Действие источников трудового права во времени, в пространстве и по кругу лиц
Действие законодательства и иных нормативных правовых актов проявляется в возможности их реализации и практическом использовании для регулирования соответствующих отношений. Границы действия тех или иных актов нормативно – правового характера определяются:
1. предметом регулирования – видом общественных отношений на которые акт распространяется (Трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено Трудовым кодексом или иным федеральным законом.);
2. содержанием каждого акта – кругом вопросов, решаемых в нем;
3. кругом лиц на отношения, которых распространяется данный акт;
4. периодом времени, в течение которого акт может применяться;
5. территорией, на которой акт может быть реализован.
Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. К указанным физическим лицам относятся как граждане, являющиеся предпринимателями без образования юридического лица (индивидуальными предпринимателями), в том числе главы крестьянских (фермерских) хозяйств, так и другие физические лица, использующие труд наемных работников, например, в домашнем хозяйстве, при воспитании детей, для технической помощи в творческой деятельности, в целях оказания иных видов услуг по трудовым договорам.
Работодатели - физические лица обязаны применять не все нормы трудового права, а лишь те, которые могут применяться такими работодателями.
К работодателям - юридическим лицам относятся все виды юридических лиц, предусмотренные главой 4 Гражданского кодекса РФ, как коммерческие, так и некоммерческие организации. Следовательно, обязательность норм трудового права для работодателей - юридических лиц не зависит от того, на какой форме собственности (частной, государственной, муниципальной или иной) основано юридическое лицо конкретного вида.
На государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
Принципиально важно, что под действие актов регулирующих отношения в сфере труда подпадают все работодатели, не имеет значения, является работодатель физических или юридическим лицом, а также каковы виды собственности или организационно - правовая форма организации. В равной мере нормам трудового права должны подчиняться работодатели – частные собственники, организации, имущество которых находится в государственной или муниципальной собственности, организации, являющиеся акционерными обществами и др.
В ч. 5 ст. 11 ТК РФ предусмотрено, что нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения, если в них участвуют:
1. иностранные граждане, лица без гражданства;
2. организации, созданные или учрежденные иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием;
3. международные организации;
4. иностранные юридические лица.
Необходимо иметь в виду, что трудовое законодательство РФ содержит акты, устанавливающие определенные особенности регулирования трудовых отношений иностранцев (например, ФЗ от 25.07.2002г. № 115-ФЗ с изм. и доп., вступившими в силу 01.02.2012г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
Действие трудового законодательства в отношении государственных гражданских и муниципальных служащих, имеющих особый характер труда, требующий установления особенностей регулирования их отношений.
Этой цели отвечают ФЗ от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. 21.11.2011г., с изм. от 06.12.2011г.), ФЗ от 2 марта 2007 «№ 25-ФЗ (ред. от 21.11.2011г.) «О муниципальной службе в Российской Федерации». Нормы трудового права применяются к этим отношениям в части, не урегулированной этими законами. Трудовой договор с государственными гражданскими служащими называется служебный контракт, а заработная плата денежным содержанием, но это не меняет их трудо–правовой сущности.
Особым видом трудовой деятельности в интересах общества является альтернативная гражданская служба, но эти отношения по применению личного труда основаны не на соглашении, а на властном административном акте. Но на эти отношения распространяются основные нормы трудового законодательства, поскольку это отношения по использованию личного труда гражданина в интересах работодателя, где он проходит альтернативную гражданскую службу. Продолжительность рабочего времени, а также правила охраны труда техники безопасности устанавливаются трудовым законодательством. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а также государственному пенсионному обеспечению по инвалидности. Время прохождения гражданином альтернативной гражданской службы зачитывается в страховой стаж.
Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном Трудовым Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):
военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;
члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);
лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера;
другие лица, если это установлено федеральным законом.
Действие норм трудового законодательства в пространстве связывается с их распространением на территории.
Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют на всей территории Российской Федерации, если в этих законах и иных нормативных правовых актах не предусмотрено иное.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Если закон или иной нормативный правовой акт субъекта РФ, содержащий нормы трудового права, противоречит ТК РФ или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий установленный ТК РФ, то применяется ТК РФ или иной федеральный закон.
Нормативные правовые акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего муниципального образования.
Принимаемые работодателем локальные нормативные акты действуют в отношении работников данного работодателя независимо от места выполнения ими работы.
