Проблемы и противоречия в организации таможенного контроля в аэропортах, открытых для международного сообщения, товаров, перемещаемых физическими лицами в РФ и пути их разрешения

В процессе изучения материалов, использованных в написании ВКР, были выявлены следующие проблемы и противоречия в организации таможенного контроля в аэропортах, открытых для международного сообщения, товаров, перемещаемых физическими лицами в РФ (далее по пунктам будут оговариваться проблемы и предложения по их решению):

1. Проблема роста количества случаев выявления таможенных правонарушений (в частности, на ОСТП №1, № 2, № 3 аэропорта Шереметьево-2), а так же периодическое выявление крупных систем попыток провоза контрабанды в 2010 г. по сравнению с 2009 г.

Так, по данным статистической службы аэропорта Шереметьево-2 (см. Приложение 31), не трудно заметить, что наблюдается рост таможенных правонарушений на каждом ОСТП за период всего лишь в 1 год, там же можно проследить динамику роста таможенных правонарушений по ОСТП в разбивке на уголовные и административные дела (в Приложениях 32, 34, 35 приведены снимки задержаний на таможенном посту валюты, наркотических средств, крупных партий изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, по которым возбуждены уголовные дела. В Приложении 33 приведена фотография орденов и книг, задержанных так же на таможенном посту).

Предложение по решению проблемы:Усилить меры таможенного контроля по основным обозначенным направлениям, обращая при этом внимание на статистику обнаружения контрабанды у физических лиц, прибывших в тех или иных рейсах, следующих сообщением из определенных стран (как правило, контрабанда имеет не дифференцированный характер, а отлаженные каналы следования). Применять к лицам, прибывающим такими рейсами системы таможенного контроля повышенного уровня жесткости. Контролировать действенность антикоррупционной системы. Осуществлять тесное взаимодействие с ФТС по этому вопросу.

1. По большей части ВКР была посвящена изучению ТСТК, применяемых в РФ, и практике применения ТСТК международными аэропортами, так же открытыми для международного сообщения.

Существует ряд проблем, которые могут быть выделены на основании исследований, проведенных в п.2 второй главы:

· Малое количество единиц ТСТК российского производства на таможенном посту Шереметьево-2 ввиду их неконкурентноспособности и невысокого качества.

· Дороговизна обслуживания ТСТК типа «рентгеновские установки», имеющиеся в наличии в аэропорте Шереметьево-2.

· Низкое качество работы китайских рентгеновских установок модели Fiscan.

· Невозможность обслуживания рентгеновских установок аэропорта технической службой самостоятельно, ввиду обязательного их ремонта лишь у официальных фирм, специализирующихся на этом. А так же наличие дешевых запасных частей для рентгеновских установок модели Fiscan, но частая их замена, из-за недостаточного качества установки по сравнению с немецкой установкой Heimann (которая реже ломается, но обходится на много дороже в плане ремонта).

Предложение по решению проблемы:Увеличить затраты на развитие наукоёмких процессов по разработке ТСТК российского производства «на перспективу», которые смогут заменить иностранные аналоги и будут дешевле обходиться в ремонте, т.к. производство самих ТСТК и их частей будет полностью налажено в РФ.

Известно, что рентгеновские установки модели Heimann собирают на заводе в Санкт-Петербурге по лицензии немецкой фирмы. Но, по мнению экспертов, качество «оригинальных» установок и установок, собранных в РФ, очень сильно отличается не в плюс в отношении российского дочернего предприятия. Возможно, стоит заменить небольшое количество установок Fiscan на установки фирмы Heimann, т.к. аммортизационные расходы немецких установок распределяются на больший срок службы и износ наступает позднее.

Установки Fiscan из-за частых поломок обходятся в ремонте дороже, чем установка Heimann, ремонт которой осуществляют исключительно специализирующиеся фирмы. Требуется наличие в штате технической службы таможенного поста сотрудников, обученных самостоятельному ремонту установок, а так же отлаженная система заказа запасных частей для экономии средств таможенного органа.

