Государственная инвестиционная политика
Важнейшим фактором структурных изменений в экономике являются инвестиции. Государственная инвестиционная политика — это комплекс правовых, административных и экономических мер государства, направленных на расширение и активизацию инвестиционных процессов.
Инвестиции - это:
все виды имущественных, финансовых и интеллектуальных ценностей (средств), вкладываемые в объекты деятельности, в результате чего производится продукт (прибыль) или достигается социальный эффект;
затраты на создание, расширение, реконструкцию основного капитала, а также связанные с этим изменения оборотного капитала.
Разделяют два вида инвестиций: валовые и чистые.
Валовые инвестиции (ВИ) - это совокупный объем инвестиций за конкретный период, направленные на новое строительство, приобретение средств труда и прирост товарно-материальных ценностей.
Чистые инвестиции (ЧИ) - это сумма валовых инвестиций за вычетом суммы амортизационных отчислений (А) за определенный период времени.
Динамика показателей чистых инвестиций отражает экономическое положение предприятия. Например, если ЧИ < 0, т.е. ВИ < А, то производственный потенциал предприятия сокращается. Если ЧИ = 0, т.е. ВИ = А, то объем выпускаемой продукции на предприятии является постоянной величиной, т.е. для предприятия характерна стагнация. Если ЧИ > 0, т.е. ВИ > А, то производственный потенциал предприятие расширяется.
В зависимости от объекта инвестирования инвестиции делятся на:
1. Реальные - это вложения денежных средств в материально-вещественные факторы производства и основные средства. Вложения в нематериальные активы называют инновационными инвестициями.
2. Финансовые - это вложения денежных средств в различные финансовые активы, прежде всего в ценные бумаги для приобретения прав на участие в деятельности предприятия, долговых прав и т.д.
По характеру участи инвестиции бывают:
1. Прямые - это непосредственное участие инвестора в выборе объекта инвестирования и вложении средств.
2. Непрямые - это опосредованное участие инвестора в выборе объекта инвестирования и вложении средств другими особами (финансовыми посредниками). Инвестор покупает ценные бумаги финансовых посредников, например, инвестиционные сертификаты инвестиционных компаний.
Существует деление инвестиций в зависимости от времени:
1. Краткосрочные - вложение капитала на период не более чем один год.
2. Долгосрочные - вложения капитала на срок более одного года. Они делятся на подгуппы: до 2 лет; от 2 до 3 лет; от 3 до 5 лет; более 5 лет.
Экономическая эффективность инвестиций - это отношение экономического эффекта, полученного за определенный период времени от вложения капитала, к величине вложенного капитала, обусловившего получение этого эффекта. Экономический эффект от вложения капитала - чистый доход (прибыль), полученный инвестором в результате вложения инвестиций.
Внешняя простота формулы оценки эффективности инвестиций не должна вводить в заблуждение. Предположим, что инвестор мог не вкладывать средства в проект, а положить их на депозит в банк, что более надежно и не требует от инвестора дополнительных усилий. К тому же нынешние деньги всегда «дороже» денег будущего. Связано это с возможностью получения процентов от вложения в банк и с существующей инфляцией. Поэтому принято приводить стоимость будущих денег (дохода) к стоимости предыдущих (инвестиций) (дисконтирование) с учетом инфляции.
Предположим, что инвестор получил в результате вложения капитала на Т лет сумму денег, равную Рт. Если бы он вложил свои деньги в банк, выплачивающий годовой процент r, то через Т лет он согласно формуле сложного процента он получил бы сумму равную Рт равную:
(4.1)
где Рб – сумма, которую надо положить в банк, чтобы через Т лет получить сумму Рт;
r – процентная ставка банка, дол. ед.;
(1+r)T – коэффициент дисконтирования.
Таким образом, будущие деньги Рт по своей стоимости эквивалентны вложенным в банк деньгам Рб, то есть для сравнения будущих денег с вложенными надо разделить их на коэффициент дисконтирования (1+r)T:
(4.2)
Пример. Инвестор рассчитывает получить через 3 года в результате вложения капитала величиной 2 млн. грн. суммарный доход 3,5 млн. грн. Найдем на какую величину увеличится стоимость вложенных инвестором денег, если при их вкладе в банк он мог бы получить 10% годовых (r = 0,1).
Решение.
Необходимо привести полученные инвестором деньги ко времени вложения. Стоимость полученных инвестором денег (Рб = 3,5 млн. грн.), приведенная ко времени их вложения (Т = 3 года), составляет:
Так что инвестор получит доход в ценах, соответствующих времени вложения капитала величиной 2,63 – 2 = 0,63 млн. грн. Другими словами инвестору надо положить в банк 2,63 млн. грн., чтобы без проблем получить 3,5 млн. грн. через 3 года.
В практических расчетах величина чистого дохода определяется как сумма чистой прибыли (валовой прибыли за вычетом налогов и отчислений) и амортизационных отчислений на восстановление основных средств производства.
Величина чистого дохода подлежит дисконтированию, т.е. приведению к времени соответствующему началу процесса инвестирования. При определении экономического эффекта или экономической эффективности за период времени Т, суммарный дисконтированный чистый доход определяется по формуле:
(4.3)
где r – ставка дисконтирования;
Pt – чистый доход (сумма чистой прибыли и отчислений на амортизацию, включаемых в себестоимость продукции) в году t;
t – номер года;
T – рассматриваемый период времени, в течении которого инвестиции приносят доход.
Величина ставки r принимается равной ставке банковского депозитного процента.
При наличии инфляции формула приобретает вид:
(4.4)
где Lt– индекс роста цен за t лет, т.е. отношение среднего уровня цен в году t к уровню цен в начале периода инвестирования.
