Суд и местные органы Франции
Суды во Франции.
Во Франции имеются суды общей юрисдикции, а также специализированные и административные суды. Кроме того, функционируют своеобразные квазисудебные органы: Конституционный и Государственный советы. Последний возглавляет систему административных судов. На низшей ступени судов общей юрисдикции находятся трибуналы малой инстанции. Они рассматривают гражданские дела с незначительными по сумме исковыми требованиями, а также уголовные дела по обвинению в преступлениях небольшой тяжести (в последнем случае они именуются трибуналами полиции). Следующий уровень представляют трибуналы большой инстанции, рассматривающие по первой инстанции большую часть гражданских и уголовных дел. В последнем случае они именуются правительными судами. Они не могут рассматривать уголовные дела, приговор по которым может предусматривать тюремное ключение сроком свыше пяти лет. Такие дела рассматривают суды ассизов в составе трех профессиональных судей и девяти присяжных. В отличие от англосаксонской модели суда присяжные составляют с профессиональными судьями одну коллегию и участвуют в определении наказания и решении иных правовых вопросов. Трибуналы большой инстанции и суды ассизов действуют, как правило, на одном территориальном уровне -- в департаменте.
Специализированные суды могут быть как уголовными (например, суды по делам несовершеннолетних), так и гражданскими (например, торговые суды, трибуналы по вопросам аренды и др.). В их составе нередко заседают судьи трибуналов малой или большой инстанции.
Компетенция апелляционных судов, рассматривающих дела во второй инстанции, распространяется на решения как обычных, так и специализированных судов. Кассационный суд возглавляет систему судов общей юрисдикции.
Система административной юстиции состоит из административных, апелляционных административных судов и Государственного совета, который возглавляет систему органов административной юстиции. Эти суды рассматривают споры в сфере административных отношений. Особенность этих судов заключается в том, что они состоят из чиновников, не являющихся судьями в собственном смысле слова.
Для разрешения споров о компетенции между судами общей юрисдикции и административными судами Кассационным судом и Государственным советом на паритетных началах формируется Трибунал по конфликтам. При судах во Франции создается прокуратура, подчиняющаяся министру юстиции, основная задача которой - поддержание государственного обвинения. При Кассационном суде действует Генеральный прокурор.
Специфическими органами, которые хотя и именуются судами, но не входят в судебную систему в собственном смысле слова, являются Высокий суд правосудия и Суд правосудия республики. Высокий суд правосудия состоит из 12 депутатов Национального собрания и 12 членов Сената (постоянных судей) и еще 12 заместителей судей также из числа парламентариев. При нем действует ежегодно утверждаемая Кассационным судом Следственная комиссия. Он предназначен для реализации ответственности президента и на практике ни разу не использовался. В свою очередь, Суд правосудия Республики создается в составе также парламентариев (по шесть от палаты) и трех судей Кассационного суда для рассмотрения дел об уголовной ответственности членов правительства. Его решения могут быть обжалованы в Кассационном суде. Указанные суды должны действовать на тех же процессуальных основаниях, что и обычные суды.
Статус судьи во Франции.
Статус судьи характеризуется прежде всего наличием принципа несменяемости судьи и требованием его профессионализма. Даже судья низового уровня по общему правилу должен быть профессиональным юристом. Распространено участие судей более высокого уровня в рассмотрении дел на нижестоящем уровне, т. е. судья, будучи судьей конкретного суда, работает не только в нем. Назначение судей осуществляется президентом по предложению Высшего совета магистратуры (полностью - судей Кассационного суда; в иных судах общей юрисдикции, кроме трибуналов малой инстанции, - только председателей) либо самим Высшим советом магистратуры - специально созданным для работы с кадрами судов и прокуратуры органом, формально возглавляемым президентом. Данный орган решает также вопросы об ответственности судей и прокуроров. В нем создано два отделения: одно занимается судьями, другое - прокурорами. Высший совет магистратуры состоит из представителей судей и прокуроров, избранных из состава судейского и прокурорского корпусов (по шесть человек в каждом отделении), а также лиц, назначенных президентом, палатами парламента и Государственным советом - по одному в отделение от каждого органа.
Местные органы публичной власти.
