Национализм и подходы к его пониманию
Один из крупнейших американских теоретиков международной политики Пол Рейнш утверждал в самом начале XX века: «Если мы бросим взгляд на историю мирового развития, начиная с эпохи Возрождения, то обнаружим один принцип, вокруг которого может быть гармонично сгруппировано огромное количество фактов; этим принципом является национализм. С тех пор, как были оставлены средневековые идеалы мирового государства, этот принцип является краеугольным камнем подлинной государственности».
Национали́зм— идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе. Отличается многообразием течений, некоторые из них противоречат друг другу. Как политическое движение, национализм стремится к отстаиванию интересов национальной общности в отношениях с государственной властью. В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо собственного народа, культурное и духовное возрастание, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей. Он опирается на национальное чувство, которое родственно патриотизму. Эта идеология стремится к объединению различных слоёв общества, невзирая на противоположные классовые интересы. Она оказалась способной обеспечить мобилизацию населения ради общих политических целей в период перехода к капиталистической экономике.
Национализм постулирует, что человечество законами природы поделено на фундаментальные единицы — автономные и самодостаточные нации, которые отличаются набором определённых объективных характеристик.
Нация– термин иностранного происхождения. Понятие «нация» происходит от латинского слова «Nation», которое имеет только один вариант перевода на русский язык: «народ». Безусловно, любая национальная идеология ориентируется на строго однозначную трактовку указанного понятия. Классики марксизма-ленинизма под нацией понимали «общность, складывающаяся на основе единых экономических условий жизни людей, территории, языка и определенных черт духовной культуры». Для выдающегосясоциолога Макса Вебера «нация – культурная общность, интегрируемая политическими событиями и институтами». Третья вариациясвязана с именем Дж. Бренда, который писал о «воплощении «национального духа», поддерживаемого культурными нормами, ценностями и символами». Общий знаменатель национальных идеологий таков. «В целом идеологии этого типа выражают политические требования граждан, чьи интересы в повышении своего социального статуса связываются с национальной принадлежностью». К национальной идеологии принципиально важно подходить конкретно-исторически. Формирование национальных идеологий, их проявление в реальной жизни конкретных государств детерминировано многими факторами. Соответствующие идеологи, прежде всего, учитывают и международные реалии, и наличие либо отсутствие национального самосознания у адресата их идеологической системы, его способность более глубоко постигать содержательную сторону национальной идеологии. Эти же факторы берут в расчёт и субъекты политического процесса, базирующиеся на национальной идеологии.
Таким образом, политические движения, стимулируемые национальными идеологиями (национализм), в одних странах могут способствовать разрешению межнациональных конфликтов, усилению культурной однородности и, стало быть, интеграции общества (Швейцария, страны Бенилюкса и др.). В других, создавая очаги сепаратизма и этнического гегемонизма, национализм может подрывать целостность общества и стабильность политического правления (движение басков в Испании, сербов в Боснии и т.д.). Национальные идеологии могут стать источником укрепления межгосударственных отношений (так, в большинстве стран Западной Европы отстаивание национальных интересов не связывается с усилением враждебности к другим государствам), а могут создавать острые противоречия между государствами, особенно в связи с проведением политики по отношению к своим национальным землячествам на чужих территориях (например, между Боснией и Сербией, Россией и Латвией)».
Национализм как идеология и политика играл исторически прогрессивную роль в становлении национальных государств, в разрушении колониального мира после второй мировой войны. Однако в ХХ веке национализм деструктивный, разрушительный, сопровождающийся ненавистью к чужому в виде нацизма и разного рода милитаризмов, сепаратизмов и шовинизмов отодвинул на второй план национализм творческий, созидательный.
Национализм демонстрирует необыкновенную живучесть и в наш век глобализирующегося мира, где объективные процессы срастания человечества в единый организм вроде бы не оставляют ему места и когда просвещенная современность пытается отвергать, вопреки реалиям мирового развития, его способность позитивно влиять на историю людей.