Миграционная политика стран ес
Государственная миграционная политика на мировом уровне разрабатывается и реализуется в декларациях, конвенциях, других актах, принимаемых прежде всего на уровне Организации Объединенных Наций, ее специализированными организациями: Международной Организацией Труда — МОТ, ЮНЕСКО, специализированными органами — Экономическим и Социальным Советом ООН — ЭКОСОС, Управлением Верховного комиссара Организации Объединённых Наций по делам беженцев — УВКБ, Международной организацией по миграции — MOM.
Принимаемые на Всемирных конференциях ООН, имеющих правительственный статус, решения имеют значительный вес и образуют совместно с принятыми и ратифицированными конвенциями, пактами, протоколами общую международно-правовую базу регулирования и управления миграционными процессами на межправительственном уровне.
Государственная миграционная политика различных стран, которая, как правило, базируется на конвенциях и других актах системы ООН, на документах континентального и регионального уровня. При этом законодательные акты в области миграции той или иной страны имеют как общие признаки, так и нередко принципиальные отличия, в зависимости от ряда причин: присоединилась или нет страна к международным актам по вопросам миграции, уровень социально-экономического развития, проблемы безопасности страны, демографическая ситуация в стране, состояние рынка труда и т.д.
Активизация исследований миграции позволяет выделить два подхода к изучению контроля над иммиграцией — на международном и национальном уровнях. В первом из них иммиграционная политика рассматривается в контексте международных отношений. В этом случае контроль над иммиграцией интерпретируется как структурная потребность, исходящая из несоответствия между открытыми и характеризующимися глобальным характером рыночными силами и закрытыми, имеющими территориальные пределы государственными образованиями.
Анализ миграционной политики на национальном уровне, представляют собой попытку выяснить, каким образом воздействие оказывающих давление сил воспринимается в рамках национальных политических систем, определить внутренние факторы, которые формируют и определяют конкретную иммиграционную политику западных государств.
Для раскрытия сущности государственной иммиграционной политики стран Западной Европы проанализируем нормативно-правовую основу регулирования миграционных потоков.
В Бельгии правовую основу регулирования миграции составляют Закон о въезде на территорию, проживании, праве на поселение и выдворении иностранцев; Королевский декрет о въезде на территорию, проживании, праве на поселение и выдворении иностранцев; Королевский декрет, устанавливающий процедуры, выполняемые Постоянной комиссией по рассмотрению апелляций беженцев.
В этой стране установлено, что ходатайства о въезде должны быть заявлены по прибытии в страну на пунктах въезда или в течение восьми рабочих дней после прибытия; ходатайства, заявленные с опозданием, не рассматриваются — отказ в приеме поздно поданного ходатайства может быть опротестован только перед Государственным советом. Принятие решения по приему ходатайств от потенциальных беженцев возложено на министра внутренних дел или его уполномоченного; оценка обоснованности ходатайств возложена на Генерального комиссара по делам беженцев и лиц без гражданства – руководителя автономного органа, который находился в составе министерства юстиции, а затем под юрисдикцией министерства внутренних дел. В случае отрицательного решения заявитель должен выехать из страны в течение пяти дней. Примечательно, что представители Управления Верховного комиссара Организации Объединённых Наций по делам беженцев могут проводить собственные экспертизы таких решений по своей инициативе или по запросу.
Законодательная база Великобритании включает два иммиграционных закона и иммиграционные правила. На основе этих законов рассматриваются вопросы выезда, апелляции, положительного решения или выдворения. В отношении ищущих убежище лиц, прибывших из третьих стран, проводится предварительное расследование. Ходатайство обычно не принимается к рассмотрению, если заявитель может безопасно возвратиться в страну, откуда он прибыл. Получивший отказ заявитель не может подать апелляцию, если не имеет действующей визы или разрешения на въезд — он должен покинуть страну и обжаловать это решение уже из-за рубежа. Но на практике не исключается его обращение в МВД до депортации. Лорд-канцлер (Верховный судья) вправе обратиться к материалам дела и изучить суть апелляции; обоснованность апелляции проверяет Трибунал. На практике подача апелляции редко приводит к успеху. Вместе с тем отказ признать заявителя беженцем не означает обязательность покинуть Великобританию — в случае его соответствия требованиям применяемых ко всем иностранцам иммиграционных правил, ему может быть разрешено остаться в стране. В Англии иммиграционные правила предусматривают, что и при правильном решении вопроса одепортации общественные интересы должны уравновешиваться соображениями гуманитарного порядка к данному лицу.
В Великобритании существенные возможности участия в решении вопросов беженцев предоставлены УВКБ ООН; его представители могут излагать свое мнение по рассматриваемым делам на любой стадии процедуры, участвовать при рассмотрении любой апелляции в суде или Иммиграционном апелляционном трибунале, оказывать консультационные услуги. Вместе с тем УВКБ пользуется этой прерогативой лишь в исключительных случаях.
