Политико-правовая мысль Древней Греции
Если на Древнем Востоке основной формой государственной организации были восточные деспотии, то в Древней Греции - это полисы (города-государства), которые позднее объединяются в государственные союзы. По формам правления можно выделить: демократия (Афины, Абдеры), олигархия (Фивы, Мегары), Тирания (Сиракузы), аристократия (Спарта).
Древнегреческое общество формировалось как общество политическое. Поэтому право изначально рассматривалось как нечто неразрывно связанное с политической, государственной жизнью, но отличное от нее. Этим объясняется выдвижение на первый план проблем свободы, справедливости, закона, правомерности. В рассуждениях о государстве и праве античные мыслители не выходили за рамки полиса, служащего для них образцом и провозглашенного высшей формой общественной организации. Политико-правовая теория рано обособилась как самостоятельная часть знания.
Античная цивилизация основывалась на рабстве. Жизнь человека жестко регламентировалась законом и обычаем.
В истории политико-правовой мысли Древней Греции выделяют три периода: ранний (IX-VI вв. до н.э.), связанный с возникновением древнегреческой цивилизации; классический (V- первая половина IV в. до н.э.) – время расцвета философской и политико-правовой мысли; эллинизм (вторая половина IV – II вв. до н.э.) – время упадка древнегреческой государственности, подпадение под власть Македонии, а затем Рима.
Античная политико-правовая мысль развивалась как идеология свободы – фундаментальной ценности и главной цели теории и практики.
Рабовладельческая демократия достигла расцвета во второй половине V в. до н.э., когда политическим центром древнегреческого общества стали Афины. Политико-правовая мысль получила развитие в этот период в трудах софистов – философов, которые обучали искусству спорить, доказывать, выступать в суде, народном собрании. В центре внимания с тех пор оказались проблемы права и политики, морали. Софисты утверждали, что законы является высшей справедливостью, на которую не может претендовать ни один человек, каким бы мудрым и добродетельным он ни был. Закон, по Протаргору, есть выражение согласованной «взаимной справедливости», договор граждан или народа.
Закон полиса противопоставляется природному праву как разумному началу. Писаный закон – это человеческое изобретение, которое отличает условность, зависимость от сменяющих друг друга законодателей.
Принципиальным критиком софистов был Сократ(469-399 гг. до н.э.), считавший, что определяющим является закон. Он различал естественное право и закон полиса и считал, что и естественное право, и полисный закон восходят к разумному началу. Разумное, справедливое и законное тождественны.
Под влиянием Сократа сложилось мировоззрение Платона (427-347 гг. до н.э.) - одного из величайших мыслителей античности. Идеальное государство трактуется Платоном в диалоге «Государство» как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной жизни. Теория идей – сердцевина платоновской философии. Миру предметов и явлений Платон противопоставил мир идей или общих понятий, которые существуют за пределами неба.
Трем началам человеческой души – разумному, яростному и вожделеющему аналогичны в государстве три начала – совещательное, защитное и деловое, а им соответствуют три сословия - правителей, воинов и производителей. Справедливость заключается в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела.
В диалоге «Политик» Платон рассматривает три формы правления: монархию, власть немногих и власть большинства. Каждая из них рассмотрена в двух вариантах – правильная и неправильная. В результате Платон выделил шесть форм: монархия, построенная на основе законов – царская власть; монархия при несоблюдении законов – тирания; законная власть немногих – аристократия; незаконная власть немногих – олигархия; демократия на основе законов; демократия, не соблюдающая законы. Среди законных форм демократия является наихудшей, т.к. не имеет должного управления. Среди неправильных форм – наихудшая – тирания.
Платон придавал важное значение организации государства, считая, что «...законодательство – это великое дело. Но если хорошо устроенное государство поставит непригодную власть над хорошо установленными законами, то законы эти не принесут никакой пользы, более того, это приведет к величайшему ущербу для государства и к его гибели».
К государственному благоустройству он относил установление должностей и определение, чем будет ведать каждая должность.
В работе «Государство» Платон изложил проект идеального справедливого государства, во главе которого должны стоять философы – «аристократы духа», способные воплотить небесный мир идей в земной жизни. Особенность идеального государства – отсутствие имущественного расслоения, отсутствие бедных и богатых. На страже государства, законов должно быть соответствующим образом устроенное правосудие. Для убеждения истинного государства необходима религия. Для достижения единства общества Платон вводит принцип единомыслия, под которым он понимал насильственное утверждение его идей о государстве. В устройстве идеального государства совпадают начала демократии и монархии. К таким началам относятся: демократический принцип арифметического равенства (выборы по большинству голосов) и монархический принцип геометрического равенства (выборы по заслугам и достоинству).
