Что изучает краеведение?

Л.В.Храмков

ВВЕДЕНИЕ В САМАРСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

Самара – 2003

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПЕРВАЯ ФЕДЕРАЛЬНАЯ КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ПЛОЩАДКА

НА БАЗЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ № 57 г. САМАРЫ

Л.В.Храмков

ВВЕДЕНИЕ В САМАРСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

Самара – 2003

УДК__________

ББК­­­­­­__________

Печатается по решению редакционно-издательского совета Самарского государственного университета.

Автор-составитель – Л.В.Храмков.

Введение в самарское краеведение. Самара: Изд-во ООО "Научно-технический центр", 2003. – стр.

Учебное пособие "Введение в Самарское краеведение" подготовлено на основе курса лекций, прочитанного автором в Самарском государсвтенном университете, Самарской гуманитарной академии и Самарском медико-техническом лицее. Учебное пособие адресовано всем, кого интересуют история и культура родного средневолжского края

Рецензенты:

кандидат исторических наук – Т.И.Ведерникова

кандидат филологических наук – Т.Ф.Зиброва

кандидат биологических наук – Д.П.Мозговой

кандидат биологических наук – С.А.Сачков

кандидат педагогических наук А.Е. Сейненский

кандидат исторических наук – Г.С.Шерстнева

заслуженный учитель школы

Российской Федерации – Ю.П.Власов

директор средней школы № 57 г.Самары – А.А.Захаркин

JSBN_________________ Храмков Л.В. 2003

Вместо предисловия

Справедливо отмечено, что подлинное краеведение – всегда краелюбие. Это одна из существенных основ корневой культуры человека, основ его нравственности и гражданственности.

За последние тридцать лет сформировалась современная самарская историко-краеведческая школа – одна из крупнейших в Поволжье. Краеведение стало неотъемлемой частью научно-педагогического процесса средней и высшей школы Самаркого региона.

Исчезла существовавшая многие годы диспропорция в исследовании различных хронологических периодов истории края. Все серьёзные соверменные работы опираются на материалы полевых исследований и многолетние архивные изыскания. Широко привлекаются недоступные ранее архивные документы и комьютерные технологии. Широкую известность получили Платоновские, Кирилло-Мефодиевские,Алабинские, Головкинские, Репинские, Иоанновские чтения, проводимые в г. Самаре.

Публикация сводных трудов (трёхтомная "Самарская летопись", восьмитомная "История Самарского края с древнейших времён до наших дней", четырёхтомная "Историко-культурная энциклопедия", "Книга Памяти Самарской области" (34 тома), "Белая книга" (16 томов), журналы "Самара", "Самарская Лука", "Краеведческие записки" областного историко-краеведческого музея (9 томов), десятки монографий и документальных изданий) служат прочной базой для нового этапа изучения края и воспитания молодых поколения самарцев на лучших традициях ушедших поколений.

"Введение в самарское краеведение" (автор-составитель Л.В. Храмков) явится ценным учебно-методическим пособием для педагогов и учащихся учебных заведений самого различного профиля по историческому, этнографическому, естественно-научному, литературному и лингвистическому краеведению.

Сведения по истории изучения края, об источниках и методах краеведческого исследования, конкретно-исторический материал, вопросы и задания для учащихся, программы по краеведению дают необходимый современный инструментарий для начинающих исследователей родного края.

Председатель Археографической комиссии РАН и Союза краеведов России, академик Российской Академии образования С.О. Шмидт

– Ветер Времени сурово веет над миром – топит

в морских волнах Атлантиду, рушит вековые

царства и троны, оставлял от них цветные обломки,

уносит наших близких и нас самих, горестно шумит

травой на забытых могилах...

Но и этот сокрушительный ветер не всевластен:

есть великое и вечное нечто, противостоящее времени,

– бессмертная любовь человека к Родине, волшебный

исток которой – "Тот уголок земли", где мы родились

и выросли.

