Кодексы, модельные кодексы, основы законодательства
1я кодификация - Кодифика́ция Юстиниа́на
Кодекс Юстиниана представляет собой собрание законов (императорских конституций) в точном значении этого слова. Он состоит из 12 книг, каждая делится на титулы с особым заглавием. Внутри титула расположены отдельные конституции с указанием имени императора, принявшего ее, и даты принятия. Книга 1 содержит конституции по церковному праву, 2 — 8 — гражданскому праву, 9 — уголовному праву, 10 — 12 — положения о государственном управлении Основа Кодификации Юстиниана — римское право, переработанное с учётом новых экономических условий.
Кодификация законодательства - это форма коренной переработки действующих НА в определенной сфере отношений, способ качественного упорядочения законодательства, обеспечения его согласованности и компактности, освобождения от устаревших, не оправдавших себя норм. Кодификация направлена на то, чтобы критически переосмыслить действующие нормы, устранить противоречия и несогласованности между ними, ликвидировать повторения, устаревшие положения, пробелы, дублирование норм.
Кодификация обладает рядом характерных черт:
1) формулируются нормы, регулирующие наиболее важные, принципиальные вопросы общественной жизни, определяющие нормативные основы той или иной отрасли (института) законодательства;
2) такой акт регулирует значительную и достаточно обширную сферу отношений (имущественные, трудовые, брачно-семейные отношения, борьба с преступностью и т.д.);
3) это сводный акт, упорядоченная совокупность взаимозависимых предписаний. Он является единым, внутренне связанным документом;
4) кодификация ориентирована на создание более устойчивых, стабильных норм, рассчитанных на длительный период их действия;
5) предмет кодификации обычно определяется в зависимости от деления системы законодательства на отрасли и институты. Кодификационный акт обычно возглавляет систему взаимосвязанных НА, образующих определенную отрасль, подотрасль или отдельный институт законодательства;
6) акт кодификации всегда значителен по объему, имеет сложную структуру.
Кодификационные акты могут внешне выражаться в различных формах:
1.Основы законодательства активно используются в кодификационной деятельности Российской Федерации. Это акт федерального законодательства, содержащий принципиальные, наиболее общие нормы по предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов, которые должны развиваться и конкретизироваться, в первую очередь, в нормативных актах, принимаемых субъектами Федерации, а также и в актах федеральных правотворческих органов. Основы законодательства обычно стоят во главе тех или иных отраслей либо институтов права, обеспечивают взаимоувязанность и согласованность всех норм соответствующих отраслей и институтов. Ныне в Российской Федерации приняты и действуют такие акты, как Основы лесного законодательства, Основы законодательства о культуре, Основы законодательства об охране здоровья граждан и др.
2.Кодекс чаще всего используемый вид кодификационного акта. Это значительный по объему сводный акт, представляющий собой систематизированное изложение норм той или иной отрасли законодательства либо правового института, детально и конкретно регулирующий определенную сферу отношений и подлежащий непосредственному применению. В ряде случаев, установленных законодательством, кодекс, будучи законодательным актом, приобретает более высокую юридическую силу, чем обыкновенный закон. Так, в ч. 2 ст. 3 Гражданского кодекса РФ установлено, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.
По характеру охвата регулируемых кодексами общественных отношений они бывают отраслевыми (регулируют конкретную сферу – уголовный, гражданский, трудовой и тп).и комплексными (межотраслевыми - систематизирует нормы, которые собраны вместе не по отраслям права, а по иным основаниям (сфера государственной деятельности, отрасль хозяйства или социально-культурного строительства) и объединены единой концепцией – воздушный, торгового мореплавания и тп).
3. Иные виды кодификационных актов - уставы, положения, правила и т.д.
· Уставы - это комплексные нормативные акты, регулирующие правовое положение определенных органов и организаций (например Устав Центробанка РФ), либо ту или иную сферу государственной, в первую очередь хозяйственной, деятельности (Устав железных дорог, Устав внутреннего водного транспорта). В форме уставов определяется также порядок деятельности различного рода воинских формирований (Устав караульной службы, Дисциплинарный устав и др.).
+ формулируются основные нормы, определяющие правовой статус субъектов РФ
· Положения регламентируют правовое положение, задачи и компетенцию определенного органа, учреждения или группы однородных органов, учреждений, организаций (Положение о Верховном суде РФ, Положение о службе в органах внутренних дел РФ и др.).
· Правила содержат процедурные нормы, определяющие порядок организации какого-либо рода деятельности.
Модельный закон есть законодательный акт рекомендательного характера, содержащий типовые нормы и дающий нормативную ориентацию для законодательства. Он не является обязательным для законодательных органов и служит для них нормативно-ориентирующим стандартом. Модельные законы различаются по видам: одни принимаются законодательным органом федерации для ее субъектов, другие — межгосударственным объединением для государств-членов, третьи — международными организациями в качестве правового образца, четвертые — разрабатываются учеными-юристами и специалистами и носят доктринальный характер.
Пример: Модельный уголовный кодекс, рекомендуемый законодательный акт для СНГ – по сути наш УК, только нет конкретных квалификаций, те каждая страна сама устанавливает какое наказание за то/иное деяние, а состав преступлений одинаковый.