Историография как наука, этапы развития, их характеристика

Историография в её первоначальном значении – писание истории, исторического процесса, отсюда историографы – авторы этих работ. Существовала должность официального историографа. В 1748 году на эту должность был назначен Герард Фридрих Миллер, затем его сменил Михаил Щербатов, а в 1803 году Николай Карамзин. Они получали денежное довольствие и владели доступом к архивам.

В современном значении, историография – это отрасль исторического знания, изучающая историю становления и развития исторической науки, этапы её развития, истолкование исторических явлений, смену методологических направлений в исторической науке, достижения историков и исторических школ. Историография возникла в 19 веке.

Также историография – это совокупность исследований, которые посвящены определённой эпохе, теме, проблеме, или совокупность исторических работ, обладающих внутренним единством в социально-классовом или национальном отношении, например, марксистская историография, французская историография.

Предметом историографии является то, что она изучает.

Задачи историографии заключаются в определении того, что изучено, теоретических основ, источников, споров.

Источники историографии – это работы историков самого широкого вида – от крупной монографии до статей и заметок.

Наука возникает тогда, когда существует определённая система, профессиональные кадры, соответствующая организация по изучению истории. Всего этого до 18 века не было. Существовали летописи, устные предания, сказания. Становление науки началось в 18 веке.

Периодизация и этапы:

1) 18 век – первая треть 19 века – становление науки,

2) 40 годы 19 века – вторая треть 19 века – становление историографических школ,

3) последняя треть 19 века – начало 20 века – эпоха научного плюрализма,

4) 1917 год – 1980 год – советский период,

5) 80 годы 20 века – наше время – современный период.

На первом этапе на смену теологическим объяснениям приходят рационалистические (рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей). Были созданы условия для развития науки. Особенность этого периода – это существование двух школ. Для работы с источниками приглашались квалифицированные иностранные специалисты. Происходило знакомство с передовыми направлениями науки, обучение и повышение квалификации отечественных авторов. Появилась целая плеяда выдающихся отечественных историков – Василий Татищев, Михаил Ломоносов, Щербатов, Карамзин. Над своим главным трудом «Историей Российской», Татищев работал около 30 лет, однако завершить его не успел. Значение этого труда огромно: впервые было составлено систематическое научное описание российской истории, предложена её периодизация, сделана попытка философского рационалистического осмысления событий прошлого.

В 30 – 40 годы 19 века наступил переломный момент. Спор «Кто мы – Восток или Запад» оказал большое влияние на историографию. Идеи Запада оказали большее влияние, т.к. у славянофилов не было ни одной работы, где бы они сформулировали свои исторические взгляды.

В 40 годы начался второй этап. Происходило становление системы исторического образования, развитие университетов, формировались научные общества. Происходило становление исторических школ. Самая большая – государственная школа, которая считала государство и его деятельность основной движущей силой исторического процесса. Основатель этой школы – Борис Чичерин, видные представители – Сергей Соловьёв, Константин Кавелин,Василий Иванович Сергеевич, Александр Градовский, Павел Милюков.

Долгое время существовала человеческая история – непрерывный длительный процесс. В основе развития лежат три фактора:

- географический фактор

- фактор внешнего воздействия

- фактор природы человека

Исторический процесс носит всемирный характер. Высшей формой организованного общества является государство. Государство возникло как результат длительной эволюции. Основной проблемой является происхождение государства, взаимодействие государства и общих политических идеалов.

Для третьего периода характерно освоение западных философий. Большое влияние оказал позитивизм(философское направление, исходящее из того, что всё подлинное знание – совокупный результат специальных наук; наука не нуждается в какоё-либо стоящей над ней философией; основоположник – Огюст Конт), плюрализм (философское учение, согласно которому существует несколько независимых начал бытия или оснований знания; основоположник – Христиан Вольф). Характерно расширение тематики исследований в связи с появлением новых течений (изучается крестьянское, народническое движения), расширяется источниковая база, развивается государственная школа (Василий Ключевский вносит новые идеи).

Дмитрий Иловайский, Константин Бестужев-Рюмин (им была написана первая работа по истории исторической науки) – представители традиционного (или монархического) течения.

Николай Данилевский в сочинении «Россия и Европа» (1869 год) выдвинул теорию обособленных «культурно-исторических типов» (цивилизаций), развивающихся подобно биологическим организмам. Согласно этой теории он разделил всё человечество на 13 типов, причём качественно новым считал «славянский» тип. Эта теория – прообраз цивилизационного подхода.

Михаил Туган-Барановский, Георгий Плеханов, Владимир Ленин, Михаил Покровский (профессиональный историк) – представители марксистского направления. Центральный предмет изучения – крестьянство.

В начале 20 века возникает либеральное направление: Павел Милюков(«Очерки об истории русской культуры»), Козеветтер (работы о городе 18 веке), Александр Корнилов(труды о крестьянстве).

В советский период создаются рабфаки (в 1919 – 1940 годах образовательное учебное заведение для подготовки в вузы молодёжи, не имевшей среднего образования), другие образовательные учреждения – Институт Красной Профессуры (создан в 1921 году в Москве, вуз, готовивший преподавателей общественных наук, работников научно-исследовательских учреждений, центральных партийных и государственных органов), коммунистические университеты (Московский Коммунистический Университет им. Свердлова), РАНИОН (Российская ассоциация научно-исследовательских институтов общественных наук, существовала в 1924 – 1929 годах, осуществляла организацию исследований, подготовку научных работников, популяризацию научных знаний), Институт Партии, Институт Молодёжи. В 1921 году было создано Общество бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев (в июне 1935 года было ликвидировано по постановлению ЦИК СССР, многие члены позднее репрессированы по сфабрикованным обвинениям).

В этот период изучаются проблемы методологии, экономической и социальной истории Средневековья, Новая история, общественная мысль, внешняя и внутренняя политика (старая школа). Новая школа занимается историей социал-демократии, революций и гражданских войн.

В 20 годы 20 века историческая дисциплина была исключена из учебных планов, а восстановлена была только в 30 годы. Возобновление преподавания истории потребовало издания учебников по истории России разных периодов, по истории зарубежных стран, по истории Древнего мира и т.д. Вместе с тем начинается культ личности Иосифа Сталина, издаётся «История ВКП(б). Краткий курс». Происходит утверждение марксистского подхода как единственно правильного. Было принято Постановление, по которому вся история должна была рассматриваться в соответствии с «Кратким курсом». Оттепель после XX Съезда даёт толчок развитию всех общественных наук, происходит отказ от догматов «Краткого курса». Появляются работы Льва Гумилёва, Фроянова, Ивана Ковальченко, Натана Эйдельмана.

Современный период середины 80 годов 20 века характеризуется «кризисом исторической науки». Юрий Афанасьев говорит о том, что это был кризис марксистской идеологии. Кризис носил мировой характер. Главная проблема, с которой столкнулась историография – методологический тупик. С 1937 года начинает выходить альманах «Исторические записки» издательства Института истории (затем Института истории АН СССР, а с 1992 года Института российской истории РАН). С 1995 года этот сборник приобретает статус международного альманаха, издаётся совместно с Домом науки о человеке (Франция). Инициатором совместной деятельности научных обществ двух стран стал Иван Ковальченко. В статьях этого сборника ведущие историки двух стран говорят о кризисе с положительным результатом, об отказе от европоцентризма.

Смещаются границы между различными дисциплинами, появляются смежные науки. Происходит отказ от фальсификации. В своих статьях Иван Ковальченко говорит, что кризис может быть преодолён путём отказа от единого теоретического подхода и сочетанием разных подходов.

Наши рекомендации