Понятие, признаки и виды государственного управления

Контрольно-проверочная работа

По административному праву

Вариант №1.

Выполнил:

Слушатель 403 учебной группы ФЗО

Колесников Александр Евгеньевич

Домашний адрес: Кировская обл.,

г. Яранск., ул. Лагуновская, 26-34

Место работы и должность:

Младший инспектор 2 категории

отдела охраны ФБУ ИЗ-43/3

Проверил:

Дата сдачи контрольной работы:

Оценка:

Вологда, 2010

План.

1. Введение. 3ст.

2. Вопрос № 1. 4ст.

3. Вопрос № 2. 10ст.

4. Задача 24ст.

5. Заключение. 25ст.

6. Библиографический список. 26ст.

Введение.

Государственное управление - важнейший вид социально значимой деятельности, обеспечивающей организацию и системное взаимодействие всех заинтересованных субъектов в экономической, социальной, культурной деятельности, создающей гарантии реализации их прав и обязанностей при соблюдении интересов общества, государства, граждан и их объединений в рамках действующего законодательства.

В процессе государственно-управленческой деятельности исполнительных органов и должностных лиц используются различные способы осуществления управляющего воздействия, в которых с наибольшей наглядностью проявляется содержание государственной деятельности по управлению важнейшими сферами жизни общества.

Именно управленческие связи по универсальному типу «субъект-объект» в максимальной степени выражают содержание повседневного процесса функционирования всех звеньев государственно-властного механизма, созданного для претворения в жизнь управленческой миссии государства.

Использование в рамках управленческой деятельности различных форм и методов управления обусловливается целями, задачами и функциями государственного управления. Формы управления призваны обеспечить наиболее целесообразное выполнение функций управления и достижение целей управления с наименьшими затратами сил, средств и времени.

Убеждение и принуждение, как методы государственного управления, явления социальные, так как они находят свое проявление в содержании связей между участниками конкретных общественных отношений. “Принуждение существует во всяком человеческом общежитии и является необходимым элементом всякой социальной организации. Государственное принуждение применяется на базе убеждения, в строгих рамках законности. “Важнейшими принципами борьбы с правонарушениями являются неотвратимость воздействия на правонарушителя. законность, справедливость, гуманизм. Борьбу за законность необходимо вести строго законными средствами”. Государственное принуждение - это средство защиты интересов общества,вынужденная реакция на антиобщественные действия, принудительная деятельность регулируется правом. "Кроме правового принуждения существует, например, педагогическое принуждение, психическое принуждение, физическое принуждение и его разновидность - дисциплина голода, семейное принуждение (главы семьи в отношении детей, иждивенцев); преступника в отношении жертвы т.п.". Необходимо различать принуждение как специфическую деятельность органов государственного управления и как один из методов управления. Первый из них применяется "в основном лишь к тем, кто не выполняет добровольно требования законодательства или законных органов государственного управления. Что же касается второго, то есть принуждения как метода управления, воздействие на поведение людей или организаций, то его элементы имеются во всех случаях, где используется государственная власть".

Основной целью данной контрольной работы является рассмотрение форм и методов управленческих действий, из которой вытекают следующие задачи:

- охарактеризовать понятие, признаки и виды государственного управления;

- рассмотреть виды административного принуждения.

Вопрос 1.

Понятие, признаки и виды государственного управления.

1) Понятие государственного управления.

Государственное управление заключается в исполнительно-распорядительной деятельности специальных государственных органов в целях руководства различными областями общественной жизни.

Государственное управление - юридически властная, организующая деятельность особой группы органов государства, состоящая в практическом исполнении законов в процессе повседневного и непосредственного руководства, хозяйственного, социально-культурного, политического строительства. Таким образом, государственное управление - это научно-обоснованное, планомерное, непрерывно-властное воздействие государства на общественную систему, осуществляемую преимущественно в правовой форме и направленную на непосредственную практическую организацию и регулирование поведения и деятельности людей их коллектива, общества в целом.

