Ведущие отрасли мусульманского права. Современное мусульманское право
В трудах мусульманских ученых-юристов отсутствует классическое римское деление на публичное и частное право. Глава следует за главой без всякого логического разграничения вопросов, которые следовало бы отнести или к частному, или к уголовному праву. К основным отраслям мусульманского права относятся уголовное право, судебное право и семейное право.
Мусульманское уголовное право основано прежде всего на различии между твердо установленными (худуд) и дискреционными (тазир) наказаниями. К установленным – весьма жестким – мерам наказания приговаривают только за шесть преступлений. Это убийство, прелюбодеяние, ложное обвинение в прелюбодеянии, воровство, употребление спиртных напитков, вооруженное ограбление и бунт. Кроме наказания за перечисленные преступления кади (судья) мог по своему усмотрению наказывать за любое другое нарушение закона. Ему, следовательно, предоставлялась большая свобода усмотрения, и ряд мусульманско-правовых норм были созданы именно таким путем.
Стремясь избежать множественности подходов, османские халифы обнародовали еще в XV–XVI вв. законы под названием «канун-нама», имевшие форму уголовно-правовых предписаний (танзимат). В 1840 г. в Османской империи был принят Уголовный кодекс, составленный под влиянием Французского уголовного кодекса 1810 г. В дальнейшем большая часть мусульманских стран последовала этому примеру. К середине XX в. сложилось представление, что, за исключением стран Аравийского полуострова, классическое мусульманское уголовное право нигде в полном объеме не действует.
Однако развитие оказалось зигзагообразным. Одновременно с активизацией Ислама прошел процесс исламизации мусульманского права. Принятая в 1979 г. и обновленная в 1989 г. Конституция Исламской Республики Иран провозгласила, что все законодательство, в том числе уголовное, должно соответствовать шариату, а суды в борьбе с преступностью обязаны применять установленные им меры наказания. Так, ст. 2 Конституции Ирана гласит: Исламская Республика – это система правления, основанная на вере в:
1) единого Бога, в то, что он устанавливает законы шариата и что человек должен покоряться его воле;
2) божественные откровения и их основополагающую роль в толковании законов;
3) Страшный Суд и его конструктивную роль в человеческом совершенствовании на пути к Богу.
Статья 57 устанавливает, что управление осуществляется законодательной, исполнительной и судебной властями под контролем имама.
В апреле 1981 г. вступил в силу так называемый закон о кисасе, 199 статей которого повторяют положения традиционного мусульманского уголовного права (широкое применение смертной казни, наказание плетьми, побитие камнями, наказание по принципу Талиона). Процесс исламизации уголовного права затронул и другие страны (Пакистан, Судан, Мавританию). Наиболее активно применяются уголовные нормы шариата в странах Аравийского полуострова.
Мусульманское судоустройство отличалось простотой. Единоличный судья рассматривал дела всех категорий. Иерархии судов не существовало.
В настоящее время некоторые мусульманские страны (например, Египет) полностью отказались от мусульманских судов. Однако в большинстве арабских стран они продолжают играть немалую роль в механизме социального действия права. Кое-где (например, в Судане) система мусульманских судов приняла даже многоступенчатый характер (несколько инстанций), в некоторых странах имеются параллельные системы мусульманских судов, соответствующих разным толкам, как, например, суннитские и джафсраратские суды в Ираке и Ливане.
В одних государствах мусульманские суды в своей компетенции ориентированы на рассмотрение преимущественно дел личного статуса, в других (страны Аравийского полуострова и Персидского залива) компетенция их шире и включает рассмотрение гражданских и уголовных дел. Как правило, к судьям предъявляются высокие квалификационные требования в плане их религиозно-правовой подготовки.
Анализ семейного законодательства арабских стран позволяет сделать вывод, что в целом оно ориентируется на закрепление норм и принципов мусульманского права. Выше говорилось о некоторых реформах семейного и наследственного права в направлении вестернизации. Но здесь развитие сложно и противоречиво, вновь сказались тенденции исламизации. Это относится не только к семейному праву, но и ко всему комплексу вопросов, касающихся личного статуса. Кодексы законов о личном статусе, принятые в ряде стран (Иордания – 1976 г., Сирия – 1953 г., Тунис – 1956 г., Марокко – 1957 г., Ирак – 1959 г.), сохраняют основные установки мусульманского права, но с учетом ряда требований современного общества.
