Понятие и виды деформации правосознания. Правовой нигилизм
Деформация правосознания: понятие, виды и способы преодоления.
Деформация правосознания – изменение отношения индивида или группы к праву в целом, к правовым или социальным ценностям, влекущее за собой неадекватное восприятие правовой реальности.
Формы деформации:
1. Правовой нигилизм – осознанное преуменьшение силы и значения права, уклонение от исполнения правовых требований, связанных с отсутствием у субъектов веры в справедливость и оправданность правовых норм.
2. Правовой инфантилизм – недооценка действенной роли права вследствие его незнания или недостаточности знания.
3. Профессиональная деформация (например, для лиц в ПВО системе)
4. Правовой идеализм – (правовой фетишизм) – преувеличение роли и значения права в жизни общества, стремление решить при помощи правовых средств неправовые задачи.
Нигилизм вообще (в переводе с лат. - "отрицание") выражает негативное отношение субъекта (группы, класса) к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем сторонам человеческого бытия.
Формы проявления правового нигилизма в обществе:
1. Прямое сознательное нарушение законов, если оно основано на убеждённости нарушителя, что противозаконного он ничего не делает.
Преступность - мощный катализатор правового нигилизма, мрачная зона которого стремительно расширяется, захватывая все новые и новые сферы влияния. Злоумышленники не боятся законов, умело обходят их, используя разного рода правовые "дыры" и "щели". Страна все глубже погружается в трясину тотальной коррупции, которая сводит на нет все реформаторские усилия, разлагает нравственные и правовые устои общества, подрывает престиж России на международной арене. "Девятый вал" преступности угрожает захлестнуть все общество, приостановить его демократическое развитие. Слово "нигилизм" - слишком мягкое для отражения всего происходящего в данной области.
2. Массовое неисполнение норм права значительной частью населения
3. Распространение антиправовой психологии (например, эстетизация преступности)
4. Распространение настроений в обществе, оправдывающих преступность
5. Война законов (например, противоречие ФЗ и субъектов ФЗ)
6. Нарушение норм права в угоду целесообразности
7. Низкий авторитет суда и иных ПВО
8. Массовое нарушение прав и свобод Человека государственно-властными структурами.
Человек перестает ценить, уважать, почитать право, так как он не видит в нем своего надежного гаранта и опору. В таких условиях даже у законопослушных граждан вырабатывается нигилизм, недоверие к существующим институтам. Признание и конституционное закрепление естественных прав и свобод человека не сопровождается пока адекватными мерами по их упрочению и практическому претворению в жизнь. А невозможность осуществить свое право порождает у личности чувство отчуждения от него, правовую разочарованность, скепсис.
Основные направления преодоления правового нигилизма: Укрепление режима законности
• Наличие реальных механизмов отстаивания прав и свобод, их многообразие
• Совершенствование правовой системы, т.е. минимизация подзаконных актов
• Правовое воспитание
• Пропаганда правомерного поведения
• Повышение авторитета судебной и ПВО системы
Подытоживая все сказанное, можно выделить некоторые общие, наиболее характерные черты современного правового нигилизма. Это:
во-первых, его подчеркнуто демонстративный, воинствующий, конфронтационно-агрессивный характер, что обоснованно квалифицируется общественным мнением как беспредел или запредельность;
во-вторых, глобальность, массовость, широкая распространенность не только среди граждан, социальных и профессиональных групп, слоев, каст, кланов, но и в официальных государственных структурах, законодательных, исполнительных и правоохранительных эшелонах власти;
в-третьих, многообразие форм проявления - от криминальных до легальных (легитимных), от парламентско-конституционных до митингово-охлократических, от "верхушечных" до бытовых;
в-четвертых, особая степень разрушительности, оппозиционная и популистская направленность, регионально-национальная окраска, переходящая в сепаратизм;
в-пятых, слияние с государственным, политическим, нравственным, духовным, экономическим, религиозным нигилизмом, образующими вместе единый деструктивный процесс;
в-шестых, связь с негативизмом - более широким течением, захлестнувшим в последние годы сначала советское, а затем российское общество в ходе демонтажа старой и создания новой системы, смены образа жизни.
52. Понятие, содержание и цели правового воспитания граждан.
ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ЦЕЛИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАН
В последние годы теория правового воспитания активно развивалась отечественной юридической наукой. Однако, несмотря на обширную литературу по указанной проблематике, все еще имеются неполно и недостаточно раскрытые аспекты научных основ право-воспитательной деятельности, существуют противоречивые позиции ученых по целому ряду вопросов теории правового воспитания.
Воспитание граждан осуществляется в рамках единой, всеохватывающей системы. Если расчленить ее на отдельные составные части, можно выявить различные, относительно автономные виды воспитания: политическое, правовое, нравственное, трудовое, эстетическое и т.д. Каждый из этих отдельных воспитательных процессов обладает рядом особенностей, вытекающих из различия используемых специфических воспитательных форм, средств, методов и принципов. И если общим для всех этих видов воспитания служит объект воспитания — личность с ее единым сознанием и психикой, то особенностью каждого из них выступает соответствующий способ воспитания.
