Формы государства на древнем востоке

ПЕРЕОДИЗАЦИЯ КУРСА

I. формационный подход.

общественно-экономическая формация- тип общества, основанный на определенном способе производства. Формация - есть социально-экономический тип общества, а подход является экономико-центристским в центре исторического развития стоит экономика, а на деле идеология.

Вся история разбивается на ступени - общественно-экономические формации:

1. первобытная (общинная)

2 рабовладельческая

3. феодальная

4. буржуазная

5. коммунистическая с двумя этапами: социалистическим и коммунистическим. способ производства - включает в себя: производительные силы, производственные отношения.

графически этот подход можно изобразить вертикальной линией.

достоинства:

1. отражает идею прогресса от низшего к высшему от простого к сложному.

2. признает всемирный характер истории. недостатки:

1. рассматривает историю в одном ракурсе - боковом. (т.е. пространство одномерно)

2. общественно-экономические формации не предусматривают возможности синхронного сосуществования разных общественных систем.

3. формационная схема страдает европоцентризмом.

4. научный недостаток:

а)производительные силы не позволяют разделить историю на формации, так как это понятие исторические понятия производительных сил не разработано в марксизме. и производительные силы "отправились на свалку истории".

б) производственные отношения в графическом изображении представляют собой

"марксов квадрат": производство- обмен- распределение- потребление. все четыре отношения

объединены в понятии собственности. а значит одна формация от другой отличается соответствующей

формой собственности. однако попытка разграничения по этому основанию двух формаций ­феодальной и рабовладельческой не удалась. так как формы собственности являлись одинаковыми.

на деле критерием разграничения формации является форма эксплуатации:

а) эксплуататорские рабовладельческая, феодальная, буржуазная формации.

б) неэксплуататорские: первобытная формация, коммунистическая формация. однако все формы эксплуататорских формаций сложились на западе и поэтому

здесь опять же проявляется европоцентризм теории. понятие формы эксплуатации было

разработано анри дэ сен-симоном.

II. цивилизационный подход- социо-культурный, культурно-центричный.

приимущества цивилизационного подхода:

1. гуманистичный подход, предполагающий поистине человеческое измерение истории. в центре мироздания находится сам человек, его духовный мир.

базовым понятие подхода является понятие культуры.

существует более 150 определний понятия культуры.

культура- способ деятельности. речь идет не только о духовной, но и материальной культуре.

принято различать следующие типы цивилизаций:

1. восточные

2. античные

3. средневеково-европейская

4. российский аналог- евразийская цивилизация

5. индустриальные

6. постиндустриальные цивилизации.

основной принцип теории: все народы, государственно-правовые системы одинаково равноценны для истории. т.е подход является демократическим- безиерархичным.

графически подход можно изобразить как горизонтальную линию недостатки: 1. теория тойнби-данилевского-шпенглера (теория локальных цивилизаций)- отрицание всеобщности истории и отрицали принцип прогресса. III. комплексный, интегральный - синтез преимуществ цивилизационного и формационного подходов. принципы подхода: 1. объединение первых четырех цивилизационных типов в один- доиндустриальный, индустриалный, постиндустриальный период. этот подход избавлен от недостатков первого и второго подходов. базовым понятием этого подхода является понятие цивилизация. но располагаются цивилизации на схеме ранжировано т.е. по иерархии. на лицо: 1. развития от низшего к высшему- идея прогресса.

2. единство всемирной истории.

(в России индустро-государственная цивилизация. Политарная

формы государства на древнем востоке

по Марксу на востоке отсутствуют отношения обмена. остается: производство, распределение, потребление.

взгляды на восток Маркса:

признаки асп:

1. отсутствие частной собственности, господство государственной собственности. раз отсутствуют обменные отношения, значит возникновение частной собственности невозможно

2. государственная эксплуатация крестьянских общин. Раз нет частной собственности, значит нет рабовладельчества и крепостничества. государство+ крестьянские общины. в этих общин нет социальной диферинциации.

3. восточная диспатия. государство на востоке приобретает характер самой грубой и жесткой в мире вофом- восточной диспатии.раз нет частных собственников, значит нет проит протиоов государствоу.

4. ирригация. искусственное орошение.

в пятичленке нет мест для асп, так как формационная схема призвана отражать общие закономерности, расщитана на планитарных характер, а асп не притендует на универсальность и всеобщноть. асп отражает особенности востока, а формационная­ общие закономерности. как соединить общее и особенное.

в нашей стране трижды обсуждали этот вопрос:

1. в 30 годы.

2. в 6 0 годы.

