Функции права и проблема частного и публичного права
В последние годы оправданно пристальное внимание уделяется в науке проблеме разграничения частного и публичного права. Представляется, что существование этих двух структурных подразделений, у которых пока еще нет общепризнанных наименований, связано с функциональной характеристикой права и правовой системы. В самом деле, существование публично-правовой сферы вызвано функцией обеспечения деятельности государства и его властных структур. Соответственно она представлена прежде всего конституционным и административным правом.
Частноправовая сфера связана с функцией обеспечения свободного развития личности, самостоятельного определения условий ее существования. Поэтому она и представлена прежде всего гражданским правом, где существует диспозитивность, юридическое равенство субъектов, координация их воли и интересов.
Право в целом призвано гармонизировать и интересы общества, которое представляет государство, и интересы личности, индивида, обеспечить воспроизводство данной социальной системы, т.е. право осуществляет общесоциальную функцию. Существование в этой функции двух составляющих, а именно - защиты интересов общества и интересов личности и вызывает наличие частноправовых и публично-правовых составляющих в структуре права и правовой надстройки в целом. Анализ же влияния самого содержания функции защиты интересов общества и личности, если его удастся выявить, должен быть предметом самостоятельного исследования, направленного на выявление структуры собственно публичного и частного права.
В связи со сказанным представляет интерес анализ высказываний различных авторов о тех причинах, которые вызывают деление права на частное и публичное. Так, генетическое и философское обоснование предложено А.Ф. Закомлистовым. Он пишет, что на определенном этапе развития происходит внутреннее структурное членение рода, когда этос как бы выделяет или рождает из себя полис, или публичную форму социального. Из новой структурной организации общества вытекает постоянно ему присущее соотношение между частным (этосом) и публичным (полисом), индивидом и государством. Причем
"РУктурное взаимоотношение между частным и публичным, конфигурации их взаимопроникновения менялись в истории'.
Не следует забывать, пишет далее автор, что понятие власти имеет как публично-правовое, так и частноправовое значение. Послед-нее заключается в способности индивида владеть, обладать окружающими обстоятельствами, т.е. иметь их присвоенными, и тем самым занимать господствующее положение по отношению к ним, используя ^ю совокупность индивидуальных сил и способностей. Частноправовой ц публично-правовой феномены власти в процессе исторической эволюции находятся в постоянной динамике пропозиции, оппозиции, взаимодополнения и различающегося противоположения2.
Как происходило становление частного и публичного права в Риме - достаточно подробно описано в специальных исследованиях3. •затем традиция деления права на частное и публичное перекочевала в науку всех континентальных стран Европы, породив огромное количе-"^о самых разных концепций и соответствующую литературу.
В интересной и обстоятельной статье В.Г.Голубцова систематизированы многочисленные попытки европейских и русских дореволюционных авторов объяснить причины деления и основания отнесения тех иди иных правовых явлений к сфере публичного или частного права. В частности, В.Г. Голубцов отмечает, что все концепции можно условно подразделить на материальные и формальные (формально-^идические). Если сторонники материальных концепций кладут в основу деления содержание регулируемых отношений, то сторонники формально-юридических подходов ищут критерий различия в особенностях формы, а не содержания регулируемых отношений, в различном Положении субъектов регулируемого отношения или распределе-чии инициативы защиты права от нарушений4.
Конечный вывод автора, несмотря на парадоксальность, представляется весьма убедительным. Он пишет, в частности, что ни одна из многочисленных теорий, как европейских, так и российских, не по-•я^ила безусловного признания в литературе. Большинство работ представляют собой критику всех ранее высказанных взглядов и пред-
-^комлистов А.Ф. Философско-правовая доктрина судебной этики. Пермь, 2000.С.42-43. Там же с. 44. /"' '-м.,напр.: Подопригора А.А. Основы римского гражданского права. Киев:
Выща школа, 1990; Новицкий И.Б. Римское частное право. М., 1995; и др. олубцов В.Г. Дореволюционная цивилистика о праве публичном и частном Юридическая наука в современном мире: фундаментальные и прикладные
проблемы. Пермь, 2000, 4.1. С. 61-71. 94
ложение своего,отличного от других, но находящегося в рамках существующих1.
