Типы права: различные подходы

Типология права – это его специфическая классификация, проводимая в основном с позиций формационного и цивилизационного подходов. В рамках формационного подхода главным критерием типа права являются социально-экономические признаки. Базис (тип производственных отношений) является фактором общественного развития, который определяет тип надстроечных элементов: государства и права. В зависимости от типов экономического базиса выделяют рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы права. Здесь продуктивна сама идея – делить право на основе социально-экономических факторов, которые существенно влияют на общество. Но формационный подход не дает возможности в должной мере учитывать культурно-национальную и специально-юридическую специфику права.

В рамкахцивилизационного подхода типология права выводится на основе конкретно-географических, национально-исторических, религиозных, специально-юридических и иных признаков цивилизации. В соответствии с этими критериями выделяют такие типы права, как национальные правовые системы (конкретно-исторические совокупности права, юридической практики и правовой идеологии государства) и правовые семьи (совокупности правовых систем, выделяемых на основе общности правовых источников, структуры права и исторических способов формирования права). Различаются следующие правовые семьи: англосаксонская, романо-германская, славянская, мусульманская, индусская и др.Поэтому правомерно с точки зрения данного подхода выводить такие типы права, как общее (англо-саксонское), континентальное (романо-германское), религиозное, традиционное, светское и др.

Контрольные вопросы и задания:

Назвать основные признаки права.

Раскрыть содержание права в объективном и субъективном смыслах.

Провести отличие права и закона.

Типы права, их характеристика.

Назвать характерные особенности основных концепций правопонимания.

Литература:

1. Алексеев С.С. К вопросу об общем понятии права // Советское государство и право. 1993. №6.

2. Емельянов С.А. Право: определения понятия. М.,1992.

3. Лившиц Р.С. Теория права. М.,1994.

4. Нерсесянц В.С. Право: многообразие определений и единство понятия // Советское государство и право. М., 1983. №3.

5. Тихомиров Ю.А. Публичное право. М.,1995.

Тема 11. Право в системе нормативного регулирования общественных отношений

Нормативное регулирование общественных отношений.

Право и мораль.

Право и обычаи.

Право и религиозные нормы.

Право и корпоративные нормы.

6.Социальные и технические нормы.

Нормативное регулирование общественных отношений.

Право как система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную и классовую волю, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, непосредственно направленно на регулирование общественных отношений. Государство официально устанавливает право, обеспечивает его исполнение. Для этого существует специальный аппарат надзора и контроля, пресечения нарушений, судебного рассмотрения споров. Право как нормативное выражение государственной воли непосредственно регулирует общественные отношения в классовых или в общесоциальных интересах. Право служит инструментом политики государства, средством организации управленческой и иной деятельности, осуществления его задач и функций. Право имеет общеобязательный характер, что позволяет ему выступать в качестве социального регулятора общественных отношений. В отличие от других социальных норм специфика регулятивной роли права связана с предоставительно-обязывающим содержанием большинства составляющих его норм. «Система нормативного регулирования – это совокупность социальных норм, регулирующих поведение людей в обществе, отношения их между собой в рамках объединений, коллективов, и социально-технических, регламентирующих их взаимоотношения с природой».[167]

Являясь важнейшим элементом нормативного регулирования общественных отношений, право занимает особое место в системе социальных норм. Как формально-определенные, правовые нормы являются единственными из социальных норм, которые санкционируются и обеспечиваются государством.

Система социальных норм состоит из различных групп норм, действующих во взаимосвязях друг с другом. «Социальные нормы – это связанные с волей и сознанием людей правила взаимодействия в обществе, возникающие в процессе его исторического развития, соответствующие определенному типу культуры и направленные на организацию общественных отношений».[168]К социальным нормам относятся экономические, политические, правовые, моральные, религиозные, эстетические и др. В процессе регулирования общественных отношений активная роль одной группы норм дополняется, конкретизируется другими социальными нормами. Социальные нормы по своей природе означают определенный стандарт поведения.

Право и мораль.

