Форма правления. Особенности монархии

По форме правления Великобритания является парламентарной монархией. Данная форма правления существует с начала IX в., когда объединились семь прежде враждовавших между собой королевств (был лишь 11-летний перерыв республиканской диктатуры Кромвеля с 1649 по 1660 гг.).

В английской государственно-правовой доктрине принято ставить на первое место в системе государственных органов монарха, который является главой государства и признается источником суверенной власти. В Великобритании действует кастильская система престолонаследия, в соответствии с которой королевский трон передается по наследству старшему из сыновей бывшего монарха, а если сыновей нет, то старшей дочери. С 1952 г. трон занимает Елизавета II. Елизавета II – 42-й монарх Великобритании и шестая по счету королева. Она принадлежит к династии Виндзоров.

Полномочия монарха существуют в форме королевских прерогатив, т.е. исключительных прав, не исходящих от парламента. Прерогативы монарха Великобритании можно подразделить на личные и политические. К числу личных относятся: право на атрибуты монаршей власти (корона, мантия, трон, скипетр и держава, титул), право на содержание (если в 1952 г. сумма, отпускавшаяся по цивильному листу, составляла 475 тыс. фунтов стерлингов, то в 1995 г. она равнялась 7,9 млн.); в-третьих, право иметь королевский двор. Во время правления отца нынешней королевы Георга VI была установлена еще одна королевская прерогатива – освобождение от уплаты налогов. В начале 90-х годов Елизавета II добровольно от нее отказалась.

Политические прерогативы монарха формально являются весьма обширными и серьезными, но на практике в настоящее время самостоятельно им не используются. В большинстве случаев они действуют лишь номинально. Поэтому их принято именовать «спящими» прерогативами.

Политические прерогативы монарха заключаются в следующем:

- монарх является составной частью парламента наряду с Палатой лордов и Палатой общин;

- монарх имеет право абсолютного вето на любой закон, принятый парламентом (однако данное право не применялось монархом около 300 лет – с1707 г., за что получило прозвище«спящего полномочия»; в действительности абсолютное вето, не преодолеваемое парламентом, – мощнейшее оружие в руках короля (королевы), которого не имеют большинство других монархов или президентов);

- монарх имеет право по своему усмотрению назначать премьер-министра и министров, а также освобождать их от должности (обычно королева следует сложившемуся за два столетия конституционному обычаю (не закрепленному в конституционных актах) – назначать премьер-министром лидера партии, победившей на выборах в Палату общин парламента, а министров – по предложению премьер-министра[1]);

- монарх имеет право досрочно распускать Палату общин;[2]

- монарх единолично возглавляет англиканскую церковь в Англии и пресвитерианскую – в Шотландии и осуществляет соответствующие назначения;

- монарх является главнокомандующим вооруженными силами, присваивает воинские звания, назначает высший командный состав;

- монарх назначает дипломатических представителей, подписывает международные договоры, объявляет войну и мир;

- монарх возглавляет Британское содружество;[3]

- британский монарх является главой государства не только в Великобритании, но и в 17 странах Британского содружества (включая Канаду, Австралию и Новую Зеландию);

- монарх жалует дворянские титулы (пэра и т. д.) и назначает членов Палаты лордов.

Даже не считая «спящих» полномочий и связанности конституционными обычаями, британский монарх является одним из самых авторитетных и сильных в мире.

Судебные полномочия монарха характеризуются тем, что от его имени объявляются амнистия и помилование, назначаются судьи, возбуждается и ведутся все уголовные дела.

Все акты, исходящие от королевы, подлежат контрассигнации премьер-министра. В соответствии с конституционным обычаем монарх не может издать ни одного акта без согласия премьер-министра.

Институт монархии сохраняется в Великобритании как символ единства нации, преемственности в ее развитии, гарант стабильности в обществе. Монархия имеет некоторые преимущества, отсутствующие у республиканской формы правления. К ним можно отмести политический нейтралитет монарха (поддерживаемый недопустимостью его членства ни в одной политической партии), его компетентность и информированность в вопросах управления, обеспечиваемые многолетним опытом; подготовкой к достойному исполнению своих задач с детства, возможность сохранения монархом своего статуса независимо от соотношения политических сил.

Центральные органы государственной власти. Парламент

Парламент Великобритании создан в 1265 г. и включает монарха, палату общин и палату лордов.

