Российская империя в начале XIX века. Реформы Александра I (1801-1825 гг.)

Что представляла собой Россия начала XIX века? На протяжении XVIII века ее территория увеличилась на треть и достигла к 1795 г. 19,5 млн. км2. Это была огромная трансконтинентальная империя, зани-мавшая часть Европы, Азии и Северной Америки*. Большие расстояния и медленность передвижения** были немаловажным элементом истории страны, обусловили особенности социальной психологии , национального характера и ментальности русского народа. Кроме этого, по мнению, на-пример, Екатерины II, данное обстоятельство во многом оправдывало и необходимость сохранения самодержавия . «Российская империя, - запишет она в одном из документов, - есть столь обширна, что, кроме самодержа-вия , всякая другая форма правления вредна ей, ибо все прочие медлитель-нее в исполнениях…».

Население России в конце XVIII века составило 37,2 млн. человек, причем результатом территориальной экспансии империи в предыдущие столетия стало превращение ее в многонациональную державу, значитель-ное увеличение доли нерусских народов и соответственное сокраще-ние – до 48,9% в 1795 г. удельного веса русских. Социальная структура российского общества имела сословный характер, с достаточно четким, определяемым происхождением и родом занятий, делением на группы «неподатных» (привилегированных) и «податных» сословий. В первую входило дворянство (личное и потомственное), духовенство (черное и бе-

Российская империя в начале XIX века. Реформы Александра I (1801-1825 гг.) - student2.ru

* В состав Российской империи входила Аляска, первые сведения о которой были получе-ны русскими землепроходцами в конце XVII века. В 1784 г. там было основано первое рус-ское поселение. В 1799 г. Русско-Американская компания, созданная на Аляске, получила право осваивать земли, не занятые другими странами, вести промысловую деятельность и добычу полезных ископаемых. «Русская Америка» была продана США правительством Александра II в 1867 г. за 7,2 млн. долларов (менее 11 млн. рублей).

** О размерах империи свидетельствует курьезный случай из времен правления Елизаве-ты Петровны, которая, вступив на престол, отправила на Камчатку штабс–курьера Шахту-рова с заданием доставить к ее коронации – через 1,5 года – шесть камчатских девиц. Представления императрицы о масштабах собственной страны были дилетантскими: через 6 лет Шахуров достиг на обратном пути только Иркутска. Кстати, путь Александра I на ко-ронацию из Петербурга в Москву занял неделю, а известие о его смерти достигло Санкт-Петербурга (из Таганрога) только на 8-ой день – «и это благодаря фельдъегерской связи!»




лое), купечество (I, II и III гильдий). Во вторую - мещанство* и крестьян-ство. Среди крестьян различали удельных, принадлежавших император-ской семье (1,7 млн. чел.); государственных, живших на казенных землях, плативших государственные налоги и считавшихся лично свободными (19 млн . чел.); частновладельческих, т.е. крепостных (23,1 млн. чел.). Сослов-ная неполноправность мещан и крестьян проявлялась не только в необхо-димости уплаты ими подушной подати, несении рекрутской повинности и возможности применения в отношении их телесных наказаний, но и в ли-шении большей части крестьян личной свободы и права на землю.

Экономика Российской империи начала XIX века сохраняла тради-ционный, аграрный характер: в сельском хозяйстве, являвшемся преобла-дающей отраслью хозяйства и производившем большую часть националь-ного дохода страны , было занято около 90% населения. Удельный вес го-родского населения составлял, по различным подсчетам, от 4,4% до 6,5%. Число жителей двух главных центров страны – Санкт-Петербурга и Моск-вы – едва превышало млн. человек (540 и 462 тыс. соответственно). Общая численность городов к концу царствования Екатерины II достигла 610. Примечательно, что при Павле I 230 из них были «разжалованы» в селе-ния и местечки, каковыми, наверняка, и являлись в действительности.

Для экономики дореформенной России было характерно развитие мелкой, преимущественно крестьянской промышленности, производившей 2/3 продукции обрабатывающей отрасли. По официальной статистике в конце XVIII века в стране насчитывалось около 700 тыс. кустарей и ремес-ленников в сравнении со 119 тыс. рабочих , занятых в фабричном произ-водстве. Оно было ориентировано главным образом на казенные нужды – производство железа, оружия, сукна, полотна и т.п. В промышленности по-прежнему преобладал труд крепостных и посессионных крестьян, которые составляли более половины всех занятых. Об уровне экономического раз-вития страны свидетельствуют и статьи ее традиционного экспорта: хлеб, лес, пенька, сало, кожи, щетина и др.

