Становление и развитие теории государства и права в России в дореволюционный период
Вначале XIX в. выходят первые русские работы по энциклопедии права. «Первым были сочинения Сандунова (1820 г.) и Смирнова (1821 г.) «О способе изучения Российских законов».
В 1831 г. были опубликованы «Пособия и правила изучения Российских законов или материалы к энциклопедии, методологии и истории российского права» П. Дегая. Общая часть работы состоит из двух разделов: 1) предмет законоведения - законы; 2) науки законоведения. Значительное внимание автор уделяет соотношению естественного и положительного права, понятию закона, истории русского права. Другим крупным изданием являлась «Энциклопедия законоведения» К. Неволина. По его мнению, начало систематическому изучению законов было положено древними римлянами. В дальнейшем были отделены друг от друга и стали рассматриваться как самостоятельные науки: философия законодательства, государственные законы, гражданские законы, уголовные законы и др. При таком множестве наук для сохранения связи между ними требовалась особая наука, которая служила бы общим введением в науку законоведения.
Таким образом, под «энциклопедией законоведения» К. Неволин понимал самостоятельную науку - теорию «наук законоведения» и одновременно их сокращенное изложение. В данном случае его энциклопедия призвана была заменять теорию права и служить связующим звеном между «философией права» и науками о законах.
О задачах и особенностях энциклопедии права вообще писали и другие теоретики права. Так, А. Котельников отмечал, что «на юридическом факультете изучению положительного законодательства принято предпосылать преподавание энциклопедии права. Эта наука, служа введением в круг юридических наук, должна дать, конечно, ясное и точное определение права; объяснить, что такое «юридическая норма», «юридический институт», выяснить деление права, источники его; определить субъект и объект науки; указать на формы развития и прекращение различных форм права, и прочее и прочее». Причем необходимым основанием юридического образования он называет философию права. Энциклопедия же права сводилась к краткому очерку развития всех юридических наук.
В дореволюционной России предмет энциклопедия законоведения читался слушателям на первом курсе юридических факультетов университетов, до введения в 1835 г. нового устава русских университетов. После введения устава она стала называться «энциклопедией права». Состав и содержание этого предмета, как и его научное значение, определялись различно. Согласно самому университетскому уставу 1835 года энциклопедия права состояла из двух частей: 1) энциклопедия юридических и политических наук; 2) история философии права.
Потребность в энциклопедии права, как особом предмете преподавания, была вызвана необходимостью сообщить слушателям предварительные сведения о праве. Дать некоторый философский базис для дальнейшей научной работы. Подготовить обучаемых к восприятию отраслевых юридических наук.
Энциклопедия права, не раскрывая детально процесса познания права, руководствуясь уже готовыми юридическими понятиями, выработанными теорией права, и была кратким обзором всего состава юридических наук, читаемых на юридических факультетах, или специальной дисциплиной философского характера
В ХIХ веке господствующей доктриной в юриспруденции (и в науке в целом) становиться позитивизм. Позитивная юридическая наука должна изучать только факты. Поэтому философия права, изучавшая основные начала юриспруденции, должна была быть заменена теорией права. Последняя представлялась наиболее известными позитивистами преимущественно как дисциплина, обобщавшая данные отраслевых юридических наук. Потребность в обобщенной системе юридических знаний, вытекающая из факта того, что право невозможно наблюдать в его целостности, вылилась первоначально в конкуренцию философии права и энциклопедии права. Особенно ярко это проявилось в России.
Ко второй половине XIX в. относится и возникновение отечественной теории государства и права, когда общее учение о праве излагается М.Н. Капустиным в сочинении «Теория права. Общая догматика» 1868 г. В этой работе вопросы права раскрывались с позиции юридического позитивизма, в соответствии с которым исследователя должна интересовать лишь формально-логическая обработка нормативного материала путем его систематизации и обобщения. М.Н. Капустиным посвятили свои работы исключительно вопросам теории права
Позже, в 1886 г. Выходят «Лекции по общей теории права» Н.М. Коркунова. Для него характерен социологический подход к изучению проблем государства и права. Его правовые идеи основывались на закономерностях развития общественных явлений. В трудах Н.М. Коркунова историко-социологический элемент играл значительную роль, он не признавал тогдашних немецких авторитетов в правовой науке и внимательно относится к специфическим явлениям русского юридического и политического быта. Право, по определению Н.М. Коркунова, есть не просто защита интересов, но разграничение их на частное и публичное права.
Учение о юридической природе государства и государственной власти описано монографии «Указ и закон» 1894 г. Коркунов отверг обычное понимание власти, как единой воли, господствующей над подданными государства. В его концепции государственная власть - не воля, а сила, вытекающая из осознания людьми их зависимости от государства как общественного союза, в котором принудительно устанавливается мирный порядок.