До конца дней проносим мы в душе любовь к этому

благословенному уголку, как проносят пилигримы в ла-

данке на груди горсть иссохшей и все же чудотворно

живой родной земли.

И потому все, что связано с этим уголком, неувя-

даемо светится в нашей памяти, будто любимый цветок в

сказочной живой воде.

Николай Смирнов.

Лекция первая.

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КРАЕВЕДЕНИЯ.

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва, …

Александр Пушкин.

План

1. Что изучает краеведение?

2. Шаг в былое.

3. Источники и методы изучения родного края.

Литература

– Историческое краеведение. Пособие для студентов педвузов // Н.П.Милонов, Ю.Ф.Кононов, A.M.Разгон, М.Н.Черноморский, А.С.Завадье; Под ред. Н.П.Милонова. – М. 1969.

– Методические материалы по школьному москвоведению. – М., 1997.

– Сейненский А.Е. Родной край. Страницы истории. В помощь педагогу – краеведу. – М., 1994.

– Сухарев А.И. Основы регионоведения. – Саранск, 1996.

– Шмидт С.О. Краеведение и документальные памятники. – Тверь, 1992.

* * *

Самарская область (География и история, экономика и культура). Учебное пособие. Изд.третье. – Самара, 2001.

Самарский край в истории России. Материалы юбилейной научной конференции 6-7 февраля 2001 г. – Самара, 2001.

Что изучает краеведение?

Краеведение является необходимой составной частью регионального компонента государственного образовательного стандарта. Оно раскрывает школьникам и студентам специфические черты природной среды, истории и культуры региона, что имеет большое значение для становления мировоззрения, воспитания патриотизма и других нравственных качеств личности.

Родиноведение, краеведение, рнгионоведение означают знание о своей ближней родине. Границы "края", "региона" подвижны, изменчивы: родной дом и его окрестности, село, город, район, область (край), республика.

Краеведение изучает край в целом, его политические, экономические, социальные, историко-культурные связи и явления, а также развившиеся на их основе системы управления, промышленность, сельское хозяйство, торговля, благотворительность, образование, общественную и сословную жизнь.

Объектом изучения краеведения и регионоведения являются такие традиционные элементы топографии и материальной культуры края: исторические заповедные территории и административные районы, улицы, архитектурные и историко-бытовые ансамбли и памятники; жилые дома, особняки, усадьбы, монастыри, церкви, кладбища, сады и парки и т.д. Краеведение включает в себя и знание естественных наук – географии, биологии, зоологии, экологии на территории края.

Задачами курса является не только дать слушателю комплексные знания о прошлом и настоящем Самарского края, но и воспитать любовь к своему городу, району, селу, уважение к его истории, традициям, святыням, бережное отношение к памятникам истории и культуры.

В процессе изучения курса необходимо вырабатывать навыки работы с краеведческой литературой, иконографическим и картографическим материалом, бережного сохранения семейного архива, ведения дневника, составления своей родословной, ведения элементарных экскурсий и т.д.

О необходимости изучать родной край, окружающую жизнь, использовать местный материал в обучении и воспитании юных, приобщать их к серьезным исследованиям писали В.Н.Татищев, М.В. Ломоносов, Н.И.Новиков, Н.М.Карамзин, К.Д.Ушинский, В.П.Семенов-Тян-Шанский, B.О.Ключевский, Д.С.Лихачев, С.О.Шмидт и многие другие ученые, педагоги, писатели, философы, священнослужители.

Первое краткое определение краеведения было представлено в 1916 г. в академическом словаре: "Краеведение – это изучение родного края...". "Педагогическая энциклопедия" определяет школьное краеведение" как "...изучение учащимися на уроках и во внеурочное время природы, социально-экономического и культурного развития местного края. Краеведение – одно из важнейших средств связи обучения и воспитания с жизнью и практикой развития общества". Председатель правления Союза краеведов России академик РАО С.О.Шмидт полагает, "что краеведение – это наука о прошлом и настоящем какого-либо "края" во всем многообразии тематики. Краеведное знание – обычно комплексное знание и природы, и общества, знание не только историческое, но и историко-культурное, историко-экономическое; не просто географическое, но и географо-биологическое, географо-астрономическое"[1]

Справедливо отмечено, что подлинное краеведение – всегда краелюбие. Это одна из существенных основ корневой культуры человека, основ его нравственности и гражданственности.

