Зарождение удельно-вотчинной системы
Истоки этой системы восходят, по мнению А. Л. Юрганова, к завещанию Ивана Калиты: «Здесь система еще не сформирована окончательно, но уже обозначено само направление ее развития. Свое домениальное владение князь делит между членами своей семьи (уделы)... Уже функционирует, но пока в заро-
дыше, и сама система будущего пожалования (вотчин)...». Вся Русская земля считалась коллективной собственностью Калити-чей. Каждый из членов рода Ивана Калиты имел право на свою часть этого общего владения — удел. В то же время из любого удела могли выделяться временные земельные пожалования служилым людям — вотчины. Владельцем вотчины при этом продолжал считаться член княжеского рода. Эта система зародилась на родной почве. Согласно лествичной системе восхождения князей на престолы, Русская земля еще со времен Святослава находилась в коллективном владении княжеского рода. Переход от общеродовой собственности к семейной («отчинной») привел к распаду древнерусской государственности, и «ряд» Ярослава Мудрого, как полагал А. Е. Пресняков, не что иное, как стремление избежать естественного последствия раздела. «Именно в этой попытке противостоять распаду уже видны ростки будущей удельно-вотчинной системы, — считает А. Л. Юрганов, — старейшинство «в отца место», о котором говорится в «ряде» Ярослава, могло иметь силу, но лишь при одном условии: что в сознании людей присутствует представление о том, что старший брат — глава рода, имеющий права на власть и собственность»8. Помимо этого на формирование удельно-вотчинной системы оказало несомненное влияние монгольское право и монгольская система властвования. Род Чингисхана обладал властью над всей территорией Великой Монгольской империи. В ее рамках Чин-гис выделил каждому из членов своей семьи удел. Все остальные племена и роды, вошедшие в состав Монгольской империи, становились слугами Чингисидов. Однако в начале XIV века в Золотой Орде «на местах создаются династии областных правителей»9. Естественно, их формирование происходило в правовых рамках Монгольской империи. Как считал Г. А. Федоров-Давыдов, это был момент едва ли не прямого восприятия монгольской системы, ибо местные династии получали право наследования10. Подобный поворот к утверждению наследственного права местных правителей произошел и в Северо-Восточной Руси XIV века. Как вполне обоснованно считает А. Л. Юрганов, духовная Ивана Калиты 1339 года — первый акт, фиксирующий новую для Руси систему удельно-вотчинных отношений: «Торжество великокняжеской власти заключалось в укреплении семейно-родовой собственности. В русском средневековом обществе с его традиционализмом в социальных отношениях не возникало (да и не могло возникнуть) идеи об отказе от этой формы собственности... Мгелы существуют, пока существует великокняжеская... семья — верховный распорядитель собственности»".
Начиная с этого момента, удельно-вотчинная система постепенно становится основной формой управления, определяющей все остальные стороны политической жизни русских земель.
Глава 2