аконодательная база Германии в области миграции включает статью Конституции, законы о процедуре предоставления убежища, об иностранцах, выполнение которых возложено на Федеральное ведомство по признанию иностранных беженцев, Пограничную полицию и Ведомство по делам иностранцев. Согласно установленной здесь процедуре, ищущее убежище лицо не допускается к въезду в страну Пограничной полицией, если оно прибыло из безопасной третьей страны (страны ЕЭС, Австрия, Чешская Республика, Финляндия, Норвегия, Польша, Швеция, Швейцария). Въезд также запрещается, если ищущее убежище лицо уже пользовалось защитой от преследований в другом государстве и может туда вернуться; или если это лицо представляет опасность для общества (было осуждено немецким судом за совершение серьезного преступления). В ФРГ министрам внутренних дел федеральных земель дается разрешение по согласованию с Федеральным министром внутренних дел предоставлять разрешение на проживание на гуманитарной основе. Законодательные правила устанавливают, что в случае не удовлетворения ходатайства из-за его неприемлемости и необоснованности заявитель должен покинуть Германию в течение недели.
“Европейский союз (ЕС) и его государства-члены в решимости сделать свои границы неприступными ставят под угрозу жизни и права беженцев и мигрантов, заявила в докладе, опубликованном в среду, 9 июля, Amnesty International.”
“Эффективность мер, принимаемых ЕС для того, чтобы остановить поток нелегальных мигрантов и беженцев, представляется, в лучшем случае, спорной. В то же время цена, которую платят самые беззащитные в мире люди своими жизнями и страданиями, непомерна”, - заявил Джон Дальхизен, директор программ Amnesty International в Европе и Центральной Азии.
Пограничный контроль
ЕС выделяет миллиарды евро на миграционную политику. Ежегодно государства члены ЕС тратят миллионы евро на заборы, хитроумные системы наблюдения и патрулирование границ.
Очевидным показателем относительных приоритетов служит то, что ЕС потратил около 2 миллиардов евро на защиту своих внешних границ с 2007 по 2013 года, и только 700 миллионов на улучшение положения просителей убежища и беженцев в самом ЕС за тот же период.
ЕС и его государства члены также сотрудничают с соседними странам, такими как Турция, Марокко и Ливия, и выделяют им средства на создание буферной зоны вокруг ЕС с целью остановить мигрантов и беженцев ещё до того, как они доберутся до границ Европы. В то же время они игнорируют нарушения прав человека, которые происходят в этих странах с мигрантами и беженцами.
Если Вы находитесь на территории Бельгии, обратиться с ходатайством о получении статуса беженца нужно в Бюро по делам иностранцев (Office des Etrangers, OE). Кроме того, Вы можете обратиться с ходатайством о предоставлении убежища в транзитной зоне международного аэропорта, но в этом случае у Вас намного меньше шансов получить убежище. Пограничники не имеют права отказать Вам во въезде и должны выдать все анкеты и бланки ходатайств в Бюро по делам иностранцев. Но в этом случае Вы попадаете в один из закрытых центров для беженцев в международной зоне аэропорта, Ваши условия жизни будут похожи на тюремные, получить помощь адвоката или общественной организации будет очень сложно. Если Вы обратитесь в Бюро по делам иностранцев, Вы не окажетесь в тюрьме, даже не имея документов. Поэтому большинство беженцев проходят через контроль в аэропорту, а на следующий день обращаются в Бюро по делам иностранцев.
При обращении в Бюро, Вам нужно сообщить, что Вы являетесь беженцем. Вас пригласят в зал ожидания, дадут порядковый номер, и Вы будете проходить процедуру оформления (фотографирование, снятие отпечатков пальцев, проверку по Интерполу). Вам будет предоставлен переводчик (переводчик с русского есть всегда), сотрудник запишет Ваши анкетные данные, задаст Вам вопросы о способе Вашего приезда и преследованиях, которым Вы подвергались. Это самая важная часть первого этапа. Вы должны сразу указать веские причины отъезда; информация должна быть непротиворечивой. Иначе уже на этом этапе Вам могут отказать в доступе на территорию страны. В дальнейшем Вы не сможете изменить сообщенную информацию. Лучше всего сразу придти в Бюро с адвокатом.
При обращении с ходатайством о предоставлении убежища в Бюро по делам иностранцев желательно иметь как можно больше документов, подтверждающих Вашу личность и историю Вашей жизни (например, свидетельство о рождении, диплом, внутренний паспорт, справку о состоянии здоровья и т.д.). Подробное интервью с Вами может быть проведено в этот же день или отложено. Последнее время интервью чаще всего проводится через 3-4 месяца после подачи ходатайства.
Процедура оформления в Бюро по делам иностранцев иногда занимает целый рабочий день. В любом случае в конце дня Вам выдадут документ, удостоверяющий личность, направление в лагерь для беженцев или на получение социальной помощи. Билеты на поезд до нового места жительства Вы получите, если заявителей в этот день немного.