Влияние тарифных льгот на развитие производства в Российской Федерации

2. 1 Динамика внешнеторгового оборота в России

В структуре внешней торговли РФ особое место занимает ЕС, как крупнейший экономический партнер страны. На долю ЕС в январе-августе 2011 года приходилось 48,4%, а в январе-августе 2010 года – 49,4% российского товарооборота. На страны СНГ в январе-августе 2011 года приходилось 15,1% российского товарооборота (в январе-августе 2010 года – 14,5%), на страны ЕврАзЭС – 8,1% (8,0%), на страны АТЭС – 23,7% (22,5%), страны ТС - 7,3% (7%). Основными торговыми партнерами РФ в январе-августе 2011 г. среди развивающихся стран были: Китай, товарооборот с которым составил 52,9 млрд. долл. США (147,3% к январю-августу 2010 г.), Турция – 20,0 млрд. долл. США (124,2%), Республика Корея – 16,2 млрд. долл. США (145,5%). Остальные страны не входят в перечень развивающихся и наименее развитых стран (млрд.долл. США): Германия – 45,6 (144,1%), Нидерланды – 43,4 (116,5%), Италия – 28,3 (119,8%), Франция – 20,0 (144,2%), США – 19,1 (136,9%), Япония – 18,9 (139,2%), Польша – 17,4 (130,9%).

Внешнеторговый оборот РФ отражен в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Внешнеторговый оборот РФ за 2006-2011 (январь-сентябрь), миллионов долларов США

Год
Всего
Страны СНГ
Страны дальнего зарубежья

Подготовлено по Внешнеторговый оборот РФ за 2006-2011 (январь-сентябрь)

Больше всего оборот составил в кризисном 2008 г и составил 734681 млн. долл. США, меньше всего – в 2006 г, 439293 млн. долл. США соответственно.

Товарная структура экспорта и импорта за 2006-2010 гг. отражена в таблицах 2.2 и 2.3.

Таблица 2.2

Товарная структура импорта РФ за 2006-2010 гг. (с учетом взаимной торговли с Казахстаном и Беларусью)

 
Млн. долл. США В % к итогу Млн. долл. США В % к итогу Млн. долл. США В % к итогу Млн. долл. США В % к итогу Млн. долл. США В % к итогу
Импорт - всего
в том числе:                    
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) 15,7 13,8 13,2 17,9 15,9
минеральные продукты 2,4 2,3 3,1 2,4 2,6
продукция химической промышленности, каучук 15,8 13,8 13,2 16,7 16,3
кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 0,3 0,4 0,4 0,5 0,5
древесина и целлюлозно-бумажные изделия 2,9 2,7 2,4 3,0 2,6
текстиль, текстильные изделия и обувь 4,0 4,3 4,4 5,7 6,2
металлы, драгоценные камни и изделия из них 7,7 8,2 7,2 6,8 7,6
машины, оборудование и транспортные средства 47,7 50,9 52,7 43,4 44,5
прочие товары 3,5 3,6 3,4 3,6 3,8


Подготовлено по www.consultant.ru

Больше всего по импорту (из перечня преференциальных товаров) было ввезено продовольственных товаров, продукции химической промышленности и каучука в 2010 г., а также лесоматериалов и минеральных продуктов в 2008 г.

Таблица 2.3

Товарная структура экспорта РФ за 2006-2010 гг. (с учетом взаимной торговли с Казахстаном и Беларусью)

 
Млн. долл. США В % к итогу Млн. долл. США В % к итогу Млн. долл. США В % к итогу Млн. долл. США В % к итогу Млн. долл. США В % к итогу
Экспорт - всего
в том числе:                    
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) 1,8 2,6 2,0 3,3 2,3
минеральные продукты     65,9     64,9     69,8     67,4     68,8
продукция химической промышленности, каучук 5,6 5,9 6,4 6,2 6,3
кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1
древесина и целлюлозно-бумажные изделия 3,2 3,5 2,5 2,8 2,5
текстиль, текстильные изделия и обувь 0,3 0,3 0,2 0,2 0,2
металлы, драгоценные камни и изделия из них 16,3 15,9 13,2 12,8 13,0
машины, оборудование и транспортные средства 5,8 5,6 4,9 5,9 5,7
прочие товары 1,0 1,2 0,9 1,3 1,1

Подготовлено по www.consultant.ru

Больше всего по экспорту (из перечня преференциальных товаров) было вывезено продовольственного сырья в 2010 г., минеральных продуктов и продукции химической промышленности и каучука в 2008 г., лесоматериалов в 2007 г.