2) Основные признаки государственного управления:

– государственное управление есть исполнительно-распорядительная деятельность;

– государственное управление носит ярко выраженный организационный характер, это организация деятельности людей. В процессе государственного управления организуются отношения между людьми и коллективами, осуществляется объединение и координация общественного труда в масштабе государственного управления. Организационный характер проявляется также в том, что ставится и решается вопрос, как лучше организовать деятельность людей по ускорению экономического и социального развития и обеспечения наиболее полного использования людей в процессе и т.п.;

– это практически организующая деятельность. Деятельность практически выражается в разработке органами государственного управления программ управления, установления основных направлений функций всех элементов системы, оперативно-руководящих связей, налаживании оперативного контроля за системой;

– государственное управление осуществляется непрерывно, это обусловлено объективно-экономическими факторами. Производство должно быть непрерывным, также как общество не может перестать потреблять, также оно не может не производить;

– государственное управление является активной и целенаправленной деятельностью. Подобные качества она приобретает благодаря тому, что осуществляется применительно к важным сферам жизни общества;

– государственное управление имеет в качестве непосредственных объектов отрасли хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства;

– оно носит юридически властный характер. Управление - это административная деятельность предполагающая подчинение объекта субъекту управления. Юридически властный характер государственного управления определяется как властностью, присущей управлению вообще, так и тем, что оно реализуется от имени государства. Для этого органы государственного управления наделены распорядительно-властными правами (каждый субъект управления), с помощью которых и достигаются цели управленческой деятельности;

– подзаконность государственного управления. Только законное, правомерное действие органа государственного управления или его должностного лица, представляющего орган может быть правильным. Государственные органы или должностные лица могут принимать подзаконные акты, которые имеют меньшую юридическую силу, чем закон, они проходят обязательную регистрацию в министерстве юстиции;

– экономичность государственного управления. Эта черта в нашем государстве "работает" лишь в теории, т.к. весь управленческий аппарат РФ в два раза больше, чем был управленческий аппарат СССР;

– динамизм государственного управления. Каждый год система органов исполнительной власти в нашем государстве кардинально меняется, и это уже далеко не положительная черта, это скорее говорит об отсутствии стабильности, чем динамизме.

Система государственного управления представляет собой слаженную взаимосвязанную систему разноуровневых и разнопрофильных исполнительных органов, с четкими и рационально распределенными юридически - властными полномочиями, с разумным сочетанием необходимой централизации управленческих функций в общефедеральном масштабе с реальной децентрализацией в процессе их реализации на региональном и местном уровнях.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что государственное управление представляет собой систему государственных органов, служащих для осуществления законодательных предписаний и руководства различными областями общественной жизни, удовлетворения непосредственных нужд государства.[1]

3)Виды государственного управления[2]

1) Внутреннее государственное управление, осуществляемое исполнительными органами государственной власти в целях организации самой системы этих органов и обеспечения правовых режимов их рабо­ты, т. е. для проведения позитивной управленческой деятельно­сти для решения государственных задач и исполнения норматив­ных правовых актов (осуществление действий по организации деятельности самих исполнительных органов государственной власти, совершенствованию института государственной службы, разработка и принятие нормативных правовых актов);

2) внешнее государственное управление осуществляется органами исполни­тельной власти в целях реализации «внешних» (в том числе ино­гда и принуждающих) полномочий, т. е. полномочий, адресован­ных субъектам права (физическим и юридическим лицам), не входящим в структуру государственной администрации (напри­мер, осуществление деятельности по регистрации и лицензиро­ванию);

3) внутриорганизационное государственное управление-осуществление исполнительно-распорядительных функций ор­ганами законодательной (представительной) власти, судами, прокуратурой и иными государственными органами традицион­но не относящимися к исполнительным органам государствен­ной власти

Государственное управление урегулировано публичным (ад­министративным) правом, при этом отдельные государственно-управленческие вопросы подлежат частноправовой (граждан­ско-правовой) регламентации. Поэтому следует различать суве­ренное государственное управление и управление, осуществляемое в частноправовых формах. Эти виды управления характеризуют­ся различными правовыми формами. Если государственное управление осуществляется в форме публичного права, то тогда говорят о суверенном (публичном) управлении, реализуемом самим государством (его органами, государственными служа­щими) либо от его имени; если управленческая деятельность установлена частным правом, то здесь речь идет о частноправо­вом управлении.