Известный российский специалист по мусульманскому праву Л.Р. Сюкияйнен очень точно указывает на характерные черты шариата. По его мнению, главная особенность мусульманского права, раскрывающая его природу и отличающая его от других правовых систем, заключается во взаимодействии в нем сакрального и светского, религиозного и собственного юридического начал, что проявляется в специфике его происхождения и исторической эволюции, источников и структуры, механизма действия и правопонимания мусульманских юристов, соотношения этого права с государством и позитивным (светским) законодательством.
Другая отличительная черта мусульманского права – его исключительное разнообразие, широкая гамма религиозных и национальных форм, тесное взаимодействие с местными традициями и обычаями (нередко доисламскими и несовпадающими со строгими положениями шариата), сочетание в нем как детализированных индивидуальных решений с общими принципами, так и стабильности и постоянства с гибкостью и способностью изменяться во времени.
Влияние общемировых тенденций правового развития проявляется и в мусульманском мире. Естественно, эти проявления, равно как и мера традиционно-мусульманских принципов и норм, неодинаковы в различных исламских странах.
В современном мире мусульманское право сосуществует и тесно взаимодействует с другими правовыми семьями. Мусульманское право, неоднократно испытавшее зарубежное юридическое влияние, остается самостоятельной правовой семьей, оказывающей воздействие на миллионные массы людей.
Заключение
Современное правовое развитие вплотную приближается к XXI столетию. Невольно возникают вопросы: «Что дал XX век в развитии права вообще и сравнительного правоведения в частности?», «Решение каких проблем должно быть в центре внимания основных правовых систем современности в XXI в.?», «Какими будут ведущие тенденции в развитии правовой юридической карты мира?»
Чтобы ответить на эти и множество других вопросов, необходимо выделить приоритетные направления эволюции основных мировых систем на рубеже тысячелетий.
В современном мире нет универсальных, могущих быть рекомендованными для любой страны, моделей правового развития. Общепризнано многообразие форм и способов правовой эволюции, опирающейся на исторические традиции, уникальность и самобытность различных правовых систем, культур и цивилизаций.
Как свидетельствует мировой опыт, обретение суверенной государственности и формирование новой правовой системы нигде не происходили, легко и просто. Каждая страна, добившаяся независимости, искала свой правовой путь развития, вырабатывала свою правовую модель построения нового общества. Это предопределялось системой ценностей и целевой ориентацией, национальными традициями и историческими условиями, социально-экономической и политической средой, сложившимся укладом жизни и мировоззрением людей, включая религиозные верования, психологию и нормы поведения.
В мире существуют различные варианты правового развития. Пример тому – романо-германская, англосаксонская, мусульманская, индусская, африканская, китайско-конфуцианская и другие модели.
Развитие права в рамках национальной государственности по-прежшему остается одной из важнейших закономерностей правовой эволюции. В связи с этим становление и развитие новых правовых систем дают возможность для изучения и познания одного из вариантов национального правового развития. Проблема обновления правовых систем не только непосредственно связана со сложившейся на данный момент правовой ситуацией в стране, но должна быть осмыслена и в историческом контексте. Невозможно представить себе современное право в отрыве от многовековой истории.
Правовые системы никогда не бывают статичными, они постоянно изменяются. Юридический динамизм – всеобщая закономерность права. Правовая динамика является непреложным фактом.
Право – это продукт общества. Оно – необходимое условие обеспечения прав и свобод человека. В XXI в., несмотря на глубокие перемены в нашем образе жизни, право пойдет за нами так далеко, насколько хватает взгляда, – оно необходимый атрибут человечества.
В процессе развития современного права значительная роль принадлежит юридической науке, которая призвана, во-первых, способствовать преодолению сложившихся идеологических стереотипов и, во-вторых, теоретически проанализировать и обосновать возможные направления эволюции национальных правовых систем. Особенно большая нагрузка ложится при этом на сравнительное правоведение.
Современное правоведение находится на пути преодоления одностороннего понимания и измерения права. Все чаще используется многоаспектный подход к праву в широком историко-культурологическом и религиозно-нравственном плане, соответствующий традициям отечественной политико-правовой мысли.
Осмысление исторического правового опыта развития современного общества свидетельствует о необходимости сохранения всего прогрессивного, добытого в ходе многовековой истории человечества, сбережения наработанных им ценностей. Одной из таких ценностей являются и некоторые институты и нормы права.
Принципиальное значение для анализа новых национальных правовых систем имеет оценка распространенности досоциалистических форм социального регулирования. Однако распространенность феодальных пережитков, роль различных форм правового регулирования в современной ценностно-нормативной организации не следует преувеличивать. В настоящее время элементы традиционализма в большей степени присутствуют на уровне обыденного правосознания, но отсутствуют в нормативном звене правовой системы и правореализации. Сейчас для мирового сообщества характерно развитие социальных ценностей в праве, усиление роли права в жизни общества, актуализируется понимание регулятивной ценности права, постепенно уходит в прошлое нигилистическое отношение к нему.
