Регулирования фармацевтической деятельности
Успешная реализация функций фармацевтического комплекса требует
нового осмысления сущности фармацевтических услуг в условиях рынка, новых
подходов к разрешению проблем функционирования фармацевтического комплекса.
Эти обстоятельства, в свою очередь, обусловливают необходимость качественно
иных подходов к процессу регулирования фармацевтической деятельности и
управления фармацевтическими организациями.
Каждый рынок, в т.ч. и рынок фармацевтических услуг, имеет свои
специфические особенности. Однако общим для всех рынков являются такие
составляющие, как спрос, предложение, рыночная цена, конкуренция.
Недостаточность бюджетных средств побуждает медицинские и фарморганизации
добывать себе ресурсы на рыночных началах. С развитием рынка
фармацевтических услуг усиливается конкуренция между государственными и
негосударственными аптечными организациями, между альтернативными
“платными” и “бесплатными” фармацевтическими услугами.
Согласно исследованиям известного английского ученого, признанного
авторитета в области конкуренции М. Порберга, состояние конкурентной борьбы
на рынке характеризуется пятью конкурентными силами. Эти силы определяют
условия, в которых функционирует каждый конкретный рынок и составляющие его
элементы. Применительно к рынку фармацевтических услуг центральный рынок
(ринг “конкурентной арены”) является активным местом и представляет собой
соперничество, маневрирование аптечных организаций, представляющих одни и
те же услуги.
Для объективной и точной оценки степени конкурентоспособности
фармацевтических услуг, выявления направленности и динамики возможных
изменений различных факторов целесообразно использовать экспертно-
параметрический метод. Процесс определения степени конкурентоспособности
фармацевтических услуг включает три этапа. Это территориально-отраслевой
анализ рынка и его требований, отбор параметров, их распределение и
мониторинг, расчет интегрального показателя конкурентоспособности и
обратная связь с первым этапом.
Рассматривая фармацевтический комплекс как сеть равноправных
отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношениях
собственности, равновесии интересов продавца и покупателя, следует
отметить, что миссия фармацевтического комплекса определяет его
целесообразность на рынке, перечень предоставляемых услуг населению, ЛПУ,
условия для работников комплекса.
В этих условиях основополагающей является формулировка целей
деятельности фармацевтического комплекса. Эти цели удобнее рассматривать на
двух уровнях: стратегическая цель, заключающаяся в пропагандировании и
организации здоровья населения региона через обеспечение эффективными и
доступными лекарственными средствами и др. продукцией; тактические цели,
включающие прогноз потребностей рынка услуг, информированность о
насыщенности фармрынка, рациональную организацию лекарственного
обеспечения, управление деятельностью фармучреждений, создание условий для
непрерывного профессионального развития фармацевтических кадров и др.
Реализация этих целей должна быть возложена на региональный орган
управления фармслужбой. Управление должно осуществляться через систему
государственного регулирования, т.к. рынок фармуслуг наиболее социально
ориентирован и отличается своей специфичностью. Фармацевтические услуги —
“товар” с высокой потребительской стоимостью, один из видов
интеллектуальных услуг, способствующих сохранению здоровья, — и проявление
их результатов имеет отсроченный и дифференцированный характер; они имеют
смешанную оплату: платные, бесплатные, частично оплачиваемые, четко
выраженное совпадение экономических и территориальных границ.
Фармацевтический рынок как рынок услуг связан с другими рынками и содержит
классические компоненты. Состояние фармрынка, его технологии находятся в
прямой зависимости от правовых норм, развитости системы профилактики
заболеваний и медицинской помощи, профессионализма специалистов и др. И
этот рынок, в отличие от других рынков, наиболее подвержен государственному
регулированию. Более того, государственное регулирование на рынке фармуслуг
необходимо и осуществляется через систему нормативно-правовых актов.
Нормативная база определяет действия субъектов фармрынка, способы и
средства реализации целей в сочетании с информационной открытостью. Иными
словами, на основании сопоставления идей государственного блага в
фармсекторе и фактического его состояния, и целей, рассмотренных выше, и
полученных результатов моделируется фармдеятельность, и происходят
организационные преобразования фармацевтического комплекса.
В целях реализации государственной политики необходимо: принять Закон
“О фармацевтической деятельности”; отменить постановление Правительства РФ
о регистрации цен на ЛС; отменить НДС на лекарственные средства, т.к.
ведение НДС привело к росту цен; принять нормативный документ о порядке
размещения аптечной сети, нормах нагрузки на 1 аптечное учреждение, штатных
нормативах этих организаций и номенклатуре фармацевтических должностей;
исключить из номенклатуры аптечных учреждений аптечные киоски, т.к. их
наличие свидетельствует о низкой фармацевтической культуре и принижает роль
миссии фарморганизации в обеспечении качественной и безопасной
лекарственной помощи; в штатные нормативы ЛПУ ввести должности заместителей
главных врачей по лекарственному обеспечению. Также необходимо пересмотреть
ФЗ от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”;
привести в соответствие с юридическими нормами нормативные документы по
контролю качества и сертификации ЛС.
Все приведенные аргументы позволяют сделать следующие выводы:-
государственное регулирование фармрынка необходимо на основании
разрабатываемых и регулярно корректируемых нормативных документов;
- функции государственного надзора должны осуществляться
специалистами, получившими специальную подготовку и сертификат на этот вид
деятельности;
- руководители фармацевтических организаций должны иметь полную
информацию о функциях, правах, обязанностях и ответственности
контролирующих органов и организаций;
- на региональном уровне необходимо координировать деятельность
контролирующих организаций с целью сокращения субъективных административных
барьеров. В роли координатора могут выступить региональные органы
(организации), на которые возложены функции управления фармдеятельностью.