Семинар. САКСОНСКОЕ ЗЕРЦАЛО

Саксонское зерцало относится к числу наиболее значительных правовых памятников средневековой Германии. Оно было создано в первой трети XIII в. на территории, называвшейся тогда Остфалией. Данная территория составляла восточную часть распавшегося в конце XII в. Саксонского герцогства, что отразилось в названии рассматриваемого правового памятника. Термином «зерцало» обозначились в Европе книги, содержавшие наставления или поучения в различных науках, или обучавшие навыкам какой-нибудь практической деятельности. Особое место среди книг, именовавшихся «зерцалами», занимали наставления в правилах поведения, предназначенные для различных сословий общества: рыцарей, духовенства, горожан. Были созданы также специальные зерцала для женщин и юношей. В России также по распоряжению Петра I было издано «Юности честное зерцало». Наконец, «зерцалами» назывались в различных европейских странах (Германии, Испании, Италии, Франции и др.) юридические трактаты.

Автором Саксонского зерцала был Эйке фон Репков. По данным немецких исследователей родился он в 1180-1190 гг., а умер вскоре после 1233 г. Будучи выходцем из небогатой рыцарской семьи, он посвятил себя службе представителям феодальной аристократии. Созданный им документ выдает в нем глубокого знатока действовавшего на территории Саксонского права.

Саксонское зерцало включит в свое содержание правовые нормы, действовавшие в XIII в. не только на территории Саксонии, но и в других областях Германии. Оно восприняло ряд приложений имперского законодательства, воплощенного в так называемых «конституциях мира», издававшиеся императорами в XII-XIII вв. С другой стороны, данный трактат оказал заметное влияние на право других германских земель, в том числе и на городское право.

Помимо юридических норм в Саксонском зерцале изложены теоретические правовые концепции, характерные для средневекового германского общества, а также политико-правовые взгляды самого автора.

Первая редакция данного документа была написана на латыни, а затем позже изложена и на немецком языке. По мнению специалистов, тем самым были изложены основы немецкого и юридического понятийного и терминологического аппарата, а указанный трактат стал отправным пунктом в развитии в средневековой Германии национальной юриспруденции.

Изучение Саксонского зерцала на семинарском занятии имеет целью ознакомление студентов с основными понятиями, институтами и нормами феодального права. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие вопросы:

1. Источники права в средневековой Германии. История создания Саксонского зерцала. Общая характеристика памятника.

2. Правовой статус основных групп населения по Саксонскому зерцалу.

3. Правовое регулирование имущественных отношений.

4. Преступления и наказания.

5. Суд и судебный процесс.

Первый вопрос. При рассмотрении данного вопроса следует учитывать, что с конца XI – начала XII в. и в течение XIII в. на территории Германии шел процесс усиления местных властителей-курфюстов (князей) или герцогов, сопровождавшийся ослаблением центральной государственной власти. Формально Германия продолжала оставаться единым государством - «Священной Римской империей германской нации» - во главе с императором, выступившим в качестве верховного судьи и носителя высшей законодательной власти. Однако фактически Германия уже в XIII в. превратилась в конгломерат самостоятельных государственных образований, в рамках которых складывалась независимая от имперской системы управления администрация и собственное право.

С другой стороны, самостоятельными политическими образованиями являлись на территории Германии многие города. «Государство в государстве» представляла собой местная организация римско-католической церкви.

Право Германии дробилось на множество самостоятельных систем. Наряду с системой имперского права здесь существовали многочисленные местные правовые системы, действовавшие в рамках отдельных курфюржеств или герцогств. В городах также формировалось свое-городское-право. Так, городское право германского города Магдебурга имело авторитет в этот период не только в Германии, но и в других европейских странах. Его нормы признавали в качестве действующих, например, в городе Минске, входившем в состав Великого княжества Литовского. Самостоятельной правовой системой являлось в Германии, как и в других западноевропейских странах, каноническое право. Нормы канонического права имели прямое действие на территории Германии. Вместе с тем отдельные положения канонического права включались в ряде случаев в законодательные акты, издаваемые светскими властями.