Одной из главных особенностей правового развития на пороге XXI в. является почти полное исчезновение с юридической карты мира социалистического типа права. Ведущая тенденция развития права в постсоциалистических странах – далеко идущее сближение с буржуазным типом права. Это обстоятельство не только ломает признанные классификации правовых систем современности, прежде всего классификацию известного французского компаративиста Р. Давида. Оно требует также изучения нового, постсоциалистического права в ракурсе сравнительного правоведения.
Изучение основных правовых систем современности в XXI в. в условиях глобализации экономики и права, роста международных экономических, политических, гуманитарных и юридических контактов становится необходимой составной частью юридического образования.
В современной мировой юридической науке стала общепризнанной новая научная и учебная дисциплина – сравнительное правоведение, изучающее и сопоставляющее основные национальные и региональные правовые системы, аккумулирующее мировой юридический опыт. Этот опыт – необходимый и плодотворный компонент изучения и совершенствования национального законодательства, его более глубокого понимания, повышения квалификации юристов, их интеллектуального стимулирования.
Анализ зарубежных правовых систем позволяет рассматривать собственный национальный опыт в аспекте международного и иностранного юридического опыта. Изучая иностранные правовые системы, часто приходится испытывать культурный шок, когда выясняется, что определенная проблема решена в другой стране совершенно иначе. И это заставляет еще раз проанализировать и оценить данную проблему своего национального права, но теперь уже под иным углом зрения, в новом аспекте, с большим пониманием сути проблемы.
Одна из важнейших задач современного сравнительного правоведения заключается в том, чтобы сопоставить развитие национальной правовой системы с мировыми юридическими тенденциями и на этой основе выявить, в какой мере национальная правовая система синхронизирована с этими тенденциями, опережает ли она мировое правовое развитие, либо отстает от него, либо движется в ином, противоположном направлении.
Мировой опыт свидетельствует о национальном своеобразии и неповторимости национального права различных государств. Каждая национальная правовая система является продуктом исторического развития конкретной страны и отражает особенности ее истории, экономики, политической системы, культурные и местные традиции, климатические и природные условия, стереотипы массового сознания населения, национальный менталитет народа. Все это во многих случаях создает серьезные препятствия для имплементации норм и институтов права одной страны в правовую систему другой страны. Поэтому при изучении и использовании зарубежного юридического опыта необходимо в полной мере учитывать социально-экономические, политические и духовно-культурные аспекты, возможности и пределы заимствования иностранных норм, правовых институтов.
Вот почему в этой области недопустимы дилетантизм, крайности, односторонний, поверхностный подход. Чтобы избежать этого, необходимо, прежде всего, знание зарубежного права, его конкретики, наиболее общих тенденций его развития. Одна из них – тенденция к сближению и единообразию в правовом регулировании общественных отношений в региональном и мировом масштабах. Эта тенденция вызвана объективно происходящим процессом глобализации мировой экономики и интеграции политических процессов, унифицирующим воздействием на все страны международно-правового регулирования общественных отношений, прежде всего международных договоров и конвенций таких международных организаций, как ООН, ее специализированные учреждения (МОТ, ЮНЕСКО, ВОЗ, ВОИС, и др.), Совет Европы, Европейский Союз и др., а также участившимися случаями экстерриториального применения норм международного права в области прав человека.
Одной из основных тенденций развития современного права является его интернационализация. Интернационализация – это усиление влияния международного и зарубежного фактора на развитие национальных правовых систем. Интернационализация современного права выступает как юридическое отражение интеграционных процессов, усиления взаимосвязи и взаимозависимости между различными странами на пороге XXI в. Объективными же причинами этой тенденции развития современного права являются углубление международного разделения труда, развитие международных экономических, научных, культурных связей, а также региональные интеграционные процессы.
Интернационализация права в XXI в. будет проявляться в следующем:
Во-первых, в расширении и усилении воздействия международного права на национальные правовые системы.
Во-вторых, в интенсивном развитии национального правового регулирования общественных отношений с иностранным элементом, законодательства о международном частном праве.
В-третьих, в унификации различных отраслей права, в особенности частноправового характера.
В-четвертых, в сближении не только нормативного содержания национального права различных стран, но и систем источников права, используемого юридического понятийно-категориального аппарата.