Удельный вес основных партнеров в торговле России с развивающимися странами в 2010 г. по товарообороту: Китай – 41,76 %, Республика Корея – 11,3 %, Сингапур – 1,93 %, Таиланд – 1,23 %, Вьетнам – 1,5 %, Индонезия – 1,05 %. В основном, торговля и вообще товарооборот у РФ происходит с Китаем, куда РФ экспортирует топливно-энергетические ресурсы, а из Китая импортируется в нашу страну одежда, обувь, товары народного потребления.

Ниже на рисунке 1 указана динамика торговли РФ со странами ТС и СНГ (январь-май 2010 г. к январю-маю 2009 г.).

Влияние тарифных льгот на развитие производства в Российской Федерации - student2.ru

Подготовлено по официальному сайту ФТС России в разделе динамика торговли России со странами СНГ и Таможенного союза

Из рисунка 1 видно, что в январе-мае 2010 г. больше всего импорта у РФ было с Туркменией, что составило 260,6 %, экспорт в Молдавию 231,4% по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. Это указывает на возросший интерес к торговле с этими странами.

Ввоз преференциальных товаров (в основном из КНР) возрастает. Расширение импорта в РФ в отсутствие достаточного числа конкурентоспособных отечественных поставщиков сопровождается усилением позиций зарубежной продукции на внутреннем рынке, что неблагоприятно сказывается на развитии отечественного производства определенных видов товаров. Это говорит об актуальности исследования вопроса предоставления льгот по уплате таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран.

Анализ ввоза товаров на таможенную территорию ТС по таможенным процедурам будет рассмотрен ниже.

2. 2 Анализ ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза по таможенным процедурам

Действенным механизмом регулирования ВЭД являются таможенные процедуры. Наиболее благоприятными для участников ВЭД являются «льготные» таможенные процедуры: таможенный транзит, таможенный склад, переработка товаров, временный ввоз, временный вывоз, реимпорт, реэкспорт, уничтожение, отказ в пользу государства, беспошлинная торговля.

По статистике, на долю помещения товаров под вышеперечисленные таможенные процедуры приходится 22% таможенных операций. Из них: на таможенную процедуру таможенного транзита – 7%, таможенного склада – 2,6%, временного ввоза – 1,5%, временного вывоза – 2,1%, реимпорта – 2%, реэкспорта – 3%, уничтожения – 0,6%, переработка на таможенной территории – 1,4%, переработка вне таможенной территории – 0,2%, переработка для внутреннего потребления – 0%, отказа в пользу государства – 0,1%, беспошлинной торговли – 0,8%.

При использовании процедуры таможенного склада обеспечение уплаты таможенных платежей не требуется, что является бонусом для компаний, которые будут применять данную процедуру.

При процедуре переработки товаров на таможенной территории применяется принцип возмещения: уплаченные при ввозе иностранных товаров суммы таможенных пошлин и налогов подлежат возврату при вывозе полученных из них продуктов переработки после завершения действия указанного режима. Учитывая экономический характер процедуры переработки и, следовательно, возможность возникновения неблагоприятных экономических последствий при их использовании, законодательством устанавливаются определенные ограничения сферы их применения.

Значение таможенной процедуры временного вывоза товаров определяется потребностями развития торговых и других форм международного сотрудничества. Пользование временно вывезенными товарами допускается с полным или частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов. Это закономерно порождает необходимость установления определенных границ применения таможенной процедуры, за пределами которых его использование может привести к негативным последствиям для российской экономики.

Применение процедуры переработки товаров вне таможенной территории ТСограничивается в основном ремонтом товаров. В рамках этой процедуры в отношении судов за рубежом традиционно осуществлялись ремонтные работы, модернизация и иные операции по переработке. Полное освобождение от уплаты таможенных пошлин предоставляется при безвозмездном ремонте вывезенных товаров.

Процедура уничтожения, с одной стороны, позволяет защитить потребительский рынок от проникновения недоброкачественной, морально устаревшей либо невостребованной продукции. С другой стороны, он освобождает участников ВЭД от излишних финансовых затрат, сопряженных с необходимостью обратного вывоза некачественных товаров, а также необходимостью обратного вывоза или уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении товаров.