Очевидно, что это свидетельствует о бесперспективности поисков какого-либо универсального критерия отнесения тех или иных правовых явлений к сфере частного или публичного права и необходимости сосредоточить усилия на показе прежде всего важности гармонизации частных и публичных начал в процессе функционирования правовой системы.
В связи с этим представляет интерес обращение к современным высказываниям о природе разграничения права на частное и публичное. Так, как и прежде, объективной основой сосуществования и взаимодействия публичного и частного права признаются различные интересы - частные интересы отдельного субъекта и интересы публично-правового свойства, интересы общества. Только при их гармоничном соотношении и сочетании возможно устойчивое и последовательное развитие общества. Надлежащее соотношение элементов публичного и частного права - это баланс интересов. Назначение частного права -утверждение гражданского общества, частной собственности, частного предпринимательства. Назначение публичного права - утверждение и защита публичного интереса, общественного порядка, исключение злоупотребления возможностями, заложенными в том числе в частном праве2.
Надо отметить, что эти классические положения, ведущие родословную от Ульпиана3, хорошо объясняют необходимость соединения двух начал (частноправового и публично-правового), но недостаточно убедительно обосновывают причины, основания и критерии разграничения указанных начал и соответствующих структур. Исходя из них можно однозначно отнести к области публичного права лишь уголовное, да разве что административно-карательное право. Да и в них есть элементы частноправового характера. Что же касается всех других областей, то в их регулировании мы находим элементы как частноправового, так и публично-правового характера. Собственно, к этим выводам пришел и сам В.Ф.Яковлев, чьи взгляды здесь анализируются4.
L |
Голубцов В.Г. Указ. соч.С.72.
Яковлев В.Ф. О взаимодействии публичного и частного права // Публичное и частное право: проблемы развития и взаимодействия, законодательного выражения и юридической практики: Матер. Всерос. науч.-практ. конференции (23-24 апреля 1998 года). Екатеринбург, 1999.С.4-5.
Голубцов В.Г. Указ. соч. С.61
Яковлев В.Ф. Указ. соч. С.8.
Весьма близкую позицию отстаивают Е.А. Суханов и Е.А. Брагинский, которые пишут, что история общественного развития показывает: основные принципы частного права практически нигде и никогда не действовали в чистом виде, по необходимости подвергаясь тем или иным ограничениям. Даже при самых жестких ограничениях сфера частного права никогда не исчезала полностью, ибо во всяком известном типе цивилизации невозможно совершенно исключить товарообмен и товарное хозяйство. Рассуждая о влиянии частноправового и публично-правового начал на систему отечественного права, авторы пишут, что она должна быть основана на взаимодействии, равенстве частноправового и публично-правового подходов, но не на подчинении частного права публичному'.
С.С.Алексеев связывает возникновение частного права с факторами, которые определили развитие общества при переходе к цивилизации (избыточный продукт и затем - частная собственность; обособление отдельной, автономной личности), обусловили необходимость существования «горизонтальных» юридических отношений, которые бы строились на наличии множества юридически суверенных «центров», самостоятельности субъектов, на свободном определении ими условий своего поведения.
Что же касается публичного права, то в его основе лежат государственные интересы, само устройство и деятельность государства как публичной власти, регламентация деятельности государственного аппарата, должностных лиц, государственной службы, уголовное преследование правонарушителей, уголовная и административная ответственность и т.д. - словом, институты, построенные в «вертикальной» плоскости, на началах власти и подчинения, на принципах соподчиненное™, субординации. Публичному праву присущи императивные предписания и запреты, но по мере развития цивилизаций происходит насыщение публичного права принципами и институтами демократического порядка2.
