Идентификация продукции и её значение в международной практике

Для эффективного управления производством, качеством и процессами учёта требуется своевременный и точный контроль за продукцией. Действенным средством, позволяющим прослеживать путь изделия от хранения его на складе до реализации, является идентификация.

Идентификация – это установление характера и назначения изделия на основе набора упорядоченной информации, которая используется для выяснения всех существующих характеристик, определяющих уникальность, т.е. отличающих его от всех других изделий.

В последние годы получили широкое распространение технологии автоматической идентификации на базе компьютерной техники, направленные прежде всего на повышение производительности труда и существенное снижение затрат. Среди них:

· штриховое кодирование;

· радиочастотные системы;

· оптическое распознавание знаков;

· машинное зрение (вычислительные методы обработки изображения);

· речевой ввод данных и д.р.

В международной практике производства и торговли принято штриховое кодирование товаров. Информация о товаре наносится на упаковку в виде чёткого рисунка из узких и широких полос. Эти штрихи и пробелы между ними обозначают определённые цифры в кодах ЭВМ. Таким образом, каждый товар получает индивидуальный знак, который легко «прочитывается» электроникой, измеряющей интенсивность отражения света от чёрных и белых полос.

Существует более 50 систем штрихового кодирования. Активно применяется четыре из них:

1) UPS (Universal Product Code);

2) Код 39 (Code 39), высокой, средней и низкой плотности;

3) Код «2 из 5» (Univerleaved 2-of-5);

4) Код Codabar.

В международной практике наибольшее распространение получили коды EAN (European Article Numbering).

Код EAN представляет собой набор цифр от 0 до 9. Всё кодовое обозначение может выражаться восемью (EAN-8) или тринадцатью (EAN-13) цифрами. Сокращённый символ (EAN-8) используется для маркировки товаров малых размеров. Первые две-три цифры 13-разрядного кода товара, называемые обычно флагом, обозначают страну происхождения товара. Код страны выдаётся ассоциацией EAN. Следующие четыре-пять цифр (код изготовителя товара) присваивает национальный орган страны (в России – ЮНИ СКАН) централизованно корректному предприятию изготовителю. Последующие пять цифр кода (код товара) присваивает предприятие – изготовитель товара самостоятельно. Этот код отражает или регистрационный номер, установленный предприятием-изготовителем, или какие-либо признаки товара, необходимые для конкретного производителя. Последняя цифра (разряд) представляет собой контрольное число, которое предназначено для проверки правильности считывания предыдущих цифр, обеспечивая тем самым надёжность штрихового кода (рис.3.5).

Идентификация продукции и её значение в международной практике - student2.ru

Рис. 3.5. Структура штрихового кода EAN-13

Для расшифровки штрихового кода используется таблица кодов стран, в соответствии с которой оптовый или розничный торговец, а так же потребитель продукции имеет возможность сделать выбор (табл. 1.4).

Таблица 1.4

Список кодов стран EAN-13

Код Страна Код Страна
00-09 США, Канада КНР
30-37 Франция Норвегия
Болгария Израиль
Словения Швеция
Хорватия Мексика
400-440 Германия Венесуэла
45,49 Япония Швейцария
460-469 Россия, СНГ Колумбия
Тайвань Уругвай
Эстония Перу
Латвия Аргентина
Литва Чили
Украина Эквадор
Молдова Бразилия
Гонконг 80-83 Италия
Великобритания Испания
Греция Куба
Кипр Словакия
Мальта Чехия
Ирландия Югославия
Бельгия, Люксембург Турция
Португалия Нидерланды
Исландия Южная Корея
Дания Таиланд
Польша Сингапур

Продолжение

Венгрия Индия
600,601 ЮАР Вьетнам
Марокко 90,91 Австрия
Алжир Австралия
Тунис Новая Зеландия
Финляндия Австралия

Услуги по штриховому кодированию оказываются общественными объединениями -территориальными и местными Торгово-промышленными палатами (ТПП), в частности действующими при них коммерческих структурами, например ООО «Донэкспертиза» в Ростовской области.

ТЕМА 9. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

Наши рекомендации