Историческое развитие сословно-представительной монархии в странах западной Европы

1. Общая характеристика сословно-представительной монархии, ее соотношение с монархией синериальной и абсолютной.

2. Основные предпосылки формирования сословно-представительной монархии.

3. общее и особенное в развитии западно-европейских сословно-представительных монархий.

1.

монархические формы: 1. варварская монархия

2. синериальная монархия

3. сословно-представительная

4. абсолютная

2 основных признака сп монархии:

1. сословная- складывается союз королевской власти и сословий (политический дуализм) власть сословий находит воплощение в появлении гос огана- органа сословного представительства.

во франции- генеральные штаты

германия- ландтаги

англия- парламент

испания- кортесы

россия- земский собор

появление органов представитеьлства- закономерность общая.

2. см- централизованная монархия. Осуществляется переход от синереальной к сословно-представительной монархии. на смену монарху сузерену приходит монарх-суверен: "монарх держит страну от имени бога и от себя лично". Появляется суверенитет (верховенство королевской власти). государственная власть разделена между крупными феодалами и монархом т.е. характерно существование центрального и локального суверенитета.

3. на этапе см происходит возрождение римских публично-правовых понятий. возраждается понятие государства, публичного интереса, общего блага, государственной территории, государственной границы. Формируется понятие столицы государства, происходит смена феодальных знамен государственными флагами. т.е. возрождается и содержатлеьная и формлаьная сторона государственной жизни. появляется атрибутика: герб, флаг, столица.

4. суверенность монарха заклячается в: высшей админстративной, военной и церковной власти.

5. возраждаются юридические понятия римского права. лигисты отождествляют королевскую власть с императорской: за королем закрепляются высшие законодательные функции, король- выше закона.

6. появляются новые представления о природе королевской власти:

а) собственно король

б) королевское достоинство (понятие короны)

Корона ничем не могла быть ограничена, так как воплощала государственный суверенитет, а король вынужден считаться с новыми ограничениями. Королевская власть- магистратура. король стал отождествляться с высшим магистратом. государство представлялось легистам в качестве большой корпоративной общины, а сама королевская власть мыслилась, как служение общему делу.

7. в современной науки пм приобрело несколько названий:

а) государство институционное- возникают особые государственные органы- институты или институции, образованных из профессионального чиновничества (бюрократии). институты: государственный (княжеский) совет- исполнительная власть (правительство; государственная казна (особый финансовый орган); верховный суд; профессиональные армии; факт возникновения институтов дает: институты выступают в роли посредников между королем и населением.

б) централизованное государство, территориальное государство. окончательно побеждает принцип административно-территориального деления населения (население становится придатком территории).

Учитывая все вышесказанное некоторые ученые утверждают , что государства институционное, централизованное. территориальное, бюргерское (основная масса чиновников-професионалов формируется из городского населения) чиновничьим, что только данное государство заслуживает названия госудаства. здесь видна абсолютизация двух подходов: эталлонного (метода классических образцов) и классового.

Общими чертами для всех сословно-представительных монархий является:

1. возникновение союза короля и сословий (дуализм политической власти)

2. 2) Возникновение сословно-представительных органов

3. 3. обретение королем публично-правовых прерогатив: высшей административной, судебной, военной, финансовой и духховной власти.

4. 4. возникновение государственных институтов с принципами: регулярности, специализированности, коллегиальности.

5. Публично-правовые властные прероготивы королей и князей формируются асинхронно: сначала происходит концентрация судебных и финансовыхполномочий,

а затем- военную и административную власть.

При перераспределении финансовых средств происходила замена у дворянства политических привелегий экономическими.

2. предпосылки:

1. социально-экономические: развитие раннебуржуазных отношений, способствующих формированию общенационального рынка, нуждающегося в государственном покровительстсве.

2. на этапе раннего средневековья крестьянские востания перерастают в крестьянские войны. Мелкие и средние феодалы обращают свои надежды на спасение к королю.

3. внутриклассовые противоречия так же способствовали усилению королевского могущества

4. обратное влияние королевской власти на социальные отношения. Социальная триада:

лабораторес- сословие трудящихся и горожане

беллаторес- дворянское сословие

оратэрэс- духовное сословие

и королевская власть формирует союз со всеми этими сословиями.

3. особенности органов сословного представительства:

1. парламент возник снизу и имеет четкую структуру

2. генеральные штаты- сверху

и не имеет четкой структуры, четкой структуры подведомственности (провинциальные штаты имели судебные полномочия, а генералные не имели).