Начиная с XV в. немаловажную роль в Германии стало играть «римское право». Оно представляло собой совокупность доктрин, принципов и норм, выработанных в итальянских университетах на основе сохранившихся римских правовых текстов (Кодекс Юстиниана, Дигесты Юстиниана).

Наиболее распространенным источником права в Германии было, как и в тогдашней Европе, было обычное право. Источником германского права было ленное право, нормы и концепции которого вошли в состав Саксонского зерцала в качестве самостоятельной части, обособленной от земского права.

Таким образом, право Германии в средние века представляло собой совокупность многочисленных и разнообразных правовых систем.

Раскрывая общую характеристику Саксонского зерцала необходимо рассмотреть структуру документа, его состав. Что побудило Эйке фон Репкова создать Саксонское зерцало? Каким целям призван был служить этот трактат?

Из каких частей состоит Саксонское зерцало? Что представляет собой земское право, с одной стороны, и ленное право, с другой? В чем заключаются различия между ними?

Какова система изложения материала в первой части Саксонского зерцала, посвященная земскому праву? По какой системе излагается в данном документе ленное право?

Есть ли какая-нибудь взаимосвязь между земским и ленным правом? Прослеживается ли эта взаимосвязь в тексте Саксонского зерцала? Если да, то в чем она выражается.

Особое внимание обратите на статью 14 книги 1 части I Саксонского зерцала. Данная статья показывает, что правовое регулирование ленных отношений по земскому праву отличается некоторыми особенностями по сравнению с правовым регулированием данных отношений в сфере ленного права.

Саксонское зерцало зафиксировало в своем тексте целый ряд норм имперского государственного права. В ряде статей Саксонского зерцала воспроизводятся положения «конституций мира» императоров Германии. Например, статья 66 книги 2 части I содержит нормы «конституции мира», принятой 1 сентября 1221 г. В тексте Саксонского зерцала говорится о выборах короля и императора, его полномочиях, статусе и полномочиях курфюстов. Какие различия приводятся в анализируемом трактате между королевской и императорской властью?

Саксонское зерцало является одновременно и памятником политической и правовой мысли. В его содержании нашли отражение многие характерные для средневекового западноевропейского общества политические и правовые концепции. В чем заключается суть этих концепций? В чем проявляется влияние христианской религии на содержание саксонского зерцала?

Второй вопрос.Саксонское зерцало раскрывает сложившуюся к началу XIII в. в германском обществе сословную структуру. Для средневекового права характерна тесная связь тех или иных прав и обязанностей индивида с его сословным статусом. Принадлежность индивида к тому или иному сословию определяет в средневековом обществе характер и объем его правомочий по владению и распоряжению земельными угодьями, способы защиты его прав, степень его правовой защищенности и т.п.

При рассмотрении данного вопроса следует обратить внимание прежде всего на статью 16 книги 1 часть I Саксонского зерцала. В §1 указанной статьи говорится: «Никто не может приобрести иного права, кроме того, которое ему свойственно по рождению. Если он, однако, отказывается перед судом от своего права и притязает на другое право, которое он не может обосновать, он теряет оба права». В чем смысл процитированного параграфа?

Описанию сословной иерархии посвящен §2 статьи 3 книги 1 части I Саксонского зерцала. Вместе с тем различные аспекты правового статуса тех или иных групп населения затрагиваются и в других статьях данного трактата. В книге 1 части 1 – это, например, статья 2 §3 статьи 5, §1 и 8 статьи 20, статьи 25,54 и др. В книге 2 той же части рекомендуется обратить внимание на §2 статьи 27, В книге 3 следует специально рассмотреть статьи 3,19,42,§1 статьи 45, §1 статьи 58, статьи 59,64,65 и др.

Статья 2 книги 1 части I Саксонского зерцала делит свободных людей на три рода в соответствии с тем, в каком суде они участвуют. Однако, с другой стороны, здесь отмечается, что участие свободных людей в том или ином суде связано с их землевладением.

Нормы земского права, изложенные в части I Саксонского зерцала, закрепляли правовой статус тех групп населения, которые являлись лично свободными, но не отличались знатью. В отличие от них, нормы ленного права, которым целиком посвящена часть II Саксонского зерцала, фиксировали правовой статус высших групп средневекового германского общества – господ, знати. При анализе текста этой части следует обратить внимание на статью 2 главы I , в которой возможность индивидума стать ленником увязывается с его принадлежностью к одному из высших сословий.

