Избирательный процесс в зарубежных странах, его стадии
Избирательный процесс - это урегулированная нормами избирательного права деятельность по подготовке и проведению выборов. Избирательный процесс включает множество стадий.
Назначение выборов, т.е. установление даты голосования. Парламентские выборы, как правило, назначаются президентом и наоборот, президентские - парламентом. Временные рамки проведения выборов устанавливаются обычно законом. В некоторых странах закон устанавливает точную дату проведения выборов. В таких странах стадия назначения выборов отсутствует.
Образование избирательных округов, т.е. территориальных единиц, от которых избирается один или несколько депутатов или должностных лиц. При проведении выборов глав государств, субъектов федерации, местного самоуправления, а также иногда и в случаях проведения выборов по партийным спискам избирательные округа не
образуются. Избирательные округа должны формироваться в соответствии с принципом равного избирательного права, исходя из установленной для данных выборов нормы представительства.
Образование избирательных участков - территориальных единиц, избиратели которых голосуют в одном помещении.
Создание избирательных органов (комиссий, бюро, президиумов и т.п.), на которые возлагается руководство избирательным процессом. Среди них различают территориальные, включая центральные; окружные и участковые органы. Как правило, функции избирательных органов осуществляют те или иные должностные лица (чиновники, судьи, парламентарии).
Регистрация избирателей, т.е. включение лиц, обладающих активным избирательным правом и, как правило, проживающих на территории данного избирательного участка, в список избирателей. Важность этой стадии состоит в том, что именно на основании включения избирателя в список он может получить избирательный бюллетень.
Регистрация избирателей может быть обязательной, т.е. осуществляться органами публичной власти (Германия. Великобритания), или добровольной, т.е. осуществляться по заявлению избирателей в органы публичной власти (США, Франция).
Выдвижение кандидатов, т.е. определение круга лиц, из числа которых будут избраны депутаты или другие выборные. Существует множество способов выдвижения кандидатов: самовыдвижение (Франция); петиционное выдвижение, осуществляемое путем сбора подписей избирателей (Бельгия, Дания); выдвижение политическими
партиями или иными общественными объединениями (ФРГ, Австрия); праймериз или первичные выборы, осуществляемые в таком же порядке, что и основное голосование (США). Эти способы выдвижения часто сопровождаются внесением избирательного залога – денежной суммы, перечисление которой на специальный счет необходимо для
регистрации кандидата или списка кандидатов. Избирательный залог возвращается, если кандидат получит на выборах определенную часть голосов избирателей данного округа (например, 5% во Франции).
Лицо приобретает официальный статус кандидата только после его регистрации в качестве такового избирательным органом.
Предвыборная агитация регулируется законодательством с целью обеспечить честные и равные выборы. Наиболее обстоятельно регламентируются вопросы использования СМИ в целях агитации и финансирования избирательной кампании.
Голосование - это решающая стадия избирательного процесса, представляющая собой волеизъявление избирателей по вопросу об избрании выдвинутых кандидатур. Чаще всего голосование осуществляется с помощью избирательного бюллетеня, хотя в некоторых странах практикуется использование для этого специальных машин (США).
Подсчет голосов и установление результатов выборов осуществляются избирательными органами. Результаты выборов должны быть обязательно опубликованы.
Если выборы оказались нерезультативными, то проводятся либо повторное голосование между кандидатами, получившими наибольшее число голосов (например, если требуемого для избрания абсолютного большинства голосов, не набрал ни один кандидат); либо повторные выборы (например, в случае признания выборов недействительными).
Особенности конституционно-правового статуса человека и гражданина в Соединенном Королевстве.
Отсутствие в стране писаной конституции вызывает образование особенностей конституционно-правового регулирования прав и свобод человека гражданина. На практике права британцев регламентируются как уставным правом ( Великая Хартия Вольностей 1215 p., Билль о правах 1689 г., Акт о правах человека 1998 г. др.), так и прецедентным правом и конституционным соглашениям. В британском конституционном праве не существует общепризнанной классификации прав и свобод граждан на конституционные (основные) и отраслевые (производные). Прежде всего, все права и свободы человека являются индивидуальными правами, которые ограничиваются государством и базируются на основе принципа "каждый может делать то, что не запрещено законом".