С.С. Алексеев отмечает далее парадоксальность частного права, заключающуюся в том, что, возникнув как средство защиты частного интереса, эта область получает полноценную защиту государства при помощи всей системы его принудительных органов и средств, т.е. по сути публично-правовую. Поэтому реальные правовые системы разви-
' Суханов Е.А., Брагинский М.И. Гражданский кодекс России и частное право
//Юрист.2000..№4.С.З.
2 Алексеев С.С. Право. Опыт комплексного исследования. М., 1999. С.216-217.
т |
ваются в составеи во взаимодействии двухотносительно Самостоятельных сфер - публичного и частного права'.
Эту идею разделяют ныне практическивсе исследующие проблемы частного и публичного права. Отметим еще положения Ю.А.Тихомирова. Так, им высказывается мысль о том, что нужно признать существование и взаимопроникновение публичного и частного как самостоятельных правовых семей для многих отраслей права и законодательства и находить баланс методов регулирования и способов обеспечения различных интересов, обеспечить гибкое переплетение норм публичного и частного права в сочетании с четким разграничением предметов и сфер их применения2.
В другой работе автор пишет о том, что в истории советского права имело место преувеличение публичных начал, которое сводилось к огосударствлению всего и вся, что в настоящее время наблюдается иная картина, когда личность под влиянием провозглашенного приоритета частного права преступает меру дозволенного, нарушает границы, устанавливаемые правовой структурой. И здесь, публичное право должно встать на защиту и человека, и социальных общностей, государства и гражданского общества3.
Ю.А.Тихомиров предлагает далее признать, что на рубеже тысячелетий осевая линия «частное право - публичное право» должна быть продолжена в направлении признания третьего начала - социального или гуманитарного права, где сочетаются начала публичного и частного". Представляется, что вывод этот, как и приведенные выше суждения об относительной самостоятельности частноправовой и публично-правовой сфер, нельзя считать в полной мере доказанными. Ибо сочетание двух указанных начал имеет место, как уже отмечено, практически во всех отраслях права и законодательства. Об этом весьма убедительно пишут практически все, кто выступил по данной проблеме в последнее время .
' Алексеев С.С. Право. Опыт комплексного исследования. С. 218.
2 Тихомиров Ю.А. Общая концепция развития российского законодательства. Сб. Концепции развития российского законодательства. М., 1998. С. 10-11.
3 Тихомиров Ю.А. Публичное право: концепция и нормативные формы // Публичное и частное право: проблемы развития...С.9.
4 Там же.
5 См., напр.: Нешатаева Т.Н. О соотношении публичного и частного в праве;
Перевалов В.Д. Публичные и частные начала в правовой системе общества;
Семитко А.П. Правовой режим публичного и частного права; Белканов Е.А. Некоторые аспекты разграничения частного и публичного права; Невинский В.В. Факторы влияния на интеграцию публичного и частного права в современном государстве; Карельский В.М. О сочетании частного и публичного в праве и другие работы в указанном сборнике - «Публичное и частное право:
проблемы развития»...
Особенно наглядно сочетание частноправовых начал и публично-правовых аспектов проявляется в гражданско-процессуальном и арбитражно-процессуальном законодательстве. С одной стороны, в них присутствуют начала диспозитивности, свободы, состязательности. Но, с другой - эффективная защита нарушенных частных интересов возможна лишь постольку, поскольку механизмы гражданского процессуального и арбитражного процессуального права обеспечивают быструю, оперативную и реальную защиту прав государством с точки зрения и вынесения правосудных решений, и их исполнения*.
И даже уголовный процесс, обслуживающий, казалось бы, сугубо публично-правовую область, имеет в своей характеристике достаточно норм, отражающих частноправовой интерес. Прежде всего это выражается в существовании норм о частном и частно-публичном обвинении и норм о рассмотрении гражданского иска в уголовном процессе. Современные исследователи с целью усиления частноправовых начал вносят предложения о расширении перечня дел частного и частно-публичного обвинения, хотя и оговариваются, что это чрезвычайно сложная проблема2. Но во всяком случае права участников процесса, в том числе в первую очередь право на квалифицированную юридическую помощь, право на обжалование любых незаконных действий и ряд других олицетворяют собой частноправовые начала в уголовном процессе.