Первая четверть XIX в. связана с правлением императора Александ-ра I (1801-1825 гг.). Начало его царствования было отмечено официальным заявлением государя управлять народом «по законам и по сердцу бабки своей Екатерины Великой» и рядом конкретных указов, отменивших неко-торые запретительные меры его предшественника Павла I. В частности, были возвращены на службу исключенные без суда чиновники и офице-ры, объявлена амнистия всем беглецам (кроме убийц), ликвидирована тай-ная экспедиция, причем было указано, что всякий преступник должен быть

Российская империя в начале XIX века. Реформы Александра I (1801-1825 гг.) - student2.ru

* Кстати, термин «мещанин», приобретший в советское время негативный смысл, изна-чально его не имел. Исторически он означал «горожанин» (от «место» – город). В дорево-люционной России термин «мещанин» употреблялся в двух значениях: в широком – им обозначали все торгово-ремесленное население, то есть посадских людей, а в узком – мел-ких торговцев и ремесленников.

судим «общею силою законов »; отменен запрет на ввоз иностранных книг, объявлен свободный выезд за границу ; восстановлены Жалованные грамо-ты дворянству и городам; запрещено публиковать объявления о продаже крестьян без земли.

Разработка и реализация программы преобразований, намеченной Александром I еще до вступления на престол, осуществлялась в 1801-1803 гг. « Негласным комитетом» – неофициальным совещательным органом, куда вошли так называемые «молодые друзья» императора: граф П.А. Строганов, князь А.Чарторыйский , граф В.П . Кочубей и Н.Н. Новосильцев. Предполагалось, что «Негласный комитет» изучит состояние дел в госу-дарстве , разработает государственные реформы и даже подготовит консти-туцию. Однако реальные результаты работы комитета не соответствовали широте реформаторских замыслов и ограничились : учреждением в 1801 г. Непременного Совета – высшего совещательного органа, состоявшего из 12 представителей титулованной знати (существовавшего до учреждения в 1810 г. Госсовета); обнародованием в 1802 г. именного указа о правах и обязанностях Сената; созданием в 1802 г. министерств; запрещением в 1801 г. раздачи заселенных земель в частную собственность и предостав-лением недворянам (чиновникам, купцам, государственным и даже крепо-стным крестьянам) права приобретать ненаселенные дворянские земли. Последний указ означал ограничение дворянской монополии на землю и постепенный переход к буржуазному землевладению с использованием на-емного труда.

Важнейшим документом первых лет царствования Александра I по крестьянскому вопросу был указ от 20 февраля 1803 г., вошедший в исто-рию как указ «О свободных хлебопашцах», которым запрещалась продажа людей на ярмарках, было отменено право помещиков ссылать крестьян на каторгу, отдавать крестьян внаем на заводы с передачей их хозяевам зара-ботной платы. Новый закон разрешал землевладельцам отпускать своих крестьян на волю в одиночку или целыми семьями непременно с земель-ными наделами, без которых отпуск воспрещался. Условия договора уста-навливались по взаимному соглашению обеих сторон. Крестьяне , полу-чившие свободу, именовались «свободными хлебопашцами», и их землей казна не могла уже распоряжаться.

Всего в правление Александра I на основании указа о «свободных хлебопашцах» было заключено 160 сделок и освобождено 47153 души мужского пола, причем 7415 из них было отпущено на волю безвозмездно, что составляло всего 0,35% крепостных. Эти цифры наглядно доказывают, что закон имел в большей степени моральное, чем реальное значение. Но это был первый законодательный акт, подтвердивший инициативу верхов-ной власти в решении крестьянского вопроса. Идеи, заложенные в указе 1803 г., впоследствии легли в основание крестьянской реформы 1861 г. Личное отношение Александра I к одной из самых острых проблем рос-

сийской жизни проявилось в его особом внимании к крестьянским жало-бам на помещиков и строгих взысканиях за злоупотребления помещичьей властью, вплоть до устранения последних от управления имениями.

Несомненные успехи были достигнуты в начале правления Алексан-дра I в сфере просвещения. Учебная реформа предусматривала создание стройной системы обучения: от одноклассных приходских школ, двух-классных уездных училищ и четырехклассных губернских гимназий до университетов. К единственному тогда в Российской империи Московско-му университету добавились еще пять: Виленский, Дерптский, Казанский, Харьковский и Петербургский. Учебный устав 1804 г. предусматривал вы-борность ректора и профессуры, собственный суд.