Различия в правовом статусе индивидов определяется в Саксонском зерцале не только принадлежностью их к различным сословиям, но и в определенной степени также этническим и религиозным факторами. Так согласно норме, изложенной в статье 29 книги 1 части I данного трактата, сакс утрачивает свои права относительно земельного участка, «если не заявляет о них в течение тридцати лет и одного года и одного дня. Государство и шваб никогда не утрачивает право собственности, поскольку они могут его доказать свидетелями». В каких еще случаях этнический фактор обусловливает различия в правовом статусе индивидов, согласно нормам Саксонского зерцала?

В качестве примера влияния религиозного фактора на правовой статус индивидов можно привести статью 7 книги 3 части I рассматриваемого правового памятника. В ней идет речь о различиях в правовом статусе приверженцев иудаизма и христианства.

Автор Саксонского зерцала, излагая нормы, закреплявшие неравенство различных групп населения, заявляя при этом в статье 42 книги 3 части I : «Бог создал человека по своему подобию и своими страданиями освободил одного так же, как и другого. Ему бедный так же близок, как и богатый». И далее: « По правде говоря, мой ум не может понять того, что кто-нибудь должен быть в собственности другого».

Третий вопрос.Правовые нормы, регулирующие имущественные отношения, составляют основное содержание Саксонского зерцала. Особое значение имеют нормы, закрепляющие права на землю.

При анализе этих норм следует особо выделить такие вещно-правовые институты, как, «наследственная земельная собственность», что в «Салической правде» называлось аллодом, а также лен, с одной стороны, и различные формы держания земельных наделов, с другой. К последним относились: чиншевое держание, аренда, служебное землевладение министериала и т.п.

Согласно статье 43 книги 2 части I Саксонского зерцала, индивид, объявляющий имение своей наследственной собственностью, обладает более веским правом на него по сравнению с тем индивидом, который объявляет данное имение леном. В соответствии с §3 статьи 44 лен при определенных условиях мог стать аллодом, то есть наследственной земельной собственностью.

Раскройте различия между институтом наследственной земельной собственности и леном. Особо обратите внимание на §2 статьи 38 книги 1 части I Саксонского зерцала и сопоставьте ее с нормами статей 8 и 34 книги 1 части I, с одной стороны, и нормой, изложенной в §2 статьи 9 этой же книги.

При более детальном анализе института лена следует определить круг субъектов ленного права, раскрыть содержание правомочий и обязанностей, вытекающих из обладания леном, выявить способы приобретения лена, выделить разновидности данного института.

Саксонское зерцало проводит различия между духовными и светскими ленами. Согласно §1 статьи 60 книги 3 части I , «император передает в лен все духовные княжеские лены при помощи скипетра, все светские знаменные лены он передает при помощи знамени. Ни один знаменный лен он не может оставлять вакантным более года и дня». В чем заключается смысл указанных различий между двумя видами ленов?

Важнейшие нормы, закрепляющие правомочия и обязанности чиновника, изложены в статье 54 книги 1 части I, в статьях 21, 48, 53, 58 книги 2 части I Саксонского зерцала. В чем состоят указанные правомочиями и обязанностями чиновника, с одной стороны, и арендатора, с другой?

Большое значение Саксонское зерцало уделяет обязательственному праву, в том числе договорам купля-продажа, заем, аренда, найм, хранение и т.д.

Вместе с тем, в тексте документа нашли свое отражение некоторые специфические разновидности договоров, характерные только для средневекового общества. Одним из таких договоров является так называемый «договор чести», предусмотренный в статье 7 книги 1 и в §1-3 статьи 11 книги 2 части I Саксонского зерцала. В чем заключается сущность указанного договора? В каких случаях он применяется?

Какие способы обеспечения исполнения обязательств по договорам предусматривает Саксонское зерцало?

Четвертый вопрос.Нормы, посвященные преступлениям и наказаниям, изложены в статьях 13-17, 26-28, 34-40 книги 2 части I Саксонского зерцала.