Суверенное управление - это управление «принуждающее» (правоохранительное, атакующее, «нападающее», ограничиваю­щее права субъектов права, жесткое), т. е. применяющее меры административного принуждения. В данном случае контроль­но-надзорные органы и должностные лица применяют меры обеспечительного, предупредительного, пресекательного, наказательного и восстановительного характера. Здесь возможно временное ограничение реализации прав и свобод граждан, права распоряжения объектами собственности физических и юридических лиц. Принудительное управление осуществляется в основном полицейскими и другими контролирующими орга­нами, в задачи которых входит обеспечение общественного по­рядка, предотвращение правонарушений, защита общества от опасностей. Главным принципом «принуждающего» управле­ния является законность.

В отечественной административно-правовой литературе по­следних десятилетий проблемы «частноправового» управления не затрагиваются. Такой вид управления имеет место в тех случаях, когда само государство не выступает в роли суверенного участ­ника правоотношений. Поэтому оно предполагает равноправие государства как участника частноправовых отношений, т. е. уча­ствует в общей конкурентной экономической жизни, получает финансовые доходы, увеличивает свое состояние или продает его, совершая при этом соответствующие действия. Деятель­ность, осуществляемая в частноправовых формах, направлена на достижение государственно-управленческих целей и решение го­сударственно-правовых задач путем участия в экономической жизни.

Частная область государственного управления охватыва­ет материальные (экономические) потребности управления, т. е. когда государство выступает в качестве частного предпринимателя и заключает различные договоры. К ним относятся, например, договоры купли-продажи, которые имеют целью обеспечение управления необходимыми для управленческой деятельности материалами (формирование и обеспечение дея­тельности персонала управления, приобретение материалов, техники, канцелярских принадлежностей, земельных участков для возведения административного здания), договоры подряда с дорожно-строительными предприятиями, договоры лизинга и договоры на сервисное обслуживание, трудовые договоры со служащими и рабочими, находящимися на публичной службе. Государство участвует в этих договорах в качестве не только заказчика и потребителя, но и субъекта, желающего получить экономическую (финансовую) прибыль как самостоятельный предприниматель на равных с другими предпринимателями.

Управление, в процессе осуществления которого использу­ются частноправовые средства и механизмы, может также осуществляться как хозяйственная деятельность органов пуб­личной власти по обеспечению «нормального» существования общества (например, государственное обеспечение электро­энергией, газом, водой, теплом; организация самими города­ми, поселками и другими административно-территориальны­ми единицами уборки мусора, очистки сточных вод, ликвида­ции вредных веществ и т. д.). Такое управление, которое можно назвать созидающим, «положительным», является не­обходимым атрибутом современного социального государства. «Положительное» управление - это забота государства о нор­мальном существовании людей; это и управление образовани­ем, и социальным строительством (строительством жилья на льготных условиях для определенных категорий населения), и управление в области здравоохранения, экономики, транспор­та, электроснабжения, водоснабжения и т. д. Подобная форма организации управления распространена во многих странах, причем она допускается лишь в определенных случаях Там, где не имеется четкого правового регулирования со стороны государства, положительное управление могут осуществлять частные предприятия

Управление с точки зрения его организации в принципе одинаково во всех сферах, однако следует различать общее управление и особенное (специальное) управление. Общее управление предназначено для любого вида управленческой дея­тельности и реализуется одинаковыми механизмами, формами и методами независимо от отраслей и сфер управленческой деятельности. Особенное управление распространяется на кон­кретные сферы и области - финансы, строительство, сельское хозяйство, горное дело, внутренние и иностранные дела и т. д.

Наши рекомендации