Сочетание частноправовых и публично-правовых начал в уголовном процессе достаточно наглядно демонстрируется и в регламентации процесса доказывания, которая сохраняет черты властного, публичного начала, свойственного в первую очередь отрасли в целом, и наряду с этим призвана гарантировать права человека при установлении фактических обстоятельств уголовного дела. Так, например, нормы о допустимости доказательств, о состязательности и равенстве прав в представлении и исследовании доказательств содержат частноправовое начало3.
Для полноты картины обратимся еще к характеристике трудового права с указанных позиций. И здесь наблюдается полное единодушие: нормы трудового права представляют собой сочетание частно-
' Яковлев В.Ф. О взаимодействии публичного и частного права...С.8.
2 См.: Гуськова А.П. Соотношение частных и публичных начал в уголовном процессе; Володина Л.М. Взаимодействие частного и публичного в уголовном процессе // Публичное и частное право: проблемы развития...
3 Сафронов Г.В. Публичное и частное начала в уголовно-процессуальном доказательственном праве // Публичное и частное право: проблемы развития... С.260,262. 98
правовых и публично-правовых начал'. Хотя отдельные авторы и признают, что это сочетание не всегда очевидно, но те конечном Счете и здесь наблюдается соединение и тех, и других. Подводя итог Своему • исследованию, В.Н. Скобелкин пишет, что можно сделать вывод, что трудовое право не следует безоговорочно относить к системе'публичного или частного права. Скорее всего, оно представляет собой обра-' зование смешанного характера2. ' •
Другой ученый, исследуя природу одного' из центральных институтов трудового права - трудового договора (контракта), также приходит к выводу, что в трудовом договоре существенно проявляются частноправовые элементы, особенно в отношении определенных категорий работников. Так, контракты с руководителями содержат нормы публичного и частного права3. Соотношение публично-правовых начал и частноправового подхода имеет место и в регулировании труда государственных служащих, где налицо как элементы публичности (например, в так называемых внешних служебных: отношениях), так и элементы частноправового характера (например, в отношениях, связанных с регламентацией рабочего времени, времени отдыха и др.)4.
Специальные исследования в сфере семейного права также показывают, что и в прошлом, и в современном законодательстве о'браке и семье отчетливо проявляется взаимопроникновение публично- и ча-' стноправовых начал, идет поиск путей оптимального взаимодействия частного и публичного права, гармонизируются публичные и частные интересы, устанавливается разумный баланс между интересами личности, семьи и общества в целом5.
См.: Шахов В.Д., Васильева Е.А. Трудовое право в системе российского законодательства // Публичное и частное право: проблемы развитие...
2 Скобелкин В.Н. Нормы публично-правового характера в действующем трудовом законодательстве // Там же. С.227.
3 Усачев В.Л. Частное и публичное регулирование трудовых отношений на контрактной основе // Там же. С.230. К аналогичным по сути выводам пришли Л.Ю.Бугров и А.В.Эйриян, исследовавшие смешанные договоры. См.: Бугров Л.Ю., Эйриян А.В. Обеспечение творчества руководителя организации при заключении трудового контракта с ним // Юридическая наука в современном мире...С.131-132.
Гусев А.В. Соотношение публично-правовых и частноправовых начал в регулировании труда государственных служащих в Российской Федерации // Публичное и частное право: проблемы развития...С.235-236.
Шершень Т.В. О проблеме гармонизации частного и публичного интереса в семейном праве России // Российское законодательство и развитие юридической науки. Пермь, 2001. С. 61.