В ряде высших и средних учебных заведений Самарской области читаются весьма близкие по содержанию учебные или специальные курсы – краеведение,регионоведение и самароведение (последний явно представляют вариант или симбиоз вышеназванных двух дисциплин). Кратко остановимся на некоторых отличительных чертах регионоведения.

В науке существует множество определений понятия "регион". Одни исследователи предпочитают определять его как хозяйственно-экономическую общность (напр. российский Волго-Вятский регион, германский Рур, американский Средний запад и т.д.), другие – как географически-административную единицу (напр., область), третьи – как историко-культурную область (Поволжье, Северная Россия и др.). Многие признают, что основополагающими признаками региона являются определенная территория, население, общность истории, природных условий, решаемых проблем. Все же остальное зависит от тех задач, которые решает исследователь. Если он больше заинтересован в изучении экономических аспектов, то будет тяготеть к рассмотрению региона через призму имеющихся там хозяйственных связей. Возможно и комбинированное использование критериев, если задача носит комплексный характер[2]. Можно привести еще одно определение: регион это "социологическая квалификация той или иной административно-территориальной единицы, население которой объединено общими производственно-экономическими взаимосвязями единой социальной инфраструктурой, местными средствами массовой коммуникации, органами власти и местного самоуправления. Регион есть естественно-историческое пространство, в рамках которого осуществляется социально-эко­номическая и общественная деятельность проживающих в нем лю­дей"[3].

Обращение к истории отечественного краеведения позволяет сделать вывод о том, что краеведение на протяжении веков являлось формой общественного социокультурного движения, любительским занятием "краезнатцев", проживающих в этой местности. Содержанием любительского краеведения было изучение прошлого, настоящего и будущего родного края; культурно-просветительская, попу­ляризаторская деятельность по распространению полученных крае­ведческих сведений среди населения родного края. Любительское краеведение имело глубокие нравственные корни. Самодеятельными краеведческими обществами сохранялись и преумножались культурно-исторические традиции народа.

Параллельно с любительским краеведением возникает и разви­вается научное краеведение. Со второй половины XVIII в. это направление (научное краеведение) сложилось при Академии наук, в это же время начали возникать общественные научные краевед­ческие общества.

Шаг в былое

Одним из первых трудов по краеведению в России явилось "Описание города Оренбурга", составленное в 1744 г. Петром Ивановичем Рычковым (1712-1777). Уроженец Вологодчины, П.И. Рычков благодаря своим способностям стал главным помощником наместника Оренбургского края И.И.Неплюева. В качестве заве­дующего губернской канцелярией П.И.Рычков много способствовал развитию промышленности и торговли края, изучению его природных богатств. Для него краеведение было не умозрительным занятием, а конкретно-деятельным трудом государственного значения. Его "Записки о пугачёвском бунте" опубликовал А.С.Пушкин во второй части своей "Истории Пугачевского бунта".

В 1761 г. М.В.Ломоносов предпринимает попытку исследования края с участием местного населения и детей. Он составил анкету из 30 вопросов о городах, губерниях и провинциях России. Эту анкету можно считать первой программой краеведческого изучения страны.

С 1786 г. начал выходить первый в России ежемесячный провин­циальный журнал – "Уединенный пошехонец", содержавший значитель­ный краеведческий материал по городам и уездам Ярославской гу­бернии.