3. в германии- сосуществование рейхстага и ландтагами.

Ландтагам принадлежала реальная власть.

Арабский халифат.

1. исторические предпосылки возникновения государственности у арабов.

2. общественный и государственный строй арабского халифата.

3. кризис и падение арабского халифата.

1. масса арабов жила племенным строем. племена возглавляли вожди: саеды, шейхи. арабы-кочевники периодическ формировали крупные межплеменные объединения (протогосударства). дальнейшее развитие государствености затруднялось ненавистью арабов к лидерам- царям (маликам) и часто их убивали. однако существовали мелкие локальные государсвтенные образования у арабов: пальмира, набатея, государство химьяритов (на территории современного емена), а так же существовали царские династии, ориентировавшиеся на персидскую (гассаниды) и византийскую(лохмиды) империи. это объясняется тем, что аравийский полуостров оказался в сфере влияния византийской империи, персидской империи, государства аксум (прообраз совр. эфиопии). все три государства соперничали между собой, стремились к переделу сфер влияния, вторгались на территорию аравии. но эти вторжения не имели успеха, всвязи с плохой экологией и воинственными племенами арабов. аксум стремилось укрепить свое положение на юге аравийского полуострова. в начале 6 века (517 год) во главе государства химьяритов встал зунулас, прозванный "еврейским царем", так как он принял иудаизм. с принятием иудаизма что вызвало изгнание хрестиан (единоверцев аксумитов). в ответ аксумиты вторглись в химьян и покорили государство химьяритов. движение на мекку аксумитов было нарушено оспой.

в 570 году родился мухамед из рода хашим и племени курейш. его появление на свет связали со спасением мекки. в этот период аравия переживала нелеггкий период своего развития. политикой зунуласа недоволен оказался и хасроф первый- персидский царь, вытеснивший из химьяра аксунитов. на смену аксуна приходит господство персидское. смена господ в химьяре повлекла переориентацию торговых путей, жизненно вазная для верхушки оседлых и кочевых арабов транзитная торговля переместилась на север. эта политика повергла аравию в состояние кризиса: межплеменные стычки, война всех против всех, экономический кризис.

род мухамеда был бедным. ведущие позиции принадлежали в мекке клану Омея из рода курейш. будущий пророк рано осиротел и вынужден был пасти стада своего дяди абу-талиба. мухамед видел в мекке богатство и власть, а см оказался внизу социальной пирамиды. разность потенциалов, благородное положение, низкое положение порождало в душе мухамеда стремление компенсировать превратности судьбы. пасет стада- занимается караванной торговлей. разъезды позволили ему познакомиться с ведущими мировыми религиями того времени. в эпоху кризиса мухамед решил последовать за ханифами (пророков), которые стремились эмпирическим путем найдти дорогу к единому богу. мухамед стал уединяться на горе хире. на хире мухамед встретил посланника. "о горе мне- я поэт!" хадиджа провела эксперемент с целью выяснения принадлежности посланника к богу. с того времени начинается цикл его проповедей. отождествление единого бога с родовым богом курейшитов был сделан мухамедом на основе синтеза языческих верований арабов, христианства, иудаизма, заравстризма. последователи мухамеда стали с фанатичной активностью стали нападать на язычников. и тогда в 619 году пророк был вынужден отправить наиболее активных мусульман в изгнание в государство аксум. в том же году одновременно умирает абу-талиб и дядя хадиджи, что привело к гонениям на мухамеда. престиж и авторитет ведут человека к власти. и тогда мухамед бежит в родной город матери в ятреб "мадинат аннаби". в 622 году он бежит в мекку. для погашения межплеменной вражды в ятребе был призван посредником мухамед. мухамед изгнал все племена евреев из медины. однако мусульмане должны были на что то жить. умма (мусульманская община) занимается грабежом микаанских караванов. миканские войска в 3 сражениях проигрывает мухаммеду. незадолго до смерти пророк принимает капитуляцию мекки.

все ведущие посты были отданы представителям рода курейшитов.

2. пророк концентрировал в своих руках всю полноту государственной власти: религиозная, светская власть: третейский судья, племенной вождь, походный вождь.

однако в 632 году пророк умер.

государство у арабов выросло под диктовку религиозного фактора.

халифы:

1. абу-бекр (632-634).

2. избрать лубшего из курейшитов был избран Омар алл хатттаб- подлинный организатор государства у арабов (военный деятель). (634-644). он был убит рабом-персом из мести.

