Структура федеральной государственной службы
Федеральная государственная служба представляет собой профессиональную деятельность должностных лиц, замещающих должности федеральной государственной службы в аппаратах федеральных органов государственной власти и иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией РФ и федеральными органами, по обеспечению выполнения государственных задач и функций этих органов либо деятельности соответствующих должностных лиц (см, схему 11).
Федеральная государственная служба осуществляется в аппаратах Администрации Президента РФ, Правительства РФ, обеих палат Федерального Собрания РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, Счетной палаты РФ, в федеральных государственных органах, подведомственных Президенту РФ и Правительству РФ, и других должностях в соответствии с законодательством РФ.
Содержание, структура, границы деятельности федеральной государственной службы определяются полномочиями федеральных государственных органов.
Существуют два типа федеральных органов: органы, ведающие вопросами федерального значения; органы, имеющие полномочия вести вопросы совместного ведения РФ и ее субъектов. Первый тип государственных органов осуществляет полномочия в масштабе всей страны, независимо от территориального устройства (например, Государственная фельдъегерская служба). Второй тип государственных органов, как правило, имеет в субъектах Федерации свои структуры - управления, комитеты, службы (структуры по управлению образованием, здравоохранением, занятости и др.).
Каковы особенности системы федеральной государственной службы? Во-первых, главная особенность федеральной государственной службы заключается в предмете ведения федеральной государственной службы, который отведен ей Конституцией Российской Федерации и последующим на ее основе законодательством. Предмет ведения федеральной государственной службы определяется предметом ведения и соответствующими полномочиями Российской Федерации в лице федеральных государственных органов. Во-вторых, предмет ведения федеральной государственной службы определяет и масштабы ее функционирования, т. е границы территории, в пределах которой федеральные государственные органы и другие федеральные государственные структуры реализуют в лице состоящих в них федеральных государственных служащих свои полномочия. Это вся территория Российской Федерации. В-третьих, она имеет не субординационный, а координационный характер. Государственные службы всех трех ветвей федеральной власти не соподчинены, а взаимодействуют на основе согласования совместных действий. В-четвертых, данная система носит преимущественно нормативный характер. Основной и определяющей формой координации в системе федеральной государственной службы является нормативное регулирование, то есть управление с помощью различных правовых норм - законов, совместных постановлений, общих процедур и т. д. Именно эти согласованные между ветвями власти законы, постановления, процедуры, регламентируют их права и обязанности, обеспечивают необходимые сдержки и противовесы во взаимоотношениях друг с другом. В-пятых, все координационные органы здесь обладают не распорядительными, а лишь рекомендательными функциями.
По оценке некоторых специалистов, большая часть государственных служб федеральных органов государственной власти осуществляет свою деятельность не имея нормативно закрепленных положений или регламентов59. Естественно, это негативно сказывается на результатах деятельности федеральной государственной службы.
Деятельность федеральной государственной службы регулируется Федеральным законом "Об основах государственой службы Российской Федерации" и Положением о федеральной государственной службе, утвержденным Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 226760. УказомПрезидента РФ "О первоочередных мерах по улучшению работы с кадрами в системе государственной службы и реализации Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 6 сентября 1995 г. № 90061 предусматривалась разработка и принятие Федерального закона "О федеральной государственной службе". Однако пока такой закон не принят.
Общие вопросы организации федеральной государственной службы регулируются в основном Указами Президента РФ. Это касается реестра должностей, социальных гарантий служащих, переподготовки и повышения квалификации служащих, квалификационных требований к государственным служащим, аттестации, борьбы с коррупцией в государственном аппарате и т. д.
Некоторые вопросы федеральной государственной службы регулируются постановлениями правительства РФ. Речь идет о конкурсном отборе в центральные органы федеральной исполнительной власти, структуре и штатах. В частности, постановление Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. № 1094 " О структуре центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти"62 устанавливает, что в этих органах количество ведущих должностей не должно превышать десяти процентов, а старших - сорока процентов общей численности работников федеральных органов; штатная численность департамента должна быть не менее 35 единиц, управлений - 20, отдела - 10, отделов в составе департамента (управления) - не менее 5 единиц.
Управление федеральной государственной службой осуществляют лица, занимающие государственные должности категории "А",а также другие должностные лица (руководители департаментов, отделов и т. д.).