В соответствии с процедурой отказа в пользу государстваучастник ВЭД вправе отказаться от товара без уплаты таможенных пошлин и налогов, а также без применения экономических мер.

Процедура реэкспорта предполагает вывоз с таможенной территории ТС иностранных товаров (не происходящих с таможенной территории ТС и не выпущенных на ней для свободного обращения). Непосредственно вывоз производится на основании разрешения начальника таможни без уплаты таможенных платежей.

Таможенная процедура реимпорта может быть использована в случае ввоза на территорию ТС товаров, ранее вывезенных в соответствии с режимом экспорта. Сфера ее применения ограничивается возвратом товаров по истечении долгосрочной аренды (свыше 2 лет), ввозом товаров для технического обслуживания и случайными закупками за рубежом товаров, ранее проданных иностранным лицам и вывезенных с территории ТС.

При таможенном транзите таможенные органы не требуют предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, если (п.2 ст. 217 ТК ТС): в качестве декларанта выступают таможенный перевозчик или уполномоченный экономический оператор; товары перемещаются железнодорожным и трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи; это установлено международными договорами; товары перевозятся под таможенным сопровождением; в иных случаях, установленных ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов ТС.

В настоящее время таможенная процедура переработки для внутреннего потребления фактически не применяется, поскольку перечень товаров, в отношении которых допускается переработка для внутреннего потребления, Правительством РФ не установлен. В целях развития отраслей российской экономики и стимулирования импортозамещения на территории РФ инвестиционных товаров Правительство РФ вправе определять отдельные виды товаров и (или) продуктов их переработки, в отношении которых для целей исчисления таможенных пошлин могут применяться таможенная стоимость и (или) количество иностранных товаров при их помещении под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления. Реализация данного положения позволит предоставлять льготы предприятиям, использующим таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления при изготовлении конкурентоспособной продукции.

В отношении иностранных товаров, помещаемых под таможенную процедуру беспошлинной торговли, предоставляется освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, поскольку такие товары предназначены для реализации гражданам при их выезде за границу и фактически вывозятся за пределы таможенной территории ТС. К таким товарам не применяются запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством государств-участников ТС. Иные запреты и ограничения, не имеющие экономического характера и установленные исходя из целей государственной, экологической безопасности стран-участниц ТС, защиты прав интеллектуальной собственности, а также защиты здоровья и нравственности населения, подлежат применению.

Таким образом, «льготные» таможенные процедуры: таможенный транзит, таможенный склад, переработка товаров, временный ввоз, временный вывоз, реимпорт, реэкспорт, уничтожение, отказ в пользу государства, беспошлинная торговля.

2. 3 Оценка реализации целей таможенного тарифа и предоставления тарифных льгот

Таможенный тариф имеет ряд характеристик, которые необходимо обозначить:

- средняя ставка таможенной пошлины;

- соответствие адвалорных, специфических и комбинированных ставок в тарифе;

- дифференциация ставок в тарифе;

- реализация принципов построения тарифа (эскалация – повышение ставок пошлин по мере роста степени технологической обработки товара; эффективный тариф – установление низких ставок пошлин на товары, необходимые для развития производства с высокой долей вновь созданной стоимости);

- тарифный шаг (например, 5 – на адвалорные ставки 0, 5, 10, 15, 20, 25%).

Таможенный тариф выполняет, прежде всего, бюджетообразующую функцию, поэтому методы формирования таможенно-тарифной политики ориентированы на фискальные меры. При такой оценке таможенного тарифа он имеет ряд слабых сторон: абсолютный размер ставок пошлин не учитывает платежеспособность населения; при завышенных ставках пошлин не учитывались уклонение от причитающихся платежей через неверное декларирование товаров, по коду ТН ВЭД, где ставки ниже.

Высокие ставки пошлин эффективны лишь в случае, когда необходимо ограничить ввоз тех или иных товаров. Если такая цель не ставиться, высокие ставки не способствуют ведению честного бизнеса и в конечном итоге приводят к сокращению сумм таможенных платежей. Вместе с тем относительное снижение уровня ставок пошлин благоприятно сказывается на внешнеторговой деятельности и позволяет увеличить поступления в бюджет.

Использование таможенного тарифа в целях регулирования внешней торговли используется на основе применения целого комплекса средств. Основным из них являются ставки пошлин, которые приводят к удорожанию товара и тем самым делают его менее конкурентоспособным. Соответственно это влечет за собой уменьшение их ввоза или вывоза Применяемые ставки экспортных и импортных таможенных пошлин утверждаются постановлениями Правительства РФ с учетом конкретных сложившихся внутренних и местных условий.