В 1788 г. правительством составлен документ, предписывающий изучение и составление "кратких известий о древней истории губер­ний, и о народах, тамо живших, есть ли древние остатки, курганы и что о них повествуют; каковы земледелие, скотоводство, рыбная ловля, промыслы, заведения, фабрики, заводы и торги, не только в губернском и уездном городах, но и в деревнях, куда с оных фабрик товары по большей части в продажу отправляются; какие науки и художества, с означением, сколько есть семинарий; какое вообще свойство народа в нравах, обычаях, какие важные наречия и к каким промыслам вообще народ этого наместничества склонен; колико число душ мужского и женского полу по всей губернии считают и как далеко отстоят уездные города или знатные селения от губернского города, в которую сторону света и при каких реках и озерах именно; какой герб каждого уезда".

В 1789 г. Василий Васильевич Крестинин и Александр Иванович Фомин основали в Архангельске общество исторических исследова­ний, в задачу которого входил сбор сведений о прошлом, докумен­тов, археологических и прочих материалов о жизни русского Севе­ра. В.В.Крестинин (1729-1795) прошел путь от купеческого сына до члена-корреспондента Академии наук. Им написаны "Краткая ис­тория о городе Архангельском"(1792), "Начертание истории города Холмогор" (1792), Автор он и других трудов. Особенно интересен сегодня "Исторический опыт о сельском старинном домостроитель­стве Двинского народа на Севере" (1783). Его сподвижник А.И.Фо­мин (1735-1802) также был увлеченным археографом и такие членом-корреспондентом Академии наук.

Развитию краеведческих исследований успешно содействовало созданное в 1765 г. "Вольное экономическое общество", в "Трудах" которого освещалось состояние сельского хозяйства, положение крестьянства и т.д. в различных областях России. Было подготов­лено топографическое описание всех губерний России, где, кроме характеристики природных условий и экономики, предусматривались и вопросы местной истории. Многие исторические сведения, собран­ные в этот период знатоками-краеведами были обобщены А.Щекатовым и Л.Максимовичем в "Географическом словаре Российского госу­дарства" (т.1 – 7, 1801-1809 гг.). Историко-краеведческие знания использовались при составлении гербов городов и губерний Россий­ской империи.

Еще в программах народных училищ (1782) учителям рекомендовалось собирать сведения о древней истории губерний и о "народах тамо живущих, о древних остатках и курганах и что о них повествуют".

В начале и середине XIX в. центрами краеведческих исследований стали провинциальные университеты (в Казани, Харькове, Киеве, Одессе), научные общества (местные отделения "Общества истории и древ­ностей российских", "Русского геральдического общества" и др.), были созданы первые музеи (первоначально в Причерноморье для сохранения и изучения античных древностей). В 1834 г. была создана Археографическая комиссия в Петербурге, затем – в других городах России. Материалы краеведческого характера публиковались в изданиях научных обществ, с 1888 г. – в "Губернских ведо­мостях", других местных изданиях. Развивалось церковное крае­ведение. В 1830-х гг. были созданы предпосылки для формирова­ния исследовательской сети по всей России – были созданы ста­тистические комитеты в областях и губерниях России. Всего в 1759-1917 гг. действовало свыше 70 научных обществ.[4]

В течение XIX столетия краеведческая литература значитель­но умножилась, в школах были введены курсы "родиноведения" или "отечествоведения", выпущена целая серия учебников. В начале 1860-х гг. Дмитрий Дмитриевич Хмыров (1830-1872) составил про­ект "Энциклопедии русского отечествоведения", оставшийся, правда, неосуществленным.

Замечательным подвижником отечествоведения был писатель и ученый Сергей Васильевич Максимов (1831-1901), исходивший пешком Владимирскую, Нижегородскую, Вятскую, Костромскую губернии, собирая литературно-этнографический материал, делая зарисовки крестьянского быта, вошедшие в его книгу "Лесная глушь" (1871). Исходил Максимов и берега Белого моря, печерские деревни ("Год на Севере", 1859),"Амур, Сибирь, Урал, Белоруссию... Им созданы замечательные книги "О русской земле", "О русских людях", а "Крылатые слова" заняли почетное место на полках рядом со сло­варем В.И.Даля.