2. В п. 1 главы 3 были исследованы ТСТК, используемые в международной практике в аэропортах, открытых для международного сообщения. Проблема для РФ: невозможность применения новейших технических разработок, которые существенно облегчают работу по осуществлению таможенного контроля из-за их дороговизны при приобретении и при обслуживании.

Предложение по решению проблемы:требуется разработка аналогов новейших технических разработок в РФ для их дальнейшего применения и эксплуатации с более низкими материальными затратами на территории таможенного союза.

3. Некоторыми странами мира применяется система биометрического контроля физических лиц в аэропортах, открытых для международного сообщения. В РФ (а так же в таможенном союзе в целом) такая система не применяется из-за несоответствия технической базы и законодательной базы в области таможенного и пограничного оформления и таможенного контроля.

Предложение по решению проблемы:Граждане РФ с 2008 г. получают заграниченые паспорта биометрического образца. Решение вопроса, скорее всего, наступит в ближайшие 3-5 лет. В настоящий момент система биометрического контроля отлажена лишь в США, Японии и странах ЕвроСоюза. Тестирует систему Хельсинки на границе с РФ. По окончании тестового режима можно будет сделать вывод о целесообразности использования автоматической системы контроля и её внедрении в РФ и странах-членах Таможенного союза. Тогда нужно будет задуматься о приведении законодательства Таможенного союза в соответствии с изменениями, которые могут быть внесены и проработать техническую базу и оснащение аэропортов.

4. В аэропортах РФ и стран-членов таможенного союза отсутствует понятие электронного декларирования товаров для физических лиц. На данный момент система заполнения пассажирской декларации возможна в 2-х вариантах:

· В самом аэропорте у информационной стойки.

· Скачать бланк пассажирской таможенной декларации по установленной форме с сайта аэропорта, распечатать её на листе формата А4 с двух сторон, заполнить от руки в 2-х экземплярах и приехать в аэропорт с заполненной декларацией. Далее по стандартной схеме прохождения таможенного контроля.

Так же в настоящее время единая база данных пассажиров, пересекающих таможенную границу и подающих пассажирскую таможенную декларацию, заполняется сотрудниками таможенного органа в ручную.

Предложение по решению проблемы: Решение вопроса отсутствия возможности электронного декларирования для физических лиц можно решить путём создания проекта такой формы декларирования.

В процессе изучения информации для написания ВКР, мной была изучена система электронного декларирования с использованием ПО «Альта-СОФТ» (для заполнения ГТД) (см. Приложение 36).

Моё видение решения данного вопроса состоит в следующем: возможно создать он-лайн сервер, который будет функционировать и взаимодействовать с серверами таможен и таможенных постов через защищенное (криптографически стойкое) соединение (типа «протокол https) и будет позволять физическим лицам осуществить заполнение пассажирской таможенной декларации в он-лайн режиме, без необходимости её распечатывания и заполнения «от руки». Для этого нужно будет создать сайт с защищенной системой входа (регистрации), который будет иметь государственное происхождение и принадлежать ФТС.

Можно проработать два варианта регистрации на сайте. Первый – аналогичен процедуре получения электронной цифровой подписи для работы в «Альта-СОФТ» через Федеральное казначейство. Так, написав заявление на получение ЭЦП, человек, уплатив соответствующий платеж, получает сертификат, в котором содержится секретный ключ и открытый ключ ( в системе «Альта-СОФТ» при использовании ЭЦП применяется двойной ключ защиты). Секретный ключ хранится у подписанта (например, на дискете, устройстве Touch Memory, Smart-карте и т.п.)[55]. Открытый ключ, как правило, публикуется в общедоступном или специализированном справочнике. Таким образом, зная открытый ключ доступа нельзя узнать секретный ключ. В случае утери секретного ключа нужно будет осуществить процедуру восстановления в органе выдачи сертификатов с ЭЦП.