3. угодным для уммы. выбирали в мечети путем прикосания руки представители верхушки мусульманской аристократии. выбрали османа ибн овшана. при нем были систематизированны проповеди пророка, и были сведены в коран. он был слабым и безвольным правителем, вместо него правили его родичи- амеяды. засилие амиядов вызвало у мусульман недовольство. в 652 году осман был убит в мечети.

все эти три халифа считаются "праведными".

4. избирается его дальний родственник Али, женатый на дочери мухамеда фатиме. брат и зять пророка. отстранненые от власти амеяды идут к муавие (нместнику сирии). муавия при помощи хитрости добился раскола в рядах али- отборные войны али (12000) называют себя хариджитами (отделившимися), говрят о том, что халифом может быть любой праведный мусульманин. в 661 году в куфе Али был убит в мечети одним из хариджитов.

внук пророка хасан за деньги отказвается от должности пророка. хусейн же (другой внук) был растерзан на клочки.

5. с 661 года в арабском халифате воцаряестя династия амиядов. первым халифом был Муавия. власть отныне передается по наследтсву. нелегитимное правление продолжалось до 750 года. в эти годы амияды переносят столицу халифата из медины в дамаск. этот период называется (сирийским, дамаским, амиядским. халифат оставался религиозным государством, в котором большую роль играла религия. возникла опозиция со стороны убитого али (алиды). алиды образовали особу группу среди мусульман- шииты. особое распространение шиизм получил среди новообращенных мусульман иранцев-персов, которые вынуждены были терпеть господство арабов. персы избрали в качестве религиозного оружия шиизм. помимо шиитов у амиядов были и врагами хариджиты. хариджиты отстаивали идею выборов наиболее достойного из мусульман в халифы. шиитская пропаганда в иране стала приносить свои плоды. к середине 8 века на севере ирана в провинции харасан вспыхнуло востание. во главе востания встал бывший раб ибн-муслин. воставшие подняли знамя аббасидов (передача власти родственникам пророка). абасиды и пожали плоды шиитской пропаганды. в

750 году амеяды были разбиты. столица халифата была перенесена в багдад (багдадский, иракский, аббасидский период).

750- 1258- багдадский период. аббасиды стали передавать власть по наследству- восторжествовал монаршеский тип государственного устройства. опорной базой аббасидов становиться иран. на смену господства этнических арабов приходит господство персов. арабский халифатэтого периода использует государственные иранские модели. иран отныне база халифата. арабские племена даже в составе имперского государства ведут межплеменную борьбу, что позволяет иранцам захватить власть. при аббасидах халифат представляет собой типичное восточное общество и восточное государтво, в котором ведущая роль принадлежит государтвенной собственности и государственной эксплуатации. ведущая роль гос укладных отношений проявлялась в том, что государство эксплуатирует население при помощи различных налогов и повинностей, исходящих от государства. особо тяжелым был поземельный налог (до2/3 урожая)- харадж. налог на веру- джизия. здесь видно прямое копирование иранских образцов (хирак, гизит). т.е. происходит прямое заимствование арабами готовых образцов у персов. при халифе возникает визирь (помошник халифа). на первых порах халифы концентрируют и религиозную (имамат) власть и светскую (эмират) власть, но с течением времени с усилением персов светская власть переходит в руки везиря. везирям подчинялись диваны (миминистерства).

арабский халифат представлял собой рыхлое государственное образование. его территория простиралась от испании на западе до китая на востоке.

халиф- глава государсвта.

эмиры- наместники провинций (назначались халифом и несли ответсвенность только перед ним).

маибы- помошники эмиров.

шейх- (глава местно мусульманской общины) управляли городами и поселениями.

суд был отделен от администрации. верховным судьей был халиф. в действительности судопроизводство находилось в руках духовенства. высшей судебной властью обладала коллегия наиболее авторитетных богословов, которые от имени халифа назначали судей (кади) и лиц, контролировавших деятельность судов. при решении дел кади пользовались кораном и сунной по-своему толкуя их нормы.

предпосылки распада халифата:

1. ограничение власти халифа визирем.

2. возрасла роль профессиональной наемной армии (мамлюки), что приводит кубийствам халифов военноначальниками.

3. усиление сепаратистских тенденций в провинциях. (власть эмиров и пплеменных вождей становится все более независимой от халифа), что приводит к тому, что они сами становятся правителями.

восточный арабский халифат был завоеван и упразнен в 13 веке монголами.

Наши рекомендации