Роль политического лидера
Политический лидер является ведущей политической фигурой — главой государства, руководителем политической партии, общественной организации, движения. Каковы же его ролевые функции?
1. Лидер анализирует политическую обстановку, верно
оценивает состояние общества. Он чутко улавливает запро
сы и потребности различных групп в обществе, обобщает их
и учитывает в своей деятельности. Важно также своевремен
но замечать изменения в политических настроениях масс и
корректировать политику.
2. На основе анализа обстановки, ожиданий и запросов
различных групп и в соответствии со своими идеалами ли
дер формулирует цели, определяет средства их достижения,
разрабатывает программу действий. Он заботится о том, что
бы цели и намеченные действия отвечали запросам заинте
ресованных групп населения, соответствовали реальным воз
можностям, находит оптимальные политические решения.
3. Политический лидер стремится укреплять связь влас
ти и народа, разъяснять свою политическую позицию, обес
печивая ее массовую поддержку. Политический лидер
считает необходимым раскрыть обществу мотивы своих дей
ствий, обеспечить понимание разработанной программы. Он
принимает меры, направляющие активность масс на выпол
нение программных задач. При этом большое значение при
обретает координация деятельности государственных орга
нов, политических партий, общественных организаций,
различных групп последователей, налаживание взаимодейст
вия между ними в процессе движения к намеченной цели.
4. Политический лидер заботится о единстве своей орга
низации, о сплочении сторонников.
5. Призвание общенационального лидера — охранять об
щество от раскола, гражданской конфронтации, направлять
усилия на интеграцию, противостоять центробежным тен
денциям, угрозам распада основ социальной жизни. Он дол
жен регулировать отношения внутри общества, выполнять
функцию арбитра в столкновении различных групп, органи
заций, звеньев государственной власти. Его задача — под
держивать законность и общественный порядок, защищать
граждан от произвола и беззакония.
6. Политический лидер представляет интересы опреде
ленной общественной группы в отношениях с другими груп
пами, ведет политическую дискуссию с оппонентами, осу
ществляет внешние связи с партиями, организациями,
движениями. Лидер страны выступает от имени государства
внутри ее и представляет страну на международной арене.
Выполнять названные функции сможет не каждый политик. Политический лидер должен обладать многими качествами, при отсутствии которых его деятельность не будет успешной. Он должен иметь острый ум, аналитические способности, твердую волю, смелость и решительность. Последователи ждут от лидера честности, верности общественному долгу, заботы об общественном благе и справедливости. Названные качества украсили бы любого человека, а не только лидера. Но от политического лидера требуется большее. Он должен быть общительным, обладать способностью быстро и точно ориентироваться в обстановке, политической интуицией, нетрадиционно смотреть на проблемы. Ему должна быть присуща способность видеть тенденции развития общества, безошибочно выбирать оптимальный вариант из предлагаемых ему советниками.
Лидеру также необходимы управленческие способности, образованность и компетентность, способность аргументированно противостоять другим мнениям, политическая мудрость, большая гибкость, умение маневрировать между полярными силами.
Большое значение имеют также качества, вызывающие эмоциональную поддержку людей: умение хорошо держаться, талант привлекать к себе людей, способность убеждать, ораторское искусство, чувство юмора.
Не каждый политический лидер обладает всеми названными качествами, но чем полнее они представлены у конкретного политического лидера, тем успешнее он играет свою роль. (Как вы думаете, кто из деятелей прошлого или современных политических лидеров наделен в наибольшей степени необходимыми качествами?)
Американский политолог М. Г. Херманн предприняла попытку выделить факторы, которые влияют на характер политического руководства. По ее мнению, эти факторы таковы:
1) основные политические убеждения лидера;
2) политический стиль лидера;
3) мотивы, которыми руководствуется лидер, стремясь
добиться положения политического руководителя;
4) реакция лидера на давление и стресс;
5) обстоятельства, при которых лидер впервые оказался
в положении политического руководителя;
6) предшествующий политический опыт лидера;
7) политический климат, в котором лидер начинал свою
деятельность.
Изучение деятельности любого политического лидера с точки зрения названных факторов позволяет дать его относительно полную характеристику.
В общественном сознании складывается определенный образ того или иного политического лидера, называемый его имиджем (от англ. image — образ). Он может возникать стихийно, без специальных усилий деятеля или его сторонников. Однако нередко имидж создается целенаправленными усилиями политика и поддерживающей его группы. При этом привлекается внимание к тем качествам личности, которые соответствуют ожиданиям масс, и маскируются те ее черты, которые могут быть восприняты негативно.