Главным представительным органом публичной власти региона выступает региональный совет. Он во Франции избирается путем прямых выборов на основе пропорциональной избирательной системы по многомандатным округам. Председатель регионального совета одновременно и руководит его работой, и возглавляет исполнительную власть в регионе. В каждом департаменте действует избираемый по мажоритарной системе сроком на шесть лет генеральный совет. Он обновляется наполовину каждые три года. Систему исполнительно-распорядительных органов возглавляет избираемый советом председатель. Представительный орган коммуны - муниципальный совет, срок полномочий которого составляет шесть лет. В зависимости от численности населения коммуны используется либо мажоритарная избирательная система, либо мажоритарная в сочетании с пропорциональной. Муниципальный совет избирает из своего состава большинством голосов мэра, возглавляющего систему исполнительно-распорядительных органов.
В департаменте предусматривается наличие представителя центральной власти - префекта (комиссара республики). Он назначается президентом по представлению министра внутренних дел. Один из префектов департамента одновременно является префектом соответствующего региона. В задачу префекта (департамента и региона) входят административный надзор за деятельностью местных органов власти и руководство работой территориальных органов центральных ведомств. Ему подчиняется административный аппарат, кроме того, ему подчинены некоторые местные подразделения центральных ведомств. Префекту подчиняются субпрефекты, действующие в пределах округов. Функции представителя центральной власти в коммуне осуществляет мэр коммуны. Префект и субпрефект могут оспорить в административном суде решение соответствующего местного органа, в случае если сочтут, что такое решение противоречит законам республики. Действие решений муниципального совета может быть ими при остановлено. Окончательно спор разрешается судом. При неспособности муниципального совета осуществлять управление местными делами он может быть досрочно распущен президентом.
Заморские территории имеют собственные законодательные и исполнительные органы власти. В каждую территорию назначается представитель государства, который осуществляет контроль за законностью деятельности местных органов власти. На Корсике создан парламент - Собрание, которое принимает законы. Оно формирует осуществляющий исполнительную власть Исполнительный совет, возглавляемый председателем Собрания. Собрание может быть распущено правительством Франции, если последнее сочтет, что нормальная работа Собрания невозможна.
54. Основной закон ФРГ 1949 г.
Основной закон ФРГ
Основной закон Германии 1945г
Особенность заключается в том что:
1) закон принимался оккупационными странами (США, Франция, Британия)
2) Антивоенный характер (именно в основном законе было отмечено, что Германия отказывается от ведения агрессивных войн и армии)
3) Германская конституция среди всех подобных актов единственная, которая включила право на вооруженное сопротивление угнетателю.
4) с 90 года она действует на территории единой Германии
Содержание Конституции (14 разделов, 146 статей)
Первый раздел посвящен правам и свободам
Следующие разделы касаются статуса государства, статуса высших органов государства.
По видам: это конституция третьего поколения, писанная, федеративная, республиканская, конституция, ориентированная на европейскую интеграцию. Германия может передавать суверенные права стране ЕС (даже так О_о).
По способу изменения Основной закон не является жестким, хотя процедура внесения поправок усложнена по сравнению с принятием обычного закона. Закон о поправке к Основному закону нуждается в одобрении квалифицированного большинства в две трети членов верхней и нижней палаты Федерального парламента. В Основной закон ФРГ вносились многочисленные поправки начиная с 1951 г. В наибольшей степени на со-держании Основного закона отразилось воссоединение Восточной и Западной Германии на основании Договора об установлении единства Германии от 31 августа 1990 г., а также вступление ФРГ в Европейские Сообщества.
Конституция Германии
Подготовка и принятие конституции. Конституция Германии 1949 г. официально называется Основным законом, поскольку при принятии этот акт рассматривался как временный: считалось, что конституция будет принята для всей Германии после преодоления ее раскола. Это четвертая в истории Германии конституция (три конституции приняты в 1849—1919гг.).
Основной закон был разработан комиссией немецких правоведов, которые действовали по .указаниям премьер-министров западногерманских земель, избранных ландтагами (представительными органами земель), но подчинявшихся также губернаторам трех оккупационных зон, находившихся под управлением Великобритании, США и Франции. Губернаторы были назначены державами-победительницами после разгрома гитлеровской Германии (четвертая, обособленная оккупационная зона, на территории которой впоследствии была создана ГДР, находилась под управлением СССР).