Идеальным государственным устройством Платон называет правление, где совещаются начала демократии и монархии. Монархия олицетворяет власть, но ограничивает свободу и ведет к рабству (как в Персии). Демократия –воплощение свободы, но при крайнем развитии (как в Афинах) ведет к распущенности, к пренебрежению законами. Соединение монархии и демократии, писал Платон, создает государство, сочетающее свободу и дружбу с порядком и разумностью.
В диалоге «Законы» Платон выдвинул еще один проект лучшего государственного устройства, в котором деление граждан на сословия заменяется градацией по имущественному цензу. Идеальным государственным устройством здесь выступила смешанная форма, в которой присутствуют начала демократии и монархии: демократический принцип арифметического равенства (выборы по большинству голосов) и монархический принцип геометрического равенства (выбор по заслугам и достоинству). Детальные и суровые законы должны жестко регламентировать публичную и частную жизнь людей. На страже законов стоит правосудие, которое не является самостоятельной властью, обособившейся государственной функцией.
В диалоге «Политик» Платон выделил семь форм правления: законные, когда монархия, аристократия и демократия опираются на законы, и незаконные, когда власть управляет вопреки законам и обычаям, - это тирания, олигархия и извращенная демократия. Однако, все они есть отступление от идеального, «подлинного» государства, где политик единолично управляет, «руководствуясь знаниями».
Дальнейшее развитие и углубление античной политико-правовой мысли после Платона связано с именем Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), который изложил свои взгляды в трактатах «Политика», «Никомахова этика», «Афинская полития».
Аристотель оспаривал проекты идеального государства Платона. Собственность, утверждал Аристотель, корениться в природе человека: каждому свойственно удовольствие от сознания, что ему нечто принадлежит. Частная собственность сплачивает людей, так как дает возможность проявить благородную щедрость, милосердие, является условием благосостояния каждого человека, его семьи, стимулом трудолюбия, разумной бережливости.
В отличие от Платона, Аристотель считал, что государство образуется вследствие природного влечения людей к общению. Люди последовательно создают семью, род или селение, государство, как высшую форму человеческого общежития, в котором полностью реализуется изначально заложенное в людях влечение к совместной жизни. Государство – продукт естественного развития: это высшая форма общения, достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан. Гражданин государства – это тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти данного государства.
К правильным формам государства Аристотель относит монархическое правление, аристократию и политию, а к неправильным - тирания, олигархия и демократия. Самая правильная из них – полития (смешение олигархии и демократии), в которой правит большинство в интересах общей пользы.
Со своими учениками Аристотель описал, проанализировал и сопоставил более 150 конституций и проектов. Классификация форм государства проводится по двум критериям – по цели и по числу правящих лиц (правление одного, немногих и большинства). Социальной опорой власти в политии выступают собственники земли.
Право олицетворяет собой политическую справедливость и служит нормой политических отношений между людьми. Государственное правосудие, - писал Аристотель в книге «Никомахова этика», - частью естественно, частью – узаконено».
Право делится на естественное и условное (установленное). Естественное право то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. К таковым относятся все общественные явления: семья, рабство, частная собственность, война греков с варварами и др. Под условным правом Аристотель понимает установления государства (писаные законы, обычное право). Естественное право выше закона; среди законов важнее неписаные, основанные на обычае. По мнению Аристотеля, « закон должен властвовать над всем; должностным же лицам и народному собранию следует предоставить обсуждение частных вопросов». Политическое правление – это правление закона, а не людей.
Важное место в учении Аристотеля занимает понятие «середина». Этой категорией он обосновывал «рабство» (эллины живут в среднем поясе), моральные качества людей (мужество – среднее между дерзкой самоуверенностью и трусостью; щедрость – между расточительством и скупостью, скромность – между бесстыдством и стеснительностью, благородство –между кичливостью и приниженностью, правдивость – среднее между притворством и хвастовством). Середине противопоставляются излишек или недостаток. Исходя из этой логики, полития – это «средний государственный строй», сочетающий качества демократии и олигархии, но преодолевший их недостатки, а закон есть «среднее», уравнивающее, упорядочивающее, а потому – справедливое.
Идеи Платона и Аристотеля во многом положены в основу западноевропейской политико-правовой теории.