Нижняя палата – палата общин – это общенациональный представительный орган, избираемый на пять лет. В настоящее время численность палаты общин – 659 человек

Руководит палатой общин председатель палаты – спикер (в палате лордов председательствует лорд-канцлер). У него имеются три заместителя, которые поочередно председательствуют на заседаниях комитета всей палаты. Спикер избирается палатой на весь срок ее полномочий и представляет палату в отношениях с другими органами. Он не должен принадлежать к какой-либо партии.

Важным структурным элементом палаты общин служат парламентские комитеты. Они образуются, в основном, для предварительного обсуждения законопроектов. Комитеты английского парламента подразделяются на постоянные и временные. Постоянные, в свою очередь, делятся на 3 вида: комитет всей палаты; неспециализированные и специализированные.

Комитет всей палаты представляет собой весь ее состав. Он созывается для обсуждения конституционных и финансовых законопроектов, а также предложений о национализации или денационализации (в последнем случае – по желанию правительства).

Неспециализированные комитеты палаты общин обозначаются первыми буквами латинского алфавита А, В, С, D и т.д. Обычно в палате функционирует 7-8 таких комитетов.

В каждом из них работает от 15 до 50 человек. Их персональный состав формируется комитетом по партийному признаку, т.е. по предложениям партийных фракций пропорционально их численности.

Специализированные комитеты состоят из 9-14 человек каждый. Большинство из них (14) создаются по отраслям и сферам управления. Их основная задача – контроль за деятельностью основных министерств. Поэтому система комитетов привязана к их структуре. Например, действуют комитеты по обороне, внутренним делам, иностранным делам, промышленности и торговле, транспорту, сельскому хозяйству, комитеты по делам Шотландии и Уэльса. Кроме того, имеются специализированные комитеты по европейскому законодательству, делегированному законодательству, публичной отчетности, по делам парламентского уполномоченного.

Комитеты имеют право проводить расследования, для чего они могут истребовать необходимые документы и материалы, вызывать свидетелей, назначать экспертов. По окончании расследования того или иного вопроса комитет представляет палате общин доклад. В целом парламентские комитеты играют вспомогательную, не очень значительную роль, их решения носят рекомендательный характер, и депутаты не связаны мнением того или иного комитета.

Палата лордов до начала реформы 1999 г.состояла преимущественно из пэров (дворян), баронов (самый низкий дворянский титул), виконтов, графов, маркизов, герцогов. Каждый год число пэров увеличивалось, поскольку 2 раза в год (21 апреля – в день рождения королевы и 25 декабря – в Рождество Христово) королева жалует очередные дворянские титулы тем, кто отличился перед Великобританией.

В состав Палаты лордов входили четыре категории членов:

- более 770 наследственных пэров, которые получили свое место в палате по наследству и передавали его по наследству;

- около 450 назначенных королевой пожизненных пэров (за выдающиеся заслуги перед Великобританией), не имеющих права передавать титул по наследству (например, это известные парламентарии, ученые, бывшие премьер-министры; после ухода в отставку М. Тэтчер получила титул баронессы и стала пожизненным членом Палаты лордов);

- 26 духовных лордов (представителей церкви);

- 12 судебных лордов (и духовные, и судебные лорды пэрами не являются).

Руководит работой Палаты лордов лорд-канцлер, являющийся одновременно главой судебной власти. Лорд-канцлер – это министр правительства, который не избирается палатой, а назначается королевой по представлению премьер-министра (и это – еще одна уникальная черта британского парламента – работой одной из палат парламента руководит министр).

Лорды – представители сложившейся столетиями земельной и промышленной аристократии. Они обладают свободой от ареста. Каждый из лордов имеет прямой доступ к королеве (что проблематично даже для руководителей иностранных государств).

В действительности от Палаты лордов практически мало пользы. Она выполняла судебные, некоторые иные функции, но в целом заслужила себе репутацию как отживший институт, отголосок прошлого, «палата бездельников».

Начиная с 1911 г. в британском обществе ширилось движение за ликвидацию Палаты лордов за ее ненадобностью. Правительство Э. Блэра в настоящее время проводит реформу верхней палаты британского парламента. В 1999 г. Палата лордов одобрила в третьем чтении законопроект об упразднении института наследственных пэров. Сохраняется, однако, институт так называемых «пожизненных» пэров – лордов, получивших титул по указу монарха за особые заслуги перед государством. В результате этого этапа реформы Палату покинет 731 пэр. Предполагается, что в будущем 80% пэров будут избираться.