Таким образом, получается, что в любой области правового регулирования, любой отрасли права или законодательства есть как частноправовые, так и публично-правовые начала. Дело, скорее всего, в том, что только так законодатель сможет отразить в подходах к право-творчеству необходимую степень сочетания указанных начал, соответствующую потребностям развития общества на определенном этапе, вытекающую из функций, выполняемых правом и правовой системой.
Очевидно, глубоко прав Г.В.Игнатенко, когда пишет о том, что надо поставить все точки над i: сегодня не существует ни публичного, ни частного права, а есть лишь публичные и частные начала, публичные и частные стороны в любой отрасли права, в любой сфере законодательства. Далее автор продолжает: может быть и следует все силы приложить к тому, чтобы доказать существование частного права. Но как только мы это докажем, нужно перейти к следующей стадии, т.е. сказать, что никакого частного права не существует, а есть частные начала в публичном правопорядке, в публичных отраслях и публичные начала - в частных'. Можно только уточнить, что если нет частного и публичного права, то нет и соответствующих «чистых» отраслей, а есть лишь области и отрасли, которые являются по преимуществу частными или по преимуществу публичными.
В связи со сказанным следует уточнить ряд широко распространенных высказываний. Так, часто пишут о том, что в советское время деление социалистического права на частное и публичное было неприемлемо, сама идея существования частного права отвергалась2. Скорее всего, идея действительно отвергалась, но существовавшее тогда право объективно имело в своей направленности и частноправовые, и публично-правовые начала.
Да и часто встречающееся утверждение о том, что нормы российского права, как и нормы любой другой национальной правовой системы, делятся на нормы публичного права и нормы частного права, вряд ли абсолютно точно. Все приведенные выше примеры из разных областей правового регулирования свидетельствуют, что в самой норме, институте или отрасли мы видим сочетание обоих начал, зачастую с преимуществом одного из них.
Не случайным является в связи с этим и отсутствие устоявшейся терминологии. Чаще всего деление на частное и публичное право находит выражение в признании существования соответствующих отраслей (групп отраслей) права и законодательства, областей, сфер или
' Игнатенко Г.В. Публичное и частное в международном праве: факторы интеграции // Публичное и частное право: проблемы развития...С.24. 2 Байтин М.И. Сущность права. Саратов, 2001. С.227. 100
начал правового регулирования, видов норм, а С.С.Алексеев называет это деление, кроме того, еще и сквозными линиями правового развития и «правовыми континентами», сторонами права', А.П.Семйтко -подсистемами права2, а Н.И.Матузов - срезами и пластами права3.
С учетом сказанного можно предложить говорить действительно о началах, сферах или сторонах правового регулирования, определяемых объективно тем или иным сочетанием властного или автономного регулирования. Эти стороны, или начала, определяют существование норм, институтов и отраслей, которые в силу преобладания того или иного начала и можно отнести по преимуществу к частноправовым или публично-правовым. Но именно лишь по преимуществу/Даже гражданское право, как уже говорилось выше, не просто отрасль частного права. Оно лишь по преимуществу содержит в себе прежде всего частноправовое начало. Можно, вероятно, говорить и о существовании подсистем частного и публичного права. Но лишь с большой долей условности, ибо структурно это обособление не столь очевидно, как, например, при делении отраслей и институтов на регулятивные и охранительные или материальные и процессуальные.
При таком подходе можно попытаться решить один спорный вопрос, который давно занимает цивилистов. Речь идет о так называемом дуализме частного права. Отмечено, что в дореволюционной России и во многих странах Европы на определенной этапе развития появилась тенденция к обособлению институтов, опосредующих торговлю и коммерческую деятельность. Появились торговые кодексы, торговое право, а иногда и во многом совпадающее с ним коммерческое право. Многочисленные дискуссии как в России, так и на Западе между «монистами» и «дуалистами» не дали преимуществ ни тем, ни другим4.