ТИПЫ ЛИДЕРСТВА
Вполитологии существуют различные подходы к определению типов лидерства.
Один из них основан на различии масштабов лидерства. Выделяют лидеров общенациональных (нации, всего народа); лидеров определенного класса или иной большой социальной группы; лидеров общественной организации или движения (прежде всего политической партии). Лидеры социальных групп или политических партий могут иметь вли-
яние в масштабе всего государства (общенациональном) либо в отдельном регионе (в области, республике, земле, штате).
Другой подход основан на различиях стиля лидерства (вспомните рассмотренную в первой части курса характеристику трех стилей — авторитарного, демократического и либерального).
Широкое признание получила типология немецкого ученого М. Вебера (1864—1920). Он выделил три типа лидерства: традиционное, легальное (на основе закона), харизматическое.
Традиционное лидерство основано на сложившихся традициях, например на вере в незыблемость порядка наследования власти от отца к сыну в монархических государствах. Однако не всякий монарх, получивший власть на основе традиций, становится настоящим политическим лидером нации. И к тому же этот тип лидерства принадлежит преимущественно истории.
Лидерство на основе закона (легальное) во многих странах пришло на смену традиционному. Лидером становится политик, избранный на основе определенных законных процедур. Его авторитет опирается на уверенность в том, что избрание лидера произошло по демократическим правилам в условиях соревновательности и конкуренции.
Третий тип — харизматическое лидерство. Слово «харизма» имеет греческое происхождение и в буквальном смысле означает «благодать, божественный дар». Харизматический лидер наделен экстраординарными, т. е. исключительными, качествами, которые отсутствуют или слабо выражены у других людей. Как правило, лидеры харизматического типа появляются в кризисные периоды, в условиях крутых общественных перемен — революций, войн, крупных социальных реформ, когда необходима мобилизация всех сил общества на решение задач социального обновления. Авторитет и влияние харизматического лидера основаны на вере народа в его особый дар, особые способности управлять, эффективно решать все проблемы.
Сравнение этих трех типов лидерства позволяет отметить, что первый из них основан на привычке, второй — на разуме (поэтому его иногда называют рационально-легальным типом лидерства), а третий — на вере. Лидеры двух первых типов эффективны при решении обычных, повседневных задач в спокойные периоды развития общества. Лидеры харизматического типа являются катализаторами перемен, им присущи отрицание прошлого, новаторство.
ГРУППЫ ДАВЛЕНИЯ
Принятие политических властных решений связано не только с деятельностью политических лидеров, политических элит и политических партий, но и таких объединений, которые называют группами давления. Одни политологи считают это название синонимом «групп интересов», к которым относят организации самого разного типа (предпринимательские, профсоюзные, религиозные, культурные и т. п.). Другие характеризуют их как образования, созданные с целью оказания влияния на государственные органы власти в благоприятном для представляемых ими кругов направлении, как «некоторое число индивидов, пытающихся оказать давление на правительство для достижения своих целей». В отличие от политических партий, такие группы не стремятся к завоеванию политической власти, а пытаются влиять на власть для обеспечения своих специфических интересов. Так, например, принятие закона, ограничивающего на телевидении рекламу спиртных напитков, может нанести ущерб фирмам, их производящим. В этом случае фирмы ищут способы воздействия на парламент с целью предотвратить возможные потери. В подобных случаях осуществляется лоббирование особых интересов определенной общественной группы.
Понятие «лоббизм» первоначально означало «преддверие парламента», а лоббистами стали называть людей, оказывающих непосредственное влияние на парламентария. В дальнейшем этот термин используется для обозначения профессиональной деятельности, призванной обеспечить нужное политическое решение (в США, например, эта деятельность регулируется специальным законом).
I «Потребитель — единственный человек в нашей эконо-
1 мике, у которого нет могущественных лоббистов в Ва-
1 шингтоне».
I Дж. Кеннеди (1917—1963), президент США
Лоббистская деятельность реализуется через различные комитеты, комиссии, бюро, создаваемые при законодательных и исполнительных органах, через воздействие на отдельных влиятельных политических деятелей. Устанавливаются контакты с ведущими политиками, их информирование и консультирование, выступления на парламентских слушаниях. Но в такой деятельности есть и оборотная сторона: угрозы, шантаж, коррупция.