Другим важным критерием разграничения разнообразных воспитательных процессов выступает та или иная форма сознания, поскольку каждый в отдельности воспитательный процесс затрагивает не все сознание человека, а только определенную его форму. Так, нравственное воспитание связано с нравственной формой сознания, политическое — с политической, эстетическое — с эстетической и т.д. Правовое воспитание связано с такой специфической формой сознания как правовое.
Правовое воспитание — важный социальный канал, который дает возможность прививать гражданам правовые знания. Однако выработка этих знаний в правосознании индивидов довольно часто происходит не только в процессе специально организованной сознательной воспитательной деятельности, но и под воздействием различных объективных факторов социальной действительности. Поэтому следует различать понятия «правовое воспитание» личности и «правовое формирование» ее.
Под первым понимается целенаправленный, организованный, управляемый и преднамеренный педагогический процесс воздействия на правосознание индивидов, социальных групп, осуществляемый с помощью системы специально созданных правовоспитательных форм и средств.
Второе понятие — более широкое и объемное. Оно включает помимо самого процесса правового воспитания еще и процесс массовых, зачастую неуправляемых, неорганизованных, непреднамеренных воздействий на правосознание людей со стороны всей совокупности объективно существующих, проникающих во все сферы общественной жизни социальных факторов.
В работах ряда ученых-юристов отмечено различие между неорганизованным воздействием на сознание человека разнообразных социальных факторов и организованной идеологической воспитательной деятельностью, между понятиями «формирование» и «воспитание человека». Однако некоторые авторы не видят различия между этими понятиями, рассматривая их как однопорядковые. Такая позиция во многом объясняется тем, что они, по сути дела, отождествляют воспитательное воздействие с правовым регулированием[1].
На наш взгляд, правы те авторы, которые выделяют воспитательную роль права и обособляют ее от правового регулирования, ибо объектом регулирующего воздействия права главным образом становятся волевые акты поведения людей, а объектом воспитательной функции права в первую очередь служит не поведение человека, а его сознание — мысли, представления, чувства.
Конечно, это вовсе не означает, что правовое регулирование не оказывает никакого влияния на сознание человека. Такое воспитательное влияние в процессе правового регулирования оказывается, но оно второстепенно по отношению к поведению человека, его поступкам.
Правовое воспитание, как впрочем и весь воспитательный комплекс, выполняет две основные функции. Первая состоит в передаче воспитываемым (индивидам, общественным группам) определенной суммы правовых знаний, навыков и умений, вторая — в формировании правовых идей, чувств, убеждений в правосознании указанных субъектов.
Исходя из этой функциональной характеристики и следует, на наш взгляд, различать такие понятия, как «сущность» и «содержание» правового воспитания граждан. Первым из этих понятий охватывается процесс выработки устойчивых правовых идей и принципов в правосознании воспитуемых, вторым — процесс целенаправленного и систематического воздействия на индивидуальное (групповое) правосознание граждан всего инструментального комплекса правовых средств, которым располагает общество.
Принимая во внимание содержательную сторону правового воспитания, необходимо проводить также различие между правовым воспитанием как систематическим, целенаправленным процессом воздействия на правосознание воспитуемых и правовым воспитанием как системой целенаправленных действий воспитателя для достижения должного уровня развития правосознания и правовой культуры воспитуемых.
В юридической литературе последних лет было высказано мнение о необходимости строить правовое воспитание по нескольким различным, связанным друг с другом направлениям, преследовать при проведении правовоспитательной деятельности несколько целей и задач[2].
Такой подход, безусловно, правилен. Но при этом всегда необходимо выделять и обращать особое внимание на главное, основное направление правового воспитания, на стратегическую задачу, которая заключается в формировании высокого уровня правосознания граждан, ориентированного на повышение их социально-правовой активности.
Исходя из этой основной задачи, правовое воспитание следует, по нашему мнению, сосредоточить на формировании в правосознании граждан России такой совокупности, которая включала бы:
а) знание системы основных правовых предписаний, правильное понимание и уяснение их содержания и значения;
б) глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку;
в) умение самостоятельно применять правовые знания на практике, согласовывать повседневное поведение и личное отношение к реальной действительности, свою практическую деятельность с полученными правовыми знаниями;
г) привычку поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями;
д) прочный и устойчивый духовный правовой иммунитет (невосприимчивость) к совершению любых нарушений правовых норм.
Входящие в эту совокупность компоненты правосознания, собственно, и образуют необходимую психологическую и идеологическую установку личности — быть в постоянной готовности к активному применению правовых знаний в жизни.
Именно уровень этой готовности служит основным показателем эффективности правовоспитательной работы.
Следовательно, правовое воспитание есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан Российской Федерации всей совокупности многообразных правовоспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения.