Велик вклад русских писателей в литературно-этнографическое отечествоведение. Вспомним – "На горах" и "В лесах" П.И.Мельникова – Печер-ского, "Остров Сахалин" А.П.Чехова, "С севера на юг" Н.Н.Каразина, "По Восточной Сибири" И.А.Гончарова.

Значительный вклад в развитие краеведения внесли областные съезды исследователей истории и древностей (1901-1911 гг.).

В конце XIX – начале XX вв. краеведы России были объединены в многочисленных архивных комиссиях, обществах изучения природы и истории местного края и т.п., существовавших практически повсе­местно. Наряду с периферийными изданиями выходили и централь­ные журналы краеведческого направления, такие как "Русский экскурсант-", "Экскурсионный вестник", "Старые годы" и др.

Провинциальная краеведческая мысль России рубежа ХIХ-ХХ вв., отразившая многообразие и противоречие процесса национально-государственного, духовного и культурного развития Российской державы, имела своим логическим продолжением массовое научно-культурное движение в так называемое "золотое десятилетие" оте­чественного краеведения. Только с 1917 по 1927 гг. число краеведных организаций увеличилось в десять раз. В.1927 г. в Рос­сии было 1765 краеведческих обществ, 560 музеев, 64 краеведчес­ких обществ, 560 музеев, 64 краеведческих исследовательскихстанции. Краеведение в те годы было сферой и научно-культурной работы и общественной деятельности. В 1921-1923 гг. в ряде ву­зов появились кафедры краеведения.

В декабре 1921 г. в Москве состоялась Первая Всероссийская конференция научных обществ по краеведению. Было избрано Цент­ральное бюро краеведения, в состав которых вошли крупнейшие ученые, академики С.Ф.Ольденбург, Н.Я.Марр, А.Е.Фереман, М.М. Богословский, С.Ф.Платонов. ЦБК было подчинено Главнауке, со­стоявшей при Наркомпросе. Постановлением Наркомпроса от 5 августа 1930 г. краеведение вводилось в программы всех педаго­гических вузов и техникумов.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. краеведы сыграли значительную роль в мобилизации местных ресурсов на разгром врага.

В 1950-1960-х гг. появилось немало ценных краеведческих ис­следований, неоднократно проводились региональные совещания и конференции. Значительное внимание стало уделяться охране па­мятников истории и культуры. Массовое движение в этом направле­нии организационно оформилось с созданием в 1965 г. Всерос­сийского общества охраны памятников истории и культуры, в ре­гиональных отделениях и секциях которого объединилось большин­ство краеведов страны.

Большое влияние на дальнейшее развитие краеведной работы оказал академик Д.С.Лихачев. В ряде работ он обосновывал необ­ходимость "в программы средней школы ввести преподавание крае­ведения с основами экологии и охраны памятников культуры, шире создавать кружки по истории и природе своего района, области, республики"[5]. С серией статей, посвященных краеведению, выступил известный журналист В.Песков, увидевший основной стержень этой деятельности – "радость подробного узнавания жизни, прирастание сердцем ко всему, что постепенно формирует у человека понятие "Отечество"[6].

Дальнейшее развитие российского краеведения в 1980-1990-х гг. связано в первую очередь с именем академика С.О.Шмидта, избранного в 1990 году председателем Союза краеведов России[7]. Разработанная под руководством С.О.Шмидта Комплексная долговременная программа Союза краеведов России" Краеведение"[8] на мно­гие годы определила организационные принципы, основные направ­ления развития краеведения в России, совершенствование.;его те­ории и методики, содержание деятельности первичных и региональ­ных краеведческих объединений.

