Тема 1. Славяне и славянские языки в современном мире

ВВЕДЕНИЕ В СЛАВЯНСКУЮ ФИЛОЛОГИЮ

(блок___________________________;раздел «Федеральный компонент»; основная образовательная программа специальности 021700 Филология)

Самара

Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 021700 Филология, утвержденного _____________ и типовой (примерной) программы дисциплины «Введение в славянскую филологию», одобренной Советом УМО ____________________

Составитель рабочей программы: Карпенко Л.Б., профессор, д.ф.н.

Рецензент: Супрун В.И., профессор, д.ф.н.

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры русского языка

(протокол № от «___» _________________2005г.)

Заведующий кафедрой

«__»____________2005 г. Н.А.Илюхина

СОГЛАСОВАНО

Декан факультета

«__» _____________2005 г. А.А,Безрукова

СОГЛАСОВАНО

Начальник методического отдела

«___» ______________________2005 г. Н.В.Соловова

ОДОБРЕНО

Председатель методической комиссии

факультета

«____» ________________2005 г.

Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины

Задачи изучения дисциплины

Цель дисциплины– показать место русского языка в системе родственных мертвых и живых славянских языков.

Задачи дисциплины:ознакомить студентов русского отделения с совокупностью современных славянских языков, их графическими, фонетическими и грамматическими особенностями, дать представление о праславянском языке, его локализации и истории развития, сформировать представление о важнейших рефлексах общеславянских явлений в системах современных славянских языков, представить основные сведения о происхождении славянской письменности, старославянского языка и современных славянских литературных языков.

Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение данной дисциплины

Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны обнаружить следующие умения:

- знать необходимый историко-славистический контекст;

- уметь характеризовать с привлечением лингвистических фактов основные этапы развития общеславянского языка, определять в тексте важнейшие отличительные графические, фонетические, грамматические особенности современных славянских языков;

- иметь представление о славистической литературе по курсу;

- уметь грамотно излагать материал курса и вести диалог по программному материалу.

Связь с предшествующими дисциплинами

«Введение в славянскую филологию» является одной из тех дисциплин, с которых начинается подготовка студента-русиста. Содержательно он связан со школьными дисциплинами «История отечества», «История зарубежных стран», «Русский язык», «История русской литературы».

Связь с последующими дисциплинами

Знания, полученные в ходе изучения данной дисциплины, будут использованы студентами при изучении других дисциплин историко-славистического цикла: старославянского языка, зарубежного славянского языка, истории русского литературного языка, сравнительной грамматики славянских языков.

Содержание дисциплины

Объем дисциплины и виды учебной деятельности (в часах)

Очная форма обучения (1 семестр – экзамен). Уч.план

2000 г.

Вид учебных занятий Количество часов
Всего часов аудиторных занятий 36
Лекционные занятия
Практические занятия
Всего часов самостоятельной работы 62
Всего часов по дисциплине

Заочная форма обучения (1 семестр – экзамен).Учебный план 2000 г.

Вид учебных занятий Количество часов
Всего часов аудиторных занятий 18
Лекционные занятия
Всего часов самостоятельной работы 80
Подготовка к практическим занятиям и контрольным работам
Подготовка к экзамену
Всего часов по дисциплине 98

Разделы дисциплины и виды занятий

Название раздела Количество часов
    дневная форма заочная форма
    Л ПЗ Л ПЗ
1. Славяне и славянские языки в современном мире ---
2. Язык и культура славян в древности ---
3. Возникновение славянской письменности ---
4. История славянской филологии --- ---

Лекционный курс

Тема 1. Славяне и славянские языки в современном мире.

Понятие о славистике как комплексе наук. Историческая изменчивость содержания понятия «славянская филология». Славянская филология как часть славистики. Место курса в ряду историко-славистических дисциплин. Связь дисциплины «Введение в славянскую филологию» с курсами «Старославянский язык», «Историческая грамматика русского языка», «Сравнительная грамматика славянских языков», «История славянской письменности», «Зарубежный славянский язык». Предмет и задачи курса «Введение в славянскую филологию», объем курса, источники изучения, литература.

Славяне и славянские языки в современном мире. Понятие о родственных и близкородственных языках. Понятие о семье и группе языков. Славянские языки в кругу родственных индоевропейских языков. Понятие о протоиндоевропейском языке-источнике. Классификация индоевропейских языков. Классификация современных славянских литературных языков. Понятие о живых и мертвых славянских языках. Обзор современного славянства: географические, страноведческие, религиоведческие, культурно-экономические, демографические, этнографические сведения о современных славянских народах.

Тема 2. Особенности современных славянских систем письма на основе кириллицы.

Современные славянские графические системы как разновидности письма буквенно-звукового типа. Классификация современных славянских графических систем. Варианты славянских алфавитов на основе кириллицы. Краткие сведения о происхождении кириллицы. Исторической развитие кириллического письма в систему современной русской гражданской азбуки. Важнейшие принципы современного русского письма: слоговой принцип русской графики, морфологический принцип русской орфографии. Славянские системы письма, ориентированные на русское гражданское письмо (болгарская, украинская, белорусская). Своеобразие белорусского письма, реализующего фонетический принцип орфографии. Особенности сербской вуковицы, реализующей принцип самостоятельности и независимости каждой графемы.

Наши рекомендации