Методология теории государства и права – это выбор определенного подхода, совокупности принципов, методов и приемов в исследовании государственно-правовых явлений и процессов
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
«Российская академия народного хозяйства
И государственной службы
При Президенте Российской Федерации»
Уральский институт управления
Факультет государственного и муниципального управления
Направление подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»
Кафедра: теории и истории государства и права
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«ОСНОВЫ ПРАВА»
(название дисциплины)
Выполнил:
студент 1 курса, группы ГМУ-041
заочной формы обучения
Матвеева Екатерина Александровна
(Ф.И.О. студента)
Подпись_______________________
Проверил:
______________________________
(Ф.И.О. преподавателя)
Оценка_______________________
Екатеринбург 2015
Содержание
Вариант 3
Тестовые задания | ||
Понятие, предмет, методология и функции теории государства и права. | ||
Понятие, признаки и формы реализации права | ||
Список литературы |
1. Тестовые задания:
1. По какому главному классифицирующему признаку отрасли права отделяются друг от друга?
а) по социальному назначению;
б) по источникам;
в) по предмету;
г) по методу.
2. Виды субъектов права:
а) физические и юридические лица;
б) физические лица, государственные органы;
в) физические и юридические лица, граждане;
г) юридические лица, иностранцы.
3. Что из указанного не входит в предмет теории государства и права?
а) сущность и значение политических явлений;
б) принципы, аксиомы, презумпции права;
в) система юридических категорий и понятий;
г) закономерности возникновения права.
4. Невозможно различие партийной принадлежности премьер-министра и партийного большинства парламента в республике какого типа?
а) президентской;
б) парламентской;
в) смешанной;
г) все ответы верны.
5. Объем и перечень государственно-властных прав и обязанностей государственного органа:
а) компетентность;
б) компетенция;
в) государственность;
г) правосубъектность.
6. Что из указанного не относится к правотворческой деятельности?
а) восполнение пробелов в праве законом;
б) разрешение споров о праве;
в) отмена юридических норм;
г) обновление законодательства.
7. Состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на соблюдении и исполнении всеми субъектами права всех без исключения действующих социальных норм?
а) общественный порядок;
б) правопорядок;
в) законность;
Г) дисциплина.
8. Какие признаки отличают государство от других систем социального управления? (определить исчерпывающий перечень).
а) государственная территория, публичная власть, президент, право, политическая система;
б) суверенитет, государственная территория, парламент, право, законы, органы государственного управления;
в) публичная власть, государственная территория, суверенитет государства, налоги, право;
г) государственная власть, территория и механизм государства, право, таможенные сборы.
9. Средства, приемы, способы совершения правонарушения в составе правонарушения относятся к:
а) объекту;
б) объективной стороне;
в) субъекту;
г) субъективной стороне.
10. Вы поступили в высшее учебное заведение. С точки зрения юридических фактов по правовым последствиям это:
а) правоустанавливающий факт;
б) правоизменяющий;
в) правопрекращающий;
г) все ответы верны.
11. Какую отрасль права необходимо применить чтобы привлечь к ответственности лицо, совершившее преступление?
а) гражданское;
б) уголовное;
в) административное;
г) государственное.
12. Что из перечисленных понятий соответствует понятию «государственный аппарат»?
а) принципы построения органов государства, их компетенция на уровне федерации и субъектов федерации;
б) система государственных органов, при помощи которых осуществляются задачи и функции государства;
в) механизм образования центральных и местных государственных органов;
г) система государственных органов и общественных организаций, при помощи которых управляется государство.
13. Какой ветвью власти или органом государства осуществляется признание несоответствующих законам актов исполнительной ветви власти?
а) законодательной, парламентом;
б) судебной, судом соответствующей компетенции;
в) прокуратурой, через прокурорский надзор;
г) исполнительной, издавшим акт органом.
14. Возведенная в закон воля социальной группы характеризует право как:
а) назначение права;
б) нормативность права;
в) сущность права;
г) ценность права.
15. Конкретные права субъекта в правоотношении:
а) права гражданина;
б) права человека;
в) субъективное право;
г) правоспособность.
Понятие, предмет, методология и функции теории государства и права.
Методология теории государства и права – это выбор определенного подхода, совокупности принципов, методов и приемов в исследовании государственно-правовых явлений и процессов.
Методы теории государства и права:
Всеобщие методы, отражающие философский, мировоззренческийподходы к действительности:
· метафизический, рассматривающий государство и право как неизменные, вечные институты;
· диалектический (материалистический и идеалистический), связывающий существование государства и права с социально-экономическими изменениями в обществе (появлением частной собственности и разделением общества на антагонистические классы) и божественной силой, объективным разумом либо с сознанием человека, с согласованием воли людей, насилием и др.
Общенаучные методы – это приемы, которые применяются на отдельных этапах научного познания. К ним относятся:
· системный подход, ориентирующийся на выявление многообразных типов связей исследуемого объекта;
· функциональный подход, нацеленный на выяснение отдельных функций явления, процесса.
Методы логического исследования явлений:
· анализ – мысленное расчленение исследуемого объекта на части;
· синтез – процесс объединения в единое целое свойств, частей, выделенных посредством анализа;
· индукция – опытное изучение явлений, когда от отдельных фактов переходят к общим положениям;
· дедукция – выведение из общих положений частных, конкретных знаний, суждений;
Частнонаучные методы – приемы, которые заимствованы из других технических, естественных и гуманитарных наук. Это, в частности:
· конкретно-социологический метод позволяющий с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере;
· статистический метод, с помощью которого получают количественные показатели того или иного государственно-правового явления;
· кибернетический метод, помогающий с помощью системы понятий, законов и средств кибернетики познать явления и процессы в государстве и праве.
Среди частнонаучных особое место занимаютчастноправовые методы:
· формально-юридический, позволяющий дать определения юридических понятий, выявить их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний, показать противоречивость правовых актов и т.д. Этот метод стремится выразить правовое знание четко и вполне определенным образом;
· сравнительно-правовой метод – мощный инструмент познания государственно-правовых явлений, процессов. Он позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы – законы, прецеденты и другие для выявления их общих и особенных свойств. Сравнительный метод породил компаративистику – науку, определяющую требования к отбору понятий, юридических конструкций
и других для сравнения. В условиях стремления к образованию
единого правового пространства компаративистика и лежащий в ее основе сравнительно-правовой метод приобретают исключительную значимость;
· правовой эксперимент. Современная методология стремится возродить экспериментальную основу правотворчества. Положения ряда указов Президента РФ «до принятия соответствующего закона»
позволяют экспериментально проверить ряд подзаконных актов
и учесть результаты их «деятельности» при подготовке и принятии соответствующих законов.
Функции ТГП:
Ø Онтологическая – познание сущности правовых явлений
Ø Гносеологическая – развитие правового познания
Ø Политическая – разработка принципов управления государством, осуществления государственной власти
Ø Идеологическая – обоснование и приведение в систему идей о праве, создание основы для формирования политической и правовой культуры
Ø Прогностическая – научное прогнозирование развития государственно-правовых процессов
Ø Организаторская – выработка рекомендаций для решения конкретных государственно-правовых проблем
Ø Методологическая – определение направлений исследований отраслевых юридических дисциплин.
Место ТГПв системе юридических наук определяется её предметом, методом и социальной ролью.
ТГП фундаментальная юридическая наука, обобщающая юридические знания, имеющая методологическое значение для других юридических наук – формирует основные государственно- правовые категории, которые впоследствии используются другими правовыми науками.