Практически ежегодно Союз краеведов России участвует в под­готовке и проведении общероссийских, межрегиональных и международных краеведческих конференций в различных городах России. Назовем лишь наиболее значимые: Международная конференция по проблемам краеведения и генеалогии (Петрозаводск, 1992); Первая республиканская конференция "Русская провинция: культура ХVIII-ХХ вв" (Москва, 1993); Всероссийская научная конференция "Российская провинция ХVIII- XX веков: Реалии культурной жизни" (Пенза, 1995); Международная краеведческая конференция "Туль­ский металл в истории промышленности и предпринимательства" (Тула, 1996), Международная научно-методическая конференция "Малые города России. Проблемы истории и возрождения" (Переяславль-Залесский, 1998) и др.

Еще в 1996 г. в РГГУ по инициативе С.О.Шмидта были созданы Центр исторического краеведения и москвоведения и кафедра регио­нальной истории и краеведения, которые проводят большую работу по созданию, экспертизе и апробации соответствующих программ и учебно-методических пособий.

Программа "Краеведение" создает организационные, теорети­ческие и методические предпосылки для реализации национального, регионального и местного компонентов государственных образова­тельных стандартов – одного из базисных понятий Закона РФ "Об образовании". Неслучайно поэтому при разработке программы туристско-краеведческого движения учащихся РФ "Отечество" Мин­образования РФ взяло программу СКР "Краеведение" в качестве ор­ганизационно-методической основы, а ряд целевых программ ("Летопись родного края", "Культурное наследие", "Великая Оте­чественная война", "Земляки", "Исторический некрополь России", "Исчезнувшие памятники России" и др.) включало в программу "Отечество" Программой "Отечество" предусмотрено систематичес­кое проведение детских и учительских краеведческих конференций, чтений, олимпиад школьников и т.д. Проведено уже восемь детских краеведческих конференций, четыре краеведческих конференции педагогов, пять краеведческих олимпиад учащихся. Всем участни­кам вручены билеты члена Союза краеведов России, а лауреаты награждены грамотами и дипломами СКР[9].

Сегодня основными центрами теоретических и методических ис­следований в области краеведения являются Союз краеведов России, Научный совет по краеведению Российской Академии образования и Центр исторического краеведения и москвоведения при Российском государственном гуманитарном университете.

3. Источники и методы изучения родного края[10]

Краевед изучает прошлое и настоящее своего региона, своей малой родины на основании исторических источников. Все, что создано в процессе деятельности людей, несет информацию о много­образии общественной жизни и служит основой для научного позна­ния и является историческим источником.

Историческое знание, утверждал И.Д.Ковальченко, "является дважды субъективированным отражением. Первый уровень субъективизации имеет место при фиксировании исторической действитель­ности той или иной эпохи творцами исторических источников, второй уровень связан с восприятием этой действительности историком. Естественно, что это делает историческое познание зна­чительно более сложным по сравнению с теми областями науки, где такой двойной субъективизации нет. Использование историком в ка­честве исходной базы субъективизированной картины прошлого, оставленной его современниками, требует тщательного предваритель­ного критического анализа этой картины для выявления степени адекватности и полноты отражения ею исторической действительности. Важность и самостоятельность этой задачи привели к возникновению специальной исторической дисциплины, занимающейся ее решением – источниковедения"[11].

Поэтому источниковедческая подготовка является необходимым условием профессиональной деятельности и историка и краеведа. Издан ряд пособий по этой дисциплине. К ним должен обращаться каждый серьезный краевед: Источниковедение истории СССР. Ред. И.Д.Ковальченко. Изд.2, М., 1981; В.Л.Янин. Очерки комплексного источниковедения. Средневекоый Новгород. М., 1997; Сборник.лек­ционных курсов преподавателей РТТУ И.Н.Данилевского, В.В.Ка­банова, О.М.Медушевской , М.Ф.Румянцевой "Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории". М., 1998; А.Т.Голиков, Т.А.Круглова, Источниковедение отечественной исто­рии. М., 2000 и др.

Наши рекомендации