Современная экономическая политика Республики Беларусь
Государство играет центральную роль в экономической жизни общества. Его деятельность, как правило, связана с производством общественных благ, экономическим и социальным регулированием, развитием конкурентной среды, перераспределением доходов. Цели и задачи, меры государственного воздействия на экономические и социальные процессы находят отражение в экономической политике государства.
Экономическая политика государства зачастую может противоречить интересам отдельных групп, что требует широкомасштабной пропаганды со стороны государства, разъяснения того, что отраженный в экономической политике курс социально-экономического развития страны является воплощением общего интереса, т.е. служит интересам большинства, а не отдельных групп общества.
Концептуальная основа экономической политики – это компромисс между многочисленными и разнообразными интересами в целях достижения максимального блага в рамках существующего строя. Экономическая политика государства должна соответствовать проблемам, условиям, целям и возможностям, имеющимся в стране.
Долгосрочный аспект экономической политики отражает экономическую стратегию государства, долгосрочные цели и средства экономического развития, которые должны быть соизмеримы между собой. При этом цели экономической политикиимеют ключевое значение, они должны формироваться исходя из потребностей общества на соответствующих этапах его развития.
Объективно цели государственной экономической политики должны рождаться «внизу», идти от потребностей и интересов людей. Они должны способствовать и материальному, и духовному развитию всего народа, отталкиваться от принципа приоритета потребностей и интересов общества.Это одна сторона формирования целей.
Формирование целей связано с государственной властьюи с реальными трудностями в развитии экономики, которые нельзя игнорировать, ибо это может повлечь за собой непредсказуемые процессы. Отсюда также вытекает необходимость выбора приоритетов. Причем здесь следует исходить из той посылки, что неправильно выбранные приоритеты могут представлять большую опасность для страны, чем нехватка ресурсов. Поэтому возникает необходимость формирования целей социально-экономического развития республики по определенной иерархической структуре в увязке друг с другом. При этом положение отдельных целей в «дереве целей» нестабильно и может меняться в зависимости от хозяйственной ситуации.
При этом экономическая политика Республики Беларусь учитывает происходящие изменения в экономиках развитых стран мира: изменение их социального облика, связанного с переходом в постиндустриальное общество; возрастающей ролью НТП и инноваций; развитие процессов интернационализации, глобализации и интеграции. В ней находят отражение проблемы экологии, которые неотделимы от экономического развития. При этом вопрос стоит не только о решении уже существующих проблем, но и о предупреждении новых.
Идеология социально-экономического развития, воплощенная в экономическую политику Республики Беларусь, находит свое отражение в соответствующих прогнозных и программных документах: Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на 15 лет; Основных направлениях социально-экономического развития республики на 10 лет; Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочный период (пять лет); годовых прогнозах, а также в программах по важнейшим секторам и сферам деятельности (структурной перестройке, приватизации, местной и легкой промышленности, развитию экспорта и т.д.).
Прогнозные и программные документы играют большую роль в стабилизации и подъеме экономики страны. Они позволяют комплексно увязать количественные и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, инновационной, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки и т.д.
Стратегической долгосрочной целью социально-экономического развития Республики Беларусь является постепенное движение к обществу постиндустриального типа с учетом национальных особенностей для повышения уровня и качества жизни населения, улучшения среды обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной экономики при значительной роли государства в ее трансформировании и реформировании.
Это генеральная цель. Ее достижение предполагает поэтапное развитие экономики Республики Беларусь.
В Концепции развития народного хозяйства Республики Беларусь на 2001 -- 2015 годы выделены следующие этапы и их задачи:
· задача достижения развития нашей экономики по основным параметрам уровня 1990 года должна быть решена на первом этапе в 2001 --2005 годы;
· на этапе 2006 — 2010 годов предусматривается завершение формирования условий для возобновления экономического роста, реализации активной структурной политики и повышения уровня жизни народа;
· в период 2011 -- 2015 годов намечено заложить основы нового постиндустриального общества, приступить к формированию нового технологического базиса производства, осуществить переход к инновационной конкурентоспособной ресурсосберегающей модели экономики на основе рационального сочетания рыночных механизмов и методов государственного регулирования.
В соответствии с основными положениями Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 -- 2005 годы первое пятилетие ХХI века должно стать важнейшим этапом в достижении стратегической цели социально-экономического развития страны – повышении благосостояния народа и приближении его к уровню экономически развитых европейских государств.
Основными задачамиэтого пятилетия являются:
· создание необходимых условий для оздоровления населения, повышения уровня его образования и культуры на основе приоритетного развития здравоохранения, образования, культуры, спорта и туризма;
· улучшение демографической ситуации в стране и укрепление института семьи;
· создание условий для устойчивого социально-экономического развития и роста эффективности реального сектора экономики;
· снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей и население;
· осуществление технического перевооружения и реструктуризации предприятий на базе внедрения новых и высоких технологий;
· повышение к концу пятилетия среднемесячной заработной платы работников народного хозяйства до уровня, эквивалентного 250 долларам США;
· повышение уровня пенсий до 48%, стипендий – до 25--30% от средней заработной платы в народном хозяйстве;
· улучшение экологической ситуации, осуществление действенных мер по преодолению последствий Чернобыльской катастрофы;
· обеспечение комплексности социально-экономического развития областей, районов и городов, стабилизацию ситуации в проблемных регионах.
В качестве основных приоритетов на 2001--2005 годы определены:
· формирование эффективной системы здравоохранения;
· активизация инновационной и инвестиционной политики;
· наращивание экспорта товаров и услуг;
· дальнейшее развитие жилищного строительства на безэмиссионной основе с максимальным использованием внебюджетных источников финансирования;
· развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей.
Кроме того, в Программе содержатся как система мероприятий правового, производственного, организационно-экономического и экологического характера, так и предложения по совершенствованию механизмов их реализации. Определены также необходимые ресурсы, показаны возможные последствия.
Необходимо отметить, что особенность сегодняшнего пятилетия заключается в том, что резервы экономического роста, которые были успешно использованы раньше, в основном уже исчерпаны, и возникла объективная необходимость перехода к новому этапу инновационного, интенсивного пути развития на основе внедрения наукоемких, ресурсосберегающих, экологозащитных технологий.
Можно со всей уверенностью сказать, что проводимая в Республике Беларусь экономическая политика позволяет заложить фундамент белорусской экономики, способный противостоять внутренним и внешним угрозам и вызовам; все больше выводит республику на новый, интеллектуально – инновационный путь развития, который напрямую связан с социализацией экономики, с выходом ее на социальную ориентацию.