Причины и виды уменьшения налогов
По моему мнению, уменьшение налогов необходимо рассматривать как двойственное явление. Тяжесть налогового бремени, наличие достаточно широкого спектра способов и форм налогового контроля со стороны государства, приводит к тому, что налогоплательщик любыми способами, в том числе и незаконными, стремится сэкономить на налогах, а деятельность исполнительных органов государства, в свою очередь, направлена, прежде всего, на выявление таких случаев «налоговой экономии».
То есть, уменьшение налогов с одной стороны - ϶то стремление налогоплательщика избежать налога, а с другой - стремление государства не допустить сокращения поступления налоговых сумм в казну. Уменьшение налогов ϶то процесс, обязательными участниками которого будет плательщик налогов и государство с присущими им специфическими целями, которые обусловлены интересами, потребностями и задачами каждой стороны.
Противодействие налогам, как социально-экономическое явление, стремление налогоплательщиков не платить налоги или платить их в меньшем размере, существовало, существует и будет существовать до тех пор, пока будет государство, и налоги будут основным источником доходной части бюджета. Это явление объективно и не зависит от государственного строя, формы правления, качества налоговых законов и общественной морали.
Стремление избежать налогов есть своеобразная реакция на любые фискальные мероприятия государства. При этом в какой-то степени эта реакция представляется естественной, поскольку обусловлена попыткой собственника так или иначе защитить свое имущество, капитал и доходы от любых посягательств, даже от тех, которые освящены Законом. Защита своего имущества, в т.ч. и от государства, будет сильнейшей мотивацией в деятельности любого человека. Причем, данная мотивация практически не зависит от степени его законопослушности: отрицательные эмоции возникают независимо от воли и желания человека. Предполагать иное, означает недооценку и отрицание существующей реальности.
Пока есть государство, пока есть частная собственность государству будет требоваться финансирование за счет ϶той собственности в виде налогов (других достаточных источников для ϶того практически не существует), а владельцы данных источников, то есть налогоплательщики, будут ϶тому противостоять посредством попыток уменьшить свое налоговое бремя.
Любые попытки налогоплательщиков, так или иначе, снизить налоговое бремя, сталкиваются с достаточно активным противодействием государственных фискальных и правоохранительных органов (налоговых органов, органов налоговой полиции и др.).
При всем этом государству крайне важно признать объективность и неизбежность уклонения от уплаты налогов как социально-экономического явления и от действий по огульной борьбе с налогоплательщиками переходить к его регулированию в рамках законодательства. Справедливости ради, крайне важно отметить, что принятый и вступивший в силу Налоговый кодекс РФ в значительной степени упорядочил процесс осуществления налогового контроля и расширил круг правовых способов защиты прав и интересов налогоплательщиков.
Данный документ содержит множество положительных моментов, которые могут быть использованы налогоплательщиком для защиты при уменьшении налогов, например, право налогоплательщика на получение разъяснений от налоговых органов, принцип «все сомнения в пользу налогоплательщика», запрет на проведение повторных налоговых проверок налоговыми органами и др.
Вместе с тем, Налоговый кодекс РФ также закрепил существовавшие долгое время на практике способы и методы налогового контроля, тем самым легализовав многие способы борьбы с «налоговыми уклонистами».
Дело в том, что даже применение самых репрессивных мер по отношению к налогоплательщикам, стремящимся уменьшить налоговые платежи, по моему мнению, не даст ожидаемого результата и не приведет к тому, что все перестанут уклоняться от уплаты налогов и начнут исправно платить налоги. Решение проблемы уменьшения налогов должно осуществляться посредством детальной, более четкой регламентации налоговых отношений на уровне законодательства.
Ведь в итоге все зависит от конкретных действий налогоплательщика «сэкономить» на налогах и, в конце концов, от оценки данных действий, данной Законом. Иными словами речь идет об определении правовых границ дозволенного и недозволенного в ϶той сфере. Так, если Закон не признает действия налогоплательщика по защите своей собственности противозаконными, то плательщик действует легально, хотя бы до тех пор, пока ϶тот Закон не отменен или не изменен.
Конкретные способы уменьшения налогов, представляют собой непосредственные методы и действия налогоплательщика по налоговой минимизации. Они достаточно многочисленны и основываются на многих факторах в зависимости от того, о каком налоге идет речь.
Однако принципиально все способы можно подразделить на две самостоятельные категории, обозначенные в следующих темах.