Необходимо еще раз обозначить цели таможенного тарифа: рационализация товарной структуры ввоза товаров; поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров; создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в ТС; защита экономики ТС от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции; обеспечение условий для эффективной интеграции ТС в мировую экономику.

Фискальная функция таможенного тарифа является наиболее актуальной для РФ, и если в развитых странах доходы от таможенных платежей составляют небольшую долю поступлений в государственный бюджет (например, в США – не более 1,5%), то в российском бюджете – до 50–60% его доходной части. В соответствии с требованиями развития мирового хозяйства и ВТО (особенно в условиях вступления РФ в ВТО в ближайшее время) назрела необходимость снижения средней ставки таможенного тарифа, поэтому необходимы поиски новых подходов к исследованию таможенно-тарифных отношений, переориентации таможенного тарифа с выполнения фискальной функции на регулирующую, а в определенной степени и протекционистскую, поскольку она выполняет роль защиты национального производителя.

Т.к. соотношение ввоза и вывоза товаров в ТС уравновешено (сальдо торгового баланса положительно), то значит, что вторая цель таможенного тарифа выполняется полностью.

Что касается третьей цели (создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в ТС), то тариф непосредственно влияет на стоимость ввозимых товаров, т.е. высший орган ТС вправе устанавливать (уменьшать или увеличивать) ставки таможенных пошлин на товары, которые находятся в группе риска (например, машины и оборудование).

Экономика ТС защищается от неблагоприятной конкуренции извне с помощью специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, или устанавливая повышенные ставки на неблагоприятные для экономики товары. С помощью таможенных пошлин государство может поощрять ввоз или вывоз соответствующих товаров или ограничивать их, ставить в равные экономические условия товары отечественного производства и конкурирующие иностранные товары, проводить определенные экономические, научно-технические, экологические, валютно-финансовые политики в области внешнеэкономической деятельности, направлять деятельность субъектов ВЭД в русло общегосударственных, национальных интересов. Предельные ставки ввозных таможенных пошлин зависят от торгово-политических отношений России к странам или группам стран и от национальной системы преференций.

Что касается тарифных льгот, то принципиально новыми для РФ были следующие тарифные льготы: в отношении авиационных двигателей, запасных частей и оборудования, необходимых для ремонта и технического обслуживания гражданских пассажирских самолетов иностранного производства; в отношении технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему; сырья и материалов, ввозимых для исключительного использования на территории государств – членов ТС в рамках реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности, в соответствии с законодательством этого государства. С 1 июля 2010 г. таможенными органами РФ было предоставлено тарифных преференций на сумму 464 млн. долл.

Несмотря на большую работу, проведенную в части унификации применения тарифных льгот и тарифных преференций в рамках ТС, существует ряд проблемных вопросов, требующих решения. К ним можно отнести:

1. В соответствии с пунктом 8 Решения Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 г. № 18 в ТС в срок до 01.07.2010 года необходимо было провести работу по внесению соответствующих изменений в законодательные акты. Однако, до настоящего времени корректировка положений Закона РФ «О таможенном тарифе» с учетом действия международных соглашений не произведена.

2. Согласно пункту 3 статьи 6 Соглашения от 25 января 2008 г. порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин должен устанавливаться Комиссией ТС. Несмотря на это, порядок предоставления тарифных льгот по-прежнему определен национальным законодательством государств-членов ТС.

3. Применение тарифных льгот в отношении отдельных категорий товаров, ввозимых в РФ, не представляется возможным в связи с нерешенностью ряда принципиальных вопросов. В частности, это касается случая освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины технологического оборудования, комплектующих, запасных частей к нему, сырья и материалов, ввозимых для исключительного использования на территории государства- участника ТС в рамках реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности (сектору экономики) государства-участника ТС в соответствии с законодательством этого государства-участника ТС. Реализация данной льготы невозможна в связи с отсутствием порядка отнесения инвестиционных проектов к приоритетным. Данная норма прописана в Федеральном законе от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", является не действующей, но может быть применена для реализации данной тарифной льготы.

Решение рассмотренных выше проблемных вопросов позволит повысить эффективность применения системы таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности, увеличить товарооборот между нашими странами, а также обеспечить поступления в федеральный бюджет.

Наши рекомендации