Английская палата лордов открыла 7 июля 2006 г. новую эру своей истории, впервые избрав себе спикера. Им стала бывший член правительства лейбористов Хелен Хейман. Избрание спикера стало результатом конституционной реформы, в ходе которой была окончательно упразднена должность лорд-канцлера, на протяжении многих веков исполнявшего обязанности председателя верхней палаты парламента. Согласно неписаной английской конституции лорд-канцлер традиционно назначался на должность главой правительства и помимо председательства в палате лордов исполнял обязанности министра юстиции, сочетая тем самым функции законодательной, исполнительной и судебной сластей. Новый спикер палаты, напротив, является выборной должностью, полностью независимой от правительства. Кроме того, он более не возглавляет судебную систему. Эти функции еще в 2005 были переданы лордом главному судье. Таким образом, по мысли авторов реформы, достигается оптимальное разделение законодательной судебной и исполнительной властей.

Спикер палаты лордов унаследовал от лорда-канцлера все внешние атрибуты. На заседаниях он будет традиционно восседать на мешке с шерстью – источнике процветания и возвышения средневековой Англии. Носить парик и чулки также пока не воспрещается.

Кроме законодательной, палата лордов до реформы имела судебную власть: в неё входил высший апелляционный суд для большинства случаев в Соединённом Королевстве. Судебные функции палаты лордов выполнялись не полной Палатой, а группой членов с юридическим опытом, называемой «лорды-законники». Акт о конституционной реформе 2005 привел к созданию отдельного Верховного суда Великобритании, которому переданы судебные функции палаты лордов и некоторые функции Судебного комитеты Тайного совета.

Депутат парламента обладает иммунитетом (на период сессии плюс 40 дней до начала и после завершения сессии) и получает жалованье за свою работу. Кроме того, ему оплачиваются почтовые и транспортные расходы, услуги 3 помощников. В дополнение к услугам помощников депутатам иногда оказывают помощь местные партийные агенты (в выполнении конкретных просьб избирателей, подготовке встреч с избирателями в выходные дни).

Основной сферой деятельности английского парламента является законодательство. Законодательная инициатива может быть осуществлена в любой палате. На практике законопроекты рассматриваются нижней палатой, затем передаются в верхнюю. Формально законодательной инициативой обладает монарх (в лице министров). В соответствии с правилами процедуры неправительственные законопроекты рассматриваются лишь один день в неделю. В итоге 95% всех законов принимается по инициативе правительства.

Старейшей прерогативой парламента является принятие бюджета, другие финансовые полномочия. Законодательной инициативой по финансовым вопросам обладает правительство.

Контрольза деятельностью правительства также является одним из важнейших направлений деятельности парламента. В английской парламентской практике правительство несет коллективную ответственность перед парламентом. Применяются следующие формы контроля: вотум недоверия, резолюция порицания, вопросы устные и письменные. Выражение правительству вотума недоверия влечет либо его отставку, либо роспуск палаты общин. Вотум недоверия может иметь место, если само правительство ставит вопрос о доверии. При этом вотум недоверия бывает только связанным, т.е. вопрос о доверии ставится лишь в связи с прохождением правительственного законопроекта. Зачастую правительство сознательно ставит вопрос о доверии, зная о непопулярности закона, чтобы путем давления на парламент способствовать его принятию. В английской политической практике вотум недоверия – явление чрезвычайно редкое. В XX веке имелось всего 2 таких случая, и оба они произошли при необычной ситуации, когда правительство не имело поддержки большинства в палате общин (в 1924 и 1979 гг.).

В 1967 г. в Великобритании был учрежден институт парламентского уполномоченного по делам администрации (омбудсмана), который от имени депутатов проводит расследование различных нарушений органов исполнительной власти. Следовательно, его деятельность является частью механизма парламентского контроля за министерствами. В Великобритании омбудсман назначается правительством. Однако парламент полностью не отстранен от процедуры замещения этого поста. В политической практике сложился порядок, при котором правительство, прежде чем сделать назначение, консультируется с председателем специализированного комитета по делам парламентского уполномоченного. Только парламент решением обеих палат может отстранить уполномоченного от должности, если тот перестает «вести себя хорошо» (по выражению закона о парламентском уполномоченном). Помимо этого, он уходит в отставку по собственной просьбе, либо по достижении 65-летнего возраста. Уполномоченный не может быть членом парламента.

Правительство

ПравительствоВеликобритании, насчитывающее около 100 человек, имеет своеобразную структуру. Состав кабинета (собственно правительства) и официального правительства не совпадает.