В регулировании общественных отношений право взаимодействует с моралью. Применение норм права требует проникновения в нравственную основу человеческих отношений. В сравнении с иными социальными нормами у морали наиболее широкая сфера действия. Но сферы действия права и морали в значительной мере пересекаются. Мораль есть особый тип нормативной регуляции, представленный совокупностью норм и принципов, распространяющих влияние на все общество. Общечеловеческое содержание морали воплощается и в правовых нормах. Мораль соединяет в себе абсолютные ценности, в силу чего моральные нормы и оценки являются высшим критерием правомерного поведения. Как форма общественного сознания, комплекс отношений и норм мораль зародилась раньше политической и правовой форм сознания. Принципы морали – это основные начала, исходные требования, охватывающие общественную и личную жизнь человека. Основные права человека – юридическое выражение его свободы и достоинства. Право и мораль входят в культуру общества и служат общей цели – согласованию интересов личности и общества. Право в целом соответствует моральным ценностям. М.Н.Марченко отмечает, что мораль и право имеют общие сферы распространения и регулирования, при этом по сравнению с нормами права нормы морали имеют более широкий характер правового регулирования. «Отношения дружбы, любви, многие семейные и другие отношения могут регулироваться лишь нормами морали или иными социальными нормами, но не нормами права».[169]

В теории государства и права соотношение права и морали рассматривается с позиций их единства, различия и взаимодействия. Единство права и морали характеризуется:

– нормативностью права и морали, заключающейся в совокупности определенных норм, являющихся эталоном и критерием оценки поведения;

–универсальностью права и морали, которая проявляется в том, что они распространяются на все общественные отношения, т.е. являются самыми универсальными регуляторами в системе социальных норм;

–общностью права и морали, которая выражается в одинаковой оценке ими экономического базиса, идеологии, политики и других сфер человеческой жизнедеятельности.

Различие между нормами права и морали:

– по происхождению: нормы права устанавливаются и санкционируются государством, нормы морали формируются обществом. Нормы морали возникли раньше правовых норм, сформировавшихся только после образования государства и права;

– по сфере действия: нормы права регулируют те отношения, которые государством возведены в закон, обеспечиваются и охраняются его принудительной силой, в то время как нормы морали оказывают влияние не только на правовые отношения, но и на совокупность общественных отношений, не урегулированных правом;

– по структуре: правовые нормы состоят обычно из трех элементов – гипотезы, диспозиции, санкции, в результате чего очень детально формулируются дозволения, запреты или предписания. Нормы морали выступают в виде обобщенных правил поведения и принципов;

– по способу обеспечения: реализация норм права поддерживается принудительной силой государства, мораль обращается к совести индивида. В случае нарушения норм права к виновному могут быть применены виды наказания, предусмотренные нормами права, в случае нарушения моральных норм применяется лишь общественное порицание.

Взаимодействие права и морали проявляется в их взаимопроникновении и взаимовлиянии: моральные принципы справедливости, равенства, гуманизма стали основополагающими положениями действующего законодательства. Право поддерживает требования морали юридическими санкциями, защищая минимум нравственности. Мораль оказывает активное воздействие на правосознание и тем самым способствует реализации норм права. Таким образом, сферы действия права и морали различны: мораль носит личный и общественный характер, право имеет официальное, т.е. государственное значение. Право и мораль различаются по характеру и методам обеспечения, порядку и объему ответственности. «Право и мораль различаются по сферам действия. Моральное пространство гораздо шире правового, границы их не совпадают».[170]

Право и обычаи.

Обычай – правило поведения, утвердившееся в общественной практике в результате многократного применения. Под обычаями понимаются сложившиеся традиции, ритуалы, обряды, имеющие социальную значимость. Обычаи складываются в рамках жизнедеятельности народа, профессиональных и иных групп. Обычаи – исторически первая группа социальных норм, возникающих одновременно с обществом. Обычаи представляют собой определенный итог жизнедеятельности, общественный опыт. Древнейшее право возникало в основном из обычаев, которые санкционировались государством, приобретая юридический характер. Обычаи являются правилами поведения, «которые никем сознательно, а тем более целенаправленно не устанавливаются и не санкционируются. Они складываются стихийно, в процессе общественной практики и повседневной жизнедеятельности людей…в результате весьма длительного, частого, многократного повторения одних и тех действий и теми же лицами или группами (группой) лиц. Одноразовые или эпизодически повторяющиеся действия не создают и не могут создать обычаев».[171]

В Гражданском кодексе РФ (ст. 5) обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области правоприменительной деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано оно в каком-либо документе.

Сходство норм права и обычаев состоит в том, что право и обычаи представляют собой совокупность норм, направленных на урегулирование общественных отношений. Отличие норм права от обычаев состоит в том, что в сферу регулирования права входит значительно большая часть общественных отношений по сравнению с обычаями. Взаимовлияние права и обычаев состоит в том, что прогрессивные обычаи стимулируются правом, оказывая влияние на право. В частности, гражданское право РФ признает обычаи делового оборота в качестве источников права. Кроме того, в ГК РФ указывается (ст. 421) на место обычая делового оборота в системе законодательства в соответствии с принципом юридической силы акта: если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон.