Специфика процесса правового воспитания прежде всего зависит от объективных особенностей и качеств самого права и его норм. Свойства права (волевой и нормативный характер, формальная определенность, принудительность и т.д.) накладывают отпечаток на рассматриваемый процесс воспитания, делают его специфически правовым, так как само объективное право является не только исходной базой этого процесса, но и основным материалом, источником для него.
Посредством процесса правового воспитания и через него в правосознание граждан вносятся идеи, имеющие государственно-волевой характер.
Отсюда, на наш взгляд, можно определить главные особенности правовоспитательного процесса:
а) его исходной базой, при помощи и на основе которой он строится, выступает система общеобязательных правовых норм;
б) при его осуществлении до сведения воспитуемых доводятся, внедряются в правосознание установленные государством и связанные с их поведением правовые предписания, дозволения, запреты;
в) он опирается на гарантированную возможность в необходимых случаях применить принудительную силу государства в виде юридической ответственности правонарушителей;
г) его воздействием охватываются не только соблюдающие нормы права субъекты, но и лица, склонные к совершению правонарушений или уже совершившие их, в связи с чем в какой-то степени решаются и задачи непосредственного пресечения и предупреждения правонарушений;
д) осуществляется он в специальных правовых воспитательных формах, с использованием специфических правовых средств и методов;
е) осуществляющие его лица, как правило, имеют юридическое образование или специальную юридическую подготовку.
Эффективный процесс правового воспитания предполагает активную деятельность не только воспитателей, но и воспитуемых.
Человек как существо активное не механически воспринимает предлагаемые ему правовые знания, выступает не только как объект, но одновременно и как субъект правового воспитания. Деятельная активность воспитуемого предопределяется уже тем, что он по своей человеческой природе — как система в высшей степени уникальная и универсальная — способен поправлять и развивать себя, обеспечивать постоянное самосовершенствование.
Формирование правосознания под воздействием правовоспитательных усилий представляет собой как бы двойственный процесс. Один качественный уровень этого процесса — накопление (индивидами, общественными группами) правовых знаний, другой — превращение этой накопленной информации в личные убеждения.
Следовательно, процесс воспитания должен прежде всего обеспечить переход правовых знаний в правовые убеждения воспитуемых.
Структура вырабатываемого правового убеждения включает в себя не только знание правовых норм, не только уверенность в истинности этих знаний, но и постоянную готовность действовать, руководствуясь ими. Формирование правовых убеждений у воспитуемых, таким образом, тесно связано с проблемой превращения получаемых ими правовых знаний во внутренние духовные ценности.
Правовое воспитание, следовательно, необходимо строить так, чтобы передаваемые правовые знания становились объектом ценностной ориентации для воспитуемых, т.е. таким объектом, «в отношении которого индивиды или группы занимают позицию оценки, приписывают ему важную роль в своей жизни и стремление к обладанию им ощущают как необходимость»[3].
В ходе правового воспитания объектом подобной ориентации для воспитуемых становятся нормы права, а само оно как раз и должно быть нацелено на глубокое раскрытие социально-политической ценности этих норм, их значимости в обеспечении интересов как общества в целом, так и каждой личности.
Однако важно не только превратить знания правовых норм в глубокие убеждения и духовные ценности человека, но и выработать стойкую привычку поступать соответственно этим знаниям, т.е. привычку правомерного поведения, поведения в точном соответствии с законом.
Таким образом, задача правовоспитательного процесса будет в основном решена лишь в том случае, если в правосознании воспитуемых возникнет сплав правовых знаний и убеждений, правовых потребностей, ценностей и, наконец, правовых привычек.
Процесс правового воспитания протекает в рамках определенных отношений между людьми, регламентируемых нормами права. Поэтому, на мой взгляд, сферой процесса правового воспитания является урегулированная правом область общественных отношений, в пределах которых происходит формирование правосознания воспитуемых (индивидов, общественных групп).
Функционирование правовоспитательного процесса во многом определяется условиями, в которых он протекает. Под условиями правового воспитания граждан, как представляется, необходимо понимать обстоятельства, способствующие или, наоборот, затрудняющие проведение правовоспитательнои работы.
К условиям, способствующим правовоспитательной деятельности (позитивные условия), относятся как обстоятельства социального характера (успехи в области демократизации и гласности, правотворческой и правоприменительной деятельности и тд.), так и обстоятельства личностно-индивидуального плана (высокий уровень гражданской зрелости человека, его политическая и правовая активность и т.п.).
В группу условий, затрудняющих организацию и проведение правовоспитательной работы (негативные условия), также входят как обстоятельства социального характера (несовершенство некоторых правовоспитательных форм и средств, факты недооценки правовоспитательнои деятельности и случаи неподготовленности воспитателей, ошибки и упущения в правоприменительной деятельности и т.д.), так и личностно-индивидуальные (распространенный среди населения правовой нигилизм, высокая терпимость правосознания значительной части граждан к различным антисоциальным проявлениям и др.).
Чтобы избежать серьезных ошибок в правовом воспитании граждан, важно учитывать все эти условия и обстоятельства.