетних и молодежи; кадров и др. К подразделениям аппарата относятся также управления Генеральной прокуратуры в федеральных округах. В Генеральной прокуратуре РФ действует Научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры. Положение о Научно-консультативном совете утверждено приказом Генерального прокурора РФ от 03.01.1996 № 1 "Об образовании при Генеральной прокуратуре Российской Федерации Научно-консультативного совета".

Научно-консультативный совет возглавляется председателем Совета - Генеральным прокурором РФ и утверждается им в составе: заместителей председателя Совета, ответственного секретаря и членов Совета из числа ученых-юристов и высококвалифицированных работников прокуратуры, других правоохранительных органов сроком на пять лет. Численность Совета определяется Генеральным прокурором.[4]

В структуре Генеральной прокуратуры РФ также образован Информационно-аналитический центр на основании приказа Генерального прокурора РФ от 23.10.1998 № 207 "Об образовании Информационно-аналитического центра Генеральной прокуратуры Российской Федерации". Информационно-аналитический центр создан на правах управления в целях обеспечения Генерального прокурора РФ необходимой аналитической информацией для принятия оптимальных решений и мер по предупреждению и борьбе с преступностью.

В соответствии с Указом Президента РФ от 13.05.2000 № 849 "О полномочном представителе Президента в Российской Федерации в Федеральном округе" были созданы семь федеральных округов. В связи с этими административными преобразованиями в структуре управления государственной властью на основании приказа Генерального прокурора РФ от 05.06.2000 № 98 "Об образовании управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах" в этих федеральных округах были созданы самостоятельные управления Генеральной прокуратуры РФ.

Управления Генеральной прокуратуры РФ созданы в Центральном, Северо-Западном, Приволжском, Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Функции управления Генеральной прокуратуры РФ в Северо-Кавказском округе возложены на Главное управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональных отношениях на Северном Кавказе.

Прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами. Прокуратуры субъектов Федерации и приравненные к ним руководят соответственно деятельностью прокуратур городов, районов и иных приравненных к ним прокуратур.

В систему органов военной прокуратуры на правах прокуратур субъектов РФ входят прокуратуры военных округов, флотов, ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы, Московская городская военная прокуратура, а также военные прокуратуры гарнизонов, объединений, соединений, приравненные по своему статусу к прокуратурам городов и районов. Органы военной прокуратуры образуют свою систему, высшим звеном которой является Главная военная прокуратура, входящая в состав Генеральной прокуратуры РФ на правах структурного подразделения. Ее возглавляет Главный военный прокурор - заместитель Генерального прокурора РФ. В остальной своей части построение органов военной прокуратуры соответствует построению военных судов. К среднему звену системы военной прокуратуры относятся прокуратуры военных округов, групп войск, флотов, прокуратура Ракетных войск стратегического назначения, прокуратура Федеральной пограничной службы и прокуратуры других войск, приравненные к прокуратурам субъектов Федерации. К нижнему звену - прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, приравненные к прокуратурам районов и городов.[5]

Систему транспортных прокуратур, в юрисдикцию которых входит надзор за исполнением законов на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, возглавляет Управление по исполнению законов на транспорте и в таможенных органах Генеральной прокуратуры.

Природоохранные прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды, экологических прав граждан, предприятиями, учреждениями, организациями и их должностными лицами; создаются и действуют на правах прокуратур субъектов РФ, а в регионах - на правах межрайонных прокуратур.

Прокуратуры войсковых частей осуществляют надзор за исполнением законов в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо важных объектах, по перечню, установленному Правительством РФ.

Задача прокуратуры по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний - надзор за соблюдением законов администрацией учреждений УИС и соблюдением прав лиц, отбывающих наказание.

Структура органов прокуратуры характеризует внутреннюю организацию прокуратур, входящих в систему прокуратуры РФ.

Генеральную прокуратуру возглавляет Генеральный прокурор РФ, который имеет одного первого заместителя и заместителей, а также советников и помощников по особым поручениям. Генеральный прокурор РФ руководит деятельностью органов прокуратуры и осуществляет контроль за их работой. В составе названной прокуратуры действует коллегия как совещательный орган при Генеральном прокуроре РФ, состав которого определяется Генеральным прокурором РФ.

В отсутствие Генерального прокурора РФ или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей их выполняет его первый заместитель. Если последний также отсутствует или в силу каких-то обстоятельств не может выполнять обязанности Генерального прокурора, то их выполнение возлагается на одного из его заместителей.[6]

Заместители Генерального прокурора по его представлению назначаются и освобождаются от должности Советом Федерации. Распределение обязанностей между ними производит Генеральный прокурор РФ.

В структуру Генеральной прокуратуры входят главные управления, ряд управлений по надзору за исполнением законов, создаваемые в соответствии с основными направлениями деятельности прокуратуры, и отделы на правах управления.

Расследованием преступлений и привлечением к уголовной ответственности лиц, их совершивших, занимаются соответствующие следственные подразделения во всех звеньях прокурорской системы, в том числе и в системе Главной военной прокуратуры.[7]

Главное следственное управление в составе Генеральной прокуратуры РФ, возглавляемое заместителем Генерального прокурора РФ, имеет управления и отделы, в которых предусмотрены должности старших следователей по особо важным делам. Остальные звенья прокурорской системы также имеют в штате следователей, старших следователей, следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам. В военных прокуратурах имеются военные и старшие военные следователи, следователи по особо важным делам и старшие военные следователи по особо важным делам.

Прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним специализированные прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами, которые имеют первых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным прокурором РФ. В качестве совещательного органа в прокуратурах этого уровня образуются коллегии, в состав которых входят прокурор, его заместители и другие прокурорские работники.

Структурно прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним специализированные прокуратуры состоят из управлений и отделов. Начальники этих структурных подразделений являются старшими помощниками и помощниками прокуроров субъектов Федерации, которые назначают их на должность и освобождают от нее.

Прокуратуры районов и городов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые руководят их деятельностью, вносят вышестоящим прокурорам предложения о кадровых изменениях.

В некоторых учебных пособиях территориальные органы прокуратуры делят на три звена[8]. Первое - генеральная прокуратура, второе - прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним прокуратуры (прокуратуры военных округов, флотов, прокуратура ракетных войск стратегического назначения, прокуратура федеральное пограничной службы и других войск , приравненные по своему статусу к прокуратурам субъектов Федерации и подотчетные генеральному прокурору РФ. Так же с 1991 года на правах прокуратуры субъекта Федерации существует Волжская природоохранная прокуратура), третье - прокуратуры городов , районов и приравненные к ним (транспортные прокуратуры, природоохранительные прокуратуры, прокуратуры, осуществляющие надзор за исполнением законов в закрытых административно-территориальных образований и на особо важный объектах, прокуратуры по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний, военные прокуратуры гарнизонов),так же именуемые "рабочим звеном".[9]

Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации.

Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации, не допускаются.[10]

Наши рекомендации