Удельный вес деловых обыкновений, являющихся по своему содержанию источниками российского права, возрастает. Обычай необходимо отличать от обыкновения, которое источником права не является. Обыкновение больше относится к организационной или материальной основам дела, детализируя общее правило обычая, применительно к конкретному случаю. Хотя на практике часто трудно разграничить обычай и обыкновение. Правовой обычай включает в себя свойство нормативности, тогда как обыкновение таким свойством не обладает, т.е. не является общепризнанной и общеобязательной нормой. Но обыкновение может стать основой отношения, если на практике уже так сложилось, если обыкновение постепенно становится обычаем, или, если сторонами договора определено правовое значение обыкновения. Но в общеправовом значении источниками права могут быть правовые обычаи, но не деловые обыкновения.

Правовые обычаи достаточно широко применяются в международном публичном и частном праве. Правовые обычаи определяют общую основу принципов международного публичного и частного права, как в правовой доктрине, так и юридической практике. «В юридической науке обычаи подразделяются на правовые (обычное право) и неправовые, или общегражданские. Правовые обычаи потому и называются правовыми, что они получают отражение в праве, им охраняются, защищаются, приобретая тем самым юридическую силу. Одни из них прямо закрепляются в законе, другие лишь подразумеваются, третьи логически вытекают из тех или иных правовых норм».[172]Правовые обычаи в основном носят субсидиарный характер, они призваны дополнять или раскрывать закон в той мере или в том объеме, в каком закон предусматривает на основе автономного (диспозитивного) метода правового регулирования. Правовые обычаи часто дополняют сферы действия семейного права, гражданского, коммерческого, предпринимательского и др.

Наиболее часто правовые обычаи применяются в международном праве. Международные обычаи являются формулами всеобщего признания сложившейся практики. Длительная повторяемость отношения в международном (публичном) праве означает традиционное признание международно-правового обычая. Специфика правового обычая связана с тем, что «он не представляет собой, в отличие от договора, официального документа с явно выраженными формулировками правил…Он фиксируется во внешнеполитических документах государств, в правительственных заявлениях, в дипломатической переписке, обретая зримые очертания, хотя и не столь формализованные, как в договоре, ввиду чего уяснение его содержания является более сложным и противоречивым».[173]

По вопросам, не урегулированным международными договорами между государствами, или связанным с непризнанием отдельными государствами международных конвенций, как правило, действуют положения правовых обычаев. Различаются в целом обычаи, принадлежащие к сферам регулирования международного публичного и международного частного права. «Природа международного обычая раскрывается в ст. 38 Статута Международного Суда ООН (п.1 «Ь»). В этом документе, являющемся неотъемлемой частью Устава ООН, международный обычай характеризуется как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы».[174]

Отчасти правовые обычаи применяются в международном коллизионном праве. Гражданский кодекс РФ признает для применения к отношениям с иностранным элементом кроме законов и договоров обычаи, признаваемые в Российской Федерации. Очень много правовых обычаев в сферу предпринимательства привносит судебно-арбитражная практика. Существуют также авторитетные кодификации международных обычаев и практики их толкования. Например, Международные правила толкования торговых терминов (Инкотермс). В сфере торговых отношений также применяются подготовленные Международной торговой палатой Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов и Унифицированные правила по инкассо. По сути эти и подобные им правила (Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже, Арбитражный регламент Европейской экономической комиссии ООН и др.) являются кодификациями обычаев и обыкновений международной торговли. «Обращение к торговому обычаю для разрешения споров в международном коммерческом арбитраже санкционировано российским законом. Во всех случаях третейский суд принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом торговых обычаев, применимых к данной сделке (п.3 ст. 28 Закона «О международном коммерческом арбитраже»).[175]Обычные нормы являются составной частью европейского контрактного права и др.

Правовые нормы могут поддерживать социально ценные обычаи, создавать для них режим наибольшего благоприятствования, но правовые нормы также должны запрещать социально вредные обычаи. В ряде случаев законы обнаруживают нейтральное отношение к тем обычаям, которые не имеют особо социально ценного или вредного характера. В области бытовых, семейных, религиозных отношений обычаи и традиции проявляются в обрядах и ритуалах, занимая немалое место в системе нормативных регуляторов общественного поведения.

Наши рекомендации