Следующим параметром является временной отрезок действия нормативных правовых актов. Это означает установление времени начала и окончания действия нормативных правовых актов, то есть их временных границ, которое осуществляется, как правило, актами высших органов государственной власти и государственного управления.
Так, нормы и положения Конституции Российской Федерации, регламентирующие основные социально-трудовые отношения, вступают в силу как и другие статьи этого основного источника российского права, со дня их опубликования по результатам всенародного голосования. Отдельные нормативные положения Конституции Российской Федерации, как и сама она в целом, действуют до принятия в установленном порядке новой Конституции РФ либо до принятия конституционного федерального закона, вносящего изменения и дополнения в эти положения.
Федеральные законы о труде вступают в силу, как правило, с той даты, которая определена органом, принявшим закон. Например, Трудовой кодекс Российской Федерации был принят Федеральным собранием 26 декабря 2001 г., а введен в действие с 1 февраля 2002 г.
Если в федеральном законе не предусмотрен срок введения его в действие, он вступает в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении 10 дней со дня его опубликования. При этом датой принятия федерального закона считается день его принятия Государственной Думой в окончательной редакции, а датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.
Таким образом, можно выделить, по меньшей мере, три временных характеристики правовых нормативных актов: первая - дата принятия данного закона палатами Федерального собрания Российской Федерации; вторая - дата опубликования; третья - дата вступления в силу, которая всегда связана с опубликованием, ибо действует общее правило, согласно которому неопубликованный нормативный правовой акт не подлежит применению.
Что касается действий во времени подзаконных нормативных правовых актов трудового законодательства, то на этот счет в свое время был принят Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. (ред от 17.11.2011) «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»". В статье 5 данного Указа установлено, что акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 7 дней после их опубликования в официальных изданиях. Указанные сроки вступления нормативных актов в силу не применяются в тех случаях, когда при принятии установлен другой срок введения их в действие.
Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении семи дней после их первого официального опубликования (п. 6 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. (ред. от 17.11.2011)). При этом может быть установлен иной порядок вступления их в силу. В частности, предусмотрено, что акты Правительства Российской Федерации, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.
Субъекты Российской Федерации, в свою очередь, вправе самостоятельно устанавливать порядок вступления в законную силу законов и иных нормативных актов, принятых на этом уровне регулирования трудовых отношений. Однако при этом должно быть соблюдено правило, закрепленное в части 3 статьи 15 Конституции РФ, согласно которой неопубликованные законы и любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они официально не опубликованы для всеобщего сведения. Надо при этом заметить, что практически все нормативные акты трудового законодательства всегда затрагивают права человека и гражданина. Следовательно, такие правовые акты могут стать источником трудового права только после их официального опубликования.
Нормативные правовые акты трудового законодательства имеют свою специфику и при их рассмотрении с точки зрения вступления в законную силу и действия во временном пространстве. Связано это главным образом с наличием в трудовом праве таких нормативных правовых актов, как соглашения по трудовым вопросам, заключаемые на различном уровне, а также коллективные договоры (ст. 43, 48 Трудового кодекса РФ).
Согласно ст. 12 Трудового кодекса РФ, закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в акте, определяющем порядок введения его в действие.
Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, прекращает свое действие в связи:
- с истечением срока его действия;
- с вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы;
- с отменой (признанием утратившим силу) данного акта актом равной или высшей юридической силы.
Нормативный правовой акт трудового законодательства не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие такого акта распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
В отношениях, возникших до введения в действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (ст. 12 Трудового кодекса РФ).
Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, не имеют строго установленных временных границ своего действия. Между тем для некоторых локальных нормативных актов трудовое законодательство все же такие границы регламентирует.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Раскройте понятие и классификацию источников трудового права.
2. Какова система источников трудового права и ее особенности?
3. Дайте общую характеристику Трудового кодекса РФ.
4. Назовите подзаконные нормативные акты, являющиеся источниками трудового права.
5. Единство и дифференциация правового трудового права.
6. В чем состоит особенность локальных норм в трудовом праве?
7. Как Трудовой кодекс разграничивает компетенцию РФ и ее субъектов по созданию источников трудового права?
8. Действие законов и иных нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
9. Расскажите о делении источников трудового права по юридической силе.
Глава 4