По сути ЭЦП – это аналог собственной подписи, но в несколько видоизмененном варианте[56]. После получения ЭЦП заполненная в электронном виде декларация с помощью специально разработанного адаптированного пользовательского интерфейса будет подписываться физическим лицом из своей защищенной учетной записи и отправляться напрямую в таможенный орган отправления (через который в перспективе будет перевозиться задекларированный товар).

Второй вариант регистрации упрощен: получение учетной записи происходит по принципу системы случайной генерации логина и пароля, которые присваиваются конкретному физическому лицу в соответствии с заполненной им учетной записью (в которой обязательно должны содержаться все паспортные данные физического лица). Можно продумать возможность хранения в учётной записи копии паспорта гражданина, который можно будет прикреплять при отправке деклараций.

В личном кабинете каждого пользователя будет находиться бланк пассажирской декларации на русском и английском языках с вариантом выбора, а так же основная информация, необходимая для самостоятельного заполнения пассажирской декларации физическим лицом. Так же можно проработать систему контроля заполнения пассажирской таможенной декларации, которая будет автоматически, в процессе заполнения граф, определять, в соответствии с законодательством ли заполняются графы (соизмеримость чисел, названий и прочее).

Перед отправкой заполненной декларации таможенному органу, физическое лицо должно будет заполнить поля: информацию по пассажирскому билету (когда, из какого аэропорта отправляется, паспортные данные в билете и другие необходимые позиции), отметить из автоматически выбрасывающегося списка (по типу Единый список аэропортов международного значения в РФ), из какого аэропорта будет отправляться физическое лицо с товаром или его несопровождаемый багаж. В случае перемещения товаров, которые можно перемещать только при наличии разрешения определенных органов, к декларации при отправке нужно прикрепить отдельными файлами копии разрешений. Далее декларация будет отправлена в электронном виде напрямую в таможенный орган, через который будут вывозиться задекларированные товары.

На этом этапе необходимо создание автоматизированной системы приема деклараций в электронной форме, которая будет существовать в форме автоматизированной программы, которая сама будет распределять в единую базу данных таможенных органов информацию о пассажире, информацию о задекларированных им товарах, информацию об избранной физическим таможенной процедуре в отношении этих товаров. Для этого нужно отладить систему автоматических счетчиков, которые будут учитывать показатели по каждой позиции. К каждой записи будут прикреплены файлы с прочими сопроводительными документами. Таким образом у таможенных органов будет автоматически сформированная база данных по каждому пассажиру, который когда-либо заполнял пассажирскую декларацию в электронном виде. Т.е. для того, например, чтобы отследить частоту перемещения через таможенную границу Таможенного союза и государственную границу РФ пассажира, таможенному сотруднику нужно будет всего лишь открыть базу данных, начать заводить номер паспорта гражданина, после этого автоматически высветится графа по нему, при нажатии на которую будут отображены все данные о нем и товарах, когда-либо им задекларированных.

Теперь, когда физическое лицо прибудет на таможенный пост нужно будет всего лишь распечатать готовый и заполненный бланк таможенной декларации в 2х экземплярах (для чего можно создать специальные пункты, в которых это можно будет реализовать за отдельную плату, например в аэропортах) и в случае, если все указанные в нем данные соответствуют действительности, проставляется подпись физического лица на 2х экземплярах пассажирской декларации, подпись и номерная печать сотрудника таможенного органа.

Существует ряд проблем в реализации данного предложения, но все они решаемы:

1. Как осуществить передачу физическому лицу ТПО. Ведь все ТПО оформляются сотрудниками таможенного поста на государственных номерных бланках. (вариант решения: оставить систему с ТПО такой, какая она есть сейчас, или разработать систему выдачи ТПО физическому лицу дистанционно).

2. Будет очень сложно модерировать сайт.

3. Достаточно сложно будет обеспечить сильную и действенную систему антивирусной, антиспамерской и антихакерской защиты от взлома учетных записей. Но это необходимо, т.к. иначе без этого в предложенной системе нет смысла.

