РОССИЯ В 1907 – 1916 ГГ
ЗАЧЕТ ЗА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ 11 КЛАСС
Декабря 2015г.
Вариант 1
1. Охарактеризуйте особенности экономического развития России в начале ХХ веке
2. Дайте определение: «Самодержавие – это …». Когда это явление имело место в истории страны?
3. Комитет министров России в начале ХХ в. являлся:
а) координирующим органом исполнительной власти
б) главным органом исполнительной власти во главе с полноправным премьер-министром
в) законодательным органом
4.Назовите события, которые стоят за следующими датами отечественной истории:
а) 9 января 1905 г. - …
б) 17 октября 1905 г. - …
в) декабрь 1905 г. - …
г) октябрь 1905 г. - …
д) 7 июня 1907 г. - …
События:
1) «Кровавое воскресенье», начало революции
2) всероссийская политическая стачка
3) издание «Манифеста» о созыве думы и политических свободах
4) вооруженное восстание в Москве и других городах
5) государственный переворот
5. Назовите имя русского музыканта ХХ в. объединившего в себе талант композитора, пианиста и дирижера:
а) С.В.Рахманинов
б) А.Н.Скрябин
в) И.Ф.Стравинский
Вариант 2
1. Охарактеризуйте основные черты политического строя Росси в начале ХХ в.
2. Дайте определение «Национализм - это…». Когда это явление имело место в истории страны?
3. Как вы считаете, имело ли вложение иностранного капитала в экономику Росси в начале ХХ в. прогрессивные последствия для страны?
а) Безусловно, да
б) Безусловно, нет
в) Оно было противоречиво, имело и негативные, и позитивные последствия
г) Не имело никаких последствий
4. Портсмутский мир был подписан с … в …. году.
Назовите страну:
а) Корея
б) Япония
в) Китай
Выберите дату:
1) 1900 г.
2) 1905 г.
3) 1907 г.
4) 1911 г.
5. Продолжите ряд:
а) П.Н.Милюков – лидер кадетов
б) А.И.Гучков – лидер …
в) В.М.Пуришкевич – лидер …
г) В.М.Чернов – лидер …
д) Г.В.Плеханов – лидер …
Вариант 3
1. Как складывались в России отношения общества и власти до революции 1905-1907 гг.? Что нового принесла революция?
2. Дайте определение: «Либерализм – это…». Когда это явление имело место в истории страны?
3. Вывоз хлеба из России с 1861 г. к началу ХХ в. вырос более чем в 4 раза. Это было связано с:
а) ростом крестьянского, населения способного обрабатывать свои и чужие земли
б) отсутствием других экспортных товаров в стране
в) ростом городского населения в Западной Европе
4. Назовите дату образования партий, игравших в истории России начала ХХ в. существенную роль:
а) партия кадетов
б) партия эсеров
в) социал-демократическая
5. В приводимом списке отметьте фамилии крупных государственных деятелей России начала ХХ в.
а) В.М.Пуришкевич е) В.К.Плеве
б) П.П.Рябушинский ж) С.А.Муромцев
в) С.Ю.Витте з) М.В.Родзянко
г) Р.И.Кондратенко и) П.Н.Милюков
д) П.А.Столыпин к) А.М.Стессель
Вариант 4
1. Сравните либеральную и революционную традиции в общественной жизни России в начале ХХ в. Определите, что их сближало, а что разъединяло
2. Дайте определение: «Большевизм – это …». Когда это явление имело место в истории страны
3. Отметьте какие положения отражают содержание «Манифеста» 17 октября 1905 г.:
а) отмена сословий
б) ликвидация самодержавия
в) ликвидация национального неравноправия
г) отмена пережитков крепостничества
д) объявление политических свобод
е) ликвидация помещичьего землевладения
4. Объясните, что означает слово «зубатовщина». К какому времени оно относится?
5. Укажите, какой известный музей был основан отцом русского поэта Марины Цветаевой, профессором И.В.Цветаевым:
а) Исторический музей в Москве
б) Русский музей в Петербурге
в) Музей изящных искусств в Москве
Вариант 5
1. Известно, что многие русские купцы и фабриканты стремились в конце ХIХ – начале ХХ вв. породниться с дворянами и перейти в дворянское сословие. Объясните это явление
2. Дайте определение: «Меньшевизм – это …». Когда это явление имело место в истории страны?