Вероятно, дело в том, что в дискуссиях часто за признаки наличия дуализма принималось наличие самостоятельных торговых кодексов и соответствующих процессуальных норм, а также наличие' системы коммерческих судов. Но вряд ли это так. Можно иметь в стране и торговый кодекс, и систему коммерческих судов, но если содержание кодекса и деятельность судов основаны на тех же самых принципах, на
Алексеев С.С. Право. Опыт комплексного исследования. С. 41-42, 216. Семитко А.П. Указ. соч. С. 45.
Теория государства и права / Под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько М., 2000.С.403-404.
См.: Архипов И.В. Модернизация торгового права и коммерческого процесса России в XIX - начале XX вв.: Авторефер. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2000. С. 4.
признании необходимости сочетания в регулировании экономических отношений частноправового и публично-правового подходов как в рамках собственно гражданского права, так и торгового (коммерческого), то никакого «дуализма» не будет. Будут проблемы, связанные с избыточным регулированием, но это вопросы совсем другого плана.
Если же стремиться обособить торговое законодательство именно по подходам к регулированию, пытаться вносить в него иные начала сочетания частного и публичного подходов, то тогда и появятся многочисленные негативные последствия «дуализма». Именно это лежит, скорее всего, и в основе проблемы с так называемым хозяйственным правом в современных условиях. Очевидно, что в рамках одного государства, единой экономической системы эффективным может быть лишь подход, основанный на единых началах и принципах. В связи с этим становится понятным, почему, по мнению ряда исследователей, в современных европейских странах можно считать дуализм преодоленным, а деление на гражданское и торговое - отсутствующим. Этому не мешает даже наличие в некоторых странах торговых кодексов или специальных законов о торговле. Просто они исходят из единых принципов и начал'.
Вполне можно согласиться с С.С.Алексеевым, когда он пишет о том, что именно в условиях современной развитой постиндустриальной экономики, когда отсекаются "негативы" рыночных отношений и крайности экономической свободы, можно уверенно предположить сохранение подразделения права на частное и публичное2. Хотя, с другой стороны, тенденции к обособлению частноправового и публично-правового подходов, тем более их противопоставлению, не должны культивироваться. Ибо справедливо отмечено, что дуализм частного и публичного права все более и более теряет свою убедительность3.
Отстаиваемый взгляд позволяет приблизиться к ответу на еще один нерешенный вопрос: есть ли деление на частное и публичное право в странах с англосаксонской правовой системой? Обычно утверждается, и не без известных оснований, что в этих странах отсутствует сколько-нибудь четкое деление норм на отрасли и в связи с этим деление права на частное и публичное4. Но если мы связываем деление
' Архипов И.В. Указ.соч. С. 19; Авилов Г.Е. Основные институты гражданского права зарубежных стран. Сравнительное исследование. М., 1999. C.I 1-12.
2 Алексеев С.С. Право на пороге нового тысячелетия. М., 2000. С. 224.
3 Жалинский А., РерихтА. Введение в немецкое право. М., 2001. С. 15.
4 См., напр.: Проблемы теории государства и права / Под ред. М.Н.Марченко. М., 1999. С. 338; Теория государства и права / Под ред. В.М.Корельского, В.Д.Перевалова. Екатеринбург, 1996. С. 517-518; и др. 102
на частное и публичное с особенностями функциональной характеристики права, то тогда непонятно, как это возможно, ибо функциональная характеристика права и его связь с обществом, государством и личностью не должны принципиально отличаться в любом государстве и любой правовой системе. В связи с этим следует признать более правильными осторожные высказывания ряда современных авторов о том, что в правовых системах англосаксонского типа указанное деле-" ние должно иметь место.
К таким выводам, в частности, пришли С.С.Алексеев', Н.И.Матузов, который отмечает, что это деление в той или иной форме существует во всех развитых правовых системах. В английском праве, по его мнению, - это общее право и право справедливости, а в праве США оно выражено не столь четко. Но сама идея двух срезов права сохраняется везде2.
Вряд ли деление на публичное и частное соответствует делению на общее право и право справедливости,-ибо здесь различие скорее временное и генетическое3. Но сама идея о существовании частного и публичного аспектов в английском праве является справедливой.
