Государственное регулирование цен на лекарственные средства
Самой насущной и серьезной остается в настоящее время проблема роста цен на лекарства. Реформы здравоохранения, проведенные в последнее десятилетие во многих европейский странах, привели к снижению цен на лекарственные средства. В нашей стране, к сожалению, этого не произошло. И в настоящее время, в условиях финансового кризиса, наблюдается рост цен на лекарственные средства.
Лекарственные средства являются товаром, способствующим сохранению и улучшению здоровья людей, т.е. обладают важной социальной значимостью. Это является причиной государственного регулирования и контроля за ценами на них с целью обеспечения доступности лекарств для всех слоев населения и эффективного экономного использования бюджетных средств для оплаты лекарственных средств, отпущенных бесплатно и приобретенных для лечения стационарных больных, что закреплено статьей 5 Федерального закона РФ «О лекарственных средствах».
В настоящее время формирование цен на лекарства регламентируется рядом нормативных документов:
1. Федеральный закон РФ «Об обращении лекарственных средств» № 61-ФЗ от 24.03.2010 г., глава 12 «Государственное регулирование цен на лекарственные препараты для медицинского применения».
2. Постановление Правительства РФ от 29 октября 2010 г. № 865 “О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов”(в ред. от 15.08.2014).
В соответствии с действующим законодательством в России в настоящий период существует двухуровневая система ценообразования на лекарственные средства.
Первый уровень –федеральный, на котором:
утверждается Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственный средств (ЖНВЛС). Данный Перечень рекомендован в качестве базового стандарта для осуществления медицинских услуг в лечебно-профилактических учреждениях и централизованного закупа лекарств для нужд здравоохранения;
осуществляется государственная регистрация предельных отпускных цен на лекарственные средства отечественного и иностранного производства, вошедшие в данный Перечень. Внесенные в Государственный реестр цены являются предельными отпускными ценами для производителей и перерегистрации не подлежат;
утверждаются методики установления предельных размеров оптовых и розничных надбавок на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
утверждается порядок налогообложения лекарственных средств.
Второй уровень –субъектов Российской Федерации, на котором:
органами исполнительной власти устанавливаются предельные оптовые и предельные розничные надбавки к фактическим ценам производителей жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, а также определяется политика ценообразования на другие ЛС, ИМН и товары аптечного ассортимента;
осуществляют мониторинг ассортимента и цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства.
Согласно законодательству РФ предельные оптовые надбавки устанавливают:
а) к фактической отпускной цене отечественного производителя или к контрактной цене иностранного производителя лекарственных средств при их прямой закупке (непосредственно у производителя, исключая посредников);
б) к отпускной цене организации оптовой торговли, закупающей лекарственные средства за счет собственных средств непосредственно у производителей (при 2-х, 3-х уровневой системе поставок ЛС).
При этом следует учесть, что сумма оптовых надбавок всех организаций оптовой торговли, участвующих в реализации ЛС на территории субъекта РФ, не должна превышать соответствующую предельную оптовую надбавку, установленную на данной территории.
Под фактической ценой понимается цена, по которой производитель фактически отпускает лекарственное средство и которая указывается в договоре купли-продажи и сопроводительной документации на товар (накладных, счетах).
В целях обеспечения контроля цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения на всех этапах их формирования организации (индивидуальные предприниматели) оптовой торговли при приобретении лекарственных средств и изделий медицинского назначения обязаны оформлять протокол согласования цен.
Предельные розничные торговые надбавки на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших, устанавливаются к фактическим отпускным ценам, установленным производителями.
На лекарственные препараты, не включенные в Перечень, и другие товары аптечного ассортимента цены регулируются рынком, то есть зависят от состояния спроса и предложения. При этом установление оптовых и розничных надбавок осуществляется исходя из следующих принципов:
возмещение организациям оптовой торговли лекарственными средствами и аптечным учреждениям экономически обоснованных затрат, связанных с закупкой, хранением и реализацией лекарственных средств;
учет размера прибыли, необходимой для обеспечения организаций оптовой торговли лекарственными средствами и аптечных учреждений средствами на обслуживание привлеченного капитала и финансирование других обоснованных расходов;
учет в структуре надбавок всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.