В параграфе изучены проблемы в организации таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами, в аэропортах, открытых для международного сообщения, и возможные варианты смягчения сложившихся ситуаций, или даже возможного выхода из них.

Из-за недостаточного внедрения информационных технологий в осуществление сотрудниками таможенных служб таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами, в аэропортах, открытых для международного сообщения, мной предложен к разработке проект электронного декларирования товаров для физических лиц (аналогов разработке в мире пока не существует), который поможет максимально автоматизировать деятельность таможенных органов с использованием новейших информационных технологий в области таможенного оформления и таможенного контроля.

Заключение

Таможенный контроль – это не просто право, это обязанность таможенных органов, призванная обеспечить безопасность граждан и сохранить целостность государства.

Современная техника постоянно совершенствуется. Её роль в поиске и обнаружении нарушений таможенного законодательства таможенного союза, к которым относятся, например, наркотические вещества, взрывоопасные вещества, оружие и боеприпасы, драгоценные металлы, делящиеся и радиоактивные вещества, постоянно растет.

Применяемые в аэропортах, открытых для международного сообщения, ТСТК очень разнообразны – от простейшего зеркала до рентгеновской техники и масс-спектрометрической аппаратуры. В их основе лежат различные научно-технические методы исследования веществ, основанные на основополагающих законах химии и физики. Эффективность применения ТСТК при оперативном таможенном контроле требует от сотрудников знания принципов, лежащих в основе этих методов, а так же навыков работы с техникой.

Вопросы освоения, организации работы, эксплуатации и обслуживания, а так же подготовки оперативного состава, использующего ТСТК, требуют постоянного повышенного внимания и постановки ряда задач перед техническими и учебными подразделениями. Ведь именно от этого зависит в конечном счете обеспечение высокоэффективного таможенного контроля перемещаемых через таможенную границу таможенного союза объектов.

Одним из основных факторов ускорения процесса и повышения качества таможенного контроля и таможенного оформления товаров, перевозимых физическими лицами, в аэропортах, открытых для международного сообщения, является использование современных ТСТК. К сожалению, на основе изученных в ВКР материалов, можно придти к выводу, что далеко не все современные разработки применяются на территории таможенного союза, что обусловлено большой стоимостью этих ТСТК, а так же высокими материальными затратами на их содержание. Зачастую, многие разработки невозможно ввести в эксплуатацию из-за того, что особенности функционирования аппарата могут нарушать определенные принципы, закрепленные законодательством стран-членов таможенного союза.

Таким образом, можно выделить следующие перспективы развития таможенного контроля с использованием ТСТК в аэропортах, открытых для международного сообщения:

1. Технологическое усовершенствование процедуры таможенного контроля с использованием ТСТК с учетом специфики работы аэропортов, открытых для международного сообщения.

2. Разработка «наукоёмких» ТСТК на территории таможенного союза и внедрение новейших разработок современных средств таможенного контроля в техническую базу аэропортов РФ с целью расширения круга распознаваемых объектов НТП и предметов контрабанды.

3. Совершенствование контроля в вопросах применения ТСТК, в особенности в части безопасности и отсутствии побочного влияния использования ТСТК на здоровье сотрудников таможенных органов, физических лиц, а так же на целостности и качестве перевозимых ими товаров.

4. Совершенствование системы обучения сотрудников таможенных органов по вопросам правильного и качественного применения ТСТК, с использованием компьютерных систем обучения и переподготовки инспекторов таможенных органов.

5. Разработка и внедрение в эксплуатацию электронной системы декларирования для физических лиц.

6. Дальнейшее совершенствование законодательства в области применения ТСТК в процессе осуществления таможенного контроля в аэропортах, открытых для международного сообщения.

7. Совершенствование работы эксплуатационных служб, обеспечивающих своевременную модернизацию и бесперебойную работу ТСТК.

Список использованной литературы:

Наши рекомендации