Активная преобразовательная деятельность Александра I была пре-рвана участием России в европейских коалициях 1805-1806 гг. против На-полеона и возобновилась только в 1809 г . Приближение ко двору талант-ливого государственного деятеля М.М. Сперанского, представлявшего «новый тип бюрократического реформатора», придало ей дополнительный импульс. Историки сходятся в высокой оценке как личных качеств, так и профессиональных способностей этого человека. «Лучший, даровитейший представитель старого, духовно-академического образования», «необык-новенно направленный ум, способный бесконечно работать, 48 часов в су-тки, и отличное умение говорить и писать ». «По уму и таланту Сперан-ский, несомненно, самый замечательный из государственных людей, рабо-тавших с Александром, и, быть может, самый замечательный государст-венный ум и во всей новейшей истории».

Назначенный в 1807 г. статс-секретарем императора, Сперанский в 1809 г. подготовил проект коренных преобразований – «Введение к уло-жению государственных законов». План Сперанского (удивительно строй-ный и последовательный, в оценке Ключевского) рекомендовал для пре-дотвращения революции в России придать самодержавному строю внеш-ние формы конституционной монархии: ввести элементарную законность, выборность части чиновников и их ответственность, новые начала органи-зации суда, государственного контроля, разделение властей . Последнее предусматривало, что все законодательные, исполнительные и судебные учреждения должны стать выборными снизу доверху. Высшим законода-тельным органом станет Государственная Дума, исполнительным – Коми-тет министров, ответственный перед Думой, высшей судебной инстанцией

– Сенат. Деятельность этих учреждений должна объединяться Госсоветом

– высшим совещательным органом при императоре, состоявшим из пред-ставителей аристократии.

По проекту Сперанского политические права получали только два сословия: дворянство и «среднее состояние» (купцы, мещане, государст-венные крестьяне). Именно они участвовали в выборах в Государствен-ную думу, окружные и губернские думы, а также судебные органы. В ос-

нову избирательной системы был положен не сословный, а буржуазный принцип имущественного ценза – владение движимым и недвижимым имуществом.

Из обширного и хорошо продуманного плана преобразований, пред-ложенных Сперанским, на практике удалось реализовать лишь малую часть.

В 1810 г . был учрежден Государственный Совет, в котором сам Спе-ранский занял должность госсекретаря. Этот орган получил законосовеща-тельные функции при верховной власти и назначался ею (проект Сперан-ского предусматривал выборность членов Госсовета). В 1811 г. было при-нято «Общее учреждение министерств», вводившее единообразие в их ор-ганизации (предлагаемый Сперанским принцип ответственности минист-ров был при этом обойден).

Личная судьба Сперанского является еще одним подтверждением те-зиса о несчастливом финале большинства российских реформаторов . Не-довольство дворянства внутренней (по его инициативе в 1809 г. был при-нят указ о новом порядке производства в гражданские чины , предусматри-вавшем сдачу экзамена на знание русского и иностранных языков, права, экономики, отечественной и всеобщей истории, статистики, географии, математики и физики) и внешней (Сперанский был сторонником союза с Францией, невыгодного для помещиков) политикой «выскочки» Сперан-ского, обвинение в государственной измене привело в 1812 г. к его отстав-ке и ссылке в Н.Новгород, затем в Пермь, где в 1816 г. он был назначен гражданским губернатором. Спустя три года Сперанский стал сибирским генерал-губернатором, а в 1821 г. вернулся в Петербург и назначен членом Госсовета. Возможно, главным делом в последние годы его жизни наряду с составлением первого Полного собрания законов Российской империи бы-ло воспитание будущего императора Александра II, которому он читал курс юридических наук.

Политический крах Сперанского был « символом идеологического перелома во всем правлении Александра». И хотя во вторую половину царствования он не оставлял преобразовательных намерений , что вырази-лось в даровании конституции Царству Польскому (1815 г.), в поручении Новосильцеву составить проект конституции, который предусматривал создание частично выборного законосовещательного представительного органа, федеративное устройство государства, гарантии неприкосновенно-сти личности и свободу слова ; попытках инициировать дворянство на ре-шение крестьянского вопроса и принятии в 1816-1819 гг. Положения об освобождении эстонских, лифляндских и курляндских крестьян (правда, без земли) – тем не менее, переход от либерального курса начала правле-ния к реакционному был вполне очевиден.

