Особенности инновационной политики в РФ: сущность, инструменты, основные направления, органы регулирования
Государственная инновационная политика - часть государственной социально-экономической политики, направленной на совершенствование государственного регулирования, развитие и стимулирование инновационной деятельности.
Необходимость такого государственного регулирования обусловлена рядом причин: сложность и дороговизна коммерциализации инноваций; незаинтересованность частного капитала в их развитии и внедрении; отсутствие развитой научно-инновационной инфраструктуры; наличие в сфере инноваций публичных интересов; ограниченность роли рыночных институтов[66].
Государство оказывает на инновационную деятельность прямое и косвенное воздействие. Прямое воздействие осуществляется в следующих формах:
Правовое обеспечение инновационной деятельности.
Создание специальных структур, которые занимаются организационной деятельностью в инновационной сфере.
Прямое государственное финансирование из бюджета научно-технической деятельности в форме государственных субсидий, заказов и т.п.
Разработка целевых федеральных и местных научно-технических программ.
Создание особых экономических зон.
Создание технопарков в сфере высоких технологий.
Косвенное (экономическое) регулирование осуществляется с помощью:
стимулирования через амортизационную политику;
прямых бюджетных дотаций компаниям, осваивающим новые виды продукции;
налогового стимулирования[67].
Следует отметить, что до настоящего времени нет четкой стратегии комплексного регулирования инновационной деятельности, отсутствует нормативная база, регулирующая вопросы внедрения в производство инноваций, определения роли государства в инновационной деятельности, отсутствуют действенные механизмы реализации приоритетов научно-технологического развития. Основным недостатком системы нормативного правового регулирования инновационной деятельности в России является отсутствие базового законодательного акта, закрепляющего понятие и виды инноваций, перечень и статус субъектов инновационной деятельности, их права и обязанности, а также механизмы государственной поддержки.
Уполномоченным органом в области регулирования инновационной деятельности является Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России).Было образовано 9 марта 2004 года Указом Президента Российской Федерации N 314. Оно выполняет функции по регулированию деятельности в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности. В рамках министерства действуют Федеральные агентства и федеральные службы, непосредственно курирующие вопросы науки и инноваций: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент).
Основные направления инновационной политики:
- разработка и совершенствование нормативно-правовой базы;
- разработка механизмов стимулирования инновационной деятельности;
- защита интеллектуальной собственности и введение ее в хозяйственный оборот;
- создание системы поддержки инновационной деятельности;
- повышение эффективности функционирования сферы науки и технологий на основе оптимизации сети государственных научных организаций, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники, повышения качества регулирования в данной сфере;
- приоритетное развитие фундаментальной науки, сохранение и поддержка ведущих научных школ, содействие воспроизводству и повышению качества ее кадрового потенциала, включая подготовку кадров высшей квалификации;
- интеграция образовательной и научной деятельности, развитие вузовской науки и создание научно-образовательных центров;
- развитие материально-технической базы фундаментальной и прикладной науки, включая обеспечение современным оборудованием, приборами и материалами, совершенствование инфраструктуры функционирования научных организаций;
- создание условий для повышения инновационной активности и восприимчивости предприятий и организаций к нововведениям и прогрессивным технологиям как средству обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции;
-обеспечение государственного стимулирования механизмов осуществления инновационной деятельности, создание условий для развития частно-государственного партнерства, разработка и реализация важнейших инновационных проектов (программ) государственного значения;
- создание инфраструктуры национальной инновационной системы;
- создание условий для вовлечения в экономический оборот результатов научной и научно-технической деятельности, формирование и развитие рынка объектов интеллектуальной собственности, обеспечение ее правовой охраны;
- активизация малого инновационного предпринимательства.[68]
Приоритетными в настоящее время названы следующие проекты: внедрение новейших медицинских, энергетических и информационных технологий, развитие космических и телекоммуникационных систем, радикальное повышение энергоэффективности. Специально созданная президентская комиссия по модернизации утвердила конкретные проекты по всем пяти направлениями и сформировала детальные планы-графики их реализации.
Инструментыгосударственной инновационной политики в РФ:
v Банк Развития
v Российская венчурная компания
v Технопарки
v Наукограды.
v Особые экономические зоны (ОЭЗ).
v Налоговые льготы, субсидии, государственные кредиты, государственные заказы.
v Федеральные целевые программы в сфере инновационной политики РФ.