Правительство формируется премьер-министром, как правило, из депутатов правящей партии. В него входят четыре группы министров. Первая – главы отдельных министерств. Часть из них, занимающая ключевые позиции, входит в состав кабинета. Остальные министры получают лишь выдержки из решений кабинета, касающихся деятельности возглавляемых ими министерств (если их не пригласили на рассмотрение кабинетом этого вопроса).

Кабинет существует благодаря конституционному обычаю (нет ни одного закона, который устанавливал бы его правовой статус). Министры, возглавляющие наиболее важные министерства, назначаются членами кабинета. В него, кроме премьер-министра, входят 20-22 человека: лорд-канцлер, канцлер казначейства, государственные секретари внутренних дел, обороны, а также министры без портфеля. Состав кабинета, как и правительства, неоднороден. Наиболее близкие и пользующиеся доверием премьер-министра члены кабинета (3-5 чел.) входят в так называемый «внутренний кабинет». Принятое ими решение (кабинет в полном составе собирается редко) оформляется затем как решение кабинета. При необходимости численный и персональный состав «внутреннего кабинета» может меняться по усмотрению премьер-министра.

Вторую группу составляют министры без портфеля и члены правительства, занимающие различные традиционные должности: например, лорд-председатель совета, лорд-хранитель печати. В каждом конкретном правительстве премьер-министр возлагает на них выполнение особых функций. Министры третьей группы называются государственными министрами – это заместители министров наиболее крупных министерств. Четвертая группа – так называемые младшие министры – парламентские секретари, назначаемые для обеспечения связей министров с парламентом. Изменение отношений с парламентом, усложнение управленческих функций правительства и противоречия с огромной армией чиновничества потребовали усиления последних двух категорий министров. В 1980-1990-е годы государственных министров было в три, а парламентских секретарей – в полтора раза больше, чем членов кабинета.

Значительное развитие получили вспомогательные органы правительств (комитеты, секретариаты). Они создаются при премьер-министре и при каждом министре и специализируются в нескольких сферах деятельности.

Одним из основных направлений деятельности правительства является управление разветвленным государственным аппаратом. Оно не только играет решающую роль в назначении, перемещении и увольнении чиновничества, но и руководит его работой. Через министерства, департаменты, штабы и другие органы правительство осуществляет волю государства.

Будучи органом исполнительной власти, правительство призвано исполнять принятые парламентом законы. Исполнение приводит к установлению собственной нормотворческой деятельности правительства. Принимаемые им акты можно подразделить на 2 группы: акты подзаконного характера и акты делегированного законодательства: последних в среднем за год принимается в 18 раз больше, чем законов. Широкое распространение получила и субделегация, когда министры поручают (делегируют) издание актов руководителям нижестоящих ведомств.

Фактический контроль за законодательной деятельностью парламента также стал одним из важнейших направлений деятельности правительства: правительство составляет повестку дня, определяет процедуру заседаний, регулирует время дебатов и т.д. Правительственный контроль особенно ощутим при принятии бюджета. Правительству принадлежит важная роль в осуществлении внешней политики, установлении чрезвычайного положения и в других важных сферах государственной деятельности.

Политическая система

Существующая в Великобритании двухпартийная система сложилась в конце XVII века, когда были образованы партии тори и вигов. Позже они были преобразованы в Консервативную и Либеральную партии.

Начиная с первой мировой войны, фаворитами избирателей являются Консервативная и Лейбористская (лейбористы вытеснили либералов и заняли их место) партии, попеременно сменяющие друг друга у руля государственной власти. Всего же в парламентских выборах обычно участвует более 10 партий. С середины 1970-х годов наметился процесс перегруппировки сил: расслоение традиционных партий, образование новых партий, их объединение друг с другом и с частью старых партий. Эти процессы повлекли некоторые изменения традиционного облика классической двухпартийной системы. Можно предположить, что со временем двухпартийная система Великобритании преобразуется в многопартийную или (вероятнее всего) в двух-с-половиной партийную немецкого образца. Наиболее влиятельными в Великобритании являются несколько политических партий.

Консервативная партия – крупнейшая партия страны, насчитывает около 2 млн. членов. Официально оформилась в 1867 г. на базе партии тори, выражавшей интересы помещиков и высшего духовенства. Поскольку целью партии является участие в работе парламента и сформирование правительства, то главную роль в выработке политики и руководстве этой организации играет парламентская фракция во главе с лидером. Лидер избирается самой фракцией.[4] Два других структурных элемента – местные ассоциации избирателей в округах и партийная конференция – не имеют значительного влияния. В послевоенный период партия ориентируется на наиболее массовый «средний слой» общества.

