Вопрос 16 становление белорусской национальной государственности(бнр,ссрб,бсср)

СТАНОВЛЕНИЕ БЕЛОРУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ связано с борьбой двух идеологий - идеологии национального буржуазного государства (БНР) и большевистской - БССР.

Февральская и Октябрьская революции подтолкнули стремление белорусов к возрождению собственного государства («О праве наций на самоопределение» - декларация). 15-17 декабря 1917г. в Минске собрался Всебелорусский съезд, который и должен был решить вопрос о будущей государственности. Делегаты съезда разделились на четыре основных группировки в решении данного вопроса:

1) «независимые» добивались создания собственного независимого государства на основе древних белорусских государственных традиций в современной республиканской форме;

2) «областники» выступали за создание белорусской области в составе России;

3) «автономисты» требовали для Беларуси автономии со своей администрацией - «Краевой Радой»;

4) «ассимиляторы» выступали за прежнее положение белорусских земель в составе России и постепенную ассимиляцию белорусского народа русским. Большевики разогнали съезд, однако провозглашение 25 марта 1918г. БНР заставило их пойти на создание советского варианта белорусской государственности.

В этом вопросе обозначились два подхода:

1) руководители Облисполкомзапа (Мясников, Кнорин и др.) считали, что нет такого народа «белорусы», а значит, и нет проблемы;

Руководство ЦБ белорусских коммунистов и Белорусский национальный комиссариат при Наркомате по делам национальностей (Червяков, Жилунович, Турук и др.) выступали за автономию Беларуси в составе РСФСР в форме БССР.

1 января 1919 г. было провозглашено образование ССРБ. В состав государства вошли: Витебская, Гродненская, Могилевская губернии и части Виленской, Ковенской и Смоленской губерний. Однако, в связи со сложностями военного положения, принимается решение о создании Литбела, а восточные губернии присоединяются к России. Вновь образовалась БССР 31 июля 1920г. в составе шести уездов Минской губернии. В рамках БССР белорусы консолидировались в географическом, экономическом и культурном плане, стали воспринимать себя как особый этнос. В БССР белорусская антропотерритория была не только поднята до современного уровня ее экономического и цивилизационного развития, но и реально соединена с практикой государственного управления. В этих условиях идеология белорусской государственности по своему содержанию стала все больше принимать вид идеологии белорусского государства.

Вопрос рассматривался буквально так: пойти либо по пути становления суверенной, независимой от других, белорусской государственности, либо по пути создания белорусского государства в составе федерации равноправных национальных республик. Были сделаны попытки реализовать как тот, так и другой подходы. Первый нашел свое выражение в провозглашении 9 марта 1918 г. группой участников Всебелорусского съезда 1917 г. Белорусской Народной Республики (БНР), второй — в создании 1 января 1919 г. по решению I съезда Коммунистической партии Беларуси Советской Социалистической Республики Белоруссии (ССРБ, БССР).

С конца 1980-х гг. прошлого столетия и по настоящее время в научных и общественных кругах страны ведутся постоянные дискуссии, по поводу значения провозглашения БНР и образования ССРБ — в становлении белорусской государственности. Одни участники полемики абсолютизируют значимость факта провозглашения БНР, умаляя при этом роль ССРБ, другие же отрицают какое бы то ни было значение БНР. Официальная концепция белорусской государственности исходит из того, что первым реальным собственно белорусским государством была ССРБ (БССР), которая сразу же после своего образования получила признание со стороны России. Это историческое событие положило начало становлению и развитию белорусского национального государства.

Несомненно, практическое осуществление национальной идеи, т.е. создание собственной государственности народа, предполагает не только провозглашение соответствующих деклараций, но и учреждение реальной системы органов власти и управления, принятие и реализацию законов государства, обеспечение государственно-правовыми средствами прав и свобод граждан, признание вновь провозглашенного государства другими государствами и прежде всего тем из них, из состава которого оно выделяется. Только при наличии всех этих условий рождение нового государства можно считать состоявшимся.

Ни само провозглашение 9 марта 1918 г. Белорусской Народной Республики, ни ее объявление 25 марта 1918 г. «незалежнаю и вольнаю дзяржавай» не было реализовано на практике. Дело фактически ограничилось учреждением центральных органов власти в лице Рады БНР и Народного секретариата. Свою юрисдикцию в этнических границах проживания белорусов БНР не осуществляла. Не была создана собственная армия, отсутствовала финансовая система, не были сформированы органы власти на местах. Фактически функции «правительства» ограничивались полномочиями его представителей при германской оккупационной администрации и сводились главным образом к участию в решении задач в области развития культурно-образовательной сферы, местной промышленности и торговли.

Провозглашенное государство не было признано ни правительством Германии, под оккупацией которой в то время находилась территория проживания белорусов, ни правительством России, которой принадлежала указанная территория; не признавали БНР и правительства других ведущих стран.

Так, в специальном меморандуме бывшего председателя правительства БНР А. Цвикевича, направленном правительству Советской Белоруссии 20 октября 1925 г., в котором он сообщает решение правительства Белорусской Народной Республики о прекращении своего существования, признается, что это правительство имело «преимущественно декларативный характер».

Наши рекомендации