В них идет речь о правонарушениях трех типов:

1) правонарушения, влекущие за собой в качестве наказания смертную казнь или какое-либо телесное наказание,

2) правонарушения, влекущие за собой в качестве наказания возмещение (вергельд) материального ущерба,

3) правонарушения, за которые наряду с вергельдом может быть установлено одновременно уголовное наказание в виде штрафа. Так, согласно §10 статьи 32 книги 3 части I Саксонского зерцала судья имеет право получить штраф с того правонарушителя, который платит потерпевшему вергельд или возмещение в суде.

Правонарушения первого типа являются по своей юридической природе уголовными преступлениями. Правонарушения второго типа можно отнести к категории деликта. Правонарушения третьего типа имеют смешанную природу – это деликт и преступление одновременно.

Знает ли Саксонское зерцало такую категорию преступных деяний, как государственные преступления? О каких категориях преступления идет речь в данном трактате?

При анализе норм Саксонского зерцала о преступлениях следует определить, выделяются ли здесь стадии совершения преступлений, формы соучастия в преступлении, формы вины и т.д.

Статьи 14 книги 2 и §3 статьи 84 книги 3 части I Саксонского зерцала говорят об убийстве в условиях необходимой обороны. При каких обстоятельствах такое убийство не наказывается смертной казнью? Какое наказание взамен смертной казни полагается тому, кто совершил убийство в условиях необходимой обороны?

Как в Саксонском зерцале отражен феодальный характер уголовного права? Проследите это на основании §2 статьи 84 книги 3 части I. Согласно ему, убийство ленником своего господина влечет за собой в качестве наказания за это деяние лишение жизни, чести и того имения, которое ленник-убийца имел от убитого. Такому же наказанию подвергался и господин в случае, если он убивал своего ленника. Какие имеются еще статьи, раскрывающие феодальный характер уголовного права? Как наказания влияют на сословную принадлежность преступника или потерпевшего?

Пятый вопрос. В нем отражены нормы, определяющие организацию суда и ход судебного процесса. Большинство их анализируется земским правом. Но и в разделе, посвященном ленному праву имеется глава, посвященная порядку судопроизводства.

В статье 1 книги 1 части I Саксонского зерцала говорится о двух основныхвидах суда – церковном суде и светском суде.

В §1 статьи 55 книги 1 части I Саксонского зерцала раскрывается особенность светской судебной власти: «Всякий светский суд имеет своим началом избрание. Поэтому судьей не может быть назначенный судья и никто иной, если он не был судьей по рождению или по своему лену». Если на должность судьи избирался на длительный срок человек, не имевший лена, граф или миркграф должен был наделить его леном. Об этом прямо говорится в §1 статьи 58 книги 1 части I.

Юридическая природа светского суда раскрывается и в статье 2 книги 1 части I Саксонского зерцала. Какие выводы о сущности судебной власти можно сделать из содержания указанной статьи?

Из материалов Саксонского зерцала видно, что суды в Германии строились на основе сословной иерархии. Раскройте, какие категории судов описываются в Саксонском зерцале?

Проанилизируйте разграничения сферы юрисдикции церковного и светского судов (см.§1 статьи 87 книги 3 части I). Обратите внимание на то, что допускается повторное рассмотрение дела, уже рассмотренного в светском суде, в суде церковном или наоборот, хотя в Саксонском зерцале говорится о том, что никто не платит штраф дважды за одно и то же правонарушение. Однако, в случае, если правонарушитель нарушил мир, он платит за свое преступление отлучению от церкви, он платит штраф и по решению светского суда и по постановлению суда церковно (см.§4, статьи 53 книги 1).

При анализе Саксонского зерцала, посвященных королевскому суду, особое внимание следует уделить §1 статьи 26, статье 33, §2 статьи 52 книги 3 части I. В чем заключаются зафиксированные в тексте Саксонского зерцала отличия королевского суда от других категорий судов?

Как образуется и действует, согласно нормам Саксонского зерцала, суд графа, суд пографа? Каковы рамки их юрисдикции?

Что представляет собой ленный суд, согласно нормам Саксонского зерцала? Какова его организация? Каков порядок рассмотрения дел в ленном суде, согласно нормам, изложенным в главе 2 части II Саксонского зерцала?

Наши рекомендации