В реальной политической жизни возникает сложный механизм взаимодействий политических лидеров, политической элиты, парламентариев, правительственных чиновников, политических партий и других общественных организаций, групп давления, влияющих на принятие политических решений.
Основные понятия: политическая элита, контрэлита, политический лидер, имидж политического лидера, группа давления.
Термины: управленческие способности, традиционный тип лидерства, рационально-легальный тип лидерства, харизматический тип лидерства, лоббирование.
Проверьте себя
1) Что представляет собой политическая элита? 2) Каковы основные типы формирующихся в обществе элит? 3) Чем контрэлита отличается от элиты? 4) В чем заключается сущность политического лидерства? 5) На каких основаниях определяются типологии лидерства? 6) Как создается имидж политического лидера? 7) Какую роль в политической жизни играют группы давления?
Подумайте, обсудите, сделайте
1. Какой политический лидер прошлого или современно
сти вам интересен больше других? Попытайтесь его охарак
теризовать, применяя политологическое понятие и типоло
гию лидерства.
2. У. Черчилль говорил: «Отличие государственного дея
теля от политика в том, что политик ориентируется на сле
дующие выборы, а государственный деятель — на следую
щие поколения». Согласны ли вы с этим утверждением?
Аргументируйте свой ответ.
3. В 1996 г. было выявлено мнение населения о факто
рах успеха политических лидеров. 53% от числа опрошен
ных назвали ум, интеллект, знания, 48% указали конструк
тивность программы выхода России из кризиса, 45% —
профессионализм, 38% — волю, целеустремленность, 38% —
поддержку простыми людьми, 16% — поддержку СМИ,
20% — поддержку финансовыми структурами. Если бы
опрос проходил в дни, когда вы изучаете этот параграф
учебника, каким можно предположить мнение населения о
политическом лидере? В какой последовательности располо
жили бы перечисленные факторы лично вы? Какие факто
ры успеха вы включили бы в перечень? Свой ответ проком
ментируйте.
Поработайте с источником
Познакомьтесь с подходами к изучению политического лидерства современного российского исследователя.
Так же как в социальной психологии и политологии, при анализе феномена политического лидерства существуют три основных подхода. Первый заостряет внимание на исследовании среды как фактора, наиболее сильно влияющего на процесс лидерства. Упор в таких работах делается на изучении внутренних социально-экономических процессов, орга-
низационных структур, культурно-исторического контекста, стабильных и нестабильных ситуаций, национальных и межгосударственных условий.
Другой подход, по аналогии с некоторыми социально-психологическими исследованиями, акцентирует внимание на индивидуальных свойствах личности, облеченной политической властью, которая контролирует поведение других. При этом одни исследователи придают большое значение чертам характера личности и особенностям поведения самого руководителя, другие же считают особенно важными формальные факторы обладания должностью.
Третий подход пытается объяснить лидерство через описание качеств, присущих последователям или оппонентам лидера.
Наиболее значимыми явлениями здесь считаются: склонности и готовность признать роль других, их социоэкономи-ческие и политические ожидания, групповые интересы и фракционные споры.
Эти различные подходы явно прослеживаются и в изучении президентства в Соединенных Штатах. Так, одна из школ (...) считает наиболее важными для законодателей и чиновников, в плане их влияния на массы навыки личного лидерства.
Представители другой школы (...) утверждают, что «ключ к пониманию президентской власти заключается в ее конституционности» и в таких политических факторах, как выборы, парламентские блоки, общественное мнение.
Третья точка зрения (...) практически включает в себя обе предыдущие, убеждая, что «президентская власть может быть, в частности, понята только в контексте всей политической системы и ее окружения».
Кудряшова Е. В. Лидер и лидерство. —Архангельск, 1996. —
С. 205 —206.
f^J Вопросы и задания к источнику. 1) Дайте краткие наименования каждому из описанных подходов к изучению проблемы. 2) Опираясь на курс истории и другие источники, объясните, какое воздействие на политическое лидерство оказывает среда. 3) Каким образом в лидерстве проявляются индивидуальные свойства лидера? 4) Как, с вашей точки зрения, влияют на деятельность лидера его последователи и оппоненты? 5) Проиллюстрируйте на любых примерах из истории или современности каждый из представленных в документе трех подходов. 6) Что нового по сравнению с учебным текстом дает вам этот документ?