В-пятых, в увеличении числа норм международного права, касающихся торгово-экономических отношений между государствами, что ведет к формированию международного экономического права, и в появлении новых форм и способов воздействия международного права на национальные правовые системы.
Особенностью международно-правовых норм является то, что они не могут быть реализованы только на уровне межгосударственных отношений. Их цели достигаются лишь с использованием механизма национального права, другими словами, требуется их имплементация в качестве норм национальной правовой системы. Это достигается с помощью процесса трансформации международно-правовых норм во внутригосударственные.
Трансформация осуществляется различными способами, в том числе посредством ратификации и официального опубликования соответствующего международного договора (Франция) либо посредством издания специального нормативного правового акта (Великобритания, Канада). Будучи включенными в национальное право, нормы международных договоров тем не менее сохраняют специфику своего происхождения. Конституции многих государств мира закрепляют принцип верховенства надлежащим образом ратифицированного или одобренного международного договора над национальным законом (например, ст. 55 Конституции Франции 1958 г.).
В настоящее время государства являются участниками многих международных конвенций и договоров, которые регламентируют экономические, политические, научные, культурные, правовые отношения. Во исполнение таких международных конвенций и договоров вносятся изменения в национальное право.
Усиливающееся воздействие на национальные правовые системы оказывают решения международных экономических и финансовых, а также региональных организаций, в особенности Европейского Союза, Совета Европы, ОБСЕ.
Интернационализация экономической жизни вызывает необходимость в унификации правового регулирования общественных отношений в сфере экономики, и прежде всего тех ее областей, которые непосредственно связаны с международным сотрудничеством.
Под унификацией обычно понимается процесс выработки единообразных норм правового регулирования определенных общественных отношений. Иногда под унификацией подразумевается сама единообразная регламентация определенных общественных отношений. В настоящее время унификация распространяется на широкий круг экономических отношений.
На пороге XXI столетия ощущается настоятельная необходимость расширения нормативного арсенала международных организаций, включения в него модельных законов. Дело в том, что вследствие появления новых технологий, маргинализации стран и народов из-за неравномерности развития необходим поиск адекватных решений, которые могли бы быть восприняты государствами – членами международных организаций. Как показывает международный опыт, сближение национальных законодательств через конвенционные механизмы – долгий и трудный процесс. Такие международные и региональные организации, как ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы и др., могли бы стать своеобразными центрами концентрации и анализа международного юридического опыта в сферах своей компетенции, а также выработки научно обоснованных моделей законодательного регулирования. Созданные всемирно признанными специалистами модельные рамочные законы могли бы очень пригодиться странам, не имеющим соответствующих законов или желающим их модернизировать. По сравнению с конвенциями такие модели, синтезирующие лучшие формулы современной юридической мысли, имели бы куда большую вероятность быть выработанными и согласованными. По сравнению с рекомендациями модельные законы, подкрепленные непререкаемым авторитетом международных организаций, могли бы рассчитывать на большую эффективность, поскольку они сократили бы путь от идеи к закону, кроме того, послужили бы основой гармонизации общемирового правового пространства.
В целом привнесение в национальное право консолидированного мирового юридического опыта, каковым, по-видимому, является международное право, становится ведущей тенденцией правового развития.
Сближение и взаимодействие основных правовых систем современности – явление глобальное, характерное для развития права в XXI в. Это особенно заметно на региональном уровне, когда экономические, геополитические и культурные процессы объединяют крупные страны. Утверждение приоритета международного права также ведет к тому, что в национальных правовых системах увеличивается число единообразных стандартов.
Вместе с тем сближение и тесное взаимодействие правовых систем отнюдь не означает потерю самобытности, особенностей, традиций, свойственных каждой из них в отдельности. Об этом свидетельствуют национальные правовые системы государств – членов Европейского Союза. Однако ссылки на «самобытность», «традиции», «особый путь» не могут оправдать такого состояния права страны, когда оно оказывается ниже основных мировых юридических стандартов, достигнутых человечеством к XXI в.
«Наука права – универсальна. Сравнительное право – один из элементов такого универсализма, особенно важного в наше время, оно играет, и призвано играть, первостепенную роль в изучении и прогрессе права», – писал Р. Давид.
Особое значение сравнительного правоведения в XXI в. заключается в том, что оно призвано содействовать достижению глобального консенсуса относительно универсальной ценности права. Французский философ эпохи Просвещения Гельвеции сказал: «Новая идея появляется в результате сравнения двух вещей, которые еще не сравнивали». Это хороший эпиграф к изучению основных правовых систем современности и ко всему сравнительному правоведению.