Изменение правительственного курса принято связывать с именем А.А. Аракчеева, в 1815 г. фактически возглавившего Государственный Со-

вет, а в 1817 г. назначенного главным начальником военных поселений. Военные поселения представляли собой особую организацию войск , при которой армия должна была сама себя кормить, воспроизводить и при этом ничего не стоить государству. Солдаты и крестьяне размещались на казен-ных землях и составляли категорию поселян – хозяев, обязанных совме-щать несение военной службы и сельскохозяйственный труд. При этом жизнь поселенцев была подвержена постоянному надзору и мелочной рег-ламентации: нерадивый хозяин мог быть лишен хозяйства и даже выслан из волости. Военной дисциплине были обязаны подчиняться не только мужчины, но и женщины, дети с семилетнего возраста зачислялись в кан-тонисты, а с восемнадцати начинали военную службу. Несмотря на опре-деленные материальные выгоды: поселенцам представляли ссуды, обеспе-чивали семенами, инвентарем, скотом – население отнеслось к идее воен-ных поселений негативно и воспринимало их как резкое ограничение лич-ной свободы, причем даже большее, чем крепостная зависимость.

В 1818 г. Александр I поручил Аракчееву подготовить проект осво-бождения крестьян, который, по указанию императора, не должен был со-держать «никаких мер, стеснительных для помещиков» и не предусматри-вать «ничего насильственного со стороны правительства». Проект Арак-чеева четко следовал этим указаниям и предполагал ежегодное выделение из казны по 5 миллионов рублей на выкуп имений у тех помещиков, кото-рые сами на это согласятся. Освобождение предполагалось с наделением землей – по 2 десятины на душу. При таком минимальном наделе выгода помещиков была несомненной, так как, кроме вознаграждения за землю, они фактически сохраняли крестьян, но уже как арендаторов их собствен-ной земли.

В оценке деятельности А.А. Аракчеева в исторической литературе до сих пор сохраняются стереотипы, затрудняющие ее объективный анализ. «Проводил политику крайней реакции, полицейского деспотизма и грубой военщины» (так называемая «аракчеевщина»). Вряд ли можно согласиться

с мнением, что это была самостоятельная политика*, скорее всего, он ока-зался «слишком удобным козлом отпущения,…чтобы покрыть собой то, что делалось неприятного по воле самого Александра».

Таким образом, в правлении Александра можно выделить два проти-воположных по направленности и результативности периода: период ре-форм, «розовых» надежд и ожиданий («дней Александровых прекрасное начало») и период реакции, отказа от реформ, который, казалось, свел на нет успехи первых лет царствования («дней Александровых бесплодней-ший конец»). Именно на этом акцентировал внимание В.О.Ключевский, когда писал, что если бы посторонний человек, побывавший в России в

Российская империя в начале XIX века. Реформы Александра I (1801-1825 гг.) - student2.ru

* По поводу военных поселений Аракчеев не раз говорил, что это была не его идея, и он с самого начала был противником их создания.

конце царствования Екатерины, вернулся бы сюда в последние годы прав-ления Александра, «он не заметил бы, что была эпоха правительственных и социальных преобразований; он не заметил бы царствования Александ-ра».

Объяснение этому, на наш взгляд, следует искать как в особенностях политического и социального строя России, радикальное реформирование которого без достаточной поддержки снизу* создает реальную угрозу для правителя утраты власти и инстинкт самосохранения диктует особую ос-торожность, крайнюю осмотрительность и постепенность перемен, так и в личности самого Александра. Несомненно, что в персональном отношении Александр I - один из самых выдающихся, сложных, интересных и зага-дочных представителей российского императорского дома. Оценки совре-менников царя указывают и на крайнюю противоречивость его натуры, обусловленную особенностями воспитания, сложностью эпохи, не до кон-ца проясненными обстоятельствами прихода к власти. «Сущий прельсти-тель» - в оценке Сперанского, «кочующий деспот» - Пушкина, «сфинкс, не разгаданный до конца» - Вяземского, «истинный византиец … тонкий, придворный, хитрый» - Наполеона.

Можно согласиться с мнением историка А.А. Корнилова, что с внешней, формальной стороны Россия первой четверти XIX в. «недалеко ушла вперед от времен Екатерины»: все то же осталось в ней самодержа-вие наверху, крепостное право внизу и господство всякого произвола ад-министративного и помещичьего». Но несомненным шагом вперед была разработка ряда проектов по реформированию государственного строя, первые законодательные шаги, подготавливающие отмену крепостного права, прогресс в сфере просвещения. Этот реформаторский опыт, в том числе и неудачный, был взят на вооружение следующими поколениями российских реформаторов.

Наши рекомендации