2 обсуждения были закрыты в административном порядке, так как:

а) идеологическая причина - в марксизме-ленинизме не признавался никакой асп, сталин тоже его не признавал. "история ВКПб" вся история распадалась на пять формаций. отход от генеральной линии партии.

б) параметры общества АСП поразительно напоминали порядки СССР. Плеханов в случае преждевременной победы есть возможность установления новой вариации империи на коммунистической т.е. установление в России АСП.

в) чисто научные причины. отказ от марксовой концепции асп, из-за: соотношение асп с реальными историческими факторами обнаружили:

1. наличие на востоке частной собственности и частной формы эксплуатации. первые приватизации на востоке прошли давно. поэтому с первой первыей принак марксовыого асп откинули.

2. на основе частной собственности возникает частной эксплуатации .был откинут второй признак.

3. многое народы востока отрицательно относятся к демократии. однако самые жестокие формы антидемократического режима восточные государства возникают не всегда. хотя эти государства являются восточными идеалами. деспотия сложилась в имперском Египте и в имперском Китае. во всем остальном востоке деспотия не характерен. третий признак тоже был откинут.

4. имеет сугубо локальный характер признак ирригации. африканские негры в течении многих столетий не могут тягловый скот. у многих восточных народов вместо земледелеия было скотоводство.

Первый опыт соотношения признаков асп и реальной истории завершился крахом концепции асп. стали говорить что на востоке существует такое же рабовладение и такое крепостничество как на западе но с восточной спецификой.

3. в начале 80 годов. чижков, васильев леонид сергеевич.

марат александрович чижков. вся история по марксу разделяется на три периода. есть западная вариант вторичной формации и восточная разновидность восточной формации. на западе процесс развития в трех стадиях поступательный. а на западе­ на востоке- частная собсвен, поэтому трудно выделить ее. все три формы частной собственности возникают на востеоке развитваются паралельно, но не зралы и над ними господствует государство. чижковский аналог марсксовой асп называется неартикулированный способ производства.

2. васильев л.с. называет этот способ производства государственным способом производства.васильев сохраняет первые 2 признака и марксовой концепции асп. марксовая асп отражает региональный характер. конструкции чишкова и васильева претендуют на универсальность. по марксу монополия гос собственности а по чижков у и васильеву есть сосуществание с частной и государственной собственности с доминироанием государства.

на западе производство носит частный характер, а на востоке коллективный. благодаря обмену распределение на западе носит рыночный характер, потребление тяготеет к массовому. на востоке неразвитость обменных отношений приводит к тому, что их место занимают отношения распределения. ток кто организует, тот и рапределяет его. престижно значимые ценности потреблюются высшим чиновничеством.

соответственно на западе все отношения складываются в апонятии частной собстви, а на востоке в понятии государственной собственности. обменные отношения, которые на западе изображаются в виде горизонтали, оптомучто связывают лющдей равного статуса. а отошения распределения, которые существуют на востоке, изображены вертикалью, так как связывают людей разного статуса, т.е являются иерархичными. обмен- основа права человека- это по марксу. и мо марксу же право- юридическая форма отношения обмена. а на востоке оно отстуствуют. , т.е. присутсвует поголовное рабтво. на востоке госупдствует в крайней форме бесравие. поэтому право нуждаетс ясв помощи религии."русская правадда.

восточный треугольник. распределительные отношения совпадают с структурой (иерархической) власти восточных государств преобразую треугольник в пирамиду. можно употобить теругольник мешку, то его содержимое- крестянские общины, а завязка- правитель-деспот. твердая властть на востоке- норма. крестьяне не в состоянии осознать и защитить сови интересы, они делигирнуют из защиту государству.

восточная диспатия появляется на востоке в классическом виде поздно в период государств империй.

империя- есть суперсложное государство, возникшее в результате военных захватов, включающее в себя территории, близкие или родственные социо-культурно и в социо-политическом отношении. в империях имеет политио- правовая неоднородность в провинциях. политика эта успехом не завершается.

синонимом восточной диспатии является ее признак- поголовное рабство. рабтство это не социо-экономическое, а политико-правовое.

на востоке отсутсвует понятие гражданина. т.е. потенциальные рабы.

государства на востоке предствает в ивиде чиновничествкого иерархического аппарата. бюрократического.

режим восточной диспатии характеризуется тотальной слежкой. существовал так же культ императора. т.е. не личность, а обожествляется сама императорская должность.

2. историческое соотношение восточной диспатии и восточной империи

3. особенности общественного развития древнего востока. дискуссия об асп.

Наши рекомендации