Подробно представлены взгляды автора на теорию разделение властей. Н.М. Коркунов обосновал, что разделение законодательной функции и исполнительной возможно и в абсолютной монархии. Тем самым он выражал идеи правового государства и стремился применить эту идею к российским условиям самодержавия.
Н.М. Коркунов пришел к выводу о том, что философия права и энциклопедия права утрачивают самостоятельное значение и являются подготовительными стадиями к образованию одной обобщающей дисциплины - общей теории права.
Юридическая наука в целом в России формировалась под заметным влиянием западноевропейской юриспруденции. Н.М. Коркунов, писал «какие-то полтораста лет мы почти успели наверстать отделявшую нас от западных юристов разницу в шесть с лишним столетий, хотя приходилось начинать с усвоения плодов чужой работы». Русские юристы могли пожаловаться «разве только на малое число людей, посвятивших себя научному изучению права, но никак не на их качество». Правда, труды этих российских ученых не получили в свое время признания как у современников на Западе, так и в послереволюционной России.
С конца ХIХ века теория права институционализируется и становится базовой, методологической дисциплиной. При этом она основываются на разных философских подходах - психологическом - Л.И. Петражицкий, неокантианском, гегельянском, естественно-правовом, либеральном, индивидуалистическом - Б.А. Кистяковский, Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев. Постепенно в общую теорию права включается юридическое государствоведение, придав данной науке и учебному предмету соответствующее звучание в качестве «теории права и государства».
Особенно, среди ученых того времени, надо отметить вклад в теорию права М.М. Кистяковского. Он заявил о себе рядом работ по методологии социальных наук, общей теории права и государственному праву: «Сущность государственной власти», «Социальные науки и право» и др. Понятие права сводится им к четырем основным определениям: государственно-организационному, социологическому, психологическому, нормативному. Все эти понимания права равноценны, и, значит, подлежат самостоятельному изучению и разработке. В рамках этих интерпретаций понятие права понимается, как систематизация правовых явлений для решения чисто практических задач догматической юриспруденции. Право как совокупность правил, указывающих на то, как находить в действующих правовых нормах решения для всех случаев столкновения интересов.
Он считал, что этот процесс образования государства непременно нужно рассматривать, как минимум, в двух плоскостях. С одной стороны, важно исследовать, как впервые в недрах общества зародилось государство, с другой стороны, должен изучаться вопрос, каким образом в настоящее время, возможны новые государственные образования. Кроме этого он впервые обратил внимание на то, что вопрос о том, почему нужно повиноваться государственной власти, тесно связан с вопросом, каково ее происхождение. Таким образом, в теоретическую проблему о возникновении государства вносится политический момент. Отсюда, заключал он, множественность и неоднозначность теорий возникновения государства.
Г.Ф. Шершеневич отрицал договорную теорию возникновения государства. В частности, Он писал: «люди, не имевшие эмпирически приобретенного представления о государстве, не могли сознательно согласиться об учреждении такой формы общения». Он исходил из первичности государства по отношению к праву, то есть исключал возможность появления договора - юридического акта - раньше государства. Также резко отрицалась патриархальная теория происхождения государства. Теория исторически неверна, так как ни одно государство не образовалось без включения посторонних элементов.
Анализ происхождения государства основывался на трех факторах: социальный, экономический и фактор внешней угрозы. Государство, единственный источник права, а право - произведение государства и его функция. Как последовательный позитивист, он утверждал, что отличительной чертой права, понимаемого как совокупность норм, установленных государством, является его принудительный характер.
Шершеневич критиковал исторически сложившуюся философию права как философию естественного права. При этом он выступал за философию позитивного права, которая своими критическими исследованиями действующего права и понятийного аппарата юриспруденции и своими предложениями о совершенствовании права (положениями о том, каким должно быть право) должна решать важные задачи исследования права. Подобная позитивистская философия права, согласно Шершеневичу, включает в себя общую теорию права (в качестве теоретической части философии права), историю философии права и политику права.
Элементами государства, по его мнению, являются территория как предел действия государственной власти и соединение людей, в отношении которых эта власть действует. Но основу государства составляет государственная власть, т.е. способность властвующих делать свои веления фактором, определяющим поведение подчиненных. Инстинкт самосохранения, страх за свое благополучие и доверие к органам государства со стороны подданных составляют индивидуально-психологическую основу государственной власти. Передача этих чувств от одного поколения к другому образует ее коллективно-психологическую основу.
Научные труды Б.А. Кистяковского, Н.М. Коркунова, Г.Ф. Шершеневича стали весомым вкладом в развитие общетеоретической правовой мысли.
Мнение о том, что теория права должна считаться введением в изучение права, своего рода предисловием к правоведению, постепенно уступило место другому: наука теории права - это самостоятельная область знания. Общетеоретическая правовая наука еще какое-то время различала энциклопедию права и методологию права. Энциклопедия права читалась как специальная научная дисциплина в начале курса обучения и этим практически завершалась теоретико-философская подготовка будущих юристов.