Исходя из всего сказанного необходимо попытаться сделать некоторые выводы. Прежде всего напрашивается вопрос: почему, регулятивная и охранительная функции достаточно четко определяют существование соответствующих подсистем в структуре правовога-регули-рования, почему деление на регулятивные и охранительные-отрасли прослеживаются достаточно определенно, а частное и публичное право структурно не выделяются в такой же мере, существуют, как показано выше, скорее в виде линий развития, начал и т.д.?
Ответ, очевидно, надо искать в характере реализуемых правом регулятивной и охранительной функций. Как было отмечено, регулятивная и охранительная подсистемы существуют не потому, что есть две группы норм, осуществляющих одноименные функции, а потому, что право в целом реализует указанные функции. По этой же причине достаточно четко прослеживается наличие материальной и процессуальной подсистем права и соответствующих отраслей.
Существование частного и публичного права тоже связано с функциональной характеристикой правовой системы, которая обеспечивает в рамках общесоциальной функции сочетание свободного развития личности и защиту интересов общества и государства. Казалось бы, и в этом случае функциональный подход должен выявить присут-
Алексеев С.С. Право. Опыт комплексного исследования .. .С.41
Теория государства и права / Под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько. С. 403.
Проблемы теории государства и права/Под ред. М.Н.Марченко. С. 388-390.
ствие соответствующих структур, но этого не происходит, по крайней мере, в той степени, в какой реализовано деление на регулятивную и охранительную, а также материальную и процессуальную подсистемы.
Скорее всего, это связано с тем, что признание частного и публичного права связано не с функциями защиты соответствующих интересов, а с единой функцией гармонизации частного и публичного интереса. Вероятно, именно такая функция и имеет место при реализации права и правовой системы.
И.В.Першина, исследовавшая проблему соотношения частного и публичного, сделала определенный вывод о том, что на сегодняшний день не выявлено критериев того, что считать мерилом общественного значения. Пока нет ответов на вопросы, когда надлежит квалифицировать то или иное явление как общественно значимое, а когда - нет, возможно ли провести, да еще при полном согласии, четкую границу между значимым для общества в целом и значимым только для отдельных его частей и субъектов. Это одно из проявлений старого философского спора о природе вещей. Объективность меры - онтологический аспект, поиск границ меры - гносеологический. Подобная ситуация имеет место по многим фундаментальным вопросам. Это нормальная для науки ситуация «хронической проблемное™». История вопросов, попадающих в такую ситуацию, исчисляется тысячелетиями*.
Кроме того, публичные и частные подходы всегда испытывали самое серьезное влияние субъективных факторов, к которым можно отнести традиции, политические вкусы и привязанности, идеологические факторы. Все это позволяет сделать, о чем уже говорилось, вывод, что деление на частное и публичное право имеет не столько структурообразующее, сколько общее, принципиальное юридическое значение2.
Конечно, это не должно означать «закрытия проблемы». Следует и далее всесторонне исследовать соотношение юридических форм и способов защиты того или иного интереса, различные аспекты проявления и взаимодействия частноправовых и публично-правовых аспектов в правовом регулировании. Это перспективное направление научных исследований. И автор будет считать свою задачу выполненной, если ему удалось сделать хотя бы маленький шаг на пути решения указанных проблем.
' Першина И.В. Частное и публичное в праве: уровни и законодательные критерии разграничения // Законодательная техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование / Под ред. В.М.Баранова. Н. Новгород, 200 I.T.I 1.C. 98-100.