Партия имеет 11 региональных организаций, в каждой из которых создается совет, исполком, аппарат, состоящий из назначаемых центров освобожденных работников. В избирательных округах действуют ассоциации и местные органы Союза молодых консерваторов, женской, профсоюзной организаций и консервативного политического центра. В среднем каждая местная ассоциация насчитывает 2400 человек.

Партия не имеет устава и четкой долговременной программы (вместо нее перед очередными парламентскими выборами издается предвыборный манифест, содержащий программу деятельности правительства, если партия одержит победу на выборах). Основой политического курса являются идеи свободного рынка, денационализации, демократии собственников, сокращение неэффективного производства. В сфере внешней политики консерваторы выступают за ядерное сдерживание, укрепление НАТО, сохранение самостоятельности Великобритании в рамках ЕС.

Внутри партии существует несколько политических течений. «Новые» тори тэтчеровского периода выражают интересы большинства той части населения, которая выступает за развитие личной инициативы и частного предпринимательства, ограничение государственного регулирования, обеспечение правопорядка, законности, за защиту «национального достоинства» и сокращение неэффективного производства. Реализуя эти интересы, правительство, возглавлявшееся М.Тэтчер, осуществило частичную денационализацию и преобразование институтов государственного регулирования экономики в интересах бизнеса, в два с лишним раза уменьшило максимальный уровень налогов (с 83% до 40%), произвело распродажу части муниципальных домов, ограничило ряд прав профсоюзов. Правительство Дж. Мейджора продолжало эту политику. В частности, в Гражданской хартии, представленной правительством на рассмотрение парламента, предусмотрена денационализация британских железных дорог, лондонской автобусной компании, создание альтернативных почтовых служб. Указанные меры были вызваны несколькими причинами. Не последнее место среди них – неэффективность работы этих служб.

Лейбористская партия является второй по значению партией в стране. Она была создана в 1900 г. по инициативе профсоюзов и ряда социалистических организаций для поддержки избрания представителей рабочих в парламент. Главную роль в руководстве партией также играет парламентская фракция, избирающая своего лидера – по существу, лидера всей партии.[5] Структура лейбористской партии более децентрализована по сравнению с партией тори, лидер партии имеет меньшее влияние. Сама фракция в палате общин разделена на левых (группа «Трибюн»), правоцентристов (группа «Манифест») и «профсоюзников». Роль партийной конференции у лейбористов выше, чем у тори: она избирает Национальный исполком, который по уставу является «административным органом партии». На местном уровне действуют организации в избирательных округах, руководимые выборными генеральными комитетами. Они представляют собой отделения партии, решают местные вопросы и отбирают кандидатов на ежегодную конференцию.

Партия насчитывает около 6,5 млн. членов, в том числе 6,2 млн. – коллективные члены (профсоюзы, кооперативные общества). Индивидуальных членов около 277 тыс. человек (в конце 1970-х гг. их было свыше 620 тыс.). После поражения на парламентских выборах 1979 г. процесс размежевания в партии обострился. Левому крылу удалось добиться позитивных решений по вопросам внутренней и внешней деятельности: установлен новый порядок избрания лидера партии, закреплена обязанность парламентариев-лейбористов отчитываться перед местными партийными организациями, закреплено обязательное утверждение всех кандидатов в парламент партийными организациями избирательных округов.

Британские лейбористы выступают за сохранение государственного регулирования экономики при увеличении капиталовложений в развитие промышленности, повышение роли государственного сектора и планирования, расширение программы социальных услуг, национализацию ряда крупнейших монополистических объединений, привлечение профсоюзов к управлению предприятиями.

Партия социал-либеральных демократов образовалась в марте 1988 г. в результате объединения либеральной партии[6] и части членов социал-демократической партии, которые с 1981 г. примыкали к либералам. Политическая платформа – центристская. Численность партии около 60 тыс. членов. В области экономики партия во многих вопросах примыкает к консерваторам. ПСЛД выступает за проведение ряда реформ: усиление роли парламента, введения пропорциональной избирательной системы, установления гарантий индивидуальных свобод граждан.

Социал-демократическая партия образовалась весной 1981 г. в результате раскола лейбористской партии. В нынешнем виде существует с 1988 г., после собственного раскола. Включает тех членов партии, которые являются противниками объединения с либеральной партией. Занимает правоцентристские позиции. Политическая платформа мало чем отличается от программы консерваторов.