Проект конституции был обсужден и принят Парламентским советом, в состав которого входили 65 депутатов, избранных ландтагами земель, а также 5 представителей от Берлина. В Парламентском совете были представители всех существовавших тогда в Германии политических партий.
После принятия Парламентским советом конституция была ратифицирована ландтагами западногерманских земель, кроме Баварии (Свободного баварского государства), но вступила в силу и для нее.
Основные черты конституции. Конституция Германии отвергает прежние фашистские порядки и исходит из принципов общечеловеческих ценностей: демократии, разделения властей, равенства, справедливости и др. Она ввела федеративное устройство государства и запретила его изменять.
Федеративная Республика Германия определяется конституцией как демократическое, социальное и правовое государство. Гарантией демократического государства являются положения о том, что вся власть исходит от народа, который осуществляет ее путем выборов и разного рода голосований (т.е. непосредственно), а также через специальные органы — законодательные, исполнительные и судебные.
Изменение и дополнение конституции может быть осуществлено только специальным конституционным законом, который принимается 2/3 голосов в каждой палате парламента (бундестаге и бундесрате).
За время действия конституции 1949 г. было принято около четырех десятков законов, изменяющих и дополняющих ее. Наиболее существенные изменения конституции связаны с поправками, внесенными в 1968 г. — о возможности введения особого режима (термин «чрезвычайное положение» в конституции не применяется, но речь идет именно об этом) и в 1993 г. — в связи с преобразованием Европейского экономического сообщества в Европейский союз, членом которого ФРГ является.
Конституционный контроль. В ФРГ существует специальный орган конституционного контроля — Федеральный конституционный суд, который в отличие от Франции осуществляет как предварительный, так и последующий контроль (во Франции последний возможен только в случае нарушения конституционных прав граждан и сопряжен с дополнительными условиями).
В 1949 г. для Западной Германии были приняты Оккупационный статут и Основной закон Федеративной Республики Германии (ФРГ). «Боннская» конституция объявила Германию парламентской республикой, построенной на принципе федерализма. ФРГ определяется как демократическое, социальное и федеративное государство. Первый раздел Конституции посвящен правам человека, что подчеркивает их приоритет перед всеми другими положениями. Федерация в целом и каждая земля в отдельности «самостоятельны в своем бюджете и независимы друг от друга». Выделяются широкая сфера исключительного федерального законодательства; сфера конкурирующего законодательства федерации и земель; сфера «рамочного» федерального законодательства; все остальное отнесено к законодательным полномочиям земель.
Основным законодательным органом ФРГ является нижняя палата парламента – бундестаг, избираемый на четыре года. Половина депутатов избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая половина – по партийным спискам (пропорциональное представительство). Интересы земель представлены в бундесрате. Количество представителей земли (представителями земли в бундесрате являются члены земельного правительства) зависит от количества населения земли, но не менее трех человек. Согласие бундесрата необходимо при принятии законов, относящихся к конкурирующей сфере, затрагивающих интересы земель.
Для выборов главы государства – президента республики – создается особое собрание (федеральное собрание), состоящее из равного количества депутатов бундестага и лиц, избранных ландтагами на пропорциональной основе. Срок полномочий президента – пять лет. Президент назначает канцлера, который утверждается бундестагом. Обычно канцлером становится лидер победившего на выборах в бундестаг избирательного блока. Канцлер формирует правительство. Президент выступает в качестве представителя республики во внешних делах, хранителя конституционного строя. Однако командует немецкими вооруженными силами (бундесвером) министр обороны (в мирное время) либо федеральный канцлер (во время войны). Распоряжения президента требуют контрасигнации федеральным канцлером Президент формально назначает и увольняет федеральных судей, некоторых федеральных чиновников, промульгирует федеральные законы. Предусматривается процедура отрешения президента от должности (через Федеральный конституционный суд)
Основная власть находится у правительства, возглавляемого федеральным канцлером. На практике именно федеральный канцлер определяет основные направления внутренней и внешней политики Германии, представляет страну в международных отношениях. Правительство в своей деятельности ответственно перед федеральным парламентом.
Федеральный конституционный суд (орган конституционного контроля) толкует Основной закон ФРГ, разрешает споры об объеме и пределах компетенции федеральных и земельных органов государственной власти, проверяет принимаемые федеральные законы и иные акты на предмет их соответствия Конституции.
55. Особенности немецкого федерализма.