J*W^
§ 24. Выборы в демократическом обществе
Вспомните:
какова роль выборов в демократическом обществе? Какие типы избирательных систем вам известны?
Вам известно, что публичные выборы являются одним из существенных признаков демократии. Напомним, что они различаются по объекту, масштабам (уровням), характеру и пр. По объекту выборы бывают парламентские, президентские, в органы местного самоуправления. Они осуществляются в масштабе всей страны (федеральный уровень), субъектов РФ (региональный уровень), муниципальных образований (местный уровень). На всех уровнях проводятся выборы коллегиальных органов, например в Государственную Думу РФ, Законодательное собрание субъекта РФ, совет муниципального образования. Выбирают также и единоличные органы (должностных лиц), скажем Президента РФ.
Через выборы народ вручает своим представителям право на реализацию власти, и она приобретает легитимный характер. Происходит систематическое обновление политических элит и лидеров, граждане приобщаются к политике. Даже политически пассивные в повседневной жизни люди становятся в день выборов, по выражению немецкого философа М. Вебера, «политиками по случаю». Однако представительство народных интересов может быть достигнуто только при условии, если выборы организованы демократически. А это во многом зависит от избирательной системы.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Под избирательной системой понимается порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определение результатов голосования.Избирательная система включает два основных структурных компонента: 1) избирательное право — комплекс правовых норм о порядке выборов; 2) избирательный процесс — комплекс действий в процессе выборов. Подчеркнем, что некоторые политологи рассматривают в составе избирательной системы, наряду с названными элементами, партийную систему, а также политические традиции и обычаи (объясните почему).
Избирательное право в науке рассматривается в двух смыслах: узком (субъективном) и широком (объективном).
В узком смысле избирательное право — это политическое
право гражданина избирать (активное) и быть избранным
(пассивное) в органы государственной власти и местного са
моуправления .
- ^
В большинстве стран, в том числе и в России, право избирать имеют граждане с 18 лет. Для кандидатов, претендующих на выборные должности, установлен более высокий возрастной ценз, ибо для политического руководства необходим жизненный опыт. Например, в России депутатом нижней палаты парламента можно стать с 21 года, а Президентом РФ — с 35 лет, при условии проживания в стране не менее 10 лет.
Российские граждане, как и многих других государств, участвуют в альтернативных, добровольных выборах на основе принципов всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. (В чем суть и значимость этих принципов?)
В Австралии за неучастие гражданина в выборах налагается штраф. В Великобритании для получения права быть избранным требуется внести крупную сумму избирательного залога.
Нормы субъективного избирательного права в сочетании с другими нормативными правилами выборов представляют собой избирательное право в широком смысле. Оно представлено в избирательных законодательствах всех государств. Наибольшей строгостью отличаются, например, законы Японии, не только запрещающие делать подарки избирателям, привлекать их обещаниями продвижения по службе, но и не разрешающие обходить дома с целью предвыборной агитации. В последние годы значительно повысились требования и к российским участникам выборов, о чем подробнее будет сказано ниже. А сейчас подчеркнем, что избирательное законодательство РФ включает довольно широкий круг источников (перечислите их). Согласно закону субъекты РФ и муниципальные образования имеют право самостоятельно решать, по какой избирательной системе проводить выборы в свои представительные органы.
На основе избирательного права реализуется избиратель ный процесс, включающий несколько последовательно осуществляемых этапов: организационный (назначение выборов и пр.); выдвижение и регистрация кандидатов; предвыборная агитация; голосование и установление его результатов; обнародование итогов выборов и представление финансового отчета о расходовании средств на их организацию и проведение. Эти этапы характеризуют избирательный процесс как динамичную организационно-практическую составляющую избирательной системы. Не случайно избирательный процесс называют избирательной системой в действии.
Напомним, что международная политическая практика выработала мажоритарный, пропорциональный и мажори тарно-пропорционалъный (смешанный) типы избиратель ных систем. (В чем достоинства и недостатки каждого из
них?) Подчеркнем, что не существует совершенной избирательной системы, как и совершенной демократии. Каждая страна имеет свои проблемы, каждая демократия имеет свои приоритеты. В одной стране на первое место ставится стабильность, в другой — равное представительство интересов всех социальных групп, в третьей — связи между избирателями и избираемыми. Избирательные системы всегда отражают эти задачи, что неизбежно сказывается на содержании избирательных кампаний.