В последнее время в связи с ростом национального самосознания активизировалась деятельность националистических партий. В Шотландии – Шотландская национальная партия, выступающая за независимость Шотландии, насчитывает около 80 тыс. человек. В Уэльсе – Плайд кимру («Свободный Уэльс») – борется за предоставление самоуправления Уэльсу, насчитывает около 30 тыс. человек. С середины 1970-х гг. в Великобритании появилась партия «зеленых», выступающая за охрану окружающей среды. Число ее членов и сторонников постоянно растет. Возрастающие трудности «зеленых» связаны с тем, что ведущие партии вносят в свои программы поправки, учитывающие интерес избирателей к этим проблемам.

Коммунистическая партия Великобритании – создана в 1920 г. как партия рабочего класса, стоящая на позициях марксизма-ленинизма. Переживает организационный и идеологический кризис, который отражается на уменьшении численности ее членов; некогда насчитывавшая свыше 40 тыс. членов, в настоящее время объединяет в своих рядах немногим более 6 тыс. сторонников. На 42-м (1990 г.) съезде принята резолюция, нацеливающая на переосмысление концепции социализма, создание более открытой организации, основанной на синтезе марксизма-ленинизма с другими направлениями политической мысли. Принято решение о преобразовании партии, разработке нового устава, отказе от принципа демократического централизма и изменении названия партии.

Коммунистическая партия Британии образована в апреле 1988 г. из числа членов КПВ, не согласных с линией нынешнего руководства. Насчитывает около 1,6 тыс. членов.

Профсоюзы Великобритании объединяют около 40% трудящихся, отличаются высокой степенью сплоченности. Около 90% (8,7 млн. чел.) всех членов профсоюзов входят в Британский конгресс тред-юнионов, действующий с 1868 г. и объединяющий 78 профсоюзов. БКТ имеет традиционные связи с лейбористской партией, состоя в ней на правах коллективного члена. Реформа специальных комитетов палаты общин парламента, проведенная в середине 80-х годов, дала возможность представителям профсоюзов участвовать в их работе наравне с делегатами предпринимателей и правительства.

В 1980-х годах произошло сокращение численности профсоюзов, вызванное уменьшением численности промышленного пролетариата и увеличением числа работников умственного труда и сферы обслуживания, в меньшей степени организованных в профсоюзы; безработицей, ужесточением законодательства в отношении профсоюзов, запретившим, в частности, забастовки-поддержки.

Предприниматели создают свои экономические организации – союзы предпринимателей. Главная их задача – выработка единой экономической политики и доведение ее до государственных органов, ведение переговоров с профсоюзами о путях и средствах ее решения. Последняя реформа специальных комитетов парламента значительно облегчила эту задачу. Головным объединением является Конфедерация британской промышленности – охватывает 10 центральных союзов предпринимателей и около 2000 местных союзов. К КБП относятся 300 тыс. компаний, на которых трудится почти 50% активного населения. Она официально представлена в парламенте, правительстве и оппозиции, имеет свои представительства почти в ста странах.

Средства массовой информации Великобритании представляют довольно широкую палитру взглядов и интересов. Помимо многочисленных еженедельных и ежеквартальных газет и журналов выходит более 100 ежедневных газет. Имеются как общенациональные и региональные (шотландские, ирландские) издания, так и местные, освещающие события и факты своего города или округа. Одновременно издаются партийные и профсоюзные газеты и журналы. В силу объективных обстоятельств происходит концентрация СМИ. Так, на долю 9 ежедневных газет приходит около 60% суммарного тиража. Около 50% общего числа газет в Великобритании принадлежит 5 газетным концернам. Значительная часть капитала в них принадлежит акционерам и отдельным мелким издательским группам. Самые высокие тиражи имеют общенациональные газеты «Сан», «Ньюс оф уорлд», принадлежащие тресту Мэрдока.

В Великобритании действуют три информационных агентства. Самое крупное из них – агентство Рейтер – специализируется на распространении иностранной информации, входит в пятерку мировых информационных агентств. Оно контролируется Ассоциацией газетных издателей и агентством Пресс Ассошиэйшн, которое специализируется на распространении внутренней информации, является кооперативным объединением издателей). Около 20% акций принадлежит сотрудникам Рейтер. Именно это агентство снабжает информацией более 15 тыс. газет, информационные агентства, теле- и радиостанции 158 стран мира.

Наши рекомендации