Если инвестиции распределены во времени и вкладываются в течении ряда лет, то их дисконтирование производится по формулам 4.3 и 4.4. (если учитывать и инфляцию).
При оценке экономического эффекта и эффективности инвестиций в реальный сектор экономики широко распространено определение срока окупаемости инвестиций. Сроком окупаемости называют время, в течении которого суммарный объем чистого дохода, полученного за счет инвестиций, становится равным суммарному объему самих инвестиций.
В Украине инвестиционный процесс регулируют свыше 100 законов и других нормативных актов, в частности Законы Украины «Об инвестиционной деятельности» (1991г.), «Об иностранных инвестициях» (1992 г.)„ «О ценных бумагах и фондовой бирже» (1991 г.), Декрет Кабинета Министров «О режиме иностранного инвестирования» (1993 г.) и др. В основу государственного регулирования инвестиционной деятельности положены следующие задачи:
• последовательная децентрализация инвестиционного процесса;
• расширение смешанного финансирования инвестиционных проектов;
• увеличение доли внутренних (собственных) средств субъектов хозяйствования в инвестиционных проектах;
• приоритет кредитованию в производственной сфере вместо невозвратного бюджетного финансирования;
• выделение бюджетных средств преимущественно для реализации государственных приоритетов, программ (проектов), направленных на осуществление структурной перестройки экономики;
• финансирование строительства объектов за счет бюджетных средств на конкурсной основе;
• предоставление преимущества ранее начатому строительству, техническому перевооружению и реконструкции действующих предприятий;
• государственный контроль за целевым использованием централизованных инвестиций;
• совершенствование нормативно-правовой базы с целью увеличения объемов привлечения инвестиций;
• внедрение системы страхования инвестиций.
Основные инструменты государственного регулирования инвестиционной деятельности:
1. Налоговое регулирование инвестиционной деятельности. Обеспечивает направление инвестиций в приоритетные сферы экономики установлением соответствующих налоговых ставок и налоговых льгот. Методы налогового регулирования инвестиционных процессов можно разделить на четыре группы:
1) внедрение дифференцированных ставок налогообложения;
2) освобождение от уплаты налога на определенный срок;
3) уменьшение базы налогообложения;
4) устранение двойного налогообложения.
2. Бюджетные методы регулирования. Эффективны в условиях недостаточной сформированности рынка инвестиционных ресурсов, наличия деформаций в структуре экономики, высокого уровня монополизации, отсутствия долгосрочного кредитования инвестиционных проектов, нехватки собственных инвестиционных средств у предприятий.
3. Амортизационная политика. Создание механизма ускоренной амортизации. Его внедрение дает возможность предприятиям прогрессивных отраслей экономики уже в первые годы эксплуатации машин и оборудования окупить большую часть их стоимости, накопить в амортизационном фонде достаточное количество средств для дальнейшего инвестирования.
4. Приватизация государственной собственности. Цель - порождение эффективных собственников, которые способны осуществить инвестиции и наладить нормальный производственный процесс.
Продажа государственного имущества осуществляется на аукционах, коммерческих и некоммерческих конкурсах. Если аукционы и коммерческие конкурсы являются способами привлечения в бюджет средств, которые со временем (через перераспределение бюджета) могут инвестироваться в производство, то некоммерческие конкурсы проводятся с целью привлечения инвестиций непосредственно на предприятия, которые продаются. По результатам некоммерческого конкурса покупатель приватизированного предприятия (или пакета акций) должен не только уплатить его цену, но и выполнить условия конкурса по инвестированию производства. Этот механизм дает государству возможность влиять на направления и объемы инвестиций и контролировать осуществление их.
5. Денежно-кредитная политика (ДКП). Регулирует денежное обращение и работу банковской системы, которая мультипликативно создает денежные средства. Национальный банк в зависимости от состояния экономики осуществляет кредитную экспансию (расширяет сферу своего влияния посредством вытеснения других субъектов) или кредитную рестрикцию (ограничение).
Кредитная экспансия проводится в период экономического спада для стимулирования экономического развития. Политика кредитной рестрикции проводится с целью уменьшения инвестиционной активности. Подорожание кредитных ресурсов вынуждает инвесторов вкладывать средства в наиболее эффективные, прибыльные проекты.
Важной стороной государственного регулирования инвестиционной деятельности является экспертиза инвестиционных проектов. В соответствии с украинским законодательством обязательной государственной экспертизе подлежат государственные, межгосударственные и региональные инвестиционные проекты и программы, которые реализуются за счет бюджетных и внебюджетных (средств различных фондов) средств. Инвестиции, которые осуществляются за счет других источников финансирования, подлежат государственной экспертизе относительно соблюдения экологических, санитарно-гигиенических требований, пожарной безопасности, прочности и необходимой долговечности домов и сооружений, а также архитектурных требований.
Повышение инвестиционной активности в стране непосредственно связанно с гарантиями, которые предоставляет государство субъектам инвестиционной деятельности. В Законе Украины «Об инвестиционной деятельности» указано, что государство гарантирует стабильность условий инвестиционной деятельности и соблюдение прав и законных интересов ее субъектов. Защита инвестиций осуществляется государственными органами в разных формах. Прежде всего, государство гарантирует защиту инвестиций независимо от форм собственности инвестора. Всем инвесторам обеспечивается равноправный правовой режим инвестиционной деятельности, который исключает использование мероприятий дискриминационного характера, которые могли бы воспрепятствовать управлению инвестициями, вывозу иностранными инвесторами вложенных ценностей и прибылей, полученных от инвестиционной деятельности, ликвидации инвестиций. Для защиты инвестиций законодательством предусмотрено, что они могут, а иногда и обязательно должны быть застрахованы.