2 Алексеев С.С. Частное право: Научно-публицистический очерк. М., 1999. С. 26. 104
| Глава 3. Функциональная характеристика и проблемы отраслей права
§1. Развитие взглядов на отраслевую дифференциацию права
Как уже отмечено, вопросы строения действующей системы правовых норм, деления их на отрасли, подотрасли и институты остаются до сих пор крайне спорными. Это относится прежде всего к основаниям и критериям выделения норм права в группы, которые могут быть признаны отраслями права. Отсутствие четких позиций по этим проблемам привело к тому, что ныне почти каждый исследователь, занимающийся изучением той или иной группы норм, непременно стремится провозгласить ее отраслью права. Даже простое перечисление таких предложений заняло бы слишком много места. Причем разные авторы зачастую резко расходятся в оценке места отдельных групп норм. Такое положение вряд ли может быть признано нормальным. Очевидно, следует попытаться разобраться хотя бы в основных спорных проблемах.
Разумеется, нельзя недооценивать известных успехов, которые достигнуты в области анализа системы права за последние годы. К числу их следует, очевидно, отнести более осторожную и, видимо, более взвешенную, чем ранее, оценку роли субъективного фактора в формировании системы права. Так, Н.И.Матузов пишет, что законодатель может вносить в систему права известные коррективы, изменения, например, выделить, осознав потребность в этом, ту или иную отрасль права или, напротив, объединить их, установить тот или иной институт, принять те или иные нормы, акты и т.д.'
Подобную точку зрения отдельные авторы высказывали и ранее. Например, А. В. Рыбин писал, что для выделения группы норм в самостоятельную отрасль права необходимо наличие определенной заинтересованности в регулировании данной группы общественных отношений нормами права, сводимыми в единую группу (отрасль)2. Авторы фундаментального труда по теории права начала 70-х гг. также считали, что система права зависит во многом от субъективных факторов, поэтому государство «выделяло и выделяет в самостоятельнуюоб-
Теория государства и права / Под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько М., 2000. С. 395.
Рыбин А.В. Система советского социалистического права // Учен. зап. Перм. ун-та. 1959. T.X1V, кн.4, 4.1. С. 31.
ласть правового регулирования те общественные отношения, в развитии и укреплении которых оно заинтересовано»'. Считается даже, что это положение явилось одним из выводов известной дискуссии о системе права 1956-1958 гг.2
Однако эта верная мысль не смогла помочь в решении проблемы, ибо определить степень заинтересованности государства в существовании той или иной отрасли из-за отсутствия четких критериев не удается.
Поскольку нынешнее состояние разработки анализируемой проблемы не может быть охарактеризовано как близкое к разрешению, исследователю, ее затрагивающему, необходимо аргументирование сформулировать свою позицию. Но сделать это невозможно без анализа и критической оценки существующих концепций, причем начать его следует, очевидно, с изложения истории развития взглядов на отраслевую дифференциацию права.
Начнем с того, что в дореволюционной русской литературе проблемы этой не существовало. Даже самих терминов «отрасль права» и «отрасль законодательства» исследователи не использовали. Сошлемся для примера на известную книгу Е.Н.Трубецкого. Он пишет, в частности, что совокупность норм, обнимающих специальный вид отношений, например, отношений семейных, вытекающих из собственности и других, называется институтами объективного права. Совокупность институтов, составляющих вместе целый отдел объективного права или обнимающих право какой-либо общественной организации, например государства, называется системой права3.
В практических целях для обозрения действующих норм обращались в то время к Своду законов, который к 1917 г. включал 16 томов: от основных государственных законов (том 1) и до Судебных уставов (том 16), а также Свод военных постановлений, морских законов, Свод Остзейского края. Французский гражданский кодекс для Польши и Шведское уложение для Финляндии4.
В 1938-1940 гг. в советской литературе прошла первая дискуссия по системе права. В результате ее было сформулировано предложенное М.А.Аржановым положение о том, что критерием деления норм права на отрасли является предмет правового регулирования.
' Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Социалистическое право. М., 1973. С.299. ^амже.С^».
3 Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права. М.: Тов-во тип. А.И.Мймон-това, 1917. С. 128.
''Трубецкой Е.Н. Указ.соч. С.129-131. 106
Правда, отдельные авторы уже в то время указывали на недостаточность этого критерия, предлагая в качестве еще одного - метод правового регулирования'.