3. Укажите, что объединяет следующие события:
а) Манифест Николая 2 от 17 октября 1905 г.
б) Булыгинская дума
в) восстание на броненосце «Потемкин»
г) Портсмутский мир с Японией
1) Русско-японская война
2) революция 1905-1907 гг.
4. Назовите принадлежность политических деятелей к партиям:
а) Ю.О.Мартов 1. анархист
б) В.М.Чернов 2. большевик
в) В.И.Ленин 3. эсер
г) П.А.Кропоткин 4. меньшевик
5. Какое из приведенных суждений вы считаете правильным: «Россия в начале ХХ в. – это …»:
а) отсталая полуколониальная страна
б) среднеразвитая капиталистическая страна
Вариант 6
1. Известно, что число чиновников в России в конце ХIX вв. достигло огромной цифры около 9 млн. человек. Чем вы можете объяснить особую власть чиновничества в России? Каковы были последствия этого?
2. Дайте определение: «Радикализм – это …». Когда это явление имело место в истории страны?
3. Выберите ответ, продолжив фразу: «Россия в начале ХХ века – это …»:
а) союз самостоятельных государств и народов
б) колониальная империя, «тюрьма народов»
в) объединение свободных, зависимых и колониальных территорий
4. Объясните, что означают и каким событиям относятся слова «Кровавое воскресенье»
5. Укажите кто был председателем партии кадетов
а) П.Н.Милюков
б) А.И.Гучков
в) М.В.Родзянко
Вариант 7
1. Назовите имена наиболее известных российских меценатов Начала ХХ в. Чем они прославились в истории России? Чем вы можете объяснить мотивы их благотворительной деятельности? В чем ее значение?
2. Дайте определение: «Консерватизм – это …». Когда это явление имело место в истории страны
3. Выберите ответ, продолжив определение:
«Россия в начале ХХ в. (до 1905 г.) была…»:
а) парламентарной монархией
б) аристократической республикой
в) абсолютной монархией
г) демократической республикой
д) диктатурой правящей дворянской верхушки
4. Объясните, что означает и к какому времени относится слово «гапоновщина».
5. Укажите, кто стал председателем Совета Министров в 1906 г.
а) С.Ю.Витте
б) Д.Ф.Трепов
в) П.А.Столыпин
РОССИЯ В 1907 – 1916 ГГ.
Вариант 1
1. Объясните, в чем состояла сущность аграрного вопроса в России до реформ Столыпина, как она изменилась после реформы
2. Дайте определение: «Третьеиюньская монархия – это …». Когда это явление имело место в истории страны?
3. В течение 18 и до начала 20 вв. сложились территория и система управления Российской империи. Выберите из приводимых ниже положений те, которые раскрывают последствия этого:
а) Россия превратилась в крупнейшую державу мира
б) Россия освободила от иноземного господства ранее угнетенные народы Европы и Азии и включила их в состав своей империи
в) Территориальные завоевания России – источник национальных конфликтов на ее территории в конце ХХ в.
г) Внешняя агрессия России стала одним из факторов внутреннего застоя
4. Соотнесите даты и события международных отношений и внешней политики России в конце 19 – 20 вв.
Даты:
а) 1882 г.
б) 1907 г.
в) 1908 – 1909 г.
г) 1912 – 1913 г.
д)1914 г., август
События:
1) оформление Тройственного согласия Англии, Франции и России
2) боснийский кризис Боснии и Герцеговины Австро-Венгрией
3) первая и вторая балканские войны
4) начало первой мировой
5) Тройственный союз между Германией, Австро-Венгрией и Италией
5. Сколько кооперативов было в России к концу 1916 г.?
а) 1,5 тыс.
б) 5,6 тыс.
в) 28 тыс.
Вариант 2
1. Назовите и кратко охарактеризуйте политические группы и партии, которые были оппозиционны правящему режиму в России накануне и во время революции 1905-1907 гг.
2. Дайте определение: «Великодержавный шовинизм – это …». Когда это явление имело место в истории страны?
3. Выберите ответ.
