Китай и захватническая политика Японии (от Мукденского инцидента до начала японо-китайской войны в 1937 году)
Объектом интересов мировых империалистических держав является Китай с его 400-миллионным населением, громадными естественными богатствами и слабо развитой промышленностью. Он являлся как неисчерпаемым источником сырья, так и необъятным рынком сбыта для индустриальных держав.
Экспансия Японии на материк началась в 90-х годах XIX века. По Симоносекскому договору 1895 г. Япония получила Формозу и Пескадорские острова. По Портсмутскому договору 1905 г. Япония получила Квантунский полуостров с Порт-Артуром, Южно-Маньчжурскую дорогу с полосой отчуждения на 35 лет, признание свободы действий в Корее, формальное присоединение которой состоялось в 1910 г. Еще в ходе Мировой войны (8 января 1915 г.) Япония предъявила Китаю «21 требование» — ультиматум, состоящий из 5 разделов.
Япония быстро пошла по пути индустриализации. Однако главным препятствием «развития японской промышленности» служила ее зависимость от внешних рынков в отношении промышленного сырья и продовольствия. Отсутствие железа, угля, нефти, недостаток хлопка, риса Япония стремилась восполнить экспансией на материк и захватом естественных богатств Маньчжурии и собственно Китая. Она все более укрепляется в Южной Маньчжурии и Китае, овладевает каменноугольными и рудными богатствами в провинциях Шаньдун, Хубей, Хенань, Шанси, строит железные дороги, заводы и верфи, вызывая опасения других империалистических хищников.
Вопрос об овладении Маньчжурией был поставлен в конце июня – начале июля 1927 г. на проходившей в Токио, Восточной конференции, в которой помимо премьер-министра Г.Танака принимали участие 22 специалиста по вопросам японской политики в Китае. Конференция, которая, по мнению японских историков, “предопределила неизбежность маньчжурского инцидента”, выработала основное принципиальное решение “разрешить проблему Маньчжурии вооружённым путем”. При этом выдвигалась идея создания на территории Маньчжурии марионеточного государства.
Цель японской агрессии в Маньчжурии — превращение Маньчжурии в объект монопольного японского господства. Маньчжурский вопрос — неразрывная часть китайского вопроса, который, в свою очередь, занимает центральное место в тихоокеанской проблеме. Овладение Маньчжурией — ключ к овладению прилегающим Северным Китаем, а следовательно, — ключ к господству над всем Китаем.
К 1931 г. международная обстановка на Дальнем Востоке складывалась довольно благоприятно для Японии. Её основные соперники – США и Англия переживали самый острый момент экономического кризиса и всецело были заняты поисками выхода из собственных трудностей.
Группа японских офицеров (полковники Сэйсиро Итагаки и Кэндзи Доихара, подполковник Кандзи Исивара, майор Такаёси Танака) 31-го марта 1931 года, поставив в известность командование, согласовали план провокации и последующей атаки на Бэйдаин и Мукден. Старший лейтенант Суэмори Комото заложил около одного из двух путей небольшой заряд взрывчатки. Примерно в 22:20 18 сентября произошёл взрыв, повредивший полтора метра рельсов Южно-Маньчжурской железной дороги (ЮМЖД).
Без объявления войны, без всяких дипломатических предупреждений, в ночь с 18 на 19 сентября 1931 года японские войска после шестичасового боя с военными силами Чжан Сюэляна, заняли столицу Маньчжурии — Мукден. В первые же дни японцами был оккупирован весь район, прилегающий к железным дорогам с городами Мукденом, Чанчунем, Гирином, Аньдуном и Инкоу (Ньючванг). К концу зимы Манчжурия была полностью в руках японцев.
В момент захвата японцами Мукдена в Женеве заседал Совет Лиги Наций, в котором были представители Японии и Китая. Китай сразу же обратился к Лиге Наций на основании статьи 11-й ее Устава. Совет Лиги Наций постановил, что японские войска должны быть уведены из Маньчжурии не позже 16 ноября. На этот жест Лиги Наций Япония не обратила никакого внимания.
В 1931 году, сразу после Мукденского инцидента, Япония вторглась в Маньчжурию.После пяти месяцев борьбы, в 1932 году, в Манчжурии был установлен прояпонский марионеточный режим — государство Манчжоу-Го.Оно было признано последним императором Китая, Пу И, который при поддержке японцев был поставлен в его главе.
За Мукденским инцидентом последовали непрекращающиеся конфликты. В 1932 году китайские и японские солдаты сражались в короткой войне, называемой«Инцидент 28 января». Эта война привела к демилитаризации Шанхая, в котором китайцам было запрещено размещать свои вооружённые силы. В Манчжоу-Го шла длительная кампания по борьбе с антияпонскими добровольческими армиями, которые возникли на почве народного разочарования в политике непротивления японцам. В 1933 году японцыатаковали район Великой Китайской стены, что привело к заключению перемирия, которое давало японцам контроль над провинцией Жэхэ и создавало демилитаризованную зону между Великой Китайской стеной и районом Пекин-Тяньцзинь. Целью японцев было создание другой буферной зоны, на этот раз между Манчжоу-Го и китайским националистическим правительством, столицей которого был Нанкин.
Под давлением Японии в 1935 году Китай подписывает японские условия нормализации обстановки в Северном Китае, которые запретили КПК партийную деятельность в Хэбэе и действенно покончили с китайским контролем Северного Китая. В том же году заключено соглашение между китайскими властями в монгольской провинции Чахар и японцами о демилитаризации восточной части провинции и смещении с поста её губернатора, что изгнало КПК из Чахара. Таким образом, к концу 1935 года китайское центральное правительство фактически оставило Северный Китай. Соответственно, на его территории были учреждены поддерживаемые японцами органы власти (Мэнцзян и «Антикоммунистическое автономное правительство Восточного Цзи»).
Вывод: воспользовавшись сложившейся ситуацией на мировой политической арене, Япония безнаказанно и успешно произвела интервенцию на территорию Китая. Лига Наций ориентируясь на позицию США, занимает пассивную позицию бездействия, которая воспринимается Японией как проявление слабости и лишь способствует развёртыванию военных действий, перерастающих из “инцидентов” в полномасштабную войну. Однако, ради справедливости стоит отметить, что авантюра Квантунской армии в Маньчжурии в 1931–1932 гг. не принесла Японии ни военной безопасности, ни экономической самодостаточности. Наоборот, она ввергла страну в пучину разрушительных международных конфронтаций.