По мнению П.А.Столыпина, главная причина неустройства сельского хозяйства России заключалась в:
а) существовании помещичьего землевладения
б) сохранении крестьянской общины
в) расслоении крестьян на кулаков и батраков
4. Назовите даты деятельности Государственной Думы 1-4 созывов . Укажите, какая из них просуществовала полный срок – 5 лет
5. В предлагаемом списке отметьте имена российских военачальников конца 19 – начала 20 вв.
а) Н.Д.Святополк-мирский
б) А.Д.Протопопов
в) Р.И.Кондратенко
г) В.М.Пуришкевич
д) С.О.Макаров
е) А.А.Брусилов
ж) А.В.Самсонов
Вариант 3
1. Охарактеризуйте геополитическое положение Российской империи накануне Первой мировой войны. Какие приоритеты определяли внешнюю политику страны?
2. Дайте определение: «Символизм – это …». Когда это явление имело место в художественной жизни страны?
3. Выберите ответ, наиболее точно раскрывающий значение включения различных народов в состав Российской империи.
а) Народы в составе России утратили политическую и экономическую самостоятельность
б) Народы России включились во взаимовыгодные хозяйственные отношения в научный и технический прогресс
в) Народы эксплуатировались как колонии
4. В приведенном перечне отметьте имена деятелей культуры, входивших в «Мир искусства»
а) И.Я.Билибин
б) М.И.Петипа
в) С.П.Дягилев
г) В.А.Серов
д) А.Я.Головин
е) В.Э.Борисов-Мусатов
ж) Е.Е.Лансере
з) М.В.Добужинский
и) И.Я.Репин
к) М.В.Нестеров
л) А.Н.Бенуа
5. В 1911-1913 гг. в России были пышно отмечены три юбилея. Назовите их
Вариант 4
1. Составьте тезисы на тему: «Становление и развитие индустриального общества в России в конце 19 – начале 20 вв.
2. Дайте определение: «Колонизация – это …». Когда это явление имело место в истории страны?
3. Выберите ответ, раскрывающий сущность Государственной думы в России в начале ХХ в.:
а) бесправный придаток царского самодержавия
б) российский полноправный парламент
в) высший орган законодательной власти
г) нижняя палата парламента
д) орган городского самоуправления
е) высшая судебная инстанция
4. Объясните, что означает и к какому времени относится название «Русские сезоны»
5. Укажите, кто из названных ученых стал лауреатом Нобелевской премии
а) И.П.Павлов
б) Д.И.Менделеев
в) В.И.Вернадский
Вариант 5
1. Охарактеризуйте основные направления культуры российского общества в первые десятилетия дооктябрьской России
2. Дайте определение: «Индустриальное общество – это …». Когда это явление имело место в истории страны?
3. Какова была главная тенденция изменений в политическом строе России в конце 19 – начале 20 вв.? Выберите ответ
а) усиление самодержавия
б) ослабление самодержавия
в) усиление представительных органов власти
г) усиление власти дворянства
д) усиление власти буржуазии
4. Что означает термин «Мир искусства», к какому времени он относится?
5. В приводимом списке отметьте имена, принадлежавшие крупнейшим русским историкам и философам первой половины ХХ в.
а) А.И.Герцен
б) В.О. Ключевский
в) К.С.Аксаков
г) В.Н.Татищев
д) П.Н.Милюков
е) П.Б. Струве
ж) Е.В.Тарле
з) С.Ф.Платонов
и) М.М.Сперанский
к) Б.Р.Виппер
л) А.Ф.Лосев
м) С.Н.Булгаков
н) Т.Н.Грановский
о) П.Я.Чаадаев
п) Ю.В.Готье
р) Н.А.Бердяев
Вариант 6
1. Опишите социальную структуру России накануне Февральской революции. Объясните причины изменений, сделайте выводы.
2. Дайте определение: «Кадеты – это …». Когда это явление имело место в истории страны?
3. Выберите правильный ответ
«Как звучал главный лозунг «Союза русского народа»?
а) «Вся власть земскому собору!»
б) «Вся власть русскому народу!»
в) «Россия – для русских!»
4. Кто и в связи с каким событием в истории России начала ХХ в. произнес слова: «Так было, так будет»
5. Укажите, кто был автором архитектурного проекта фасада Третьяковской галереи в Москве
а) В.М.Васнецов
б) Ф.О.Шехтель
в) А.В.Щусев